Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»
проект

Яшина Надежда Владимировна

В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных технологий и особого подхода к составлению расписания занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_dlya_sela.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Полевского городского округа

«Центр развития творчества им. П.П.Бажова»

МОДЕЛЬ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

«ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ»

Разработчики:

Н. В. Яшина, методист

Н. Н. Силина, заместитель директора по УВР

Полевской

2020


Аннотация модели.

В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной Приказом Минпросвещения РФ №467 от 03.09.2019г., обозначены такие задачи, как повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей; обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Особое внимание следует уделить решению данных задач в условиях сельской местности. Здесь возникает необходимость использования различных форм организации образовательной деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ. Программы дополнительного образования очень важны, поскольку дают возможность каждому ребенку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, и, в конечном итоге, сориентироваться в выборе будущей профессии.

Несмотря на интенсивное развитие общества, науки и техники, в сельской местности остается очень много проблем, препятствующих получению дополнительного образования учащимися общеобразовательных организации, в соответствии современным образовательным стандартам. В отличие от города в селах не так хорошо развита инфраструктура, недостаточный уровень материальной базы, есть проблемы со специализированными кадрами, транспортная доступность учреждений дополнительного образования и др.  Оптимальным путем развития дополнительного образования в сельской местности может выступать реализация дополнительных общеобразовательных программ на базе общеобразовательных школ с применением дистанционных технологий. Это доказывает актуальность составления данной модели доступности дополнительного образования для учащихся сельской местности.

Модель рассчитана на села Полевского городского округа (пос. Зюзельский, с. Косой Брод, пос. Станционный-Полевской, с. Полдневая, с. Мраморское, с. Курганово), в которых имеются общеобразовательные организации с доступом в сеть Интернет и организовано транспортное сообщение с южной частью города Полевской. В Полевском городском округе имеется два Центра развития творчества: в северной и южной частях города. В связи с удаленностью от городских учреждений дополнительного образования учащиеся ограничены в возможностях получения данной образовательной услуги. Для создания условий получения дополнительных образовательных услуг необходимо уделить особое внимание следующим аспектам: материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций, особый подход к составлению учебного графика и расписания, нагрузка учащихся и педагогов, транспортная связь территорий.

Таким образом, модель определяет основные требования к содержанию и порядку реализации программ дополнительного образования, предоставляющих детям из сельской местности возможность выбора занятия по своим образовательным потребностям и индивидуальным возможностям.

Цели и задачи модели.

Целью создания модели является обеспечение возможностью получения качественных услуг в области дополнительного образования детьми, проживающими в сельской местности.

Задачи:

  1. Увеличение охвата учащихся дополнительным образованием через предоставление доступности программ дополнительного образования.
  2. Изучение образовательных потребностей учащихся разных возрастов, проживающих в сельской местности.
  3. Изучение материально-технических возможностей сельских общеобразовательных организаций.
  4. Подбор механизмов для обеспечения услугами дополнительного образования, соответствующих образовательным запросам детей и родителей, проживающих в сельской местности.
  5. Написание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с возможностью реализации в условиях удаленности проживания учащихся и их реализация.
  6. Подбор форм и технологий организации образовательной деятельности для реализации программ дополнительного образования.
  7. Заключение соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями сел.
  8. Предоставление учащимся возможности самоопределения по программам дополнительного образования различной направленности.
  9. Вовлечение в конкурсную деятельность учащихся по ДООП различных уровней.

Механизмы реализации модели и ресурсное обеспечение.

Для решения задач и достижения поставленной цели в МАУДО ПГО ЦРТ им. П. П. Бажова разработан пакет локальных нормативно-правовых документов для организации сотрудничества с сельскими образовательными учреждениями на основе ежегодно возобновляемых договоров и планов.

Изучением образовательных потребностей и запросов родителей занимается непосредственно общеобразовательная организация, а также заместитель директора ЦРТ им. П. П. Бажова путем ежегодного анкетирования родителей Полевского городского округа. Анализ анкетирования проводит организационно-методический отдел ЦРТ им. П. П. Бажова.

Затем методист организационно-методического отдела предлагает востребованное направление дополнительного образования учащимися и родителями сельской местности педагогам дополнительного образования с целью написания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП). В процессе написания программ подбираются и продумываются формы и технологии организации образовательного процесса для обеспечения доступности программ дополнительного образования учащимся, проживающим в сельской местности.

Обеспечение необходимым оборудованием и материалами учащихся для освоения программ дополнительного образования производится учреждением дополнительного образования, общеобразовательной организацией и при помощи средств родителей учащихся.

Ознакомление с ДООП и формирование интереса, мотивации у учащихся и их родителей осуществляется через размещение рекламных роликов, буклетов в социальных сетях, мессенджерах и официальном сайте ЦРТ им. П. П. Бажова. Модель предполагает выездные встречи на территории общеобразовательной организации на «круглых столах» и родительских собраниях, демонстрацию творческих достижений учеников.

