Занятие "Я-Лидер!"
методическая разработка (9 класс)

Тема занятия: «Я – лидер».

Цель: Развитие у обучающихся лидерского и творческого потенциала.

Задачи:

  •  формирование у обучающихся понятия «лидер»;
  •  развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
  •  формирование навыков и умения работать в команде;
  •  обогащение опыта в личностно и общественно-значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, печатный материал.

Цифровое приложение: мультимедийная презентация.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Слайд 1 – «Всем! Всем! Добрый день!»

Слайд 2 - Игра «Готовность к работе».

Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

Слайд 3 - Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия - “Я - лидер ”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия Я-Лидер28.94 КБ

Предварительный просмотр:


МУ ДО Кижингинский центр детского творчества

Педагог-Батоцыренова Марина Цырендоржиевна


Тема занятия: «Я – лидер».

Цель: Развитие у обучающихся лидерского и творческого потенциала.

Задачи:

  •  формирование у обучающихся понятия «лидер»;
  •  развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
  •  формирование навыков и умения работать в команде;
  •  обогащение опыта в личностно и общественно-значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, печатный материал.

Цифровое приложение: мультимедийная презентация.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Слайд 1 – «Всем! Всем! Добрый день!»

Слайд 2 - Игра «Готовность к работе».

Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

Слайд 3 - Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия - “Я - лидер ”.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такой лидер, какими качествами должен обладать, обсудим законы лидера. У вас будет возможность проявить лидерские способности, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Слайд 4 - Деление на 2 группы. Понятие «Лидер».

И первое задание – ответить на вопрос «Кто такой лидер?». Обсудите это в группах (2 мин)

- Неотъемлемой частью любого коллектива является лидер. С английского языка Leader – to lead – вести, руководить. Словарь иностранных слов дает такое толкование этому понятию:

ЛИДЕР – тот, кто идет первым, занимает ведущее положение в какой-либо работе;

ЛИДЕР – ведущий, руководитель, идущий впереди человек, пользующийся авторитетом и уважением;

ЛИДЕР – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу

Слайд 5 - Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам, благодаря своим личным качествам.

Согласно английскому писателю Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой:


Слайд 6 - Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.

Слайд 7 - Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

Слайд 8 - Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

Слайд 9 - Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.

Слайд 10 - Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

Слайд11 - И наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его отсутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.

А теперь давайте пройдем небольшой тест и выясним, кого среди нас можно справедливо называть лидером.

Слайд 12 - Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа. Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да. Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да. Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да. Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да. Б) Нет

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да. Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет. Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да. Б) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да. Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

  • Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “Б” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Главное оружие лидера это умение убеждать и достигать своего. Сейчас мы проверим, насколько вы сильны в умении убеждать людей.

Слайд 13 – Притча о лидере.

Слайд 14 - Упражнение “Идём со мной”

Для этого упражнения требуются 2 смельчака-добровольца, готовых первыми вступить в игру.

Первый игрок приглашает второго посетить кинотеатр, а второй зовёт первого на стадион. Каждый игрок аргументированно доказывает, почему именно с ним нужно пойти.

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Ну что же, молодцы вы неплохо справились с заданием и проявили свои навыки убеждения, а теперь скажите мне, часто ли бывает такое, что в определенных ситуациях вам хочется взять на себя роль командира и раздавать всем поручения? Сейчас мы и проверим, насколько каждый из вас любит быть командиром.


Слайд 15 - Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем, молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь управлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

Слайд 15 - «Большая семейная фотография» 

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Учитель может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Слайд 15 - «Начали!»

Ребята делятся на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание».

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Слайд 16 - Упражнение «Да. Может быть. Нет».

- А сейчас давайте немного подвигаемся. Упражнение: «Да-может быть-нет».

Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «нет». Участникам зачитываются утверждения:

·         Внешний вид лидера не имеет никакого значения.

·         Лидер работает во благо других.

·         Лидер управляет при помощи силы.

·         Лидер должен уметь подчиняться.

·         Лидер должен уметь убеждать.

Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор.


Слайд 17 - Законы лидера.

Исходя из всех качеств, можно вывести законы лидера:

1 закон – Лидер видит будущее.

2 закон – Лидер стремится к самосовершенству.

3 закон – Лидер обладает мудростью.

4 закон  – Лидер обладает мужеством.

5 закон -  Лидер обладает скромностью.

6 закон – Лидер умеет принимать решения.

7 закон – Лидер умеет создать команду.

8 закон – Лидер должен быть в доверии.

9 закон  – Лидер развивает в себе способности руководителя.

10 закон - Лидер излучает вдохновляющую силу.

Слайд 18 – «Подари улыбку» дети улыбаются друг другу и получают от меня конвертики со смайликами-улыбками.


Слайд 19 - Итог. Лидерами не рождаются, ими становятся. Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении какой-либо задачи, владеющий организаторскими способностями, умение организовать людей, убедить их на выполнение общего дела, берущий ответственность за себя и других.