Основы профессионального самоопределения 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Арефина Наталья Ильинична

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Основы профессионального самоопределения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_ops_9_klass.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа с. Антоновка Завитинского района

«Рассмотрено» Руководитель МО

_______/_______

Протокол №______

от «___»______20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________/_________

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

с. Антоновка

________Э.С.Антонюк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по элективному курсу

«Основы профессионального самоопределения»

2019-2020 учебный год

Учитель:                         Арефина Наталья Ильинична,  высшая  КК

Класс:                        9

Всего часов в год:        17

Всего часов в неделю: 1,  1 полугодие

с. Антоновка, 2019

Пояснительная записка

В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Многие при выборе профессии руководствуются чужим мнением, стремятся к власти, шумной славе, большим деньгам. Забывая  о главных вопросах для каждого человека: «Кто Я? Что Я могу?». Знания себя, своих способностей и возможностей, а также совпадение их с потребностями рынка труда – залог успеха. Быть профессионально успешным  значит состояться как личность, быть угодным и полезным себе и окружающим.

Данный курс знакомит учащихся 9 классов  с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Ключевыми понятиями в данном курсе являются: личностное и профессиональное самоопределение, перспектива будущего, психологическое время, профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, самопрезентация.

Форма организации образовательного процесса, по программе предполагает использование в работе различных форм занятий:

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е. Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л. Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), ЛПП Пряжникова Н.С., тренинги, игры, психотехнологические упражнения  и др.

Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, ролевые игры, тренинг.

В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания  учащихся. На теоретических занятиях используются ИКТ – информационные и  коммуникативные технологии (компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией).

Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка  с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.

Новизна в данной программе заключается в том, что занятия являются практико-ориентированными, то есть большее количество часов отведено на выполнение практических работ. Содержание программы предусмотрено на 1 полугодие учебного года.  Конечным результатом является защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств».

В результате выполнения данного курса учащиеся должны    знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;  
  • личная профессиональная перспектива;
  • восприятие времени и перспектива будущего;                                    
  • профессиональные интересы и склонности, способности;  
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • карьера, этапы построения карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • адекватная самооценка;                                                                            
  • профпригодность;                                                                                            
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям,    
  • личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • разработать этапы своей профессиональной карьеры.    

В программе «Личностное и профессиональное самоопределение»  четыре раздела:                                                                                                               

Темы разделов и количество часов курса

п/п

Тема разделов

Количество часов

Теоретические  

Практические

1.

Введение

1

2.

 Юность – пора самоопределения

2

2

3.

Профессиональное самоопределение

2

2

4.

Мир профессий

1

2

5.

Познай себя

1

4

Всего: 17 часов

7

10

Содержание программы:

1.  Введение (1час) Предмет, цель  и задачи курса. Предмет, цель  и задачи курса. Профессия  и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное  самоопределение.  Что такое жизненное самоопределение.

2.  Юность – пора самоопределения (4 час) Возрастные границы юности. На пороге взрослой жизни. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. «Быстрое» и «медленное» время. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения: творческое и прагматическое   самоопределение. Временная перспектива и умение жить в настоящем. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение: личный опыт, семейные традиции, мнение окружающих, социальное окружение, социально-экономические условия и др. Личностное  самоопределение  –  центр социализации. Объективные и субъектиные предпосылки  феномена.

3. Профессиональное самоопределение (4 часа). Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению. Осознание своих способностей, интересов, склонностей. Общие и специальные способности в освоении профессий. Этапы осознания своих способностей, интересов, склонностей. Препятствия для осознания своих профессионально значимых качеств. Средства осознания своих способностей, интересов, склонностей. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние детерминанты: социальная ситуация, система ценностей в обществе, экономическая ситуация, влияние микросоциума (семейной ситуации и др.). Внутренние детерминанты: система ценностей человека, мотивация личности (доминирующие мотивы — познавательные или другие), самооценка, способности. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Внешние – «престиж» профессии как общественное мнение, мода на профессию, возможности получения профессионального образования в существующих условиях, ситуация на рынке труда. «Микросоциальные» внешние обстоятельства – мнение родных и друзей. Внутренние детерминанты – профессиональные интересы, специальные способности и другие профессионально значимые качества. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Профессиональный труд и достижение человеком вершины жизненного пути. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Самообразование как непременное условие успехов в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии. Особенности современной ситуации в мире профессий и необходимость непрерывного профессионального и самообразования. Построение осуществимого плана профессионального самоопределения.

