Рабочая программа по хореографии
рабочая программа

Раднаева Ольга Валерьевна

Данная программа является модифицированной комплексной (так как осваиваются классический, народный и эстрадный детские танцы).Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по хореографии352.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Хореография» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями)

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No1897 (с изменениями). Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712"О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61828)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта2021 года No 115

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);

- Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, разработанными в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренными Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 08.04.2015 No 1/15);

- Санитарные правила СП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No28;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 No2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020No 254(с изменениями и дополнениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 No 699 о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

-Примерные программы по учебным предметам «Физическая культура» 10-11 класс.  М. :Просвещение, 2018.  (Стандарты второго поколения).

-Программа курса «Физическая культура»(базовый уровень). 10-11 классы /авт.-сост. В.И. Лях (Просвещение) 10 – 11 классы , 2018. – 255 с. – (ФГОС. Школа России).

-Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;

-Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 23.12.2015 г. г.

-Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

-Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 31.08.2021 г.

Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в

себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного

воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,

приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и

растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к

прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под

музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена

меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и

вызывают восхищение. И какую огромную радость и восторг вызывают

легко и мастерски танцующие на сцене дети. Детские танцевальные

коллективы всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у

ребенка светлые и радостные чувства. Дети получают огромное удовольствие

от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и

жестов.

Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному

искусству, позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к

огромному богатству танцевального и музыкального народного творчества,

способствуют формированию сплоченного детского коллектива.

Программа хореографического ансамбля имеет художественно-

эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию

интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она

рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение

концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их

совершенствования. Занятия в ансамбле приобщают обучающихся к

пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной

культурой прошлого и настоящего России, способствуют формированию

художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего

имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способности

к самовыражению в танце.

Данная программа является модифицированной комплексной (так как

осваиваются классический, народный и эстрадный детские танцы).

Занятия по данной

программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить

яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от

выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика

артистичности и выразительности, как высшей точки их большой

коллективной работы.

Цели и задачи программы:

Цели:

- Развитие творческого и духовного потенциала ребенка средствами

хореографии, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в

целом и его определенных способностей;

- оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и

адаптации в современных условиях жизни;

- формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству.

Задачи:

Образовательные:

- формирование базовых хореографических навыков в области

классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков

гимнастики, актерского мастерства, знание основных

хореографических стилей и жанров;

- развитие исполнительских способностей учащихся;

-организация постановочной работы и концертной деятельности

(разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах,

фестивалях и т.п.);

-включение родителей в образовательное пространство.

Развивающие:

- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- приобщение воспитанников к истории искусства танца;

- развитие интереса детей к традициям русской культуры;

- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия. Формирование таких качеств личности как

терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к

самосовершенствованию и творческому росту;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности

ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;

- воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично

воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории;

- формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья;

- формирование у учащихся собственной системы нравственных и

эстетических ценностей, общей культуры личности.

Для осуществления целей и задач программы определены следующие

разделы:

•        «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

•        «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.

•        Партерная гимнастика.

•        «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.                                  •          «Народно-сценический танец».

•        «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.

•        ««Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.

•        «Постановочная работа» – знакомство с композицией танца.

Раздел «Ритмика»  является одним из основных

на первом году обучения, он  способствует общему

физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению

танцу.

«Азбука классического танца» - один из основных разделов, так как он

является основой для различных направлений танцевального искусства,

средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры

движения.

«Народно-сценический танец»– также является одним из разделов, так как именно народный танец является основоположником всего танцевального искусства.

Для создания качественного репертуара ансамбля уже с 1-го года обучения

ведется«Постановочная работа».

Структура программы предполагает постепенное углубление знаний,

развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение

материала путем последовательного прохождения по годам обучения

с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В младшую группу

ансамбля принимаются дети, которые имеют хорошие физические,

танцевальные и музыкальные данные, обладающие выносливостью и

хорошей координацией движений. Система занятий в студии танца "Сувенир"

создает условия для многостороннего и гармоничного

развития учащихся, позволяет им самовыразиться, продемонстрировать свои

способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку

и красоту тела.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив

с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности.

Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, наши

воспитанники приобретут следующие знания, умения и навыки:

- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и

выразительного движения;

- эмоциональную выразительность;

- усвоение основ классического, народно-сценического, современного

детского танцев, освоение хореографической терминологии;

- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий

и постановочной работе;

- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;

- научатся аккуратности и дисциплинированности.

На основе данной программы формируется базовая культура личности

ребенка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и

укреплении его, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной

необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование

целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных

потребностей к самопознанию.

Методы работы, используемые в реализации данной программы.

В процессе хореографических уроков развитию у ребенка стремления к

творчеству, творческих способностей содействуют определенные методы и

приемы в организации образовательной деятельности. В связи с этим педагог

для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь

объяснения, опираясь на следующие методы:

Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации педагог

начинает с точного безукоризненного показа.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных

пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными

терминами. Так же педагог ставит перед учащимися определенные задачи,

хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие

методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа,

объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна

интонация и эмоциональность учителя.

Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а

так же различных ансамблей танцев, фотографий, иллюстраций).

Музыкальное сопровождение, как методический прием. Педагог своими

пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с

музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их

исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию.

Игровой метод. Учитель подбирает такую игру, которая отвечает задачам и

содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает

интерес к предмету, вызывает веселое настроение. Благодаря игре

индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве.

Игра развивает фантазию, воображение ребенка, память, помогает

самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться

запоминания необходимых понятий и знаний.

Метод использования минимума танцевальных элементов при

максимуме их всевозможных сочетаний. Этот метод актуален на 1-ом году

обучения. Детальная проработка небольшого количества движений дает

возможность их качественного усвоения, а большое количество сочетаний из

этих элементов создает у детей впечатление новизны и дает простор

фантазии.

Практический метод - самостоятельное выполнение учащимися

упражнений и танцевальных комбинаций.

Кроме того образовательный процесс строится с учетом основных

педагогических принципов:

Систематичность и регулярность занятий;

Последовательность в овладении материалом;

Постепенность развития профессиональных данных учащихся, а так же

увеличения физической нагрузки и технической сложности (от простого к

сложному);

Целенаправленность учебного процесса.