В ходе реализации ДООП педагогами дополнительного образования ведется мониторинг эффективности реализации программы и ее освоения учащимися. Он предполагает фиксацию промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

По итогам реализации модели и по результатам мониторинга производится качественный и количественный анализ. Это позволяет оценить эффективность проведенной работы и учесть положительный и отрицательный опыт при планировании модели на новый учебный год.

Сроки реализации и этапы модели: 2020 – 2021 учебный год.

1 этап: организационный. Август – сентябрь 2020 года.

2 этап: Основной. Внедрение и реализация модели. Сентябрь – апрель 2020-2021 учебного года.

3 этап: Аналитический. Май 2021 года.

Описание ДООП, реализуемых в рамках модели.

На 2020-2021 учебный год модель предполагает реализацию 2 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и проведение онлайн-смен в осенний и весенний каникулярный период.

ДООП технической направленности «Волшебная ниточка» предполагает изучение ручной и машинной вышивки. Машинная вышивка осуществляется на современных швейных машинных с программным управлением. Кроме того, программа знакомит с историей вышивки, традиционными приемами и техниками, особенностями составления рисунка и узора. Приобретенные в процессе освоения программы практические навыки и знания, учащиеся смогут применять при изготовлении изделий домашнего декора, украшений.  Доступность программы «Волшебная ниточка» для учащихся, проживающих в сельской местности обеспечивается особым подходом к составлению расписания занятий, а также применением дистанционных технологий. Программа предусматривает 2 занятия в неделю по 2 часа. Первое занятие проводится в дистанционном формате, где даются теоретические основы учебного материала и предлагаются творческие задания. Второе занятие практическое проводится в очном режиме в субботу. Такой подход к составлению режима занятий позволяет не отвлекать учащихся в течение учебной недели от основной учебной нагрузки с предоставление возможности дистанционного изучения материалов в свободном режиме и темпе, а также исключает необходимость затрат на дорогу до учреждения дополнительного образования. В субботу у учащихся наименьшая загруженность, что дает возможность добраться до ЦРТ им. П. П. Бажова для практических занятий и сопровождения педагога по освоению программы.

ДООП «Давайте дружить!» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности, этики и культуры общения. Её содержание направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в конфликтной ситуации.

Занятия проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Реализация программы осуществляется педагогом ДО и педагогом-психологом. Является дистанционной. Форма занятий: видеоролики, презентации, онлайн игры. Данный формат позволяет интегрировать наши занятия в воспитательную систему СОШ.

В осенние каникулы 2020-2021 учебного года будет организована онлайн-смена технической направленности «Координата NEXT» через предоставление ссылки-приглашения в группу ВКонтакте. Программа дня смены предполагает обсуждение «Темы дня»: современные города, архитектура, транспорт будущего, одежда будущего, профессии будущего. В рамках обсуждения «Темы дня» будут предложены мастер-классы по рисованию городских улиц в перспективе, изготовлению домика из бумаги с помощью искусства «Киригами», изготовлению простейших моделей самолетов, изучению возможностей 3-D моделирования.

В программу предусматривает ежедневные рубрики:

  • DANCE утро – небольшие комплексы упражнений утренней гимнастики;
  • «Фраза дня» - высказывания известных людей по «Теме дня»;
  • «Это мы не проходили!» - необычные факты из области физики и развития техники;
  • «Праздник каждый день» - подбор интересных материалов по теме праздника;
  • «Зарядка для ума» - задания на внимание и логику;
  • «Виртуальная прогулка» - виртуальные экскурсии по современным городам, по облакам, по необычным мостам, по животному миру.

А для души включены рубрики:

  • «Классика к завтраку» - подборка классической музыки для прослушивания во время завтрака;
  • «В каждой избушке изобретаем погремушки» - рубрика о народном творчестве и фольклоре.

Сопровождение учащихся в ходе смены предусмотрено через сообщения в группе ВКонтакте.

В перспективе в 2020-2021 учебном году подключить к модели дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я – видеоблогер», которая будет направлена на привитие учащимся культуры общения в социальных сетях и приобретение первоначальных навыков создания видеорепортажей, интервью, видеороликов.

Участники модели и предполагаемые функции.

Модель предполагает следующих участников: учащиеся и их родители, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, заместитель директора ЦРТ им. П. П. Бажова, методист организационно-методического отдела.

Функции педагогов дополнительного образования, педагога-психолога: разработка и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и их реализация; ведение мониторинга освоения учащимися программы; привлечение родителей к участию в мероприятиях, предусмотренных дополнительной программой; продвижение и реклама дополнительной общеразвивающей программы, увеличение охвата учащихся.

