"Журналёнок"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа студии «Журналёнок»
Пояснительная записка.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр.
Необходимо помочь детям уметь анализировать и понимать устное и печатное слово, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении.
Настоящая программа разработана для работы с детьми из асоциальной, мало эрудированной среды. На занятиях в студии, они получат возможность активно знакомиться с мировыми ценностями, обучаться основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Задача человека на земле в развитии себя и окружающих, способы, которые помогают в этом эффективно разные, мы предлагаем использовать газету и разработанную программу «Журналёнок».
Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практические работы (подготовка материалов для публикаций в прессе)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом заседании студии, воспитанник узнавал что- то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки, как, самостоятельной работы, так и совместно с другими участниками; научился писать небольшие заметки, рецензии, очерки, репортажи, брать интервью по заранее подготовленным вопросам.
Количество детей в группе не должно превышать 4-х человек. Программа разработана для детей в возрасте 8 – 17лет, занятия проводятся в течение всего срока реабилитации (6мес.) 2раз в неделю.
Актуальность.
Формирование познавательного интереса и коммуникативных навыков, развитие творческого потенциала детей. Вовлечение воспитанников в производственную деятельность, развитие мышления, навыка сбора материала для газеты.
Цель программы:
Познакомить детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить кругозор, творческие способности воспитанников. Формирование коммуникативных навыков, умение концентрироваться на поставленной цели, проявлять заинтересованность, расширенный взгляд на окружающую действительность.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- повысить уровень культуры речи и письменную грамотность;
- проведение развивающей и познавательной работы;
- проведение психопрофилактической работы;
-развитие умения устного и письменного выступления;
Обучающие:
- формирование умения работать над выбранным материалом;
- овладение элементарными навыками журналистского мастерства с определением жанра публицистического стиля.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса;
- формирование нравственных основ личности;
- развитие творческих инициатив;
- формирование дружеских взаимоотношений;
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения детей основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Занятия с детьми проводит педагог дополнительного образования (разработчик программы), во взаимосвязи с педагогом-психологом, учителем- дефектологом и воспитателем (программа Windows с 0).
Техническое оснащение:
-телевизор;
- компьютер;
- фотоаппарат;
- диктофон;
Тематическое планирование и содержание программы.
Срок реабилитации | Тема | Ответственные |
1 –й месяц | Вводное занятие «Журналистика, как профессия» | Педагог дополнительного образования |
Функции журналистики. Требования к журналисту | Педагог дополнительного образования | |
Полемика на тему «Современный мир журналистики». | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Язык журналистики. Основы фотографии. Жанры фотографии. Практическое задание: найти в газетных публикациях примеры употребления современного сленга, крылатых слов, пословиц. Назвать и показать основные детали фотоаппарата. | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог | |
Жанровые особенности журналистики. Практическое задание: Найти в газете или журнале примеры публикаций различных жанров: Заметка, статья, интервью, очерк, репортаж. | Педагог дополнительного образования | |
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Практическое задание: Найти в газетных или журнальных публикациях, примеры повествования, описания, рассуждения. Написать маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. | Педагог дополнительного образования Учитель дефектолог | |
Windows - владение навыками компьютерной грамотности. Основные функции и возможности фотоаппарата. | Воспитатель Учитель дефектолог | |
2 – й месяц. | Вводное занятие. Роль и значение прессы в современном мире. | Педагог дополнительного образования |
Жанры журналистики. Интервью – особенности жанра, его виды. Практическое задание: Взять интервью у преподавателя. | Педагог дополнительного образования | |
Репортаж. Жанровое своеобразие, виды репортажа: событийный, тематический. Практическое задание: Написать репортаж о проведении спортивного мероприятия. | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог | |
Организация совместной деятельности. Диспут «Мы команда» | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Жанры журналистики. Заметка. Разновидность материалов этого жанра (информационный характер, заметка-благодарность, обращение). Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра – заметка. Написать заметку на тему «Мой сверстник в XXI веке» | Педагог дополнительного образования Учитель дефектолог | |
Жанры журналистики. Очерк. Близость к малым формам художественной литературы- рассказу или короткой повести. Практическое задание: Написать очерк о друге. | Педагог дополнительного образования Учитель дефектолог. | |
Windows- владение навыками компьютерной грамотности. Отличия особенности освещения в помещении и на улице. | Воспитатель Учитель дефектолог | |
3 –й месяц | Вводное занятие. Анализ газетных и журнальных публикаций. | Педагог дополнительного образования |
Жанры журналистики. Статья. Роль статьи в газетах и журналах, доходчивость, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра – статья. Написать статью на тему «Школа моей мечты». | Педагог дополнительного образования Учитель дефектолог | |
Полемика «Моё отношение» (анализ актуальной газетной статьи). | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог Педагог-психолог | |
Жанры журналистики. Фельетон. Острая, злободневная критика, особые приёмы изложения. Практическое задание: Найти в газетах или журнала пример публикации жанра - фельетон. Написать короткий фельетон с соблюдением приемов изложения. | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог Педагог-психолог | |
Диспут на тему: « Фельетон -сатира или насмешка». | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Windows - владение навыками компьютерной грамотности. Расположение объекта в кадре. | Воспитатель Учитель дефектолог | |
4-й месяц | Вводное занятие. Функции журналистики. | Педагог дополнительного образования |
Информационная, коммуникативная функция журналистики. Практическое задание: Самостоятельная творческая работа по сбору информации для очерка (тема по выбору). | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Формирование общественного мнения, выражение мнений определённых групп, как одни из функций журналистики. Практическое задание: подготовка материала для публикаций. | Педагог дополнительного образования | |
Свободная творческая дискуссия «Желтая пресса». | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Просмотр видеозаписей на различные темы и проблемные ситуации. | Педагог дополнительного образования | |
Windows - владение навыками компьютерной грамотности. Освоение приёмов фотосъёмки в обычной жизни. | Воспитатель Учитель дефектолог | |
5 – й месяц | Вводное занятие. Использование технического оснащения. | Педагог дополнительного образования |
Практическое занятие по использованию в работе записывающих устройств (магнитофон, диктофон). Реализация творческих способностей во время фотосъёмок. | Педагог дополнительного образования Учитель дефектолог | |
Практическое задание «Актуальное интервью». Задание «Окно в природу» - фотография на улице. | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог | |
Практическое занятие по набору текста на компьютере. | Воспитатель | |
Практическое занятие по набору текста на компьютере. | Воспитатель | |
Практическое занятие по использованию в работе записывающих устройств (магнитофон, диктофон). | Педагог дополнительного образования | |
6-й месяц | Вводное занятие. Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении. Практическое задание : фотография «Мой друг» | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог |
Требования к журналисту: владение литературным языком, соблюдение этических норм, обьективность, компетентность. | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог | |
Самостоятельная работа в жанре «Заметка» Фоторепортаж «Наши будни» | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог | |
Творческий конкурс «Репортаж» | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог Педагог-психолог | |
Самостоятельная подготовка и публикация материалов, работа с компьютером. | Педагог дополнительного образования Воспитатель | |
Самостоятельная работа в жанре «Статья». | Педагог дополнительного образования Учитель - дефектолог | |
Презентация приложений «Журналёнок» к газете «Аистёнок.RU». Фотовыставка «Необычное в обычном» | Педагог дополнительного образования Педагог-психолог Учитель- дефектолог |