Статья "ТРИЗ ИЛИ БАА-БУУ-ШКААА?"
статья (5 класс)

Гущин Артем Викторович

О СЕБЕ, О ТРИЗ О ПРОГРАММЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ ИЛИ БАА-БУУ-ШКААА?

Здравствуйте, меня зовут Артем Гущин. Я уже длительное время болею. Диагноз этой болезни – ТРИЗ. Теория Решения Изобретательских Задач. Есть даже работа А.А.Толмачева, которая так и называется «Диагноз:ТРИЗ». Появилась эта теория как инструмент помощи изобретателям в середине прошлого века в Советском Союзе и основывалась на закономерностях развития технических систем, выявленных из обработки большой массы изобретений. Сейчас существует (на базе ТРИЗ) не только  Технология развития систем, но и Технология развития творческого мышления, цель которой -  стимулировать воображение, научить мыслить системно, глубоко и, вместе с тем, нестандартно. 

Курс по развитию творческого и изобретательского мышления на основе ТРИЗ я преподаю младшим школьникам в ГБУ ДО Московского района Санкт-Петербурга.

Кратко о себе: Высшее педагогическое образование.
Обучение ТРИЗ в Саратовской школе ТРИЗ – 2019г.
Санкт-Петербургский общественный университет ТРИЗ им. В.Митрофанова – 2020. Закончил курсы «Развитие памяти и внимания» НОУ Школа эйдетики И.Ю.Матюгина и «Научная игрушка» Невидимовой Т.И.
Опыт преподавания ТРИЗ – 5 лет.

В Ералаше №23 «Вот это внук», бабушка на протяжении жизни внука вытирает ему сопли и решает его проблемы, сначала с самокатом, потом с велосипедом, а потом и с застрявшим грузовиком. Ребятам очень нравится этот выпуск, очень образно показывающий, что такое проблемы.

 ТРИЗ, возможно и не учит решать любые проблемы, как это гарантируют некоторые знатоки. Однако, подойти к проблеме с умом, без эмоций, четко в каждой неурядице видеть не беду, а задачу, проанализировав условия, сформулировать  противоречия, поставить цель и подобрать ресурсы для решения, это мы осваиваем. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить, как мы подойдем к ним, так и будем жить дальше.

Поэтому ТРИЗ, это не только о технике и изобретениях, ТРИЗ – это про нашу жизнь, жизнь наших детей, которые готовы и могут быть самостоятельными, сообразительными и творческими.

Как научить ребёнка думать самостоятельно, анализировать ситуацию, изыскивать ресурсы и находить решение? Как научить его мыслить творчески, нестандартно, придумывать, фантазировать и изобретать? Ответ прост: ставьте перед ним вопросы, проблемы, предлагайте «тупиковые ситуации», пусть ломает голову, пусть предлагает самые невероятные, даже несбыточные проекты, но главное – думает и пытается найти собственное, оригинальное решение.

Действительно, гибкость ума и находчивость тренируются именно в процессе решения проблем и никак иначе, ведь пока всё ясно, понятно и безоблачно вокруг, мозг будет пребывать в тишине и покое, сохраняя свою энергию. Однако недостаточно только сформулировать ребёнку проблему, надо ещё и познакомить нашего исследователя с инструментарием решения нестандартных задач.

В СССР Теория решения изобретательских задач довольно широко распространялась среди инженеров и изобретателей. По всей стране проводились обучающие семинары. В 90-е годы прошлого века  ТРИЗ заинтересовались иностранные специалисты, одновременно много тризовцев оказалось за рубежом. Таким образом, в 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Инструментами ТРИЗ пользуются крупнейшие иностранные корпорации: NASA, Boeing, Samsung, General Electric, Ford. Перечислять можно бесконечно, но я не работал ни в одной из них (мои преподаватели работали). Мне приходилось изобретать и решать задачи в бурении скважин. Именно своим опытом я и делюсь с детьми, одновременно включая в процесс обучения весь массив наработок, которые есть в ТРИЗ-педагогике. Дополнительно в занятиях мы обязательно конструируем, создаем модели устройств, которые объясняют различные физические эффекты и законы.

Вообще, всю программу обучения можно интуитивно разделить на четыре основных блока:

1) Развитие Творческого Воображения (РТВ) – методы, приемы фантазирования и то, как их использовать в жизни для придумывания удивительного, нового, интересного.

2) Функции – изучение функций, их видов, а также функциональной взаимосвязи между объектами.

3) Системы – формирование представлений о том, что все объекты являются частью систем, имеющих эволюцию развития.

4) Решение изобретательских задач – алгоритмические методы поиска решений проблемных ситуаций.

В результате формируются следующие навыки:

  • дети становятся менее скованными и застенчивыми, начинают смело предлагать свои идеи, не боясь критики;
  • речь становится более яркой и выразительной, дети сами сочиняют сказки, загадки, придумывают метафоры;
  • развивается основа креативного мышления – умение подбирать ассоциации и видеть в абстрактных объектах образы;
  • дети могут самостоятельно решать проблемные ситуации, не отступают при первых неудачах, а пробуют разные варианты. Они воспринимают встречающиеся трудности не как «проблему проблем», а как интересную задачу;
  • уходит инерция мышления, дети «учатся думать» разными способами.

Родителям решать, станет ли их ребенок самостоятельным и будет решать свои проблемы, или: «Баа-буу-шкаа!!»…