Методическое пособие «Формирование навыков певческого дыхания в хоровом коллективе»
методическая разработка

Золотова Елена Валентиновна

На сегодняшнем этапе проблема совершенствования и приемов методов эффективного формирования вокально-хоровых навыков постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Накопленные знания, педагогический и практический опыт ведущих специалистов в области вокально-хоровой работы позволяет рассматривать   пение, как на процесс, имеющий лечебно - оздоровительный эффект.  В методическом пособии представлен анализ опыта работы по формированию навыков певческого дыхания в хоровом коллективе. Данное пособие предназначено для студентов колледжей по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование,  44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной дечтельности). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики

 Белгородской области

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Методическое пособие  

«Формирование навыков певческого дыхания

 в хоровом коллективе»

Преподаватель Е.В.Золотова

                                                                 

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..…….…3

Глава I. Современные методы вокально-технической работы в певческом коллективе 

             1.1. Краткая характеристика типов дыхания в певческой практике…...............................................................................................................5

Глава II. Анализ опыта работы по формированию навыков певческого дыхания в хоровом коллективе  

  2.1. Работа над оптимальным типом дыхания в хоре…………………..9

           2.2. Упражнения на развитие певческого дыхания А.Стрельниковой,     С. Шушарджана……………………………………………………………….....11

Заключение.…………………………………………………………….………...16

Список литературы………………………………………………………………17

Приложения …..………………………………………………………………....19

Введение

         Накопленные знания, педагогический и практический опыт ведущих специалистов в области вокально-хоровой работы позволяет рассматривать   пение, как на процесс, имеющий лечебно - оздоровительный эффект.  

        На целебную силу воздействия музыки которая, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле, обращали внимание современников еще античные философы Аристотель, Пифагор и Платон.

        На сегодняшнем этапе проблема совершенствования и приемов методов эффективного формирования вокально-хоровых навыков постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.         Многоплановое исследование вокально-хорового процесса отражено в работах многих известных педагогов-хормейстеров: П.Г.Чеснокова,   Г.Струве, М.С.Осенневой, Г.Ломакина, В.А.Самарина и многих других.         В голосообразовании дыхание является одним из основных факторов. Дыхание – это двигательная сила, которая приводит голосовой аппарат действие. Вокальная техника зависит напрямую от умения владеть певческим дыханием. И следовательно, в плане научно-практического осмысления исследование процесса формирования певческого дыхания у певцов хорового коллектива является, по-прежнему, актуальным.

Глава 1. Современные методы вокально-технической работы в певческом коллективе

1.1. Краткая характеристика типов дыхания в певческой практике

        Мобильность современной жизни диктует необходимость так модернизировать систему обучения, чтобы при наименьших временных затратах появилась возможность достижения более качественных результатов. Таким образом, актуальность использования нетрадиционных методов вокально-технической работы, направленной на развитие профессионально значимых умений и навыков будущего музыканта – исполнителя, очевидна.

        «Каждое искусство слагается из двух частей: технико - механической и эстетической. Тот, кто недостаточно подготовлен для преодоления трудностей первого ряда, никогда не будет в состоянии достигнуть совершенства во второй», - писала известная певица М.Маркези [1.].

        Вокально – хоровые навыки представляют собой сложную систему, где компоненты согласованы и дополняют друг друга. Певческое дыхание, голосообразование, дикция, артикуляция, звуковедение, интонация – все эти певческие навыки необходимо развивать в комплексе, с учетом общепедагогических принципов систематичности и последовательности, доступности и осознанности.

        Отрабатываемые на занятиях технические приемы обязательно сопровождаются точными указаниями преподавателя, иначе нарушается автоматизация процесса голосообразования, что приводит к ухудшению качества звучания хора.

        Вокально-техническая работа на занятиях по хоровому классу включает в себя множество составляющих:

1) подготовка певческого аппарата к вокальной работе;

2) становление и укрепление певческого дыхания;

3) работа над дикцией и артикуляцией;

4) осознанное использование регистров голосообразования, развитие диапазона.

        Голос человека – это уникальное явление. Несмотря на сходство анатомического строения и механизма образования звука, не существует двух абсолютно одинаковых голосов. Природный тембр, который и придаёт голосу индивидуальность, с одной стороны принадлежит только данному человеку, а с другой, генетически, является связующей нитью между разными поколениями одной семьи. Вместе с тем, голосовой аппарат – это наиболее хрупкая и тонкая система человеческого организма [6.].

        Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы влияния определенных «оздоровительных технологий» на развитие певческого голоса, попробуем проанализировать существующие типы дыхания в певческой практике, для того, чтобы ясно представлять какой из типов дыхания принесет наибольшую пользу при вокально-хоровой работе.

  1. Краткая характеристика типов дыхания в певческой практике

 

         Известно, что каждому человеку присущ определённый тип дыхания. В зависимости от того, какие из дыхательных мышц задействованы во время вдоха и выдоха, различают четыре типа. Важно отметить, что полностью изолированного типа дыхания в жизни практически не встречается. В любом из них принимает участие, в той или иной степени, вся система дыхания, но с доминированием определенной группы мышц.

        Так, например, ключичное (плечевое) дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч вверх при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; при этом в основном вентилируются верхушки лёгких и немного средняя часть.

        В грудном дыхании участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её частях. При боковом (рёберном) дыхании - во время вдоха до некоторой степени участвует и диафрагма, в то время как в предыдущих типах она находится почти в состоянии покоя. Диафрагмальное (брюшное) дыхание совершается главным образом при помощи сокращения (опускания) диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Грудная клетка остаётся практически без изменений; при этом в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя.

        Но эти типы дыханий используют в своей деятельности профессиональные певцы и артисты. Поэтому, оптимальным типом  дыхания, при котором  певческий голос звучит естественно и легко, является  смешанное дыхание [14.].

        Звукообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только подготовка голосового аппарата к голосообразованию, но и наполнение легких воздухом. Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание. Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра. Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки и потому обеспечивает нужную полноту вдоха. Кроме того, поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы – длительного сокращения с наименьшим напряжением.

        В противоположность описанному, поверхностный вдох часто бывает шумным, при нем мало увеличивается объем грудной клетки и не обеспечивается нужный запас дыхания. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, но осуществим только при пении упражнений.

        При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии и близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

        Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией или установкой, следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.

        Основными задачами правильного певческого выдоха являются: дозированное расходование дыхания, создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве и плавный выдох [17.].

        Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно.

        Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания. Опора должна быть упругой, пластичной и гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков.         

        Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие «опора дыхания» обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

        Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание. В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно полный и глубокий, выдох происходит без активного взаимодействия дыхательных мышц, в результате чего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает тембровая окраска, сила звука и опора. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, где вдох обычно шумный, с перебором дыхания, а выдох характеризуется значительным напором. Голосовые складки  противостоят высокому подскладочному давлению и перенапрягаются. Звук становится крикливым и маловыразительным, бедным по тембру.

         Голосовые складки во время фонации превращаются в эластичный затвор, стоящий на пути выдыхаемого воздуха. От организации этого затвора – от степени сближения голосовых складок, сокращения мышц и их упругости зависит расход дыхания. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет «собранность» [4.].

        Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса, т.е. певческая установка. Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

Глава II. Формирование навыков певческого дыхания в хоровом коллективе

2.1. Работа над оптимальным типом дыхания в хоре

        Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски. Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но во многом и отличается от обычного дыхания. Обычное дыхание непроизвольно, а певческое – осознанный, регулируемый процесс. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания, дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше. Количество вдыхаемого воздуха неравномерно в зависимости от певческих задач. Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В связи с этим работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

         На начальном этапе обучения необходимо работать над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно. Но в дальнейшем, нужно плавно переходить на освоение более серьёзного типа дыхания диафрагмального. У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое «спадение» (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

        Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися пению сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять. На первых порах надо научиться в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался «резерв дыхания». При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох [10.].

        Для развития певческого дыхания, опоры, не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, т.к. работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему звук без опоры дыхания беден по тембру, тусклый, вялый, недостаточно «полетный», ниже оптимальной силы.

        Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На первоначальном этапе обучения используется только мягкую атаку. Она способствует развитию протяжного (кантиленного) пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата. Главным в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения нужно стремиться прививать навыки протяжного пения.

     Для достижения этой цели полезно использовать русские народные напевы. Общий же репертуар должен включать песни различные по характеру; колыбельные, маршевые, веселые, шуточные и серьёзные, задумчивые песни о природе и т.п. С первых занятий важно приучить певцов брать дыхание по руке –  дирижерскому жесту.