 Мир профессий (3 часа)

Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие  профессиограммы. Пути получения профессии.   Типичные ошибки в выборе профессии.

 

Познание себя (5 часа).

Профессиональные интересы.    Самооценка и  уровень притязаний. Творческий потенциал.   Способности и профессиональная пригодность.  Здоровье и профессия. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»

 

Календарно- тематическое планирование

Наименование тем занятий

Кол-во часов

Дата

Вид занятий

Наглядные пособия

План

Факт

Тема 1.1. Предмет, цель  и задачи курса. Профессия  и человек. Важность выбора профессии в жизни человека. Выбор профессии и жизненное  самоопределение.  Что такое жизненное самоопределение.

1

06.09

ЛК

ИКТ

Раздел 2. Юность – пора самоопределения

4

-

-

Тема 2.1 Возрастные границы юности. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Временная перспектива.  

1

13.09

ЛК

ИКТ

Практическое занятие. Размышление о прошлом настоящем и будущем. Учащимся предлагается присоединиться к спору трех мудрецов ведущих спор о важности прошлого, настоящего и будущего в жизни человека.  Поразмышлять на эту тему письменно, в виде небольшого эссе.

1

20.09

ПЗ

Раздаточный материал для инд. работы

Тема 2.2 Самоопределение – главная задача юности. Варианты жизненного самоопределения. Факторы, влияющие на жизненное самоопределение.

1

27.09

ЛЗ

ИКТ

Практическое занятие. Основы персонального менеджмента

1

04.10

ПР

Раздаточный материал для инд. работы

Раздел 3. Профессиональное самоопределение

4

-

-

Тема 3.1. Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основные этапы. Понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению. Элементы психологической готовности к профессиональному самоопределению (осознание своих способностей, этапы и средства осознания, препятствия для осознания).

1

11.10

ЛК

Практическое занятие Ролевая профориентационная игра «Три судьбы»

1

18.10

ПР

Раздаточный материал для инд. работы

Тема 3.2. Профориентационная психодиагностика. Детерминанты выбора: внешние и внутренние. Принятие ответственности за решение. Выбор профессиональной сферы. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. Этапы становления профессионала. Значение профессионального самообразования. Самообразование в овладении профессией. Потребность в самообразовании как признак интереса к выбранной профессии.

1

25.10

ЛК

ИКТ

Практическая занятие Личная профессиональная перспектива. Выявить ЛПП с помощью опросника Н.С. Пряжникова. Анализ результатов.

1

08.11

ПЗ

Раздаточный материал для инд. работы

Раздел 4. Мир профессий

3

-

-

Тема 4.1 Мир профессий: классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям. Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие  профессиограммы. Пути получения профессии.   Типичные ошибки в выборе профессии.

1

15.11

ЛК

ИКТ

Практическое занятие. Формула профессии (Н.С.Пряжников). Матрица выбора профессии. Профориентационная игра «Ассоциация»  

1

22.11

ПЗ

Раздаточный материал для инд. работы

Практическое занятие. Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии. Ролевая игра «Персонажи и профессии»

1

29.11

ПЗ

Раздаточный материал для инд. работы

Раздел 5. Познай себя

5

-

-

Тема 5.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Влияние темперамента на выбор профессии. Здоровье и выбор профессии.

1

06.12

ЛК

ИКТ

Практическая занятие. Учебный сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса».  

1

13.12

ПК

Раздаточный материал для инд. работы

Тема 5.2 Самооценка и  уровень притязаний Самопрезентация. Составление резюме.

1

20.12

ЛК

ИКТ

Практическая занятие.  Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей. Изучения профессий по психологическим характеристикам – требованиям.

1

27.12

ПР

Раздаточный материал для инд. работы

Практическое занятие. Защита проекта «Самопрезентация личных и профессиональных качеств»

1

ПЗ

Проекты, презентации

ВСЕГО: 17 часов

7/10

-

-

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет______________

Класс    ______________

Учитель______________

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

2019-2020 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Основа профессионального самоопределения»

Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...

Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»

Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...

Основы профессионального самоопределения 9 класс

Рабочая программа элективного курса по профессиональному самоопределению школьников....

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения

Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...