Рабочая программа внеурочной деятельности: "Азбука танца"
рабочая программа

Алексеева Людмила Николаевна

Направленность: историко-бытовые танцы. Программа рассчитана на один год для 4, 5 и 6 классов коррекционной школы восьмого вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азбука танца50.55 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «АЗБУКА ТАНЦА»

Рабочая программа по  курсу ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ТАНЦА»

составлена в соответствии с:

-Федеральным законом РФ " Об образовании в РФ" №273-ФЗ. от 29.12. 2012г.

-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ Школа № 108.

- Учебным планом ГБОУ Школа № 108.

- Календарным учебным графиком ГБОУ Школа № 108.

Общая характеристика коррекционного курса

Цель коррекционных занятий по внеурочной деятельности «Азбука танца» – осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально - ритмической деятельности.

В программу  включены здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию    здоровьесбережения   и самосовершенствования.  Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект:

  • Эмоциональную разрядку
  • Снятие умственной перегрузки
  • Снижение нервно – психического напряжения
  • Восстановления положительного энергетического тонуса

   Основными задачами занятий по внеурочной деятельности «Азбука танца» являются:

 - развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;

  - обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;

  -  расширение кругозора школьников не только через знакомство с танцевальной культурой, традиционных видов хореографии, но и знакомство с историей возникновения и развития танца;

 - создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая   индивидуальные возможности;

 - формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

 - коррекция высших психических функций, коррекция моторно-двигательной сферы.

Решение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.

Место  курса в учебном плане.

Класс

        5

Год

Количество часов

    3 час в неделю

105 часа

Личностные и предметные результаты

освоения коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца».

 В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру овладения ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:                                                             -   осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;    

 - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Предметные результаты освоения АООП имеют 2 уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца».

Достаточный уровень

-  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, уметь определять ее характер  ( веселая, грустная, бодрая и т.д.) ;

- замечать изменения в звучании (тихо- громко, быстро-медленно);

- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки и силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;

- ориентироваться в пространстве (различные перестроения) , иметь представление о рисунках в танцах (движение по кругу, парами, тройками, четверками, по диагоналям, «змейкой», «звездочкой» и т.д.);

- согласовывать музыку и движение, выполнять несложные ритмические и танцевальные комбинации по одному, в паре, группой );

-  выполнять несложные гимнастические элементы, развивающие гибкость и эластичность суставов («полушпагат», «коробочка», «кольцо», «березка» и т.д.);

- знать элементарные хореографические термины ( поклон, позиции ног, положение рук на поясе, юбке, правила исполнения различных танцевальных элементов);

-   познакомится с танцевальной культурой, с историей возникновения и развития танца.                                                                                                  

Минимальный уровень

- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;

- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;

- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать, прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и.т.д.).

Содержание коррекционного курса внеурочной деятельности «Азбука танца»

Проведение коррекционных занятий внеурочной деятельности «Азбука танца» обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

  Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные танцу, способствуют общему развитию  школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

  Содержанием работы на занятиях внеурочной деятельности «Азбука танца» является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения,  танцевать.

   В процессе выполнения танцевальных движений (марш, «танцевальный шаг», подскоки, бег с высоко поднятым коленом вперед, назад, «шаг польки» под музыку  в соответствии с заданным направлением,  осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нём.

  Упражнения с предметами (мяч, платок, «султанчики», гимнастический обруч, ленты, маракасы)  развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения применяются для развития у детей подвижности пальцев, умению ощущать напряжение и расслабление мышц, воспитывают ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания и умения.

  Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (весёлая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

   Программа по внеурочной деятельности «Азбука танца» состоит из четырех разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Танцевальные упражнения», цикл бесед «История возникновения и развития танца».

  В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определён их объём, а также указаны знания и умения, которым должны овладеть учащиеся.  На каждом уроке осуществляется работа по всем трем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Четвертый раздел «История возникновения развития танца» включает в себя девять бесед (9часов), поэтому проводится один, два раза в месяц.

    Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

   Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, выработку координации движений, выполнению несложных гимнастических элементов, развивающие гибкость и эластичность суставов, мышечный аппарат.

