Решение совместных задач в ходе освоения стандартов нового поколения
презентация к уроку

Ольга Неоевна Ким

В презентации раскрываются отличительные черты педагогики дополнительного образования и уровни организации дополнительного образования в школе во время внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osnovnye_voprosy_dlya_resheniya_dopoln_i_obshchego_obraz.ppt237.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение совместных задач в ходе освоения стандартов нового поколения КИМ О.Н. Педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска

Слайд 2

Интеграция: сущность понятия Интеграция – «объединение в целое каких – либо частей, элементов, от лат. « Integratio – восстановление, восполнение; integer – целый» (Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980. – С.201). Интеграция – «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» ( Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – С. 501). Интегрировать – «объединять части в одно целое» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – С.216)

Слайд 3

Дополнительное образование: сущность понятия Дополнительное образование – «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Источник информации : Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (Принята Коллегией МО РФ 6.10. 2004 года)

Слайд 4

Отличительные черты педагогики дополнительного образования Создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка Личностно – деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создание « ситуации успеха » для каждого

Слайд 5

Отличительные черты педагогики дополнительного образования Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; Признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; Применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Слайд 6

Содержание и формы организации образовательного процесса в УДОД Содержание дополнительного образования раскрывают два вида программ: дополнительные образовательные программы по 10 направленностям ; досуговые программы . Формы организации образовательного процесса: кружки, студии, секции, клубы…

Слайд 7

Вопросы, на которые предстоит дать ответы Каковы механизмы включения системы дополнительного образования во внеурочную деятельность общеобразовательных школ ?

Слайд 8

Внеурочная работа и дополнительное образование Внеурочная ( внеклассная) работа – деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы…), их участия в самоуправлении и общественно – полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между детьми и педагогами, имеющая выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность (дискуссионные клубы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально – значимые дела, трудовые акции…). Источник информации : Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Минобразования России от 11.06. 2002 № 30- 51- 433/16

Слайд 9

Внеурочная работа и дополнительное образование «Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов и включения их в художественную, техническую, эколого – биологическую, спортивную и другую деятельность». В системе внеурочной деятельности важно опираться на результаты деятельности детей в системе дополнительного образования «…широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятиях, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления…».

Слайд 10

Уровни интеграции Уровни организации дополнительного образования в школе: 1) случайный набор кружков, секций, клубов…, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных условий; 2) внутренняя консолидированность работы детских творческих коллективов и объединений, различная направленность их деятельности; 3) развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы , когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой программы, а педагоги могут координировать свою деятельность; 4) интеграция основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы.

Слайд 11

Особенности интеграции основного и дополнительного образования: цели и результаты деятельности Особенности интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях модернизации целей и ожидаемых результатов общего образования на основе компетентностного подхода: сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования (учебных результатов детей, их творческих достижений, степени освоения новых видов деятельности, социальных ролей, уровня творческой активности, динамики личностного развития, показателей успешности деятельности

Слайд 12

Особенности интеграции: содержание образования Особенности интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях модернизации содержания общего образования на основе реализации следующих принципов: - личностная ориентация содержания образования (возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов); - комплексность содержания образования (триединство задач обучения, воспитания и развития детей, многообразие функций, вариативность видов деятельности, дифференциация в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей); - обеспечение преемственности содержания образования (специализация образования через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, включение в образовательные программы элементов досуговой деятельности…);

Слайд 13

Особенности интеграции: содержание образования - усиление творческой составляющей содержания образования (коллективная и индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки…); - приоритет социальной составляющей содержания образования (реализация социально – педагогических функций: социальная защита, оздоровление детей, реабилитация, адаптация…); - обеспечение практической ориентации общего образования, усиление в его содержании деятельностного компонента (образовательная деятельность, культурно – досуговая, исследовательская…)

Слайд 14

Особенности интеграции: организация деятельности Особенности интеграции общего и дополнительного образования в условиях модернизации организации общего образования на основе следующих принципов: - гуманизация и демократизация организации общего образования (особый стиль отношений между педагогами и детьми: свобода ребёнка в выборе педагога, стремление педагога быть значимым для ребёнка); - обеспечение детям шанса на успех (создание равных условий для разных детей, психологически комфортной атмосферы, возможностей для достижения разного результата); - обеспечение разнообразия организации образовательного процесса (разнообразные формы организации образовательных объединений: студии, мастерские, лаборатории, школы; новые технологии); - изменение отношений в педагогическом коллективе образовательного учреждения (принятие системы ценностей, формирование отношений между всеми участниками образовательного процесса в контексте личностно – ориентированного подхода);

Слайд 15

Особенности интеграции: технологии Понятие «технология» неоднозначно: технология как дидактическая концепция, как педагогическая система, как педагогический процесс , как процедура (алгоритм) деятельности. Технология (в трактовке как процедура деятельности) интеграции различных сфер образования – это совокупность упорядоченных методов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия её субъектов рождается новое содержание и способы деятельности , имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития её субъектов Источник информации : Интеграция общего и дополнительного образования/ под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С. Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – С. 15.