На всех этапах обучения воспитательная работа включает в себя

организационную работу, коллективно-творческие мероприятия, совместную

работу с родителями, участие в мероприятиях, так же

теоретические занятия, где предполагается проведение инструктажей по ТБ,

различных бесед, занятия по истории хореографии. Образование в системе

студии танца "Сувенир" предполагает и активную самостоятельную работу воспитанников по отработке и закреплению полученных знаний и умений,

а также серьезную внутреннюю работу по

воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие,

целеустремленность; чувства коллективизма, взаимопомощи, стремление к

совершенству, гармонии. Осуществляя обучение, руководитель

ансамбля придерживается дифференцированного подхода к воспитанникам,

учитывая их индивидуальные особенности, уважая их личность, создает

условия для дальнейшего становления, развития всех ее сторон и

способностей, направляет творческий рост, строит отношения с учениками

на принципах осознанной демократии и сотрудничества.

Неотъемлемой частью жизни коллектива и важнейшим условием

эффективности реализации программы является включение родителей в

деятельность коллектива. Практика показала, что сотрудничество с

родителями нужно организовывать по нескольким направлениям:

- помощь в оформлении костюмов;

- помощь в материальном оснащении концертной деятельности;

- совместное участие в досуговых мероприятиях.

Главными показателями результативности и эффективности реализации

программы являются стабильность, благополучие и высокая сохранность детского коллектива.                                                                                  

   Особенности возрастных групп детей

Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 7-летнего ребенка отличается от возможностей 9-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки.

Особенность набора детей в студии танца "Сувенир"

 состоит в том, что придти туда может ребенок и подросток с разным уровнем подготовки.

Основной курс включает группы детей разного возраста.

В данные группы идет набор по12- 16 детей. Практика работы с детьми показала, что иногда возрастные границы условны: если ребенок не соответствует уровню исполнительских навыков, но по возрасту должен заниматься в определенной группе, то существует два варианта включения его в ансамбль. Первый, когда с согласия родителей ребенок переходит в группу на ступень ниже. Второй, чаще применяемый на практике, когда с ребенком проводятся индивидуальные занятия с целью приобретения навыков начального курса.

Режим занятий

основной курс  3 раза в неделю по 2 академических часа. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

I год обучения

1. Введение.
Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Выбор родительского комитета. Обсуждение и решение проблем: оформления и оборудования класса, подготовки костюмов, организации отдыха на каникулах.
2. Ритмика и музыкальная грамота.

Предмет ”Ритмика” является неотъемлемой частью начального образования.

Цель данного предмета – активизировать восприятие учащимися музыки

через движение и помочь выявить их музыкальные способности.

Ритмические задания решают одновременно несколько задач: развивают

музыкальность, координацию движений, активизируют внимание, требуют

внутренней собранности. На занятиях ритмикой используется игровой метод

как ведущий, так как игра доставляет детям большое удовольствие,

формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того,

игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. Выполняя

ритмические движения, имеющие игровой характер, дети учатся различать

темп, особенности ритма и сочетать свои движения с музыкой.

Задачи:

- Развитие музыкальности, чувства ритма, внимания, памяти.

- Формирование музыкально-двигательных навыков.

- Развитие координации тела, ориентировки в пространстве.

- Усвоение простых танцевальных движений.

- Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.

Для решения задач программой предусмотрено:

- Знакомство учеников с простейшими элементами музыкальной грамоты

через движение, ритмические рисунки, хлопки, притопы на основе детского

музыкального материала, сказок, песен, считалок, закличек и т.д.

- Овладение навыками координации движений, развитие «мышечного

чувства».

- Оздоровление детей через систему движений и правильного дыхания.

Темы.

1.Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движении: характера музыки (веселый,

грустный), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (тихо,

громко), куплетной формы (вступление, запев, припев), жанров музыки

(вальс, полька, марш), пауз (четвертной, восьмой).

2.Упражнения на развитие основных навыков и умений (для корпуса рук,

ног, головы в разном характере, темпе, ритме).

3.Ходьба и бег, марш, прыжки, подскоки, галоп.

4.Танцевальные элементы.

5.Музыкальные загадки, сказки, композиции.

6.Упражнения с предметами: мячами, скакалками, бубнами, платочками.

7.Упражнения на развитие координации движений.

8.Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну

по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте,

построение в круг, движение по кругу.

9.Упражнения для развития художественно-творческих способностей:

«Играем в скакалку, мяч», «собираем ягоду», «проснулись-потянулись»;

движения в образе зверей, сказочных персонажей.

10.Танцы-игры на развитие творческих способностей.

11.Танцевально-ритмические этюды.

12.Музыкально-ритмические игры.


3. Азбука классического танца и  партерная гимнастика.

Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом

для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по

классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством

для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения.

Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага,

прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает учащимся

постоянно находиться в танцевальной форме.

Цели:

-развитие личности учащегося;

-социальная адаптация;

-формирование духовно-нравственных ценностей;

-укрепление здоровья;

-подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению

танцевального материала различного характера, разнообразных жанров,

различной степени технической сложности;

-воспитание трудолюбия;

-воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

-формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

-активизация мышления, развитие творческого начала;

-активизация интереса к классическому танцу;

-овладение навыками музыкально-пластического интонирования;

-совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных,

исправление физических недостатков);

-развитие пластичности, координации, хореографической памяти,

внимания, формирование технических навыков;

-воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;

-формирование навыков коллективного общения;

-раскрытие индивидуальности.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими

принципами:

-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более

сложным;

-чередовать упражнения быстрые и медленные;

-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с

последующим ускорением;

-следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;

-переводить на русский язык французские термины, принятые в

классическом танце;

-объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Темы.

1. Вводное занятие:

-Инструктаж по Т.Б.;

-Беседа о классическом танце.

2.Основы партерной гимнастики:

- упражнения на полу на напряжение и расслабление мышц;

-сокращение и вытягивание стоп;

-упражнения на выработку выворотности ног («бабочка», «жаба»);

-наклоны корпуса к ногам (медленные и резкие);

-упражнения на группы мышц спины («кораблик», «кошечка»);

- упражнения на группу мышц живота («уголок»);

-упражнения на развитие гибкости («лягушка», «кольцо», «мостик»);

-наклоны в сторону;

-упражнения на развитие шага («звездочка»);

-продольные и поперечные шпагаты.

3.Упражнения у станка (лицом к станку):

-постановка корпуса в 6, 1 позициях;

-позиции ног 1, 2;

-releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции.  