   Упражнения с предметами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением, сопоставление пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

   Обучение танцам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.  Разучивая танцы, дети знакомятся с названием танцев, их историей и их основными движениями (притопы, галоп, шаг польки, приставной шаг, тройной шаг, шаг «пружинка» т.д.).

Структура программы по внеурочной деятельности «Азбука танца»:

    - внеурочная деятельность Азбука танца» напоминает форму интегрированного урока, который включает в себя разнообразный комплекс упражнений, одновременно связанный и с ритмикой, и с элементами оздоровительной гимнастики, танцевальных движений и комбинаций,  творческих заданий на реализацию определённых музыкальных образов,  импровизации.

  • Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на таком занятии происходит развитие гибкости, пластичности, развитии способности к выразительному исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, плясовые движения).
  • Творческое, познавательное занятие проводится по заданному сценарию бесед из раздела «История возникновения и развития танца». Например, историко-бытовой танец «Падеграс». Подготовительная часть – беседа «Небольшой экскурс в историю», основная часть – изучение основного шага, поклона кавалера и дамы, изучение движений в паре, заключительная часть- небольшая композиция танца «Падеграс» -  развязка, цель, которая была поставлена в начале урока.
  • Урок - импровизация, как правило проходит в конце учебного года. Это конкурс -  соревнование – итог года, выбираем лучших танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс на лучшее исполнение танца «Тик-так, тик- так, я умею делать так»,  «Полька в паре с хлопками».

.

Календарно - тематическое планирование

                                                       1 четверть.

№ урока

Тема урока

Дата

1.

Вводное занятие. Правила поведения в танцевальном классе.

01.09.20

2.

Постановка корпуса. Построение перед началом движения.

02.09.20

3.

Движение по кругу маршевым шагом, на месте, вокруг себя.

03.09.20.

4.

Фигурная  маршировка. Диагональное движение. Понятие «центральная» точка класса.

08.09.20.

5.

План класса (8 точек)

09.09.20.

6.

Изучение поклона для мальчиков, для девочек. Первая позиция ног. Шестая позиция ног.

10.09.20.

7.

Беседа «Экскурс в историю возникновения реверанса, поклона».

15.09.20.

8.

Изучение фигурного марша. Понятия « колонна», «шеренга», деление в две колонны.

16.09.20.

9.

Изучение фигурного марша. Деление колонны на двойки, четверки.

17.09.20.

10.

Изучение фигурного марша. Построение большого круга, малых кругов.

22.09.20.

11.

Изучение фигурного марша. Движение по заданным точкам.

23.09.20.

12.

Изучение фигурного марша. Соединение нескольких перестроений.

24.09.20.

13.

Постановка корпуса у станка. Первая, вторая, третья, шестая позиции ног. Правила исполнения.

29.09.20.

14.

Положение рук на талии. Понятия «кисть» руки, плечо, предплечье, запястье.

30.09.20.

15.

Постановка корпуса.  Упражнения для головы, плеч, рук. Правила исполнения.

01.10.20.

16.

Изучение шага «пружинка», приставной шаг в сторону. Различия.

20.10.20.

17.

Изучение танцевального шага ( шаг с носка).

21.10.20.

18.

Хлопки (глухие, звонкие) в сочетании с притопами.

22.10.20.

19.

Правила исполнения наклонов  в стороны, вперед. Понятия «поясница», «лопатки», «плоскость».

27.10.20.

20.

Беседа «История возникновения танца». Игра «Древние люди».

28.10.20.

21.

Изучение «крестового» шага из стороны в сторону.

29.10.20.

                                                      2 четверть.

№ урока

Тема урока

Дата

22.

Что такое характер музыки. Вступление. Основная часть.

03.11.20.

23.

Основные музыкальные понятия: ритм, темп. Различия.

05.11.20.

24.

Понятие-парный танец. Положение рук в паре.

10.11.20.

25.

Танцевальные движения (шаг с носка) по кругу с предметами.

11.11.20.

26.

Партерная гимнастика. Самовытяжение. Постановка корпуса.

12.11.20.

27.

Понятие- ритмический рисунок. Упражнения с хлопками.

17.11.20.

28.

Партерная гимнастика. Понятия - натянутая, сокращенная стопа.

18.11.20.

29.

Упражнения на натянутость ног, стопы в положении сидя, лежа.

19.11.20.

30.

Танцевальные элементы для рук («Тик-так», «Окошечко»).