Слайд 16

Этапы технологии интеграции Диагностический этап – изучение образовательных запросов субъектов интеграции, желаний и интересов детей, уровня их подготовки, возможностей педагогов и образовательных учреждений. Этап целеполагания – совместное формирование целей и задач организации интеграционных процессов, создание условий для их личностного принятия каждым субъектом интеграции. Подготовительный этап – планирование совместной деятельности по реализации целей и задач интеграции, организация ресурсного обеспечения. Этап реализации интеграционных процессов. Этап подведения итогов , анализа результатов деятельности, оценка её продуктивности

Слайд 17

Технологии интеграции Технологии интеграции в учебном процессе : Целевая установка : активизация познавательной деятельности школьников, формирование их субъектной позиции через включение в урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании.

Слайд 18

Возможные варианты взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях освоения стандартов нового поколения ШКОЛЬНЫЙ УРОК ЗАНЯТИЕ В УДОД УРОК ЗАНЯТИЕ

Слайд 19

Технологии интеграции Виды технологий интеграции в учебном процессе (урок) : Комплексные занятия: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчёт, общественный смотр знаний; Проекты : информационные, исследовательские, ролевые…; Дискуссионные технологии : дебаты, «защита – нападение», «урок – суд»; Игры : ролевые (урок - пресс – конференция, урок – театрализация), деловые (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательные («Поле чудес», «Слабое звено», «Что ? Где ? Когда ? ») Предметные технологии (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)

Слайд 20

Технологии интеграции Технологии интеграции во внеурочной деятельности: Целевая установка : активизация субъектной позиции школьника за счёт включения его в деятельность объединений по интересам, в подготовку общешкольных дел.

Слайд 21

Возможные варианты взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях освоения стандартов нового поколения ШКОЛЬНЫЙ УРОК ЗАНЯТИЕ В УДОД ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 22

Возможные варианты взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях освоения стандартов нового поколения УРОК ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 23

Технологии интеграции во внеурочной деятельности Виды технологий : Технология коллективного творческого воспитания (коллективные дела: познавательное «погружение», «Робинзонада», «Путешествие в Читай – город», КВН, «Умницы и умники», «Кто хочет стать миллионером ? »… Технологии клубных объединений (интегративные образовательные экспедиции, мастерские ценностных ориентаций, дидактический театр, литературно – музыкальные гостиные…). Технология проектной деятельности (творческие, социальные, практико – ориентированные… проекты)

Слайд 24

Технологии интеграции во внешкольной деятельности Технологии внешней интеграции : - интегрированные программы совместной деятельности школ и УДОД, УДОД и учреждений начального профессионального образования, учебно – производственных комбинатов; - организация и проведение совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей; - организация и проведение совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных; - организация и проведение совместных интегрированных игр (краеведческих, экологических, интеллектуальных..); - организация деятельности детских общественных организаций, движений, объединений.

Слайд 25

Уровни воспитательных результатов Первый уровень результатов: приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия обучающихся со своими педагогами (школьный педагог, педагог дополнительного образования). Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной ему среде. Третий уровень результатов: получение школьниками опыта самостоятельного социального действия на основе взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде .

Слайд 26

Образовательная программа школы: основные модули Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов , курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы ; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 27

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России – методологическая основа стандарта нового поколения Концепция определяет: - характер современного национального воспитательного идеала; - цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; - систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно – нравственная консолидация многонационального народа РФ; - основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Слайд 28

Основные понятия Концепции… Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений. Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию , от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности…

Слайд 29

Основные понятия Концепции… Духовно – нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей , имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Слайд 30

Национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 31

Базовые национальные ценности Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Слайд 32

Базовые национальные ценности Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; Традиционные российские религии – представления вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие; Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Слайд 33

Дополнительная образовательная программа: основные модули Титульный лист Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; цель и задачи; возраст детей, которым адресована программа; сроки реализации; формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их оценивания; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы) Учебно – тематический план , включающий перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия Содержание программы Методическое обеспечение программы (методические виды продукции: разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций…; рекомендации по организации практических работ; дидактический и лекционный материалы, тематика опытнической или исследовательской работы) Список используемой литературы

Слайд 34

Досуговая программа Пояснительная записка Цели и задачи Ожидаемые результаты Направления и содержание деятельности (круг значимых мероприятий, дел, проектов) Методическое обеспечение программы (разработки мероприятий, КТД, проектов) Диагностика результатов Список литературы

Слайд 35

Возможная структура воспитательных подпрограмм основной общеобразовательной программы начального общего образования Пояснительная записка Цели и задачи Ожидаемые результаты Направления деятельности (в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность, раскрываемые через призму видов внеурочной деятельности (игровая, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение, досугово – развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно – оздоровительная, туристско – краеведческая деятельность) Основные воспитательные мероприятия («круг» значимых дел (КТД, проекты: информационные, творческие, исследовательские, социальные…) Диагностика результатов Управление программой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку».

Современная школа заставляет решать непростые задачи. Одна из них  «Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку»....

Формирование УУД по иностранному языку в рамках реализации задач Стандартов нового поколения

Цель: ознакомить учителей с понятием и характеристиками УУД в рамках требований Стандарта нового поколения по предмету «иностранный язык»Задачи:познакомить с понятием, функцией, видами, характеристика...

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

Тема: Формирование УУД по иностранному языку в рамках реализации задач Стандартов нового поколения

Цель: ознакомить учителей с понятием и характеристиками УУД в рамках требований Стандарта нового поколения по предмету «иностранный язык»Задачи:·         познак...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по иностранному языку».

Иностранные языки в современном мире – это средство общения, познания, самообразования, самореализации, это инструмент сотрудничества и взаимодействия. Этот предмет рассматривается не тольк...

Выступление на педсовете по теме: «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...