-Проучивание 5 позиции ног;

-Relewe на полупальцы в 1,2,5 позициях;

-Проучивание demi plie (маленькое приседание) и grand plie (глубокое

приседание) по 1,2,5 позициям;

-Battement tendu (вытянутый батман) из 1 позиции во всех направлениях

лицом к станку, затем из 5 позиции боком к палке;

-Battement tendu из 1 позиции с demi plie;

-Passe par terre (проведение ноги по полу вперед и назад через 1 позицию);

-Понятие направлений en dehors и en dedans (наружу и внутрь);

-Demi rond de gambe par terre (круг ногой по полу) en dehors и en dedans из 1

позиции;

-Rond de gambe par terre en dehors и en dedans из 1 позиции;

-Battement tendu gete (вытянутый бросковый батман) с 1,5 позиций;

-Положение ног sur le cou de pied (условное спереди и учебное сзади);

-Relewe lents на 45 град. из 1, 5 позиций;

-Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку;

-Растяжка по станку;

-Проучивание preparation, стоя боком к станку.

4.Упражнения на середине зала:

-понятия en fas и epaulement(точки хореографического зала);

-позиции рук: подготовительная, 1,2,3;

-поклон.

-1е port de bras (переводы рук в три позиции);

-Подготовка к вращениям (работа головы по точкам).

 5.Упражнения по диагонали:

-pas польки;

-«трамплинные» прыжки.

6.Упражнения на развитие эластичности связок: (releve, наклоны корпуса).

7.Allegro: «трамплинные» прыжки по 6 позиции, «мячики», temps soute по I; II; V позициям

4.  Народно-сценический танец.

Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского

народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же

национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ,

Болгария, Испания, Венгрия и др., что позволяет расширить кругозор детей,

развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать

особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно

передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы,

различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость,

оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью,

жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое

внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского

танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений,

композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и

пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые).

Цели:

-ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью

народного танца;

-воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры

народа;

-приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

-воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно

передать национальный стиль и манеру народного танца;

-создание репертуара ансамбля.

Задачи:

-формирование знаний в области народной хореографической культуры;

-развитие эмоциональности и артистичности исполнения;

-овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных

народов;

-развитие исполнительских способностей учащихся.

В задачу 1 года входит знакомство с основными позициями и положениями

рук и ног, положениями головы и корпуса во время исполнения простейших

элементов, освоение этих элементов на середине зала, развитие

элементарных навыков координации движений. Для 1 года обучения

рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского и

белорусского народных танцев.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Обсуждение планов учебного года;

-Беседа об истоках народного танца.

2.Экзерсис на середине зала:

-Поклон в характере русского танца;

-Ходы и проходки на середине зала, выстраивая рисунок квадрат, круг,

диагональ и др.:

а) простой бытовой шаг;

б) переменный ход на всю стопу;

в) переменный ход то на всю стопу, то на полупальцы;

г) ход с первым шагом на каблук;

д) ход с проскальзывающим ударом по свободной 1 позиции;

е) «боярский » ход;

ж) шаг с одним ударом, с двойным.

-«Елочка»;

-«Гармошка»;

-Основные положения рук:

а) подготовительное положение рук- обе руки свободно опущены вдоль

корпуса, кисти повернуты ладонью к корпусу;

б) позиции рук: 1,2,3;

в) подготовка к началу движения- руки на талию, пальцы собраны.

-Положения рук в парных и массовых танцах - «цепочка», «круг»,

«звездочка», «карусель», «корзиночка»;

-Основные положения ног: 1,2,3-я свободные и прямые позиции, 1 и 2

закрытые;

-Раскрывание и закрывание рук:

а) одной руки;

б) двух рук;

в) поочередное раскрывание рук;

г) переводы рук в различные положения;

-Притопы:

а) одинарные;

б) удар всей стопой;

в) шаги с притопом в сторону;

г) тройные;

-Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции;

-Боковые перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции;

-Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах;

-Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя;

-Выведение ноги на каблук из свободной 1 позиции, затем приведение ее в

исходное положение;

-Подготовка на дробные выстукивания;

-Подготовка к присядке (мужское):

а) полуприсядка - полное приседание по 1 позиции;

б) мячики по 6 и 1 позициям;

в) мячики по 1 поз. в повороте по точкам.

-Присядки:

а) по 1 поз. с выносом ноги на каблук вперед и в сторону;

б) с выходом на «разножку» и на «каблучки».

-Хлопки (мальчики):

а) одинарные, двойные, тройные (фиксирующие и скользящие удары);

б) в ладони;

в) по бедру и по голенищу сапога.

-Простые комбинации хлопушек;

-Прыжки на месте:

а) трамплинные;

б) поджатые в сочетании с бегом.

3.Движения по диагонали:

-Шаги с поворотом в продвижении.

-Подготовка на «бегунок».

-Вращения на подскоках по ¼ круга на двух подскоках.

4Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений в

русском характере.

5.Элементы белорусского народного танца «Лявониха» и «Крыжачок»:

-Основные положения рук.

-Основной ход танца «Лявониха».

-Основные движения танца «Лявониха».

-Основной ход и движения танца «Крыжачок».

-Присядка на двух ногах по 6 поз. из стороны в сторону и с выбросом ноги

по диагонали назад.

- Хореографический номер на материале русского танца (например,

«Порушка-Параня»).

5. Танцевальные этюды.

  1. "Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.
  2. «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
  3. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
  4. Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
  5. «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
  6. «Вальс» – для закрепления изученных движений.
  7. Вариации с включением изученных элементов.

6. Постановка.
Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.
Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).

7. Индивидуальные занятия.

Помощь воспитанникам, отстающим в освоении программы и репертуара от коллектива.


Ожидаемые результаты

 Воспитанник будет знать:

  • музыкальную грамоту;
  • хореографические названия изученных элементов.

Воспитанник будет уметь:

  • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
  • контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
  • анализировать музыкальный материал;
  • самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;

                Тематический план

Первый год обучения

Содержание и виды работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

24

 

3

 

34

2

Учебно-тренировочная работа:

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. партерная гимнастика

5.ритмика

6. танцевальная импровизация

 

5

12

12

5

10

2

 

1

1

1

 

 

2

10

10

3

3

2

Итого:

70

6

64

Тематическое планирование на год:

№ урока;

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие. Построение. Поклон.

1

2

Элементы музыкальной грамоты.

1

3

Упражнения на развитие основных навыков и умений.

1

4

Ходьба и бег, марш, прыжки, подскоки, галоп. Танцевальные элементы.