24.11.20.

31.

Понятия- правая, левая диагональ. Различия.

25.11.20.

32.

Изучение поворота «шене» на месте, без продвижения. Схема.

26.11.20.

33.

Беседа «Историко-бытовые танцы, как жанр».

01.12.20.

34.

Понятие - танцевальная комбинация. Соединение танцевально- ритмических движений.

02.12.20.

35.

Исполнение фигурного марша, как обязательное начало проведения каждого урока. Танцевальный шаг.

03.12.20.

36.

 Понятие-начало и конец музыкального предложения, произведения.

08.12.20.

37.

Упражнения на совпадение танцевально- ритмических движений с началом и концом музыкального предложения.

09.12.20.

38.

Партерная гимнастика. Упражнения для мышц живота «самолет», «ножницы». Исполнение на 1-4,1- 8 счетов.

10.12.20.

39.

Беседа «Дворцовые танцы. Придворный этикет».

15.12.20.

40.

Партерная гимнастика. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. «коробочка», «кольцо».

16.12.20.

41.

Подготовительные, гимнастические упражнения к «кувырку» через плечо назад. Стойка на лопатках - упражнение «березка».

17.12.20.

42.

Движение по диагонали по одному. Понятие - интервал.

22.12.20.

43.

Изучение поворота «шене» с продвижением в сторону. Правила исполнения.

23.12.20.

44.

Поворот «шене». Правила исполнения с «точкой» ( с головой) без продвижения, на месте.

24.12.20.

45.

Поворот «шене». Исполнение с точкой с продвижением в сторону.

29.12.20.

46.

Итоговое занятие. Задание на каникулы.

30.12.20.

                                                   

3 четверть.

№ урока

Тема урока

Дата

47.

Гимнастические упражнения «крабик», «полушпагат».Правила исполнения.

19.01.21.

48.

Из положения сидя, ноги врозь-наклоны через бок к ногам и с разворотом корпуса . Подготовительное упражнение к растяжке на поперечный шпагат.

20.01.21.

49.

Упражнения для спины. Мостик с пола. Работа в паре.

21.01.21.

50.

Упражнение на растяжку ног в паре.

26.01.21.

51.

Историко-бытовой танец «Падеграс». Основной шаг, движения в паре. Беседа.

27.01.21.

52.

Понятие-выворотность. Тазобедренный сустав. Упражнение «Лотос».

28.01.21.

53.

Выворотное положение ног. У станка -первая позиция ног.

02.02.21.

54.

.Постановка корпуса в первой позиции ног. Правило 4-х точек.

03.02.21.

55.

Кувырок назад из положения «березка» через плечо.

04.02.21.

56.

Кувырок назад  через плечо из положения «присед» на корточках. Правила исполнения.

09.02.21.

57.

Кувырок назад через плечо из положения «стоя». Правила исполнения.

10.02.21.

58.

Упражнения на координацию для рук. Вращения, разгибание  и поочередное сгибание в локтях. Упражнение «тик-так», для пальцев -«камушки».

11.02.21.

59.

Танцевальные элементы «переступание с носка на каблук, с каблука на носок. Тоже с руками и корпусом.

16.02.21.

60.

Танец «Полонез». Основной шаг. Изучение движений в паре, комбинации «Окошечко». Беседа.

17.02.21.

61.

Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка» с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг, приставной шаг в сторону.

18.02.21.

62.

Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка». с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг, крестный шаг в сторону.

24.02.21.

63.

Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка» с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг с шагом «пружинка».

25.02.21.

64.

Ориентировка в пространстве. Рисунок «Лесенка». с использованием танцевальных элементов: танцевальный шаг с шагом «пружинка» с выносом ноги на каблук.

02.03.21.

65.

Шаг « пружинка» с продвижением вперед, назад.

03.03.21.

66.

Шаг «пружинка» в сочетании с приставным шагом.

04.03.21.

67.

Шаг «пружинка» в сочетании с приставным шагом с добавлением рук «тик-так.

09.03.21.

68.

Шаг «пружинка» с поворотом «шене» с хлопками  из стороны в сторону.

10.03.21.

69.

Соединение танцевальных движений в комбинацию: «тик-так» с хлопками, «тик-так» с притопами.

11.03.21.

70.

