Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
методическая разработка

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starushenkok.v._referat_pedagogikado_m2.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Старушенко Ксения Вадимовна

Руководитель ОДОД, педагог ДО

20 декабря 2017 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………………..…2

1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ……………………………………………………….……………………………..3

1.1. Титульный лист……………………………………………...………………………3

1.2. Пояснительная записка.......…………………………………………………………4

1.3. Учебный план………………………………………………………………………..7

1.4. Календарный учебный график………………………………………..……………7

1.5. Рабочая программа………………………….………………………….…………...7

1.6. Оценочные и методические материалы……………………………………………9

2. Нормативно-правовые основы проектирования ДООП.………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………...12

Литература………………………………………………………………………………13


Введение

В  последние  годы в нашей стране  наблюдается  качественный рост и развитие всей  системы дополнительного образования.  Дополнительное образование сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Концепция развития дополнительного образования детей раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.

В настоящее время законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела определенные изменения. Дополнительная образовательная программа рассматривается как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).


1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

В современном мире дополнительное образование детей позиционируется как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие; вариативное образование, предполагающее вариативность программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличие индивидуальных образовательных маршрутов; как социокультурная практика – творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Все эти тенденции должны найти отражение в программах дополнительного образования детей.

До сих пор составление дополнительных образовательных программ представляется особенно трудоемким аспектом в работе большинства педагогов дополнительного образования.

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами, согласно перечню в Приложении 1 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:

− Титульный лист

− Пояснительная записка

− Учебный план

− Календарный учебный график

− Рабочая программа

− Оценочные и методические материалы

1.1. Титульный лист

Титульный лист — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается: Наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы, Грифы, Название программы, Срок реализации, Возраст учащихся, ФИО и должность разработчика программы.

Название программы должно быть сформулировано кратко, емко и отражать содержание и сущность деятельности, в которую будет включаться учащийся. Это позволит детям и их родителям понять предназначение программы. Например, считаем удачными названия: «Флорбол», «Бисерное рукоделие», «Театральная мастерская», «Настольный теннис»,  «От игры – к здоровью».

1.2. Пояснительная записка

Пояснительная записка детально раскрывает замысел автора, общую концепцию программы – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел.

Важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе и представить их перечень. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения.

Согласно рекомендациям к оформлению и содержанию структурных элементов программы дополнительного образования детей, пояснительная записка должна содержать основные характеристики программы:

  • Направленность программы
  • Актуальность программы
  • Отличительные особенности программы/новизна
  • Адресат программы
  • Объем и срок реализации программы
  • Цель и задачи программы
  • Условия реализации программы
  • Планируемые результаты.

Направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определены приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»:

- техническая;

- естественнонаучная;

- физкультурно-спортивная;

- художественная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

Актуальность – важность, значительность чего-либо в настоящее время; соответствие запросам современности. Актуальность включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.

Отличительные особенности программы / новизна (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие. Новизна программы – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике программы, что означает факт отсутствия подобных программ.

Адресат программы – характеристика категории учащихся по программе. Описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по программе:

− пол, возраст детей, участвующих в освоении программы;

− степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;

− наличие базовых знаний по определенным предметам;

− наличие специальных способностей в данной предметной области;

− наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы;

− физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний).

 

Объем и срок реализации программы – указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, и количество лет, необходимых для освоения программы (определяется уровнем освоения программы (Приложение 5 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р), ее содержанием, возрастными особенностями учащихся, требованиями СанПиН).

Система целей, задач и планируемых результатов – стержневой элемент дополнительной общеобразовательной программы. Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени.

Цель и задачи должны быть взаимосвязаны, обусловлены нормативными правовыми документами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов образования; достижимы в указанный в программе временной период, конкретны и понятны всем участникам образовательного процесса.

Выстраивая комплекс задач, педагог дополнительного образования может конструировать его, ориентируясь на то, что в образовательном процессе развиваются соответствующие специальные способности, в том числе к познанию в данной предметной области; развиваются универсальные учебные действия, воспитывается отношение к базовым ценностям, идет обучение необходимому комплексу знаний и умений в какой-либо предметной области деятельности человека.

В программе должны быть определены следующие группы задач: обучающие, развивающие, воспитательные.

К условиям реализации программы относятся:

− условия набора в коллектив (все желающие, набор  на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, и т.д. с указанием параметров и критериев оценки результатов);

− условия формирования групп (одновозрастные, разновозрастные; дополнительный набор и на какой основе);

 − особенности организации образовательного процесса (особое построение содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.п.);

− формы проведения занятий (встреча, выставка, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, поход, праздник, презентация, репетиция, семинар, соревнование, спектакль, тренинг, турнир, фестиваль,  экскурсия, ярмарка и др.);

− формы организации деятельности учащихся на занятии с указанием конкретных видов деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная;

− материально-техническое оснащение программы (помещения, площадки, оборудование, приборы, инструменты, материалы в расчете на каждого учащегося в объединении);

− кадровое обеспечение (если необходимо).