2.2. Упражнения на развитие певческого дыхания А. Стрельниковой, С.Шушарджана

        Упражнения для развития дыхания могут быть беззвуковыми и звуковыми. Если дыхательные мышцы вялые, расслабленные – необходимо применение беззвуковых упражнений, помогающих развитию определенных мышц.

        Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются как физическая зарядка перед пением. Такими упражнениями в течение первого полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на момент формирования звука [5.].

        Первоначальный навык – умение взять правильный вдох носом, бесшумно. Начать надо с глубокого, равномерного, спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. В первых упражнениях – вдох полный, в последующих (звуковых) – разной полноты. Полезно сразу уяснить разницу в характере вдоха, задержки, выдоха при разных атаках. Далее необходимо приступать к звуковым упражнениям [Приложение 5].

         Для начала некоторые упражнения лучше выполнять около большого зеркала, т.к. нужен постоянный самоконтроль. Важно следить, чтобы корпус был свободен, а плечи развернуты. Дышать необходимо легко и свободно, не перебирая воздуха, следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались.         Вдох должен быть бесшумным и маленьким, (исключить порывистость и судорожность), а выдох – спокойным и продолжительным.        В процессе выдоха следует удерживать вдыхательную позицию. При выполнении упражнений возможно легкое головокружение, поэтому необходим отдых около минуты, а потом можно продолжить упражнение. Различные виды дыхательных упражнений указаны в приложении.

        Основной рекомендацией для выполнений данных упражнений является выполнение спокойного выдоха, соблюдая состояние покоя во всем теле.

        Следует отметить, что занятие спортом, особенно плаванием, бегом, лыжами оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной мускулатуры. При плавании, как известно, производится быстрый и глубокий вдох и относительно продолжительный выдох в воду, что во многом похоже на осуществление вдоха и выдоха при пении. Естественней всего наше дыхание функционирует во время смеха. Поэтому больше смейтесь, не забывая про работу мышц.

        Обратимся к дыхательной гимнастике А.Стрельниковой, которая создавалась в конце 30-х годов двадцатого века как способ восстановления певческого голоса. В 1972 году гимнастика «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса» зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы.        

        Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхание.

        Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.  Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем [20.].

        Практика показала, что использование «стрельниковских» упражнений значительно облегчает овладение учащимися навыками верного певческого дыхания, укрепляет мышцы тела, задействованные в пении, оказывает общеукрепляющее действие на организм юных певцов. Существует множество вариантов выполнения упражнений. В данном пособии предлагается именно те упражнения, которые Александра Николаевна рекомендовала для певцов [Приложение 3].

        Большой интерес у хормейстеров вызвали упражнения, разработанные С.В. Шушарджаном. Мощный оздоровительный эффект дает вокалотерапия больным бронхо-легочными заболеваниями.

        Профессором С.В. Шушарджаном на клинических примерах было доказано, что применение данного метода у больных бронхиальной астмой снижает частоту приступов удушья в 2-3 раза, облегчает отхождение мокроты буквально после первых же занятий, улучшает показатели функции внешнего дыхания (с выраженной тенденцией к экономизации дыхания и улучшению проходимости в бронхах), улучшает показатели крови. Остается добавить к этому мощный заряд положительных эмоций, который получают больные от этих занятий, что также способствует скорейшему выздоровлению.

        Разработанная методика психофизического вокалотренинга для детей и взрослых, активно применяется хормейстерами на начальном этапе обучения пению. Методика состоит из следующих разделов:

1.    Упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища (5 – 10 минут.).

2.    Дыхательная гимнастика (10 – 15 минут).

3.    Вокальные упражнения (15 – 20 минут).

4.    Упражнения для активизации дикции и артикуляции (5 – 7минут).

5.    Творческое задание (7 – 10 минут).

        Первый раздел включает физические упражнения, связанные с растяжением, напряжением и последующим расслаблением мышц лица, шеи и туловища. Как правило, у большинства детей и взрослых существуют проблемы, связанные с общей скованностью, зажатостью подчелюстных мышц, неумением расслабляться. Упражнения способствуют быстрому устранению данных проблем.