1

5

Музыкальные загадки, сказки, композиции.

1

6

Упражнения с предметами. Упражнения на развитие координации движений.

1

7

Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

1

8

Танцы-игры на развитие творческих способностей.

1

9

Разминка на середине. Разминка по кругу.

1

10

Упражнения партерной гимнастики (для стоп).

1

11

Упражнение партерной гимнастики (на выворотность).

1

12

Упражнения партерной гимнастики(на растяжку)

1

13

Упражнения партерной гимнастики(на гибкость)

1

14

Упражнения партерной гимнастики(силовые)

1

15

Упражнения партерной гимнастики(закрепление пройденного материала)

1

16

Упражнения у станка. Пружинки.

1

17

Упражнения у станка. Утюжки.

1

18

Упражнения у станка. Позиции.

1

19

Упражнения у станка. Наклоны. Подготовка к вращению (циркуль).

1

20

Шаги и бег по диагонали.

1

21

Проучивание demi plie (маленькое приседание) и grand plie (глубокое

приседание) по 1,2,5 позициям;

Постановочная работа.

1

22

Releve (поднимание на полупальцы) по 6 позиции.  

1

23

Упражнения у станка. Проучивание 5 позиции ног. Постановочная работа.

1

24

Упражнения у станка. Relewe на полупальцы в 1,2,5 позициях. Постановочная работа.

1

25

Упражнения у станка. Battement tendu. Постановочная работа.

1

26

Беседа об истоках народного танца.

1

27

Упражнения у станка. Battement tendu из 1 позиции с demi plie.Постановочная работа.

1

28

Упражнения у станка. Passe par terre. Постановочная работа.

1

29

Народный танец. Поклон в характере русского танца.

1

30

Упражнения у станка. Понятие направлений en dehors и en dedans. Постановочная работа.

1

31

Упражнения у станка. Demi rond de gambe par terre en dehors (половинки)Постановочная работа.

1

32

Народный танец. Ходы и проходки на середине зала.

1

33

Упражнения у станка Demi rond de gambe par terre en dedans(половинки) Постановочная работа.

1

34

Упражнения у станка. Demi rond de gambe par terre(половинки) Закрепление материала. Постановочная работа.

1

35

Народный танец. Простой бытовой шаг, переменный ход на всю стопу.

1

36

Упражнения у станка. Battement tendu gete (по 1 позиции в сторону)Постановочная работа.

1

37

Упражнения у станка. Battement tendu gete (по 1 позиции в перёд и назад)Постановочная работа.

1

38

Народный танец. Ход с первым шагом на каблук.Боярский ход.

1

39

Упражнения у станка. Положение ног sur le cou de pied. Постановочная работа.

1

40

Упражнения у станка. Relewe lents на 45 град, по 1 позиции. Постановочная работа.

1

41

Народный танец. Ёлочка. Гармошка.

1

42

Упражнения у станка. Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку. Постановочная работа.

1

43

Упражнения у станка. Растяжка по станку. Постановочная работа.

1

44

Народный танец. Положения рук.

1

45

Упражнения у станка. Проучивание preparation, стоя боком к станку. Постановочная работа.

1

46

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

47

Народный танец. Притопы.

1

48

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

49

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

50

Народный танец. Боковой шаг.

1

51

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

52

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

53

Народный танец. Подготовка к дробным выстукиваниям(девочки).Подготовка к присядке (мальчики).

1

54

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

1

55

Народный танец. Присядки(мальчики).Пол ключа(девочки).

1

56

Упражнения на середине зала. Понятия en fas и epaulement.

1

57

Упражнения на середине зала.  Позиции рук: подготовительная 1,2,3;

1

58

Народный танец. Присядки(мальчики).Пол ключа(девочки).

1

59

Упражнения на середине зала. 1-е port de bras. 2-е port de bras.

1

60

Народный танец. Присядки(мальчики).Ключ (девочки).Репетиционная работа.

1

61

Подготовка к вращениям (работа головы по точкам). Репетиционная работа.

1

62

Упражнения по диагонали. Шаг польки, подскоки, бег. Репетиционная работа.

1

63

Упражнения на середине зала. Прыжки. Репетиционная работа.

1

64

Упражнения на середине зала. 3-е port de bras. Репетиционная работа.

1

65

Танцевальные этюды(под дождём, оловянный солдатик).

1

66

Народный танец. Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений.

1

67

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

1

68

Танцевальные этюды (времена года, кукла).

1

69

Народный танец. Повороты на подскоках.

1

70

Повтор материала пройденного за год.

1

ВСЕГО: 70 часов

2 год обучения

1. Введение
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.

2. Азбука классического танца и  партерная гимнастика.

Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом

для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по

классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством

для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения.

Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага,

прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает учащимся

постоянно находиться в танцевальной форме.

Цели:

-развитие личности учащегося;

-социальная адаптация;

-формирование духовно-нравственных ценностей;

-укрепление здоровья;

-подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению

танцевального материала различного характера, разнообразных жанров,

различной степени технической сложности;

-воспитание трудолюбия;

-воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

-формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

-активизация мышления, развитие творческого начала;

-активизация интереса к классическому танцу;

-овладение навыками музыкально-пластического интонирования;

-совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных,

исправление физических недостатков);

-развитие пластичности, координации, хореографической памяти,

внимания, формирование технических навыков;

-воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;

-формирование навыков коллективного общения;

-раскрытие индивидуальности.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими

принципами:

-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более

сложным;

-чередовать упражнения быстрые и медленные;

-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с

последующим ускорением;

-следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;

-переводить на русский язык французские термины, принятые в

классическом танце;

-объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Инструктаж по Т.Б.,

-Беседа о классическом танце;

-Повторение пройденного материала.

2.Партерный экзерсис:

-сокращение и вытягивание стоп;

-rond стопой, броски на 45 град.;

-медленные и резкие наклоны корпуса к ногам;

-упражнения на развитие гибкости;

-упражнения на развитие шага;

-продольные и поперечные шпагаты.

3.Экзерсис у станка (лицом к станку)

-Demi plie по позициям.

-Battements tendus:

   c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад;

   из  V позиции,

   с  опусканием пятки во II позицию;

   с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги.

-Passe par terre (проведение ног вперед и назад через I позицию).

-Понятие направлений en dehors et en dedans.

-Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans.

-Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

-Battements tendus jetes: с I и V позиций в сторону, вперед, назад .    

-Положение ноги sur le cou-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).

-Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол.            

-Releves на полупальцах в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plie.

-Battements – tendus plie – soutenus – вперед, в сторону, назад.

-Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

-Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battements fondus).

-Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол                                  

-Grand plie в I, II, V, VI позициях.  

-Grand battements jetes с I и V позиция – вперед, в сторону, назад.

-Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

4.Упражнения на середине зала:

-Поклон;

-Основные положения корпуса: en fase, epaulement croisee;

-1e port de bras;

-Demi plie в 1 позиции;

-Battement tendu в сторону в 1 позиции.

5.Allegro (прыжки проучиваются, стоя лицом к станку):

-подготовка к pas soute (лицом к станку);

-pas soute по 1 позиции.

-«Трамплинные» прыжки на середине и по диагонали;

-Temps saute в 1, 2 позициях;

-Подготовка к pas shene;

-Pas shene по диагонали.

3.Народно-сценический танец.

Народно-сценический танец является основным предметом в ансамбле.

Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского

народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же

национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ,

Болгария, Испания, Венгрия и др., что позволяет расширить кругозор детей,

развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать

особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно

передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы,

различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость,

оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью,

жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое

внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского

танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений,

композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и

пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые).

Цели:

-ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью

народного танца;

-воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры

народа;

-приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

-воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно

передать национальный стиль и манеру народного танца;

-создание репертуара ансамбля.

Задачи:

-формирование знаний в области народной хореографической культуры;

-развитие эмоциональности и артистичности исполнения;

-овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных

народов;

-развитие исполнительских способностей учащихся.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Обсуждение планов учебного года.

-Повторение пройденного материала.

2.Экзерсис на середине зала:

-Поклон в русском характере.

-Port de bras с работой корпуса в сочетании с шагами и ходами.

-«Моталочка» с фиксацией ноги назад и вперед.

-«Молоточки», «Ковырялочка» с притопом – должны сочетаться в

комбинации, меняя ракурс. Добавляется работа головы, рук и корпуса.

-«Веревочка» - простая и двойная на demi plie и полупальцах.

-«Переборы» (исполняются на полупальцах):

а) простые;

б) тройные с фиксацией ноги наверх.

-«Ключ» - полключа и ключ с двух ног на подскоках.

-Дроби, дробные ходы – на месте, с продвижением вперед, в повороте.

Можно сочетать с притопами, с «ключом»:

а) дробный ход с каблука;

б) «трилистник» с двумя притопами;

в) дробный боковой ход из 3 поз.

-«Подбивка» по 6 поз. на полупальцах.

-Движения с хлопушками (мальчики) – по бедру, голени, груди. Сочетать с

хлопками и ударами ногой.

-«Присядки» - сочетаются в комбинациях:

а) присядка – нога на 45 гр.;

б) присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой

назад;

в) с вскакиванием на носки (колени внутрь) и перескоком на каблуки (колени

развернуть);

г) с «ковырялочкой» и др.

-Подготовка к вращениям: работа головы.

-«Припадания» по 3 поз.;

3.Движения по диагонали:

Девочки:

-Комбинация подготовки к вращениям.

-«Колесо»;

-Grand battement с хлопком;

-Подготовка к вращению «Schene».

-Подготовка к вращению «Бегунок».

-Подготовка к вращению на каблук.

-Различные комбинации в сочетании с дробями, вращениями, бегом.

Мальчики:

-«Мячик» в полуповороте.

-Различные виды присядок и хлопушек в продвижении.

.-«Ползунок

4.Танцевальные комбинации на материале русского и белорусского танцев.

5.Основные движения танцев Прибалтики:

-Основные положения рук.

-Основной ход, шаг польки, подскоки на месте и вокруг себя.

-Движения с хлопками и поклонами.

-Галоп в сторону с поворотом.

-Переступания с подскоком и поворотом.

6.Хореографический номер на материале русского танца (напр. «Озорные

посиделки») и белорусского танца (напр. «Микита» или «Крыжачок»).

4. Танцевальные этюды, танцы

  1. Классическая композиция.
  2. Этюд в современных ритмах.

5. Постановка
Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Соединение элементов в комбинации и их отработка. Репетиционная работа.
Концертная деятельность .
6. Индивидуальная работа

 Ожидаемые результаты


II год обучения
Воспитанник будет знать:

  • термины азбуки классического танца.

Воспитанник будет уметь:

  • грамотно исполнять элементы классического и народного танца;

работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

Тематический план.

 Второй  год обучения.

Содержание и виды работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 

34

34

 

2

2

 

32

32

2

Учебно-тренировочная работа:

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4.ритмика

5. партер

6. танцевальная импровизация

 

6

26

19

5.5

5.5

5

 

1

1

1

0.5

0.5

 

5

25

18

5

5

5

3

Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр спец.видеоматериала

4. организационная работа

 


1

1

1

2

 

 


1

1

1

2

 

Итого:

140

8

132

Тематическое планирование на год:

№ урока;

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие. Построение. Поклон. Беседа о классическом танце.

2

2

Партерный экзерсис(для стоп).

2

3

Партерный экзерсис(на выворотность).

2

4

Партерный экзерсис(на растяжку).

2

5

Партерный экзерсис (на гибкость).

2

6

Партерный экзерсис (силовые).

2

7

Экзерсис у станка (лицом к станку)

Demi plie по позициям.

2

8

Экзерсис у станка Battements tendus:

   c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад.

2

9

Экзерсис у станка Battements tendus из  V позиции.

2

10

Экзерсис у станка Battements tendus с  опусканием пятки во II позицию.

2

11

Экзерсис у станка Battements tendus   с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги. Постановочная работа.

2

12

Экзерсис у станка Passe par terre. Постановочная работа.

2

13

Экзерсис у станка Понятие направлений en dehors et en dedans. Постановочная работа.

2

14

Экзерсис у станка Demi raud de jambe par terre en dehors . Постановочная работа.

2

15

Экзерсис у станка Demi raud de jambe par terre en dedans. Постановочная работа.

2

16

Экзерсис у станка Rond de jambe par terre en dehors . Постановочная работа.

2

17

Экзерсис у станка Rond de jambe par terre et en dedans. Постановочная работа.

2

18

Экзерсис у станка Battements tendus jetes: с I и V позиций в сторону, вперед, назад. Постановочная работа.

2

19

Экзерсис у станка Положение ноги sur le cou-pied. Постановочная работа.

