Проект "Ключ к здоровью"
проект

Мусинова Елена Николаевна

Проект на районный конкурс "Здоровым быть здорово!", номинация "Культура труда и отдыха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klyuch_k_zdorovyu.docx129.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»

Проект

«Ключ к здоровью»

Срок реализации: 18.04.2021 – 18.05.2021

Авторы:

Мусинова Елена Николаевна, методист;

Юдинцева Ольга Владимировна, педагог-          организатор;

Шумова Светлана Евгеньевна, методист

с. Холмогоры, 2021 г.


Паспорт проекта

Название проекта

Ключ к здоровью

Название и адрес организации

Филиал МБОУ «Емецкая СШ» – РЦДО (164530 с. Холмогоры, пл. Морозова, д. 10)

ФИО разработчиков проекта

Мусинова Елена Николаевна,

Шумова Светлана Евгеньевна,

Юдинцева Ольга Владимировна

Сроки и продолжительность реализации проекта

18.04.2021 – 18.05.2021

1 месяц

Постановка проблемы

В настоящее время много внимания уделяется применению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися, но немаловажным является и здоровьесбережение для педагогов.

Практика производственной гимнастики хорошо зарекомендовала себя еще на советских предприятиях и в организациях. В настоящее время ее эффективность только подтверждается.

Производственная гимнастика – это набор элементарных физических упражнений, которые выполняют сотрудники организации на рабочем месте и включают в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и предупреждения утомления.

Большое практическое значение производственной гимнастики состоит в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурные паузы, физкультминутки). Физкультминутки состоят, как правило, из двух-трёх упражнений (потягивание с глубоким дыханием, вращение туловища, приседание) и применяются для решения тех же задач, что и физкультурные паузы, как правило, при напряжённом умственном или тяжёлом физическом труде. Упражнения физкультминутки выполняют самостоятельно и гораздо чаще, чем физкультурной паузы (приблизительно, в конце каждого часа работы).

Комплекс упражнений для производственной гимнастики составляют с учётом особенностей трудового процесса. Туда могут быть включены:

  • упражнения в потягивании;
  • упражнения для мышц туловища, рук и ног (сокращение и растягивание, сменяющиеся расслаблением);
  • упражнения махового характера для различных мышечных групп;
  • маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы;
  • упражнения в расслаблении наиболее активно работавших мышечных групп с динамическими усилиями;
  • упражнения на точность и координацию движений.

Актуальность введения занятий производственной гимнастикой обусловлена ухудшением состояния здоровья населения, социально-экономическими изменениями в обществе, несформированной потребностью к регулярным занятиям физической культурой, а также низким уровнем физической работоспособности, что негативно влияет на производительность труда.

Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. Как следствие такого образа жизни возникают болезни. Чтобы их избежать, необходимо периодически выполнять производственную гимнастику. 

Целью производственной гимнастики  является активизация физиологических процессов в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы.

Задачи производственной гимнастики:

1) подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

2) активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

3) заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

4) профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Производственная гимнастика улучшает самочувствие и настроение, способствует значительному сокращению числа дней нетрудоспособности за счет снижения заболеваемости, совершенствованию необходимых профессиональных качеств, связанных с повышением точности и координации движений. Все это положительно сказывается на общем состоянии организма и работоспособности. Кроме этого, совместные занятия укрепляют сплоченность коллектива, задают общий положительный настрой.

В коллективе РЦДО до настоящего времени мало внимания уделялось вопросу здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности работников организации.

Авторами проекта было принято решение активизировать эти технологии и начать работу по данному направлению решили с внедрения вводной производственной гимнастики.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создать условия для поддержания общей и профессиональной работоспособности сотрудников РЦДО, профилактики утомления и стрессовых состояний, улучшения психоэмоционального состояния через ежедневное выполнение физических упражнений комплекса вводной производственной гимнастики.

Задачи проекта:

1. Внедрить в ежедневную практику работников РЦДО выполнение упражнений вводной производственной гимнастики.

2. Повысить интерес к ведению здорового образа жизни и мотивацию к ежедневному выполнению физических упражнений.

3. Опробовать здоровьесберегающие технологии в работе с коллективом РЦДО

Содержание мероприятий проекта,

календарный план выполнения проекта

Мероприятия

Сроки

1. Анализ теоретических материалов и подбор комплекса упражнений производственной гимнастики

18.04.2021

2. Вводный контроль (тестирование)

18.04.2021

3. Выполнение упражнений производственной гимнастики

Ежедневно в течение месяца

4. Промежуточный контроль (тестирование)

30.04.2021

5. Итоговый контроль (тестирование)

18.05.2021

6. Сбор и анализ отзывов участников о реализации проекта

18.05.2021

5. Подведение итогов

18.05.2021

Планируемые результаты и методы по оценке их эффективности

Планируемые результаты:

1. В результате реализации проекта у участников улучшатся три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение, а также работоспособность

2. Повысится мотивация к ежедневному выполнению физических упражнений, часть участников продолжит ежедневно делать производственную гимнастику и после завершения проекта.

