ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
статья

Чувилина Анна Евгеньевна

В данной статье поясняется актуальность формирования экологически-компетентных студентов и обращения к поиску эффективных инновационных технологий организации экологизированного учебно-воспитательного процесса. В статьеописывается педагогический опыт организации тьюторского сопровождения как передовой формы формирования экологической компетентности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.2.docx99.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 (75) • 2020

ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 371.3:574:378

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Чувилина Анна Евгеньевна

ГБОУ дополнительного образования

«Областной центр внешкольной воспитательной работы»,

руководитель подразделения, Сахалин, Россия E-mail: anna.chuvilina.86@mail.ru

Аннотация Автор поясняет актуальность формирования экологически – компетентных студентов и обращения к поиску эффективных инновационных технологий организации экологизированного учебно – воспитательного процесса. В статье описывается педагогический опыт организации тьюторского сопровождения как передовой формы формирования экологической компетентности студентов. Даются определения понятиям экологической компетентности будущего специалиста, формированию экологической компетентности и тьюторского сопровождения. Представляются компоненты экологической компетентности студентов и основные установки, действующие в контексте формирования экологической компетентности будущих специалистов средствами тьюторского сопровождения. Инструменты и формы развития экологической компетентности обучающихся уточняются через призму выделенных этапов тьюторского сопровождения. Ключевые слова и фразы: персональная траектория развития, студент, тьюторское сопровождение, формирование экологической компетентности, экологическая компетентность.

ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS:

PECULIARITIES OF FORMATION BY MEANS OF TUTOR

SUPPORT

Chuvilina Anna Evgenyevna

Sakhalin State University (SAKHSU) Sakhalin, Russia

E-mail: anna.chuvilina.86@mail.ru

Abstract: The author explains the relevance of the formation of ecologically competent students and the appeal to the search for effective innovative technologies for the organization of the green educational process. The article describes the pedagogical experience of the organization of tutor support as an advanced form of formation of environmental competence of students. Definitions are given to the concepts of environmental competence of the future specialist, formation of environmental competence and tutor support. Components of environmental competence of students and basic installations operating in the context of formation of environmental competence of future specialists by means of tutor support are presented. Tools and forms of development of environmental competence of students are specified through thel ens of selected stages of tutor support.

Keywords: personal trajectory of development, student, tutoring - maintenance, formation of ecological competence, ecological competence.

В современных условиях жизнедеятельности общество испытывает острую необходимость в полноценном обеспечении экологической безопасности, которая, в первую очередь, основывается на экологически – компетентном гражданине со сформированным ноосферным мышлением и особым бережным и ответственным отношением к сохранению социоприродного мира. Достижение данной цели возможно при условии правильной организации экологического образования и использовании эффективных инновационных технологий организации экологизированного учебно – воспитательного процесса.

Проблемами общего экологического образования и воспитания детей и молодежи занимались такие ученые, как С.Д. Дерябо, А.В. Иващенко, А.Ю. Либеров, А.И. Макшеева, Г.П. Сикорская, В.А. Ясвин и др. Несмотря на то, что определению основных аспектов формирования экологической компетентности в контексте высшей школы были посвящены работы Е.Л. Базарова, А.В. Гагарина, Ф.С. Гайнулловой, A.B. Гришина, В.А. Даниленковой, С.Б. Игнатова, Н.А. Канарской, В.А. Лея, О.А. Линенко, С.А. Мудрак, Н.В. Насуровой, О.А. Нечаевой, Г.А. Папутковой, О.Е. Перфиловой, Л.Е. Пистуновой, О.Г. Роговой, Е.Н. Чеканушкиной, Е.А. Шульпиной и др., проблемные вопросы становления экологически – компетентных студентов средствами тьюторского сопровождения в современной отечественной науке практически не исследованы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Собственный опыт научно-исследовательской и преподавательской деятельности в современном образовательном пространстве Сахалинского государственного университета показал целесообразность организации тьюторского сопровождения как передовой формы формирования экологической компетентности студентов.

Эколого - знаниевый компонент

Мотивационно - целевой компонент

Аксиологический компонент

Креативно - деятельностный компонент

Инициативно - личностный компонент

Рис. 1. Компоненты экологической компетентности студентов

В рамках проводимой работы мы понимаем под экологической компетентностью будущего специалиста комплексное личностное образование, направленное на выполнение экологической деятельности с целью сохранения социоприродного окружающего мира на основе накопленного опыта, усвоенных экологических знаний, сформированных ценностно-мотивационных установок, присущих способностей и индивидуально-личностных особенностей. На рис. 1 представлены компоненты экологической компетентности будущих специалистов.

Формирование экологической компетентности будущего специалиста рассматривается нами как целенаправленный и динамично протекающий процесс личностного становления обучающегося посредством актуализации и развития вышеперечисленных компонентов экологической компетентности в контексте образовательного пространства высшей школы.

Представляя главную цель осуществляемой работы в виде высокого уровня сформированности экологической компетентности студентов, мы рассматривали тьюторское сопровождение в качестве основополагающего средства ее развития, которое представляет собой продуктивный вид психолого-педагогической деятельности, строящийся на основе партнерских отношений тьютора и тьюторанта и обеспечивающий поддержание оптимальных психолого-педагогических условий для эколого-ориентированного становления студента путем практической реализации персональной траектории развития.

Наш практический опыт по формированию экологической компетентности студентов средствами тьюторского сопровождения в Сахалинском государственном университете показал важность учета следующих аспектов планирования и реализации педагогической работы:

  1. обеспечение комплексной, непрерывной и преемственной эколого – ориентированной  системы профессиональной подготовки студентов посредством общей экологизации образовательной среды высшей школы и нахождения междисциплинарных связей преподаваемых учебных дисциплин, что содействует осмыслению окружающей реальности через призму тесной взаимозависимости человека, природы и общества,  а также  осознанию личной ответственности за состояние качества окружающей среды;
  2. практико - ориентированная направленность образовательного процесса, которая помимо освоения студентами теоретических дисциплин экологического и естественно-научного плана предусматривает непосредственное осуществление социально значимой экологической деятельности [1], [4].

Исходя из теоретического анализа работ Т.М. Ковалевой, А.А. Кежова и др., мы выделили следующие основополагающие установки в контексте формирования экологической компетентности будущих специалистов средствами тьюторского сопровождения:

  • утверждение свободы выбора обучающегося и его права осуществлять самостоятельный поиск и определение оптимально продуктивных путей, инструментов, способов и средств эколого-ориентированного образования и становления на основе понимания собственных потребностей, интересов, ценностей, стремлений, индивидуально – личностных особенностей и качеств;
  • направленность на актуализацию личной ответственности студента за качество, темп и характер осуществления экологической деятельности и   реализации собственной траектории развития;
  • использование широкого диапазона  внешних факторов и условий образовательного и развивающего пространства, соотнесение ресурсности окружающей действительности с потребностями и индивидуально-личностными возможностями будущего специалиста [2], [3].

Тьюторское сопровождение процесса формирования экологической компетентности осуществляется нами на протяжении всего периода обучения будущих специалистов. В зависимости от этапа тьюторского сопровождения применяются различные инструменты и формы развития экологической компетентности обучающегося.  

Первый информационно-мотивационный этап предусматривал осуществление индивидуальной диагностики студентов, развитие у них мотивации к формированию экологической компетентности и формирование системы экологических знаний посредством составления портфолио, проведения анкетирования, интервьюирования, тестирования, мотивационных и эколого – психологических тренингов, дискуссий, открытых встреч и др. форм работы, а также осуществления игровой и информационно – познавательной проективной деятельности.

На втором организационно - проектировочном этапе студент занимается вопросами проектирования своей персональной траектории развития в ходе самостоятельной самообразовательной деятельности, индивидуального и группового консультирования, игрового проектирования и анализа ресурсной карты.

Третий реализационно - деятельностный этап связан с участием будущих специалистов в осуществлении экологической деятельности по решению актуальных экологических проблем региона путем выполнения междисциплинарных практико-ориентированных исследовательских проектов. Важным аспектом формирования экологической компетентности выступила активная работа студентов по подготовке выступлений и проведению лекций, презентаций и мастер-классов экологической направленности. На этом этапе будущими специалистами также были реализованы инициативные акции и проекты по разрешению актуальных экологических проблем региона с целью защиты и сохранения окружающей среды. Так, тьюторанты самостоятельно организовали и выполнили социально значимые мероприятия, направленные на:

  • становление и расширение экологического туризма, развитие и благоустройство экологических и учебно – туристических троп;
  • ликвидацию несанкционированных свалок и организацию раздельного сбора отходов в отдельных районах г. Сахалин;
  • благоустройство родников и расширение парковых зон города;
  • поддержку мелкого бизнеса, обеспечивающего экологически чистое производство продукции и услуг;
  • организацию комфортной экосреды Сахалинского государственного университета, создание «зимнего сада», экооформление зон рекреационного назначения и др.

В ходе четвертого рефлексивно - аналитического этапа осуществлялись анализ и самоанализ результатов деятельности, рефлексия, направленная на осмысление причин успешности и затруднений, а также обсуждение перспектив дальнейшего развития. В качестве конкретных форм и способов работы на данном этапе используются методы само- и взаимооценки, мозговой штурм, консультирование, беседы и т.д.

Работа по формированию экологической компетентности будущих специалистов средствами тьюторского сопровождения проводилась нами на основе ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» в тесном сотрудничестве с областной экологической школой «Зеленый остов», функционирующей на базе ГБОУ ДОД «Областной центр внешкольной воспитательной работы». Это позволило студентам выступить в качестве тьюторов для воспитанников школы и таким образом принять активное участие в организации непрерывного экологического образования и воспитания детей и молодежи.

Литература

  1. Базаров Е.Л. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития // Акмеология. - 2009. - №2. - С. 33-38.
  2. Кежов А.А. Тьюторство в образовательном процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - №2 (78). - С. 211-213.
  3. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.
  4. Чеканушкина Е.Н., Рябинова Е.Н. Стратегия метапредметности в формировании экологической компетентности студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2018. - №1(37). - С. 163-172.

References

  1. Bazarov E.L. E`kologicheskaya kompetentnost` budushhix specialistov: psixologo-akmeologicheskie usloviya i faktory` razvitiya // Akmeologiya. - 2009. - №2. - S. 33-38.
  2. Kezhov A.A. T`yutorstvo v obrazovatel`nom processe // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - №2 (78). - S. 211-213.
  3. Kovaleva T.M. Professiya «t`yutor» / T.M. Kovaleva, E.I. Koby`shha, S.Yu. Popova (Smolik), A.A. Terov, M.Yu. Cheredilina. - M.; Tver`: SFK-ofis, 2012. - 246 s.

Chekanushkina E.N., Ryabinova E.N. Strategiya metapredmetnosti v formirovanii e`kologicheskoj kompetentnosti studentov // Vestnik Samarskogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ИКТ компетентности студентов средствами проектной технологии

Обобщение опыта работы по применнению метода проектных технологий...

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Доклад на НПК "Формирование экологической компетентности школьников средствами case-study"

В докладе поднимается проблема необходимости формирования у подрастающего поколения экологического сознания, основанного на экоцентрической модели развития отношений человека и природы. Рассматриваетс...

Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...

Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

Информатика как инструмент формирования экологической компетентности студентов

Информатика как инструмент формирования экологической компетентности студентов...

Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве

Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....