Планируемые результаты освоения программы - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы. В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

1.3. Учебный план

Учебный план включает название разделов/тем программы, общее количество часов, отведенных на изучение темы с разделением на количество теоретических и практических часов и указанием форм контроля по каждой теме (должны соответствовать описанным в разделе «Оценочные и методические материалы»). Учебный план оформляется в табличной форме.

Для программ более одного года обучения приводятся учебные планы на каждый год обучения. При проектировании комплексной программы необходимо оформить сводный учебный план, включающий перечень программ с указанием количества часов реализации по каждому году обучения.

1.4. Календарный учебный график

Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов, а также режим занятий.

Календарный учебный график должен быть составлен с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др.

1.5. Рабочая программа

Рабочая программа составляется в соответствии с локальным актом образовательной организации на каждый год обучения и включает следующие структурные элементы:

- Титульный лист (оформляется в соответствии с локальным актом образовательной организации);

- Особенности организации образовательного процесса конкретного года обучения;

- Задачи конкретного года обучения (обучающие, развивающие, воспитательные);

- Содержание конкретного года обучения;

- Планируемые результаты конкретного года обучения (личностные, метапредметные, предметные);

- Календарно-тематический план конкретного года обучения на каждую учебную группу (составляется и утверждается в соответствии с локальным актом образовательной организации).

Задачи и планируемые результаты реализации программы прописываются на каждый год обучения в динамике развития знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности, социально-значимых компетенций.

Содержание программы должно соответствовать:

- направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- достижениям мировой культуры, науки и техники, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся; - уровню освоения программы;

- современным образовательным технологиям, отраженным в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности и т.д.); формах и методах обучения (дистанционное обучение, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов, дидактических материалов).

Содержание программы раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей. В «Теории» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи. В «Практике» описывается практическая деятельность учащихся. При планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии.

Календарно-тематическое планирование обычно представляется в виде таблицы с указанием тем занятий, количества часов и датой проведения мероприятий по плану и по факту.

1.6. Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы — краткое описание диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Необходимо указать сроки и формы проведения контроля, формы фиксации и предъявления результатов. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.

Возможными формами фиксации результатов могут быть различные карты, анкеты, бланки.


Методические материалы

В данном разделе должны быть представлены:

 − используемые методики, методы и технологии (современные педагогические, информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации программы;

− дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы;

− информационные источники (списки литературы для разных участников образовательного процесса, справочные, интернет-источники).

Дидактические средства и информационные источники могут быть представлены в виде разделов учебно-методического комплекса к программе по форме, разработанной в образовательной организации или самостоятельно педагогом.

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно включать материалы к занятиям.


2. Нормативно-правовые основы проектирования ДООП

Ниже представим список нормативно-правовых документов, необходимых для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
  5. Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, г.Санкт-Петербург от 01 марта 2017 года № 617-Р.
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242.


Заключение

В данном реферате мы рассмотрели технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам, вариативность образовательных программ.

В первой части исследовали основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, а в заключении привели список нормативно-правовой базы, необходимой для качественного и правильного построения ДООП.

Дополнительная образовательная программа рассматривается как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Творческий подход к проектированию программ ДОД на основе изучения и учета требований нормативных документов и тенденций развития дополнительного образования будет способствовать более полной реализации миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращению феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.


Список литературы

1. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (Актуальные нормативно-правовые акты и документы). Издательство «Перо»
Москва 2014, составитель: к.п.н Буйлова Л.Н.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (распоряжение от 29.12.2014 N 2765-р) –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/

3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

7. Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, г.Санкт-Петербург от 01 марта 2017 года № 617-Р.

8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242.

9. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2006.

10. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // «Внешкольник», 2007.

11. Горский В.А., Попова Г.Н., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД // «Дополнительное образование», 2005.

12. Ривкин Е.Ю. Алгоритмы составления образовательной программы в системе дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"

Представлен список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации и родителями обучающихся

Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации помогает обучающимся осваиват многомерное социокультурное пространство....

2.5.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации.

2.5.Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации....

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации

Диплом Победителя Всероссийского конкурса «Образование. Качество. Успех» с работой «Повышение качества образования в школе через реализацию практико-ориентированной (дуальной) м...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации...