Зимние посиделки
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Конспект занятия-развлечения по программе Русская душа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_posidelki.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                              «Зимние посиделки»

(развлечение)

Цель: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях;

Задачи:

- проследить преемственность народных традиций в современной жизни;

- развивать умение работать в группах, расширять кругозор детей;

- воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование: фонограммы русских народных песен, частушек; задания на карточках (названия месяцев, народные приметы, загадки); баранки, бублики, каравай, полотенце.

                                           Ход мероприятия:

                   (Выходят дети в русских народных костюмах)

Ребенок 1: На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Ребенок 2:  А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Ребенок 3: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

(Звучит русская народная песня, вы ходят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью)

Девочка 1: Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками.

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Девочка 2: Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Девочка 3: Огонёк души не тухнет,

Ничего нет в жизни «вдруг».

Вспомним радость русской кухни,

Дедов искренний досуг!

Воспитатель: И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

             (Девочки идут к гостям и угощают караваем)

Воспитатель: Если вы «В своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, сейчас.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Воспитатель: Ребятами, сегодня у нас посиделки. Что же это такое?

Раньше посиделками называлось сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен. Я тоже принесла вам забавушек на всякий вкус. Кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому и ремесло.

Ну что, начинаем наши посиделки?

Сидит кукушка на мосту,

Прокуковала раза три.

Ты все месяцы в году

По старинке назови.

Предлагаю вам вспомнить, как в старину на Руси назывались месяцы?

На доске написаны старинные названия месяцев. Задание: рядом написать современные названия месяцев.

(Январь – просинец, февраль – бокогрей, март – протальник, апрель – снегогон, май – травень, июнь – хлеброст, июль – страдник, август – жнивень, сентябрь – хмурень, октябрь – грязень, ноябрь – листогной,  декабрь – студенец)

(За правильность выполнения детям раздаются жетоны)

        Молодцы, справились с заданием. Продолжаем наши посиделки. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились.

Ну-ка, девицы – рукодельницы, выходите

Свое уменье покажите.

Уж я улицей шла, клубок ниток нашла.

Кто быстрей клубок смотает, тот и побеждает.

                   (Игра «Намотай нитку на клубок»)

Воспитатель: Под горою у реки

Живут гномы – старики.

Эти гномы мутят воду,

Предвещают нам погоду.

С давних времен русский народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня.

Предлагаю вам стать предсказателями погоды. У вас есть карточки голубого цвета, на которых написаны народные приметы. Вы должны соединить примету из левого столбика со словами из правого столбика – когда это бывает.

Ярко блестят зимою звезды – к морозу.

Зима снежная – лето дождливое.

Кошка стены скребет – будет вьюга.

Дым столбом – к морозу.

Длинные сосульки – к затяжной весне.

Зимой собаки валяются – к метели.

Кошка на печку лезет – к морозу.

Лес зимой шумит – к оттепели.

Воробьи дружно чирикают – к теплу.

            (За правильные ответы дети получают жетоны)

Воспитатель: На пригорке две телушки рожками бодаются.

Спел пастух им две частушки, им они не нравятся.

Мимо шел теленок Митя, успокоил он подруг:

На частушки зря вы злитесь, для веселья их поют!

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, что сейчас будут звучать частушки. Это удивительный жанр. Частушка появилась только в середине 19 века. Частушка - это народная   песенка    задорно-шутливого содержания.

Частушки сохранились и дошли до наших дней. И сегодня сочиняют частушки и взрослые и дети. Мы, как и наши прадедушки и прабабушки, тоже любим петь частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек.

                                  Конкурс частушек.

                               (Победители награждаются жетонами)

Воспитатель: Порадовали вы всех своими частушками, повеселили. А сейчас, ребятки, зимние загадки. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «без лица в личине»,  то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской  – «личиной». Загадкой испытывается сообразительность и смекалка человека. Любили русские люди на посиделках отгадывать загадки. Попробуйте и вы отгадать зимние загадки.

1. Всю зиму смирно лежит, а весною убежит. (Снег)

2. Белый Тихон с неба запихан, где пробегает – ковром устилает. (Снег)

3. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

4. В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Сани)

5. Кто угадай-ка седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима)

6. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Д/м Шуба в избе, а рукав на улице. (Печка)

Сам вода, да по воде плавает. (Лед)

Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)

     (Подведение итогов.  Раздача победителям жетонов)

Воспитатель: Настало время вспомнить про игры, которых у русского народа огромное множество. Игры были любимы всеми, но прежде всего детьми. Игры помогали коротать время долгими зимними вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было. Что - то мы засиделись, не пора ли поиграть. Приглашаю вас на игру, повторяйте все движения за мной.

                                      (Воспитатель проводит игру)

Веселей берись за дело, так, чтоб всё вокруг кипело.

Ну-ка, друг, не унывай и за мною повторяй.

Руки на пояс поставьте вначале.

Вправо и влево качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумеешь – всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть: «Мяу!»,

Крякнуть: «Кря», проквакать: «Ква!»,

Залаять и хрюкнуть.

Мяу, кря, ква, гав, хрю! Спасибо

Воспитатель: Ну-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

         Небылицы в лицах сидят в светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

Хотите знать какие? А вот такие…

                            (Дети инсценируют небылицы)

- Федул – чего губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Зашить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

- Сынок, сходи за водой на речку!

- Живот болит.

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти.

Воспитатель: Где песня льется,

Там легче живется

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

                                  Раз народ еще поет –

                                  Знать, не все потеряно.

                       (Исполняется народная песня)

Воспитатель: Подходят к концу наши зимние посиделки

В небе, будто от побелки

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Давайте же подведем итоги.

(Проводится подсчет жетонов. Награждение победителей баранками и бубликами)

Ребенок 1: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!»

Ребенок 2: Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Воспитатель: Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона!

Всё что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная,

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5-в классе "Зимние посиделки"

Сценарий классного мероприятия в народном стиле. материал можно использовать для внеклассной работы с учащимися 5-9 классов....

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО в 5 классе (2 часа) «Зимние посиделки»

Тема урока:  «Зимние посиделки»Провели:Изместьева Юлия Дмитриевна, учитель музыкиЗубкова Надежда Викторовна, учитель изобразительного искусстваПрезентация: Изместьева Юлия ДмитриевнаОборудование:...

классный час "зимние посиделки"

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:                       Нынче все мы по сусек...

Зимние посиделки

Сценарий праздника Рождество Христово...

«Зимние посиделки»

Конкурсно – игровая программа....

Зимние посиделки

Занятие, направленное на знакомство детей с поговорками и пословицами о зиме....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Зимние посиделки"

Мероприятие проводится в инсценированной форме. Учитель и учащиеся в национальных русских костюмах. В ходе мероприятия звучат русские песни, загадки, сказки, потешки....