2

20

Экзерсис у станка Battements frappes в сторону, вперед, назад.

2

21

Экзерсис у станка Releves. Постановочная работа.

2

22

Экзерсис у станка Battements – tendus plie – soutenus. Постановочная работа.

2

23

Экзерсис у станка Preparation для rond de jambe par terre. Постановочная работа.

2

24

Экзерсис у станка Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол.  Постановочная работа.

2

25

Экзерсис у станка Grand plie в I, II, V, VI позициях.  Постановочная работа.

2

26

Экзерсис у станка Grand battements jetes с Iпозиции– вперед, в сторону, назад. Постановочная работа.

2

27

Экзерсис у станка Grand battements jetes с V позиции– вперед, в сторону, назад. Постановочная работа.

2

28

Экзерсис у станка Перегибание корпуса назад и в сторону. Постановочная работа.

2

29

Упражнения на середине зала: Основные положения корпуса: en fase, epaulement croisee. Постановочная работа.

2

30

Народный танец. Поклон в русском характере. Постановочная работа.

2

31

Упражнения на середине зала: 1e,2е,3е  port de bras .Постановочная работа.

2

32

Упражнения на середине зала: Demi plie в 1 позиции. Постановочная работа.

2

33

Народный танец. Port de bras с работой корпуса в сочетании с шагами и ходами. Постановочная работа.

2

34

Упражнения на середине зала: Battement tendu в сторону в 1 позиции. Постановочная работа.

2

35

Упражнения у станка:  подготовка к pas soute (лицом к станку) Постановочная работа.;

2

36

Народный танец. «Моталочка».  Репетиционная работа

2

37

Упражнения у станка:  pas soute по 1 позиции. Репетиционная работа

2

38

Подготовка к pas shene . Репетиционная работа.

2

39

Народный танец. «Веревочка». Репетиционная работа.

2

40

Этюд в современных ритмах. Репетиционная работа.

2

41

Этюд в современных ритмах. Репетиционная работа.

2

42

Народный танец. «Ключ».

2

43

Этюд в классическом  стиле. Репетиционная работа.

2

44

Народный танец. Дробные и выстукивающие. Народный танец.

2

45

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

2

46

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

2

47

Народный танец. Движения с хлопушками (мальчики). «Подбивка»(девочки).

2

48

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

2

49

Разучивание разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа. Репетиционная работа.

2

50

Народный танец. Подготовка к вращению «Бегунок».

2

51

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

52

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

53

Народный танец. Различные комбинации в сочетании с дробями, вращениями, бегом.

2

54

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

55

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

56

Танцевальные комбинации на материале русского и белорусского танцев.

2

57

Разминка. Работа над актёрским мастерством.

2

58

Разминка. Работа над актёрским мастерством.

2

59

Основные движения танцев Прибалтики

2

60

Отработка отдельных комбинаций танца.

2

61

Отработка отдельных комбинаций танца.

2

62

Хореографический номер на материале русского танца.

2

63

Разминка у станка и на середине зала. Отработка отдельных комбинаций танца.

2

64

Работа над исполнением танца. Чёткость исполнения.

2

65

Хореографический номер на материале белорусского танца.

2

66

Работа над исполнением танца. Характер исполнения.

2

67

Подготовка к выступлению.

2

68

Подготовка к выступлению.

2

69

Повтор материала пройденного за год.

2

70

Обобщающий урок.

2

Всего: 140  часа.

 

 3 год обучения

1. Введение.
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.

2. Азбука классического танца и  партерная гимнастика. 

Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом

для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по

классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством

для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения.

Занятия классическим танцем дает развитие танцевальной техники, шага,

прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает учащимся

постоянно находиться в танцевальной форме.

Цели:

-развитие личности учащегося;

-социальная адаптация;

-формирование духовно-нравственных ценностей;

-укрепление здоровья;

-подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению

танцевального материала различного характера, разнообразных жанров,

различной степени технической сложности;

-воспитание трудолюбия;

-воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

-формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

-активизация мышления, развитие творческого начала;

-активизация интереса к классическому танцу;

-овладение навыками музыкально-пластического интонирования;

-совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных,

исправление физических недостатков);

-развитие пластичности, координации, хореографической памяти,

внимания, формирование технических навыков;

-воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;

-формирование навыков коллективного общения;

-раскрытие индивидуальности.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими

принципами:

-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более

сложным;

-чередовать упражнения быстрые и медленные;

-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с

последующим ускорением;

-следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;

-переводить на русский язык французские термины, принятые в

классическом танце;

-объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Инструкция по Т.Б.;

-Беседа о классическом танце;

-Повторение пройденного материала.

2.Партерный экзерсис:

-упражнения для развития выворотности, гибкости;

-упражнения для укрепления основных групп мышц;

-упражнения для развития шага;

-Продольные и поперечные шпагаты.

3.Экзерсис у станка (одной рукой за палку):

-Demi и grand plie в 1,2,5 позициях;

-Battement tendu с 1 поз. в сторону, вперед и назад;

-Battement tendu pour le pied (опускание пятки во 2 позицию) с 1 поз.;

-Rond de gambe par terre en dehors и en dedans с 1 поз.;

-Battement tendu gete с 1 поз.;

-Положение ноги sur le cou de pied учебное (обхватное);

-Battement frappe (ударный батман) носком в пол.

-Battement fondu (тающий батман) носком в пол по всем направлениям;

-Relewe в 1,2,5 поз. с вытянутых ног;

-Battement relewe lant (все направления) на 45 град;

-Grand battement gete (большой бросковый батман) по всем направлениям с

1 позиций;

-Третье port de bras;

-Полуповороты в 5 поз. на двух ногах с переменой ног на полупальцах с

вытянутых ног и с demi plie.

4.Экзерсис на середине зала:

-Demi и grand plie в 1,2,5 позициях;

-1 и 2 port de bras;

-Battement tendu (все направления) в 1 поз;

-Relewe на полупальцы с вытянутых ног по 1,2,5 позициям;

-Pas de bourre simple (с переменой ног) en fas.

5.Allegro:

-Трамплинные прыжки;

-Temps saute по 1,2,5 поз.;

-Shangement de pied en fas;

-Pas echappe во 2 поз.;

-Вращения по диагонали: chaines.

3.Народно-сценический танец.

Народно-сценический танец является основным предметом в ансамбле.

Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского

народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же

национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ,

Болгария, Испания, Венгрия и др., что позволяет расширить кругозор детей,

развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать

особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно

передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы,

различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость,

оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью,

жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое

внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского

танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений,

композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и

пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые).

