Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру
презентация к уроку
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_suhorukova_mn.docx | 28.96 КБ |
didakticheskaya_igra_suhorukova_m.n.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Сухорукова Марина Николаевна
БУ ДО «Обл СЮН»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Основной деятельностью дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игровая деятельность привлекает ребёнка больше, чем любая другая [1].
Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко.
К игре дети готовы всегда, и задача педагога состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Дидактические игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности.
Считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания и виды деятельности. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Ведущая цель использования дидактических игр в экологическом воспитании – формирование культуры, чувств и навыков экологической деятельности.
Задачи:
- закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде
- учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;
- воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению насекомых, животных и птиц, умение сочувствовать.
Классификацию игр для детей дошкольного возраста я рассматривала по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новоселовой [2].
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):
- экспериментирование;
- сюжетная игра (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- обучающие (дидактические, подвижные);
- досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные).
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
- обрядовые;
- тренинговые;
- досуговые.
Планируя образовательную деятельность с детьми в студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» я разделила содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на 4 раздела: «Окружающий мир и наша безопасность», «Чудесный мир растений и грибов», «Наши друзья-животные», «Круглый год». К каждому разделу подобраны различные игры, для включения в разные виды детской деятельности.
При подборе игр учитывались следующие требования:
- соответствие игры программным требованиям;
- соответствие цели занятия;
- доступность для всех детей группы;
- направленность игры (развивающая, практическая и воспитательная).
При организации игровой деятельности на занятиях применяю технологию Н.Ф.Тарловской через последовательность превращений:
- известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки);
- интересные дошкольникам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, машина);
- взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.
Раздел 1. «Окружающий мир и наша безопасность»
Игра «Что делать?»
Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.
Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: « Что делать, если…» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас дома; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т.д.)
Раздел 2. «Чудесный мир растений и грибов»
Игра «Цветы»
Цель: воспитание у детей бережного отношения к прекрасным творениям природы; закрепление названий садовых растений.
Описание игры: педагог читает стихотворение Т. Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты….
И не будет красоты.
Педагог подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.
После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя - название цветка, которое сообщает педагогу так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия.
Команда детей говорит: «Здравствуйте, цветы! Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы». Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: развитие глазомера и меткости.
Описание игры: перед детьми большой цветок «Цветик – семицветик». Цветок сделан из восьми стаканчиков, вырезанных из пластиковых бутылок, скреплённых в форме цветка канцелярскими скрепками (один стаканчик в центре, семь – вокруг него). Дети бросают шарики в цель и набирают баллы: попадая в центр цветка – 5 баллов, в лепестки – 2 балла.
Раздел 3. «Наши друзья-животные»
Игра «Кто, где живет»
Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.
Описание игры: педагог силуэты животных раскладывают на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.
Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Педагог говорит, что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу педагога дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.
Раздел 4. «Круглый год»
Игра «Лесник»
Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Описание игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
Интерактивная игра «Круглый год»
Цель: формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
Описание игры: дети отгадывают загадки и путешествуют по станциям «Времена года», на каждой станции отвечают на вопросы педагога и делают выводы.
Использование данных игр возможно, как для групповой, так и для индивидуальной работы. Данные дидактические игры хорошо закрепляют знания, полученные детьми, развивают самостоятельность мышления, активизируют речевое развитие, стимулируют развитие любознательности.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил В.А. Сухомлинский.
Список литературы.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагог-Пресс, 1999. – 536 с.
2. Зворыгина Е.В. Я играю! пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. Первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте Основной деятельностью дошкольников является игра. В последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях Актуальность темы
Технологии сюжетно-ролевой игры Н.Ф. Тарловской Н.Я. Михайленко Н.А . Коротковой С.Л. Новоселовой Е.В. Зворыгиной
Цель использования дидактических игр в экологическом воспитании
Различия и сходство дидактических игр в сестороннее развитие личности ребенка
Задачи применения дидактических игр
Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новоселовой ) 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей): - экспериментирование; - сюжетная игра (сюжетно- отобразительные , сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные ) 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого: - обучающие (дидактические, подвижные); - досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные ) 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: - обрядовые; - тренинговые ; - досуговые
Разделы программы Студия экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка»
Технология Н.Ф. Тарловской последовательность превращений : известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки); интересные дошкольникам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз , машина); взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты
Игра «Лесник» Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков
Описание игры: Д ети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре
Тема самообразования...
Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»
Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»...
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...
Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры
Обучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игрыОбучение родителей развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста через игры ...