        Второй раздел состоит из комплекса дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, тренировки нижнереберно-диафрагмального дыхания и певческой позиции. Здесь же преподаются основы тонизирующего и седативного типов дыхания, дыхательные упражнения лечебно-профилактического свойства.

        Третий раздел урока начинается с настройки грудного и головного резонаторов при помощи вокальных упражнений. Первые упражнения пропеваются с закрытым ртом. Далее в процесс пения включаются различные гласные и согласные звуки. Педагог должен обращать внимание обучающихся, главным образом, на вибрационные ощущения в области груди, живота, головы, гортани, лица при разновысокой вокализации различных гласных звуков.

        «Петь – как говорить», – это один из девизов вокалотерапевта С.В. Шушарджана. Поэтому, четвертый раздел призван переключить внимание на процесс произношения отдельных звуков, слогов, фраз и текстов. Это привносит в занятие элемент игры, театральности. Здесь тренируется выразительная, эмоционально окрашенная, четкая речь. Артикуляционная гимнастика служит снятию напряжения с мышц речевого аппарата, правильному формированию гласных и согласных звуков, общему раскрепощению пациента.

        Заключительный раздел вокалотренинга – творческое задание. Это может быть работа над отрывком из вокального или хорового произведения, над художественным или поэтическим произведением, небольшой театральной постановкой и др. Цель – пробуждение индивидуального эмоционального отклика, способности к творческому самовыражению. Все умения и навыки, приобретенные в процессе вокалотренинга, должны быть творчески применены в данной части урока. При умелом ведении этой части урока у певцов должна возрасти самооценка личности, чувство уверенности в своих силах и способностях.

        Каждое занятие строится по принципу чередования упражнений и, в целом, стремиться к гармонизации общего психофизического состояния пациентов. При этом необходимо учитывать, в какое время суток проводится урок. Так, во время утренних или дневных занятий можно немного повысить градус тонизации за счет более активных упражнений, а если занятие приходится на вечернее время, логично уделить чуть больше внимания упражнениям с седативным эффектом [Приложение 4].

        По мере накопления первичных навыков, рекомендуется переходить на более сложную ступень, добавляя ещё и восстановительную дыхательную гимнастику  по методике  Е.В. Лавровой.

        Эти упражнения построены на использовании принципа массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой дыхательной струёй. Этим приёмом достигается увеличение подвижности голосовых связок, т.к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации [11.].

         Все перечисленные выше упражнения подчинены одной цели – формированию дыхания на опоре, которая необходима при пении [Приложение 5].

        Таким образом, весь комплекс дыхательной гимнастики напрямую связан с  процессом «оздоровления».

Заключение

        Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно, почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим   отрегулировать вдох и выдох, при осознании  правильной  мышечной активности. Это самый главный фактор в обучении для начинающих вокалистов.  Осознанное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в упражнениях под наблюдением опытного педагога.

        Работа дирижёра академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьется ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.

        Главной особенностью работы с хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление,  как  духовное, так и физическое. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность руководителя хора невозможно переоценить.

Список литературы

1. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб, 2000.

2. Виноградов Л.В. Музыкальное действо. Искусство в школе, 1994, №2, с.20 – 26; №4, с.42 – 47.

3. Горюнова Л. Пение как состояние души. Искусство в школе. 1994.№1, с.30 – 34.

4. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1996.

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.СПб., 1997.

6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М., 2000.

7. Кирнарская Д. Музыка – лучший педагог. Искусство в школе,2005,№1,с.3 – 6.

8. Кирнарская Д. Музыкант в век «интеллектуальных хамелеонов». Играем сначала. 2005,№2.

9. Кирнарская Д. Проблемы современного музыкального образования с позиций возрастной психологии. Проблемы детского музыкального воспитания. Сборник трудов. Вып. 131, М., 1994.

10. Н. Н Лавров. «Дыхание по Стрельниковой». Р-Д. «Феникс»,2004

Материалы сайта http://shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie

11. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007.

12. Михайлова Н., Шувалова Е. Хоровая работа в начальной школе. Искусство в школе.2003, №3, с.43 – 46.

13. Назаренко И.К. Искусство пения. М., 1968.

14.Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей. Методическое пособие. Киев, 1989.

15. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. Музыкальное воспитание в школе.1985, Вып.16., с.31.

16. Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г.Соколова, М., 1981.

17. Силагина Н.С. Методика работы с детским хором. Магнитогорск, 1999.

