Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».
методическая разработка
Одним из первых навыков, приобретаемым детьми в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка занятия вокальное слово и дикция | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Учимся петь»
Тема: «Вокальное слово и дикция».
Проводит: Федосова Елена Фоминична,
педагог ДО объединения
художественной направленности «Фантазия»
МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»
Возраст детей: 8-12 лет
Цели: развитие системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, способствуя активной естественности артикуляционного аппарата и снятию мышечных зажимов.
Задачи:
Образовательные:
- развивать и совершенствовать вокальные навыки (организация певческого дыхания, звукообразование, артикуляция);
- развивать дикционные способности и навыки обучающихся;
Воспитательные:
Содействовать формированию:
- ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству;
- чувства коллективизма, взаимоподдержки;
- побуждать и закреплять потребности в творческом самовыражении личности.
Развивающие:
Развивать:
- образное мышление средствами музыкальной выразительности;
- голос, слух; внимание, воображение, музыкальную память;
- логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокое понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
- эмоциональную сферу детей, творческую активность.
Оборудование и материалы: фортепиано; музыкальный центр; ноутбук; акустическая аппаратура; микрофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- эмоциональный настрой - мотивация;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы занятия;
- планирование деятельности учащихся на занятии – целеполагание.
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
- Сегодня занятие у нас чуть короче, чем обычно, но очень насыщенное и поэтому будем работать очень активно, чтобы успеть как можно больше. Ну и вы уже знаете, что прежде, чем приступить к песням, необходимо…
Дети: разогреть голосовой аппарат и активизировать мышцы живота
-Молодцы, абсолютно верно. Не теряя времени – начнем.
2. Распевание.
- Упражнения на дыхание
- постановка дыхания и расширение динамического диапазона голоса.
1. Медленный долгий вдох – постепенный плавный выдох
2. Медленный долгий вдох – быстрый резкий выдох в 3 приема
3. Быстрый короткий вдох – медленный выдох
4. Медленный долгий вдох – задержка дыхания – выдох (шарик сдулся)
- Артикуляционные упражнения
- снятие мышечных зажимов речевого аппарата;
- чистота, «отшлифовка» звуков, дикционная чёткость.
1. Утрированное произношения согласных
2. Гимнастика для губ
3. Цоканье лошадки
4. Скороговорка «Мы перебегали берега»
- Вокальные упражнения
- владение ровным по тембру и фонетически правильным певческим звучанием на различных гласных;
- владение различной нюансировкой в пении, основами правильного звукообразования, использование певческих резонаторов.
1. Пение legato «ЛОРЕЛЕЯ» - следить за свободным кантиленным звучанием
2. На одной ноте «БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ» с четким произношением согласных
3. На слог «МА» на едином дыхании пение от пиано до форте и обратно – не кричать
3. Пение кантилены «ЛЕЛИЛЕЙ» на квинту вверх и обратно
3. Работа над песней.
Песня «КТО ДОБРЕЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ»
- работа над чистотой интонации, развитие гармонического слуха, строй между голосами, работа по фразам и вне ритма;
- снятие мышечных и психологических зажимов, работа с партнёром, индивидуально-личностная передача музыки пластическими средствами;
- работа над образом.
1. Подпереть кулаком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читать текст, отодвигая челюстью кулак.
2. Проговорить текст нараспев, соединяя гласные.
3. Работа над кантиленой, не форсировать звук.
- Красивые слова, красивая песня, чистое исполнение. Чего не хватает для целостного восприятия номера? Да, её ещё нужно наполнить неким актёрским содержанием….ведь создавая эстрадные номера, нужно, чтобы они ЖИЛИ!!!
А для этого мы – должны уметь перевоплощаться, абстрагироваться от своих личных чувств и переживаний и вживаться в образ.
И сейчас упражнение, которое помогает соединить голос, пластику и подготовить актёрское тело к работе на сцене…
- Упражнения на актерское мастерство
1. Стул в центре.
Все стоят полукругом. Звучит чёткая, ритмичная музыка. Ваша задача – в темпе на каждый счёт сделать восемь любых поз, задействуя стул. Всё делается в темпе, только заканчивает один – сразу же выходит другой!
- Части тела.
Встали в шахматном порядке, опора на обе ноги. Чуть пружиним.
Условно разделим наше тело на рабочие зоны. Сейчас у нас нет тела, есть только ваша правая ладонь. Она живёт своей жизнью...теперь плечо…всё внимание здесь…правое бедро…левое плечо…кисть…(и т.д. под музыку)
Замечательно разогрелись, вошли в образы. А сейчас переносим это состояние свободы в песню.
Работа над выразительностью исполнения, целостной передачей образа при сценодвижении.
4. Итог занятия.
- Спасибо. Устали? Было интересно? Что наиболее понравилось? Что запомнилось? Что удалось? Что вызвало сложность? Что нового узнали?
В моей копилке ещё очень много интересных упражнений и сюрпризов для вас. Уже на следующем занятии мы с некоторыми из них познакомимся. А сегодня наше занятие подошло к завершению и мне хочется закончить его словами великого ученого Эйнштейна: «Есть два способа прожить жизнь: или – так, будто чудес не бывает, или так, как будто вся жизнь – чудо!!!» Мне хочется, как, надеюсь, и вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше приятных чудес!!! И помните, что жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методические установки вокально-хорового обучения
В помощь начинающим педагогам...
Методическая разработка «Вокально-интонационные упражнения»
Ансаблевое пение - сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправлен...
Конспект открытого урока "Вокальное слово и дикция"
Цель открытого урока "Вокальное слово и дикция" - это развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....
Вокальное слово и дикция
План-конспект занятия по вокалу...
Методическое пособие " Вокальный букварь"
ldquo;Вокальныйбукварь”предназначаетсялюдям,которые хотят научиться петь и тем, у кого есть илимогут быть голосовые проблемы в любой голосоречевойпрофессии (актеры, педагоги, лекторы, юристы).В...
Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...
Методическая разработка «Вокально – ансамблевая работа» (вокальная аранжировка)
Методическая разработка«Вокально – ансамблевая работа»(вокальная аранжировка)...