Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».
методическая разработка

Федосова Елена Фоминична

Одним из первых навыков, приобретаемым детьми  в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Учимся петь»

 Тема:                 «Вокальное слово и дикция».

Проводит: Федосова Елена Фоминична, 

педагог ДО объединения

художественной направленности «Фантазия»

МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»

Возраст детей: 8-12 лет

Цели: развитие системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, способствуя активной естественности артикуляционного аппарата и снятию мышечных зажимов.

Задачи: 

Образовательные:

  • развивать и совершенствовать вокальные навыки (организация певческого дыхания, звукообразование, артикуляция);
  • развивать дикционные способности и навыки обучающихся;

Воспитательные:

Содействовать формированию:

  • ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству;
  • чувства коллективизма, взаимоподдержки;
  • побуждать и закреплять потребности в творческом самовыражении личности.

Развивающие:

Развивать:

  • образное мышление средствами музыкальной выразительности;
  • голос, слух; внимание, воображение, музыкальную память;
  • логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокое понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
  • эмоциональную сферу детей, творческую активность.

Оборудование и материалы: фортепиано; музыкальный центр; ноутбук; акустическая аппаратура; микрофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • эмоциональный настрой -  мотивация;
  • проверка посещаемости;
  • сообщение темы занятия;
  • планирование деятельности учащихся на занятии – целеполагание.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.

- Сегодня занятие у нас чуть короче, чем обычно, но очень насыщенное и поэтому будем работать очень активно, чтобы успеть как можно больше. Ну и вы уже знаете, что прежде, чем приступить к песням, необходимо…

Дети: разогреть голосовой аппарат и активизировать мышцы живота

-Молодцы, абсолютно верно. Не теряя времени – начнем.

2. Распевание.

  • Упражнения на дыхание

- постановка дыхания и расширение динамического диапазона голоса.

1. Медленный долгий вдох – постепенный плавный выдох

2. Медленный долгий вдох – быстрый резкий выдох в 3 приема

3. Быстрый короткий вдох – медленный выдох

4. Медленный долгий вдох – задержка дыхания – выдох (шарик сдулся)

  • Артикуляционные упражнения

- снятие мышечных зажимов речевого аппарата;

- чистота, «отшлифовка» звуков,  дикционная   чёткость. 

1. Утрированное произношения согласных

2. Гимнастика для губ

3. Цоканье лошадки

4. Скороговорка «Мы перебегали берега»

  • Вокальные упражнения

- владение ровным по тембру и фонетически правильным певческим звучанием на различных гласных;

- владение различной нюансировкой в пении, основами правильного звукообразования, использование певческих резонаторов.

1. Пение legato «ЛОРЕЛЕЯ» - следить за свободным кантиленным звучанием

2. На одной ноте «БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ» с четким произношением согласных

3. На слог «МА» на едином дыхании пение от пиано до форте и обратно – не кричать

3. Пение кантилены «ЛЕЛИЛЕЙ» на квинту вверх и обратно

3. Работа над песней. 

Песня «КТО ДОБРЕЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ»

- работа над чистотой интонации, развитие гармонического слуха, строй между голосами, работа по фразам и вне ритма;

- снятие мышечных и психологических зажимов, работа с партнёром, индивидуально-личностная передача музыки пластическими средствами;

- работа над образом.

1. Подпереть кулаком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читать текст, отодвигая челюстью кулак.

2. Проговорить текст нараспев, соединяя гласные.

3. Работа над кантиленой, не форсировать звук.

- Красивые слова, красивая песня, чистое исполнение. Чего не хватает для целостного восприятия номера? Да, её ещё нужно наполнить неким актёрским содержанием….ведь создавая эстрадные номера, нужно, чтобы они ЖИЛИ!!!

А для этого мы – должны уметь перевоплощаться, абстрагироваться от своих личных чувств и переживаний и вживаться в образ.

И сейчас упражнение, которое помогает соединить голос, пластику и подготовить актёрское тело к работе на сцене…

  • Упражнения на актерское мастерство

1. Стул в центре. 

Все стоят полукругом. Звучит чёткая, ритмичная музыка. Ваша задача – в темпе на каждый счёт сделать восемь любых поз, задействуя стул. Всё делается в темпе, только заканчивает один – сразу же выходит другой!

  1. Части тела.

Встали в шахматном порядке, опора на обе ноги. Чуть пружиним.

Условно разделим наше тело на рабочие зоны. Сейчас у нас нет тела, есть только ваша правая ладонь. Она живёт своей жизнью...теперь плечо…всё внимание здесь…правое бедро…левое плечо…кисть…(и т.д. под музыку)

Замечательно разогрелись, вошли в образы. А сейчас переносим это состояние свободы в песню.

Работа над выразительностью исполнения, целостной передачей образа при сценодвижении.

4. Итог занятия.

- Спасибо. Устали? Было интересно? Что наиболее понравилось? Что запомнилось? Что удалось? Что вызвало сложность? Что нового узнали?

В моей копилке ещё очень много интересных упражнений и сюрпризов для вас. Уже на следующем занятии мы с некоторыми из них познакомимся. А сегодня наше занятие подошло к завершению и мне хочется закончить его словами великого ученого Эйнштейна: «Есть два способа прожить жизнь: или – так, будто чудес не бывает, или так, как будто вся жизнь – чудо!!!» Мне хочется, как, надеюсь, и вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше приятных чудес!!! И помните, что жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Вокально-интонационные упражнения»

Ансаблевое  пение - сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправлен...

Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"

Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Вокальное слово и дикция

План-конспект занятия по вокалу...

Методическое пособие " Вокальный букварь"

ldquo;Вокальныйбукварь”предназначаетсялюдям,которые хотят научиться петь и тем, у кого есть илимогут быть голосовые проблемы в любой голосоречевойпрофессии (актеры, педагоги, лекторы, юристы).В...

Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...

Методическая разработка «Вокально – ансамблевая работа» (вокальная аранжировка)

Методическая разработка«Вокально – ансамблевая работа»(вокальная аранжировка)...