Цели:

-ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью

народного танца;

-воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры

народа;

-приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

-воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно

передать национальный стиль и манеру народного танца;

-создание репертуара ансамбля.

Задачи:

-формирование знаний в области народной хореографической культуры;

-развитие эмоциональности и артистичности исполнения;

-овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных

народов;

-развитие исполнительских способностей учащихся.

Темы.

1.Вводное занятие:

-Обсуждение планов учебного года.

-Беседа по истории хореографии.

2. Экзерсис у станка (в 1-м полугодии движения проучиваются лицом к

станку, со 2-го полугодия – одной рукой за палку):

-Releve на полупальцы по всем позициям.

-Demi plie, grand plie по 1,2,5,6 позициям.

-B.tendu с подъемом опорной пятки (перевод ноги с носка на каблук) с 1-ой,

позднее из 1 позиции по всем направлениям.

-B.tendu gete с полуприседанием на оп.ноге (маленькие броски с

сокращением стопы). Проучивается с 1 поз.,

-Preparation к rond de gambe par terre из 1 поз.

-Demi rond по точкам на 180 гр. Боком к станку по 1 поз.

-Подготовка к «веревочке» - скольжение работающей ноги по оп.ноге:

а) на всей стопе;

б) на d.plie в 5 поз.

в) с разворотом бедра.

-B.fondu на 45 гр. (низкие развороты работающей ноги).

-Grand battement gete по всем направлениям.

-«Дробные выстукивания »:

а) простые;

б) комбинированные;

-B.relevelant с сокращением стопы (крестом).

-Gr.b.gete – большие броски в трех направлениях:

а) на всей стопе;

-Прыжки:

а) с натянутыми и сокращенными стопами по 6 поз.;

б) с поджатыми ногами по 6 поз.;

в) с подтянутыми к груди коленями;

-Preparation – подготовка к исполнению движения (рука закрывается на

пояс).

3.Экзерсис на середине зала (все движения даются в комбинациях).

-Комбинация «Моталочка» с «Молоточками».

-Комбинация «Веревочка»:

а) простая с переступаниями;

б) двойная с переступаниями;

в) с выносом ноги на каблук;

4.Движения по диагонали:

Девочки:

-Вращение «Schene».

-Вращение «Бегунок».

Мальчики:

-Всевозможные хлопушки в комбинациях.

-Присядка с grand battement.

5.Танцевальные комбинации на материале русского танца.

6.Хореографические комбинации на основе разученных движений.

4. Танцевальные этюды, танцы.

5. Постановка.
Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность .
6. Индивидуальная работа.

 Ожидаемые результаты

Воспитанник будет знать:

  • названия новых классических хореографических элементов и связок.

Воспитанник будет уметь:

  • выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;
  • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
  • знать и выполнять правила сценической этики.

Тематический план.

Третий год обучения.

Содержание и виды работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Специальная танцевально-художественная работа:

- постановочная

- репетиционная

 53

53

3

 3

 50

50

2

Учебно-тренировочная работа.

1. азбука музыкального движения

2. элементы классического танца

3. элементы народного танца

4. элементы современного танца

5. индивидуальная работа

6. танцевальные этюды

7. танцевальная импровизация

 

4

35

22

13

7


6

5

 

 

2

2



1

 

4

33

30

13

6


6

5

3

Мероприятия воспитательно-познавательного характера:

1. беседы

2. прослушивание музыкального материала

3. просмотр видеоматериала

4. организационная работа

 


3

3

3

4

 

 


3

3

3

4

 

Итого:

210

10

200

Примерное тематическое планирование на год:

№ урока;

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие. Построение. Поклон.

2

2

Повторение пройденного материала.

2

3

Повторение пройденного материала.

2

4

Партерный экзерсис: упражнения для развития выворотности, гибкости.

2

5

Партерный экзерсис: упражнения для укрепления основных групп мышц.

2

6

Партерный экзерсис: упражнения для развития шага.

2

7

Партерный экзерсис: продольные и поперечные шпагаты.

2

8

Экзерсис у станка:  Demi и grand plie в 1,2,5 позициях

2

9

Экзерсис у станка: Battement tendu с 1 поз. в сторону, вперед и назад.

2

10

Экзерсис у станка: Battement tendu pour le pied (опускание пятки во 2 позицию) с 1 поз.

2

11

Народный танец. Экзерсис у станка: Releve на полупальцы по всем позициям. Постановочная работа.

2

12

Экзерсис у станка: Rond de gambe par terre en dehors и en dedans с 1 поз. Постановочная работа.

2

13

Экзерсис у станка: Battement tendu gete с 1 поз. Постановочная работа.

2

14

Народный танец. Экзерсис у станка: Demi plie, grand plie по 1,2,5,6 позициям. Постановочная работа.

2

15

Экзерсис у станка: Положение ноги sur le cou de pied. Постановочная работа.

2

16

Экзерсис у станка: Battement frappe Постановочная работа.

2

17

Народный танец. Экзерсис у станка: B.tendu с подъемом опорной пятки. Постановочная работа.

2

18

Экзерсис у станка: Battement fondu (тающий батман) носком в пол по всем направлениям.

2

19

Экзерсис у станка: Relewe в 1,2,5 поз. с вытянутых ног. Постановочная работа.

2

20

Народный танец. Экзерсис у станка: B.tendu gete с полуприседанием на опорной ноге. Постановочная работа.

2

21

Экзерсис у станка: Battement relewe lant на 45 град. Постановочная работа.

2

22

Экзерсис у станка: Grand battement gete. Постановочная работа.

2

23

Народный танец. Экзерсис у станка: Preparation к rond de gambe par terre из 1 поз. Постановочная работа.

2

24

Экзерсис у станка: Temps saute по 1,2,5 поз. Постановочная работа.

2

25

Экзерсис у станка: Shangement de pied en fas. Постановочная работа.

2

26

Народный танец. Экзерсис у станка: Demi rond по точкам на 180 гр. Постановочная работа.

2

27

Экзерсис у станка: Pas echappe во 2 поз. Постановочная работа.

2

28

Экзерсис у станка: Растяжка по всем направлениям. Постановочная работа.

2

29

Народный танец. Экзерсис у станка: Подготовка к «веревочке». Постановочная работа.

2

30

Экзерсис на середине зала:

Demi и grand plie в 1,2,5 позициях. Постановочная работа.