18. Стулова Г.П. Хоровой класс. М., 1988.

19. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М., Изд-во АО "Перспектива", 1994. с. 190.

20. Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С. Методология и принципы вокалотерапии. Тезисы докл. 1 Межд.конгр. по интегративной медицине "Синтез медицины Восток-Запад и современных технологий - путь в 21-й век", - Кипр, 1997. – С. 164-165.

21. Шевелева Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Йошкар - Ола, 1994.

22. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., 2000.

23. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.

Приложения

Приложение 1

Беззвуковые упражнения.

•  Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

• «Испугайся» – упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса.

•  Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» – при вдохе, «втягивание» – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

• «Накачивание насоса» – акцентирование внимания на физических движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов дыхания.

• Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.

Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.

•  Активный вдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.

• Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.

Приложение 2

Звуковые упражнения.

•        Продолжительное пение с закрытым ртом на примарном тоне на mf. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую)

•        Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я», далее – cresc., dim.

•        Тянуть один звук на слоги «ми», «ля». Дирижер тактирует на 2/4, делая постепенное cresc. и sub. p, добиваясь гибкого, естественного нарастания звука. Важно почувствовать зависимость усиления силы звука от напряжения мышц живота.

•        Гаммообразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.

•        Упражнения в разных штрихах (особенно полезно – staccato). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание.

•        Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.

•        Упражнения на цепное дыхание.

Приложение 3

Упражнения А.Стрельниковой.

        Исходное положение: Спина прямая, подбородок слегка опущен, взгляд вперёд. Руки немного согнуты в локтях и подняты – ладони на уровне рта. Рот широко открыт, язык у нижних передних зубов. Вдох производим сначала через рот, затем через нос. Число вдохов должно быть кратным 4. Выдох незаметный, происходит непроизвольно. Думаем  только о вдохе. Ритм вдохов равняется ритму сокращения сердечной мышцы.

Упражнение 1.

Одновременно –

1. Скрещиваем  руки  на уровне груди

2. Активно  вдыхаем  ртом или носом. Выдох.

Упражнение 2.

То же положение, что и в упражнении 1, только корпус поворачиваем  вправо (к впереди стоящей ноге) на 45 градусов.

Упражнение 3.

То же положение, что и в упражнении 2, только корпус поворачиваем  влево на 45 градусов.

Упражнение 4.

То же положение, что и в упражнении 1, только выполняем с лёгким наклоном корпуса вперёд.

 Упражнение 5.

 То же положение, что и в упражнении 1,только выполняем с лёгким наклоном корпуса назад.

Приложение 4

 

Комплекс упражнений по методу Сергея  Шушарджана.

1. Наклон вперёд (спина прямая), расслабившись, вдох носом, возвращаясь в исходное положение – выдох через широко открытый рот. Проделываем 5 раз. Затем – вдох, наклон вперёд – выдох. Возвращаясь в и.п., вдох. Повторяем 5 раз.

2. Исходное положение - стоя, ноги – на ширине плеч; обхватываем  грудь руками – вдох носом (не сгибая спины), развести руки в стороны – выдох, через широко открытый рот. Повторяем 5 раз. Затем разводим  руки в стороны – вдох носом, обхватываем  грудь руками, - выдох, через широко открытый рот. Повторяем  5 раз.

3. Приседая, руки отводим  вперёд или в стороны, спина – прямая - вдох носом. Возвращаясь в и.п., - выдох через широко открытый рот.  Повторяем 5 раз. Затем –  вдох приседая (спина прямая) – выдох. Возвращаясь в и.п., - вдох. Повторяем  5 раз.

4. Исходное положение - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянули, пауза 1-2 сек. При дыхании в этом положении работают равномерно мышцы живота и груди. Повторяем 5 раз.

5. Исходное положение - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сделать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхать. В таком положении оставаться до конца выдоха. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянуть, пауза 1-2 сек. Повторяем 5 раз.

Приложение 5

Восстановительная дыхательная гимнастика Е.В. Лавровой.

Упражнение «Губная гармошка»

        Исходное положение - сесть на стул, прислонившись к стенке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении – вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперёд, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать надо с 30 секунд, делая перерыв после каждого упражнения 20-30 минут. То есть во второй половине  урока, либо в самом его конце мы возвращаемся к данному упражнению опять. И опять не больше 30 секунд. Через 2 недели увеличиваем  нагрузку до 1 минуты.