3. Коллектив РЦДО расширит опыт применения здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности, что послужит стимулом к постановке целей по дальнейшему развитию работы в данном направлении.

Для использования при реализации проекта был отобран комплекс упражнений для сотрудников, много работающих за компьютером, включающий упражнения на группы мышц, не участвующих в трудовых действиях, а также упражнения на координацию движений.

Оценка уровня общего самочувствия проводилась с использованием широко распространенного опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Тест САН Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. Данный опросник содержит методические инструкции, ключ и материал в виде бланков, включающих в себя шкалу, состоящую из индексов и расположенную между 30 парами слов, противоположных по значению.

Оценку уровня мотивации проводилась исходя из субъективных ощущений, выявляемых через рефлексию (отзывы участников о реализации проекта).

Условия реализации проекта

– наличие возможности у участников проекта выделить небольшой отрезок времени в течение рабочего дня (утром) для ежедневного коллективного выполнения упражнений производственной гимнастики;

– наличие помещения для коллективного выполнения упражнений;

– подбор инструментария для оценки самочувствия участников проекта;

– подбор комплекса упражнений для производственной гимнастики

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению

Возможными рисками при реализации проекта являются:

– недостаточная мотивированность сотрудников РЦДО к ежедневному выполнению физических упражнений (меры по устранению риска: привлечение к участию в проекте исключительно на добровольной основе, что ведет к отбору только высоко мотивированных участников);

– недостаточное время для получения значимых результатов в общем улучшении самочувствия (меры по устранению риска: при подведении итогов в случае выводов об отсутствии улучшения самочувствия, продлить время реализации проекта);

– невозможность выделить время для занятий гимнастикой в рабочее время (меры по устранению риска: выбор сроков реализации проекта в период сравнительно небольшой загруженности плановыми мероприятиями РЦДО).

Итоги реализации проекта

Результаты, полученные в ходе проведения входящего, промежуточного и итогового тестирования (опросник САН), представлены в таблице 1. Результаты подсчитывались по трем шкалам («Самочувствие», «Активность», «Настроение»), характеризующим функциональное психоэмоциональное состояние.

Таблица 1

Результаты теста САН, полученные в ходе реализации проекта

Код участника

Шкала теста САН

Результаты

Тренд

18.04.2021

30.04.2021

18.05.2021

1

Самочувствие

4,0

4,6

4,9

улучшилось

Активность

2,1

3,7

4,2

улучшилось

Настроение

2,3

4,1

5,7

улучшилось

2

Самочувствие

4,0

5,6

4,7

Активность

3,4

5,9

5,2

Настроение

4,2

5,0

5,6

улучшилось

3

Самочувствие

4,6

5,6

6,0

улучшилось

Активность

4,0

5,1

4,4

Настроение

5,1

5,7

5,9

улучшилось

4

Самочувствие

5,4

6,8

7,0

улучшилось

Активность

4,5

6,0

6,7

улучшилось

Настроение

6,1

6,7

7,0

улучшилось

5

Самочувствие

3,4

4,2

4,4

улучшилось

Активность

1,7

3,6

3,4

Настроение

2,2

2,9

1,5

По результатам тестирования самочувствие улучшалось в течение всего времени реализации проекта у 4 участников проекта, активность – у 2 участников, настроение – у 3 участников. Кроме того, у 3 участников 4 показателя (код 2 – самочувствие и активность, код 3 – активность, код 5 – активность) повысились к середине срока реализации проекта, но к концу или остались примерно на том же уровне, или снизились, но не до начального уровня. На это, возможно, повлияли какие-либо сторонние факторы, для выявления которых необходимы дополнительные исследования.  

По результатам анализа отзывов об участии в проекте можно сделать вывод, что введение производственной гимнастики положительно повлияло на работоспособность и общее самочувствие работников РЦДО. У 2 участников проекта улучшилась подвижность суставов, 1 участник отметил снижение сонливости, все участники отметили положительное влияние гимнастики на эмоциональный настрой и активность в работе. Привлечено внимание к проблеме производственной гимнастики. 3 участника выполняют физические упражнения дополнительно в домашних условиях.

В целом реализацию проекта можно считать успешной, цели и задачи, поставленные в начале реализации, выполнены. В ходе работы над проектом участники пришли к выводу об актуальности проведения производственной гимнастики в коллективе РЦДО и целесообразности продолжения работы в данном направлении, расширению применения технологий здоровьесбережения в профессиональной деятельности.

Фотоматериалы по реализации проекта «Ключ к здоровью»

H:\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 2020-2021\Мет. мероприяти районные\проект быть здоровым здорово\IMG_5278.JPG

H:\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 2020-2021\Мет. мероприяти районные\проект быть здоровым здорово\IMG_5279.JPG

H:\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 2020-2021\Мет. мероприяти районные\проект быть здоровым здорово\IMG_5285.JPG

H:\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 2020-2021\Мет. мероприяти районные\проект быть здоровым здорово\IMG_5280.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...