Соединение танцевальных движений в комбинацию: «тик-так» с хлопками и притопами, шагом «пружинка», приставными шагами вправо, влево с руками «тик-так».

16.03.21.

71.

Историко-бытовой танец «Полька знакомств». Основной шаг. Знакомство с основными элементами. Движения в паре. Беседа.

17.03.21.

72.

Итоговое занятие.

18.03.21.

                                                 

4 четверть.

№ урока

Тема урока

Дата

73.

Рисунок « до за до» с элементами поворот «шене» с хлопками вправо, влево.

74.

Лицом к станку. Подготовительное упражнение к прыжкам, ноги по 6-ой позиции. Трамплинные прыжки.

75.

Трамплинные прыжки ( натянутость стоп и колен в воздухе) Основные правила исполнения.

76.

3и 5 позиции ног. Правило 4-х точек. Главные различия. Подготовительное положение рук.

77.

Понятия- рабочая нога, опорная нога. Положение рабочей ноги на станке.

78.

Тема: детская полька. Танцевальные движения-подскок, соскок. Правила исполнения. Основные различия. Музыкальный размер (счет) «и-раз-и-два».

79.

Подскоки с продвижением по диагонали по одному. Исполнение на «затакт».

80.

Подскоки. Поворот вокруг себя на 4 счета вправо с правой ноги, поворот вокруг себя влево с левой ноги.

81.

Па галопа без разворотов. Правила исполнения. Движение по кругу с правой ноги, обратно с левой ноги по 8 раз в каждую сторону.

82.

Танец «Гавот». Реверанс, поклон. Основной шаг. Движение в паре. Беседа.

83.

Понятие-движение по часовой стрелке, движение против часовой стрелки.

84.

Исполнение па галопа по диагонали. Основные правила. Правым плечом- правая диагональ, левым плечом-левая диагональ.

85.

Па галопа с разворотом.  Исполнение по кругу по 8раз с правой ноги, не меняя направления  с левой ноги 8раз.

86.

Па галопа с разворотом. Исполнение по кругу по 4раза. Исполнение по кругу по 2 раза с каждой ноги.

87.

Соединение танцевальных движений: па галопа с разворотом  : с подскоками без поворота.

88.

Соединение танцевальных движений: па галопа с разворотом и подскоками в повороте.

89.

Движение в паре. Основные правила. Танцевальное движение па польки без подскоков.

90.

Беседа «Эпоха вальса». Музыкальный размер 3\4. Положение в паре. Отличительные особенности танцевальных движений.

91.

Па польки с подскоками. Правила исполнения. Упражнения на согласованность рук в паре.

92.

Соединение танцевальных элементов-па польки по кругу  с галопом с разворотом по 8, 4 раз с каждой ноги. С подскоками.

93.

Танцевальная комбинация польки с хлопками. Исполнение в паре.

94.

Партерная гимнастика. Подготовительные упражнения  к исполнению кувырков «рыбка, «матрешка». Правила исполнения.

95

Подготовительные упражнения к  шпагату (продольный, поперечный). Правила исполнения. Их различия.

96.

Станок. Изучение прыжков- «разножка», «с поджатыми ногами». Правила исполнения.

97.

Синкопированный подскок. Правила исполнения.

98.

Итоговое занятие. Урок-импровизация. Танцевальные комбинации «Тик- так, тик-так, я умею делать так», «Полька с хлопками».

           

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методический комплект для учителя

  1. С.И Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Москва. Просвещение 1984 г.
  2.  М.Ю. Гоголева  «Логоритмика в детском саду» Ярославль . Академия развития 2006 год.
  3. Н.В. Полевая, Л.В. Перминова – «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка»  Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2010 год.
  4. Л.Буцкиев «Подвижные игры под музыку». 1987 год.
  5. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» Творческий центр «Сфера» Москва 2005год.7.М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика»  Москва 2005 год.
  6. М.И. Чистякова.  Психогимнастика Москва 1995 год.
  7. Е.А. Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва 2002 год.
  8. Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург 2006 год.

                                     Информационно-коммуникативные средства

  1. Е.Д. Критская. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс.
  2. Видеокурс "Гимнастика для детей".
  3. Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра.

Интернет-ресурсы

  1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка». – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru/
  2. Началка Инфо (www.nachalka.info)
  3. Учитель.ru  (http://teacher.fio.ru)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...