Функции заместителя директора ЦРТ им. П. П. Бажова, методист организационно-методического отдела: организационно-управленческое обеспечение деятельности по реализации модели; методическое сопровождение; привлечение к сотрудничеству образовательных организаций сел, заключение договоров; продвижение и реклама дополнительных общеобразовательных программ.

Функции учащихся: освоение дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с предлагаемыми учебными планами, посещение занятий по расписанию, подготовка и предоставление контрольных и практических заданий.

Функции родителей: обеспечение учащихся расходными материалами необходимыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы, обеспечение средствами на транспортные расходы (доставка учащихся к месту обучения).

Планируемые результаты реализации модели.

Увеличение количества образовательных организаций сельской местности, участвующих в реализации модели до 3.

Увеличение количества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, предусматривающих доступность для учащихся сельской местности до 5.

Увеличение охвата учащихся, проживающих в сельской местности дополнительным образованием.

Рост уровня достижений, продемонстрированных детьми из сельской местности в ходе конкурсных мероприятий, состязаний разных типов и уровней в различных направлениях.

Для мониторинга результатов применяется инфографика и мониторинговые таблицы.

Список литературы.

  1. Байбородова, Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения [Текст] / Л. В. Байбородова // Образовательная панорама. - 2018. - № 1 (9). - С. 28-33.
  2. Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014 – 218 с.
  3. Золотарева, А. В., Синицын, И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики [Текст] / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. - 2018. -№ 1 (9). - С. 8-18.
  4. Калугина, М. А. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ - 2010. - № 23. -С. 112-116.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (Дата обращения: 05.10.2020).
  6. Конькова, Н. Л. О доступности дополнительного образования в сельской местности [Электронный ресурс] / Н. Л. Конькова. - URL: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3769 (Дата обращения: 30.09.2020).
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" {Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения 20.09.2020).
  8. Региональные аспекты развития инновационного потенциала сельских образовательных учреждений в России: Сб. статей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 252 с.

Приложение 1.

Дорожная карта модели.

№ п/п

мероприятие

Срок проведения

ответственный

результат

1 этап

1

Изучение образовательных потребностей учащихся разных возрастов, проживающих в сельской местности.

Август 2020г.

Зам. директора

Перечень востребованных направлений дополнительного образования участниками образовательных отношений, проживающих на селе.

2

Изучение материально-технических возможностей сельских общеобразовательных организаций.

Август 2020г.

Зам. директора

Составление раздела материально-технического обеспечения реализации программ, составление формы договора о сотрудничестве с ОО сел

3

Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, подбор форм и методов для обеспечения доступности программ для учащихся, проживающих в сельской местности.

Сентябрь 2020г.

Педагоги ДО, методист

Программы ДООП

4

Заключение договоров о сотрудничестве с сельскими образовательными организациями, комплектование групп, оформление заявлений.

Сентябрь 2020г.

Зам. директора

Нормативно-правовая база модели

5

Составление расписания занятий, календарно-учебных графиков

сентябрь

Педагоги ДО, зам. директора

Нормативные документы

2 этап

6

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности

Сентябрь – май 2020-2021 учебный год

Педагоги ДО, методист

Освоение учащимися учебных материалов по учебным планам

7

Вовлечение учащихся из сельской местности на участие в конкурсах и мероприятиях учрежденческого, муниципального, регионального уровня

Сентябрь – май 2020-2021 учебный год

Педагоги ДО, методист

Участие в конкурсах и соревнованиях

3 этап

8

Мониторинг результатов реализации модели. Аналитический отчет

Май 2021 г.

Зам.директора, методист

Отчетная документация, корректировка модели

9

Обобщение и трансляция опыта внедрения Модели доступности дополнительного образования для села: СМИ, участие (проведение) методических мероприятий

Май 2020г.

Зам.директора, методист

Соответствие образовательной деятельности ЦРТ им.П.П.Бажова современным тенденциям развития дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Программно-комплексный подход - путь к обеспечению доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей как единого образовательного пространства для повышения качества городской с...

«ПРОГРАММНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым право...

«Нетрадиционные техники рисования как один из инструментов доступности дополнительного образования и развития творческих способностей детей»

Мастер-класс предназначен для учителей-предметников изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования.  Мастер-класс имеет практическую направленность на применение и освоение раз...

Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: тенденции и перспективы

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования – ключевое условие их успешной социализации, а также обеспечения их полноценного участия в жизни общ...

Модель открытого дополнительного образования «Радуга возможностей» как ресурс развития обучающихся Роснефть-классов

Существующая сегодня система дополнительного образования уже не отвечает запросам того мира, в котором мы живем. Она не способна справиться с новыми реалиями и веяниями современности. Понимание актуал...