Статья "Современные педагогические технологии и дополнительное образование"
статья

Леоненко Наталья Алексеевна

Данная статья содержит классификацию и варианты определений педагогических технологий, характеристику традиционной системы и современные тенденции в педагогике применительно к дополнительному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyasovrempedtehnol.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Леоненко Наталья Алексеевна

Методист ОДОД ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Современные педагогические технологии и дополнительное образование»

Традиционная система образования. Вспомним, как трактовалось в 80-е годы понятие «образования» – как двуединый процесс обучения и воспитания.

Целью традиционного учебного процесса является достижение определенного уровня знаний, умений и навыков.

Для традиционной системы образования характерно использование репродуктивных методов и объяснительно-иллюстративного способа обучения.

Кризис традиционной системы образования. Традиционные системы обучения и воспитания себя исчерпали на исходе ХХ столетия, подорвав до основания психическую конституцию человека, поэтому сегодня необходимо не усовершенствовать существующие принципы обучения, а радикально их заменять.

Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.

Педагогические технологии. Дословно «технология» – наука о мастерстве. В образовании это означает совокупность методов воздействия на учащихся в учебном процессе.

Технология обучения реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях и отражает реальную деятельность педагога и ученика.

Понятие «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

1. Педагогическая технология – это содержательная техника реализация учебного процесса (В.П.Беспалько).

2. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

3. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

4. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

5. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

6. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:

универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;

специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Понятие «технология» включает три составляющих части:

- Информационную (содержание – «что?»). Основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

- Инструментальную (ресурсы – «чем?»). Инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

- Социальную (кадры – «кто?»). «Реализаторы» (кадры и требования к ним).

Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.

Методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением – «как учить результативно

Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И. Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, др.).

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это – дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.др.

Современные тенденции в образовании

Современная педагогика ориентирована не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что мы относим к индивидуальности человека. Занятие превращается в живое, заинтересованное решение проблем, что способствует разнообразию образовательных форм.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации. Другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Идеи развивающего образования, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию в новых социально-экономических условиях.

Термин "развивающее обучение" (был сформулирован ещё в 1960-е годы) и обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не столько запоминают факты, усваивают правила и определения, сколько обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия. То есть, во главу угла ставится развитие личности ребенка, развитие его психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.), раскрытия творческих возможностей, что позволяет овладеть теоретическим мышлением.

Переход к развивающему обучению требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития учащихся они должны опираться при обучении

Целью учебного процесса становится создание условий для осуществления развития психических особенностей детей, которые помогут ребёнку достичь определенного уровня знаний, умений и навыков (компетенций).

Современная трактовка понятия «образование» – направление на обучение, воспитание, развитие (коррекцию). Становится популярным активно-деятельностный способ обучения.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...

педагогические технологии в дополнительном образовании

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, по...

Педагогические технологии в дополнительном образовании

В данной работе представлены педагогические технологии чаще всего применяемые педагогами  дополнительного образования...

Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....

Педагогические технологии в дополнительном образовании

Коллективно- трудовая деятельность на основе личностно-ориентированного обучения....

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Описание современных педагогических технологий, применимых в дополнительном образовании детей...

Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании.

В настоящее время современная педагогика не мыслит себя без педагогических технологий. Использование педагогических технологий приводит к качественному изменению обучаемого процесса. Позволяет более т...