2

31

Экзерсис на середине зала: Battement tendu (все направления) в 1 поз. Постановочная работа.

2

32

Народный танец. Экзерсис у станка: B.fondu на 45 гр. Постановочная работа.

2

33

Экзерсис на середине зала:

Relewe на полупальцы с вытянутых ног по 1,2,5 позициям. Постановочная работа.

2

34

Экзерсис на середине зала:

Pas de bourre simple. Постановочная работа.

2

35

Народный танец. Экзерсис у станка: Grand battement gete по всем направлениям. Постановочная работа.

2

36

Вращения по диагонали: chaines.

Постановочная работа.

2

37

Этюд на материале классического танца.  Репетиционная работа.

2

38

Этюд на материале классического танца.  Репетиционная работа.

2

39

Народный танец. Дробные выстукивания.

2

40

Этюд на материале русского народного танца.  Репетиционная работа.

2

41

Этюд на материале русского народного танца. Репетиционная работа.

2

42

Народный танец. Прыжки. Репетиционная работа.

2

43

Этюд на эстрадные ритмы. Репетиционная работа.

2

44

Этюд на эстрадные ритмы. Репетиционная работа.

2

45

Народный танец. Комбинация «Моталочка».

2

46

Что такое танцевальная импровизация.

2

47

Что такое танцевальная импровизация.

2

48

Народный танец. Комбинация «Веревочка».

2

49

Усложнение комбинаций у станка. Репетиционная работа.

2

50

Усложнение комбинаций у станка. Репетиционная работа.

2

51

Всевозможные хлопушки в комбинациях. Девочки вращения.

2

52

Усложнение комбинаций у станка. Репетиционная работа.

2

53

Усложнение комбинаций у станка. Репетиционная работа.

2

54

Всевозможные хлопушки в комбинациях. Девочки вращения.

2

55

Усложнение разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

2

56

Усложнение разминочных комбинаций у станка на основе полученных знаний. Репетиционная работа.

2

57

Всевозможные хлопушки в комбинациях. Девочки вращения.

2

58

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

59

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

60

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений.

2

61

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных танцевальных комбинаций.

2

62

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных танцевальных комбинаций.

2

63

Народный танец. Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений

2

64

Разминка. Работа над актёрским мастерством.

2

65

Разминка. Работа над актёрским мастерством.

2

66

Народный танец. Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений

2

67

Разминка. Работа над актёрским мастерством.

2

68

Народный танец. Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений.

2

69

Разминка. Работа над техникой исполнения отдельных элементов и движений и танцевальных элементов.

2

70

Разминка у станка и на середине зала. Отработка отдельных комбинаций танца.

2

71

Разминка у станка и на середине зала. Отработка отдельных комбинаций танца.

2

72

Народный танец. Простые танцевальные комбинации на основе пройденных движений.

2

73

Разминка у станка и на середине зала. Отработка отдельных комбинаций танца.

2

74

Разминка у станка и на середине зала. Отработка отдельных комбинаций танца.

2

75

Работа над исполнением танцев. Чёткость исполнения, артистичность, синхронность.

2

76

Работа над исполнением танцев. Чёткость исполнения, артистичность, синхронность.

2

77

Работа над исполнением танцев. Чёткость исполнения, артистичность, синхронность.

2

78

Работа над исполнением танцев. Чёткость исполнения, артистичность, синхронность.

2

79

Работа над исполнением танцев. Чёткость исполнения, артистичность, синхронность.

2

80

Вариации на материале изученных движений.

2

81

Вариации на материале изученных движений.

2

82

Вариации на материале изученных движений.

2

83

Вариации на материале изученных движений.

2

84

Вариации на материале изученных движений.

2

85

Вариации на материале изученных движений.

2

86

Подготовка к выступлению.

2

87

Подготовка к выступлению.

2

88

Подготовка к выступлению.

2

89

Подготовка к выступлению.

2

90

Подготовка к выступлению.

2

91

Работа с материалом пройденным за год.

2

92

Работа с материалом пройденным за год.

2

93

Работа с материалом пройденным за год.

2

94

Работа с материалом пройденным за год.

2

95

Работа с материалом пройденным за год.

2

96

Работа с материалом пройденным за год.

2

97

Работа с материалом пройденным за год.

2

98

Работа с материалом пройденным за год.

2

99

Работа с материалом пройденным за год.

2

100

Работа с материалом пройденным за год.

2

101

Работа с материалом пройденным за год.

2

102

Работа с материалом пройденным за год.

2

103

Работа с материалом пройденным за год.

2

104

Работа с материалом пройденным за год.

2

105

Обобщающий урок.

2

ВСЕГО: 210часов

Список литературы.

1. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

2. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

3. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

4.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

5.С.Руднева, Э.Фиш Музыкальное движение. Методическое пособие         для              педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.СПб.,2000;

6.Искусство балетмейстера.Р.Захаров.М.,1954;

7.Сочинение танца.Р.Захаров.М.,1983;

8.Классический танец. История и современность.Л.Д.Блок,М.,1986;

9.Азбука хореографии.Т.Барышникова,СПб.,1996;

10.Школа танца для юных.И.Бурмистрова,К.Силаева,СПб.,2003.

11.Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПБ.: издательство «Лань»,

2003.

12.Костровицкая В. 100 уроков классического танца, 1980.

13.Климов А. Основы русского народного танца, Москва, «Искусство» 1994.

14.Субботинский Е.В. «Ребенок открывает мир», Москва, 1991.

15.Конорова Е.В. «Эстетическое воспитание средствами хореографического

искусства», Москва 1953.

16.Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: Учебно-методический комплекс

для хореографических отделений школ искусств, КГАКиИ 2000-101С.

17.Ткаченко Т. Народный танец. Москва. Искусство, 1967.

18.Богданов Г. Работа над танцевальной речью. «Я вхожу в мир искусств» -

№4-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хореографии 3 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...

Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...

рабочая программа по хореографии МДОУ

Рабочая программа по хореографии для старшей  группы детей 5-6 лет...

Рабочая программа по хореографии 5 класс

Рабочая программа по хореографии 5 класс...

Рабочая программа по хореографии

Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Дети проводят большое количество времени сидя за партой, з...

Рабочая программа по хореографии

Рабочая программа по хореографии, 11класс, "Выпускной бал"...

Рабочая программа кружка "Хореография"

          Данная   программа    предназначена  для   гармоничного   развития   способностей   учащ...