Формы работы с родительской общественностью
рабочая программа

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования.

Взаимодействие с родителями (законные представители) в учреждении дополнительного образования является актуальной проблемой для педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком. Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребёнком.

И в этом направлении педагоги дополнительного образования смогут целенаправленно и качественно готовиться к мероприятиям, используя разнообразные ресурсы, так как взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

Основными задачами такой работы является вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Это направление работы предусмотрено федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45).

Современный педагог всегда в поиске  своих  путей взаимодействия с семьёй. Существует немало классификаций форм работы с родителями, предлагаемых педагогами. Многие из известных форм уже имеют свои «традиции», проверенные временем, описаны методики их проведения. Однако развитие общества, науки, технологий способствуют постоянному поиску педагогов к выстраиванию эффективных путей взаимодействия с родителями.

Выделяют  традиционные и нетрадиционные формы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование.

 Приведу описание некоторых форм работы с родителями, приемлемых к применению в учреждении дополнительного образования   используемыми, как опытными, так и начинающими педагогическими работниками.

Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления,  буклеты, приглашения), она может размещаться на сайте учреждения, рекламных щитах, передаваться через учителей на классных собраниях.

Следующим шагом на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимного сотрудничества является День открытых дверей. Его можно проводить в начале учебного года в сентябре. Готовиться к такому мероприятию необходимо заранее

В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы с приглашением  всех педагогов дополнительного образования.     Заранее можно подготовить буклеты по направлениям учреждения дополнительного образования. Возможно проведение игровой, музыкальной программы интеллектуального развития. Доброжелательная атмосфера педагогов и детей должна стимулировать родительскую общественность. День открытых дверей  (яркое название), могут также посетить дошкольные учреждения. Здесь возможно оформление выставки декоративно - прикладного творчества, стендовое моделирование, авто-моделирование, робототехники.

 Родительские собрания возможно  провести минимум 2 раза в год. Сценарий собрания зависит от темы, которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога.

  На этом собрании родителей знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год.

На итоговом собрании возможно вручение благодарностей за совместную работу в течение учебного года. Родителей знакомят с  результатами работы, планами на следующий учебный год. Тщательно продуманное собрание принесёт массу положительных эмоций его участникам, повернёт «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.

 Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.

 Форма  анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями.    

Наглядно - информационные формы: информационные  листы, памятки,  плакаты, буклеты, объявления, информационный уголок, презентации «Наши успехи и достижения». 

 Они могут нести в себе разную информацию: о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей.  

Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секретные шкатулки» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей.

 

Из опыта работы: советы начинающему педагогу по работе с родителями (законные представители):

 * В общении с родителями проявляйте  толерантность

    (уважение, дружба, улыбка, сострадание).

 * Научитесь говорить конкретно и уверенно.

 * Не разглашайте информацию, с которой с Вами поделились.

             * Выбирайте доброжелательный стиль общения.

 * Тщательно планируйте и продумывайте каждое  свое мероприятие 

    (цели и задачи).

 * Помогайте  добрыми советами.  

 * Привлекайте родителей к делам объединения, чтобы родители почувствовали свою значимость.

* Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_rodit._obshchestvennostyu.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формы работы с родительской общественностью.

 С.А. Уджухова

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования.

Взаимодействие с родителями (законные представители) в учреждении дополнительного образования является актуальной проблемой для педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком. Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребёнком.

И в этом направлении педагоги дополнительного образования смогут целенаправленно и качественно готовиться к мероприятиям, используя разнообразные ресурсы, так как взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

Основными задачами такой работы является вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Это направление работы предусмотрено федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45).

Современный педагог всегда в поиске  своих  путей взаимодействия с семьёй. Существует немало классификаций форм работы с родителями, предлагаемых педагогами. Многие из известных форм уже имеют свои «традиции», проверенные временем, описаны методики их проведения. Однако развитие общества, науки, технологий способствуют постоянному поиску педагогов к выстраиванию эффективных путей взаимодействия с родителями.

Выделяют  традиционные и нетрадиционные формы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование.

 Приведу описание некоторых форм работы с родителями, приемлемых к применению в учреждении дополнительного образования   используемыми, как опытными, так и начинающими педагогическими работниками.

Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления,  буклеты, приглашения), она может размещаться на сайте учреждения, рекламных щитах, передаваться через учителей на классных собраниях.

Следующим шагом на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимного сотрудничества является День открытых дверей. Его можно проводить в начале учебного года в сентябре. Готовиться к такому мероприятию необходимо заранее

В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы с приглашением  всех педагогов дополнительного образования.     Заранее можно подготовить буклеты по направлениям учреждения дополнительного образования. Возможно проведение игровой, музыкальной программы интеллектуального развития. Доброжелательная атмосфера педагогов и детей должна стимулировать родительскую общественность. День открытых дверей  (яркое название), могут также посетить дошкольные учреждения. Здесь возможно оформление выставки декоративно - прикладного творчества, стендовое моделирование, авто-моделирование, робототехники.

 Родительские собрания возможно  провести минимум 2 раза в год. Сценарий собрания зависит от темы, которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога.

  На этом собрании родителей знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год.

На итоговом собрании возможно вручение благодарностей за совместную работу в течение учебного года. Родителей знакомят с  результатами работы, планами на следующий учебный год. Тщательно продуманное собрание принесёт массу положительных эмоций его участникам, повернёт «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.

 Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.

 Форма  анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями.   

Наглядно - информационные формы: информационные  листы, памятки,  плакаты, буклеты, объявления, информационный уголок, презентации «Наши успехи и достижения».  

 Они могут нести в себе разную информацию: о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей.  

Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секретные шкатулки» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей.

Из опыта работы: советы начинающему педагогу по работе с родителями (законные представители):

 * В общении с родителями проявляйте  толерантность

    (уважение, дружба, улыбка, сострадание).

 * Научитесь говорить конкретно и уверенно.

 * Не разглашайте информацию, с которой с Вами поделились.

             * Выбирайте доброжелательный стиль общения.

 * Тщательно планируйте и продумывайте каждое  свое мероприятие  

    (цели и задачи).

 * Помогайте  добрыми советами.  

 * Привлекайте родителей к делам объединения, чтобы родители почувствовали свою значимость.

* Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего поте...

Программа работы с родительской общественностью педагогов-психологов

План работы с родительской общественностью педагогов-психологов...

Актуальные формы взаимодействия с родительской общественностью.

Статья посвящена актуальным формам взаимодействия с родительской общественностью в современном мире на основе собственного педагогического и родительского опыта....

Программа внеурочной деятельности. Работа с родительской общественностью.

В этом разделе описана работа с родительской общественностью при работе с классом....