Упражнение 1


        Наиболее эффективное для развития «полного дыхания». Лежа на спине, положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой, должна оставаться в покое.

        Освоив это упражнение, в положении лежа, можно перейти к выполнению его стоя.Теперь в положении стоя положите руку на живот для контроля дыхания и сделайте медленный вдох, считая про себя до четырех (лучше использовать простой метроном). Не задерживая дыхания, медленно выдыхайте, снова считая до четырех. Почувствуйте, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если Вы плохо ощущаете движение живота, попробуйте выполнить это упражнение, в положении сидя, наклонив корпус максимально вперед, голову приблизить к коленям, а руками обнять себя под коленями (в замок). Получается «поплавок». На медленном вдохе должно появиться ощущение расширения области живота и спины. Непременно будет казаться, что некуда дышать - это правильное ощущение.
 

Упражнение 2

        Способствует повышению силы и эластичности межреберных мышц.
Исходное положение - стоя. Корпус прямой, плечи развернуты, руки расслаблены. Сложив губы, как для утрированного произношения звука "У", нужно взять полное дыхание. Затем, во время пения, стараться удерживать грудь во вдыхательном положении. В целях усложнения тренировки можно посылать воздушную струю энергичными толчками с произношением слога
«ту» или «ду». После каждого слога необходимо делать небольшую паузу, при этом нужно стараться удерживать грудную клетку во вдыхательном положении. Это упражнение следует повторить без перерыва 5 - 8 раз.
 

Упражнение 3


        Упражнение полезно для тренировки диафрагмы и мышц брюшного пресса.Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, нужно сделать глубокий и полный вдох. Задержав дыхание на выдохе, следует встать и слегка наклониться вперед, упираясь руками в верхнюю часть бедер. В таком положении нужно энергично втянуть, а потом расслабить переднюю стенку живота. 

Упражнение 4


Усложненный тип тренировки полного дыхания, которая помогает найти зону дыхательной опоры.


        Его следует делать в положении лежа на спине. Для его выполнения Вам понадобится какой-нибудь груз весом 1,5-2 кг и размером 40x20 (например, несколько книг). Этот груз укладывается на нижнюю часть живота. Делая глубокий вдох носом и разводя при этом руки в стороны, ладонями вверх, нужно движением передней стенки живота поднять груз как можно выше. Далее на медленном выдохе следует, как можно дольше задержать груз мышцами в приподнятом положении и делать медленный выдох через рот. Выдыхать воздух нужно плавно, стараясь как можно дольше не опускать грудь, как будто вдох продолжается во время выдоха.


 
Упражнение 5

Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как Вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц полезно контролировать ладонями рук. 
 


Упражнение 6


«Собачка»


        Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, которая дышит, высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название
«собачка». Вдохните и выдохните на слоге «хо-о-о...». Запомните положение губ, горла, и челюсти. Теперь чередуйте быстрые вдохи-выдохи в этом положении. Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
 

Упражнение 7


Упражнение направлено на развитие равномерного выдоха.

        Одним из главных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Звук певца дрожит, качается и звучит толчками? Тренируя ровный выдох, Вы закладываете основы ровного и красивого звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделайте резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком «ТС-С-С...» медленно выдыхайте воздух сквозь сомкнутые зубы, чтобы воздушный столб был равномерным и не качался. Старайтесь поддерживать воздушное давление, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
 


Упражнение 8


        Упражнение на развитие «открытого» звука.

        Нащупайте на гортани кадык. Проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу воздуха, что, в свою очередь, безусловно, положительно скажется на тембре голоса. Но не надо насильно тянуть гортань вниз. Правильное её открытие достигается только ощущением зевка. Для того чтобы Вы еще легче смогли добиться этого ощущения, представьте себе, что у Вас замерзли руки, и Вы пытаетесь согреть их своим дыханием. Выдыхая на слоге «хо-о-о-о…» у Вас получается теплое дыхание. Поэтому можно сказать: чтобы добиться «теплого» звука нужно дышать теплым воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"

В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

«Формирования навыка певческой дикции в работе с хоровым коллективом»

- Речевые игры и вокальные упражнения. - Формирование певческого аппарата у школьников- Выработать умение четкого произношения слов во время исполнения...

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание...