"Журналёнок"
рабочая программа

Ерзакова Ирина Евгеньевна

Подпрограмма по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа студии «Журналёнок»

Пояснительная записка.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр.

Необходимо помочь детям уметь анализировать и понимать устное и печатное слово, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении.

Настоящая программа разработана для работы с детьми из асоциальной, мало эрудированной среды. На занятиях в студии, они получат возможность активно знакомиться с мировыми ценностями, обучаться основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Задача человека на земле в развитии себя и окружающих, способы, которые помогают в этом эффективно разные, мы предлагаем использовать газету и разработанную программу «Журналёнок».

Формы занятия, предусмотренные программой:

- свободная творческая дискуссия;

- ролевые игры;

- выполнение творческих заданий;

- активные методы формирования системы общения;

- практические работы (подготовка материалов для публикаций в прессе)

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом заседании студии, воспитанник узнавал что- то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки, как, самостоятельной работы, так и совместно с другими участниками; научился писать небольшие заметки, рецензии, очерки, репортажи, брать интервью по заранее подготовленным вопросам.

Количество детей в группе не должно превышать 4-х человек. Программа разработана для детей в возрасте 8 – 17лет, занятия проводятся в течение всего срока реабилитации (6мес.) 2раз в неделю.

Актуальность.

Формирование познавательного интереса и  коммуникативных навыков, развитие творческого потенциала детей. Вовлечение воспитанников в производственную деятельность, развитие мышления, навыка сбора материала для газеты.

Цель программы:

Познакомить детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить кругозор, творческие способности воспитанников. Формирование коммуникативных навыков, умение концентрироваться на поставленной цели, проявлять заинтересованность, расширенный взгляд на окружающую действительность.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- повысить уровень культуры речи и письменную грамотность;

- проведение развивающей и познавательной работы;

- проведение психопрофилактической работы;

-развитие умения устного и письменного выступления;

Обучающие:

- формирование умения работать над выбранным материалом;

- овладение элементарными навыками журналистского мастерства с определением жанра публицистического стиля.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса;

- формирование нравственных основ личности;

- развитие творческих инициатив;

- формирование дружеских взаимоотношений;

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения детей основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Занятия с детьми проводит педагог дополнительного образования  (разработчик программы), во взаимосвязи с педагогом-психологом, учителем- дефектологом и воспитателем (программа Windows с 0).

Техническое оснащение:

-телевизор;

- компьютер;

- фотоаппарат;

- диктофон;

Тематическое планирование и содержание программы.

Срок реабилитации

Тема

Ответственные

1 –й месяц

Вводное занятие «Журналистика, как профессия»

Педагог дополнительного образования

Функции журналистики. Требования к журналисту

Педагог дополнительного образования

Полемика на тему «Современный мир журналистики».

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Язык журналистики.

Основы фотографии. Жанры фотографии.

Практическое задание: найти в газетных публикациях примеры употребления современного сленга, крылатых слов, пословиц.

Назвать и показать основные детали фотоаппарата.

Педагог дополнительного образования

Учитель -  дефектолог

Жанровые особенности журналистики.

Практическое задание: Найти в газете или журнале примеры публикаций различных жанров: Заметка, статья, интервью, очерк, репортаж.

Педагог дополнительного образования

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Практическое задание: Найти в газетных или журнальных публикациях, примеры повествования, описания, рассуждения. Написать маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

Педагог дополнительного образования

Учитель дефектолог

Windows -   владение навыками компьютерной грамотности.

Основные функции и возможности фотоаппарата.

Воспитатель

Учитель дефектолог

2 – й месяц.

Вводное занятие. Роль и значение прессы в современном мире.

Педагог дополнительного образования

Жанры журналистики. Интервью – особенности жанра, его виды.

Практическое задание: Взять интервью у преподавателя.

Педагог дополнительного образования

Репортаж. Жанровое своеобразие, виды репортажа: событийный, тематический.

Практическое задание: Написать репортаж о проведении спортивного мероприятия.

Педагог дополнительного образования

Учитель -  дефектолог

Организация совместной деятельности. Диспут «Мы команда»

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Жанры журналистики. Заметка. Разновидность материалов этого жанра (информационный характер, заметка-благодарность, обращение).

Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра – заметка. Написать заметку на тему «Мой сверстник в XXI веке»

Педагог дополнительного образования

Учитель дефектолог

Жанры журналистики. Очерк. Близость к малым формам художественной литературы- рассказу или короткой повести.

Практическое задание: Написать очерк о друге.

Педагог дополнительного образования

Учитель дефектолог.

Windows-   владение навыками компьютерной грамотности.

Отличия особенности освещения в помещении и на улице.

Воспитатель

Учитель дефектолог

3 –й месяц

Вводное занятие. Анализ газетных и журнальных публикаций.

Педагог дополнительного образования

Жанры журналистики. Статья. Роль статьи в газетах и журналах, доходчивость, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра – статья.

Написать статью на тему «Школа моей мечты».

Педагог дополнительного образования

Учитель дефектолог

Полемика «Моё отношение» (анализ актуальной газетной статьи).

Педагог дополнительного образования

Учитель - дефектолог

Педагог-психолог

Жанры журналистики. Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приёмы изложения.

Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра - фельетон.

Написать короткий фельетон с соблюдением приемов изложения.

Педагог дополнительного образования

Учитель - дефектолог

Педагог-психолог

Диспут на тему: « Фельетон -сатира или насмешка».

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Windows -   владение навыками компьютерной грамотности.

Расположение объекта в кадре.

Воспитатель

Учитель дефектолог

4-й месяц

Вводное занятие. Функции журналистики.

Педагог дополнительного образования

Информационная, коммуникативная функция журналистики.

Практическое задание: Самостоятельная творческая работа по сбору информации для очерка (тема по выбору).

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Формирование общественного мнения, выражение мнений определённых групп, как одни из функций журналистики.

Практическое задание: подготовка материала для публикаций.

Педагог дополнительного образования

Свободная творческая дискуссия «Желтая пресса».

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Просмотр видеозаписей на различные темы и проблемные ситуации.

Педагог дополнительного образования

Windows -   владение навыками компьютерной грамотности.

Освоение приёмов фотосъёмки в обычной жизни.

Воспитатель

Учитель дефектолог

5 – й месяц

Вводное занятие. Использование технического оснащения.

Педагог дополнительного образования

Практическое занятие по использованию в работе записывающих устройств (магнитофон, диктофон).

Реализация творческих способностей во время фотосъёмок.

Педагог дополнительного образования

Учитель дефектолог

Практическое задание «Актуальное интервью».

Задание «Окно в природу» - фотография на улице.

Педагог дополнительного образования

Учитель  - дефектолог

Практическое занятие по набору текста на компьютере.

Воспитатель

Практическое занятие по набору текста на компьютере.

Воспитатель

Практическое занятие по использованию в работе записывающих устройств (магнитофон, диктофон).

Педагог дополнительного образования

6-й месяц

Вводное занятие. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении.

Практическое задание : фотография «Мой друг»

Педагог дополнительного образования

Учитель - дефектолог

Требования к журналисту: владение литературным языком, соблюдение этических норм, обьективность, компетентность.

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог

Самостоятельная работа в жанре «Заметка»

Фоторепортаж «Наши будни»

Педагог дополнительного образования

Учитель - дефектолог

Творческий конкурс «Репортаж»

Педагог дополнительного образования

Учитель -               дефектолог

Педагог-психолог

Самостоятельная подготовка и публикация материалов, работа с компьютером.

Педагог дополнительного образования

Воспитатель

Самостоятельная работа в жанре «Статья».

Педагог дополнительного образования

Учитель - дефектолог

Презентация приложений «Журналёнок» к газете «Аистёнок.RU».

Фотовыставка «Необычное в обычном»

Педагог дополнительного образования

Педагог-психолог Учитель- дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета "Журналёнок"

Представлены номера школьной газеты....

Школьная газета "Журналёнок"

Представлены номера школьной газеты....

Школьная газета "Журналёнок"

Представлены номера школьной газеты....

Школьная газета "Журналёнок"

Представлены номера школьной газеты....

Школьная газета "Журналёнок"

Представлены номера школьной газеты....