Статья "СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ"
статья

Адамис Андрей Юрьевич

статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, ценностные ориентиры, воспитательно-образовательные задачи, воспитание патриотических чувств, национальное самосознание, чувство национальной гордости. Становление личности современного школьника предполагает усвоение системы ценностей, которые в совокупности позволяют формировать отношение к обществу, себе, людям, культуре, миру в целом. Ценность (все то, что может представлять для людей определенную значимость), усваиваемые личностью, составляют основу содержания воспитания. Задача же воспитания заключается в том, чтобы сформировать соответствующие ценностные ориентации – ценностные отношения субъекта к предметам и явлениям реальности. Любая ценность приобретает истинный смысл, если она включена в определенную воспитательно-образовательную систему. Система же, как известно, имеет иерархический характер. Это значит, что во главе любой ценностной системы стоит высшая ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 Аннотация: статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, ценностные ориентиры, воспитательно-образовательные задачи, воспитание патриотических чувств, национальное самосознание, чувство национальной гордости. Становление личности современного школьника предполагает усвоение системы ценностей, которые в совокупности позволяют формировать отношение к обществу, себе, людям, культуре, миру в целом. Ценность (все то, что может представлять для людей определенную значимость), усваиваемые личностью, составляют основу содержания воспитания. Задача же воспитания заключается в том, чтобы сформировать соответствующие ценностные ориентации – ценностные отношения субъекта к предметам и явлениям реальности. Любая ценность приобретает истинный смысл, если она включена в определенную воспитательно-образовательную систему. Система же, как известно, имеет иерархический характер. Это значит, что во главе любой ценностной системы стоит высшая ценность.

Таким образом, к числу основных задач в области современного патриотического воспитания можно отнести: − осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; − формирование чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой цивилизации; − воспитание патриотических чувств, проявляющихся в формировании у подростков как будущих граждан России ответственности за сохранение духовного, природного, промышленного, научного, культурного потенциала нашей страны; − мотивирование школьников на осознанную готовность добровольно выполнять гражданские обязанности. Важной задачей современного патриотического воспитания является подготовка подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. В последнее десятилетие международная обстановка характеризуется тенденцией ухудшения отношений между основными странами мирового сообщества. Поэтому объективных предпосылок для снижения уровня обороноспособности России нет. США по-прежнему строят и собираются строить отношения с любой страной с опорой на собственные национальные интересы и не скрывают, что будут добиваться своего любыми средствами, в том числе и военными. Стремление НАТО распространить влияние на восток, сложная военно-политическая ситуация в регионах у западных и южных границ России свидетельствуют о необходимости неотложных мер по укреплению наших Вооруженных сил. К такому выводу приходят не только военные. Причем речь идет не о количественном увеличении численности армии, а о более качественной подготовке ее состава. Хорошо известно, что, когда объективные предпосылки для вооруженной защиты Отечества созданы, то решающее значение приобретает человеческий фактор, нравственные ценности. К сожалению, нравственно-психологическая и практическая подготовка допризывной молодежи за последнее время ведется неудовлетворительно. Поэтому перед школой стоит чрезвычайно важная задача – возродить традиции военно-патриотического воспитания, целью которого является формирование у учащихся готовности к защите Отечества. Готовность к защите Отечества необходимо рассматривать как сложное личностное качество, которое формируется постепенно, как в общем потоке учебновоспитательного процесса, так и в процессе военно-патриотического воспитания в современной школе. В образовании российской молодежи в целом должны найти отражение следующие проблемы: − этнодемографические ситуации в разных странах мира; − социально-этнические изменения, произошедшие в мире; − единство и неделимость противоречивого многоэтнического мира; − тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; − глобализационные процессы и глобальные проблемы народов; − отношения народов и стран мира с опорой на общечеловеческие чувства, сознание и культуру межнационального общения; − отношения народов Российской Федерации и формирование чувств и сознания россиян; − отношения народов СНГ и осознание принадлежности к общему историческому прошлому постсоветских республик; − отношения народов Крыма и вопросы патриотизма и гражданственности; − этносоциальные условия национально-территориальных образований (федеральных округов, республик, краев и областей Российской Федерации) формирование национальных, общенациональных и гражданскопатриотических чувств и сознания. Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство национального, общенационального и общечеловеческого, которое своеобразно проявляется в тех или иных регионах РФ, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Эффективность современного воспитательного процесса в значительной степени зависит от того, насколько успешно удается российским педагогам реализовать принципы воспитания. Принципы воспитания представляют совокупность ведущих педагогических идей, концептуальных положений, норм, отражающих, как потребности общества в определенном типе личности, так и специфику, и характер самого воспитательного процесса, регулирующего и направляющего деятельность учителей на целостное развитие всех сущностных сил учащихся. К принципам патриотического воспитания относятся такие, как: − гуманистическая направленность; − целостный подход и системный характер воспитания; − последовательность и непрерывность; − деятельностный характер; − локальная обусловленность. Специфика гуманистической направленности патриотического воспитания как принципа заключается в том, что в нем отражаются как личностный, так и социальный аспекты. Речь, прежде всего, идет о том, что патриотизм и интернационализм являются одновременно принципами и политическими, и нравственными. Как принципы политические, они служат регуляторами отношений между государствами, народами, нациями, регионами, политиками, государственными деятелями. Как принципы нравственные, они являются регуляторами отношений между людьми. Эти два аспекта патриотизма и интернационализма в опыте людей теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены. Очевидно, и патриотизм, и интернационализм наиболее ярко и действенно будут проявляться в поведении детей в школе, а затем и как граждан во взрослой жизни в том случае, если мы сумеем воспитать в них доброту, заботливое отношение друг к другу, способность человеческого сострадания и внимания, независимо от национальной принадлежности. К сожалению, современная практика свидетельствует, что в российской школе больше внимания уделяется патриотизму и интернационализму как принципам политическим и в меньшей степени – как нравственным. Неслучайно сегодня межнациональные отношения нередко чреваты людскими трагедиями, принимают форму бесчеловечности, безнравственности, носят антигуманный характер. Следующий принцип – целостный и системный характер патриотического воспитания. В структуре воспитательного процесса можно выделить ряд взаимосвязанных компонентов. Первый компонент – это формирование патриотического сознания современных школьников, усвоение ими характерных признаков патриотизма и интернационализма. Второй структурный компонент – возникновение у детей эмоциональных переживаний, связанных с отношением к Родине, ее истории, культуре, патриотическим поступкам людей, и возникающих в процессе общения. Патриотические и интернациональные чувства социальны по своему источнику, содержанию и способу проявления. Они проходят сложный путь развития, изменяясь в течение жизни индивида в зависимости от окружения, возраста, воспитания. К сожалению, в воспитательной работе пока слабо учитываются условия и закономерности формирования у молодежи эмоционально-чувственной основы осознания и переживания своей принадлежности к национальной и общенациональной общности. Третьим компонентом процесса патриотического воспитания является организация практической деятельности школьников, направленная на обогащение интернациональнопатриотического опыта учащихся. Этим трем структурным компонентам соответствует и комплекс методов воспитания: − убеждение, − организация практической деятельности, − стимулирование и коррекция. Органичное единство всех структурных компонентов и методов патриотического и планетарного воспитания является непременным условием его целостности и системности. Целостность и системность воспитания также в значительной степени обеспечиваются комплексным использованием разнообразных форм воспитания – массовых, групповых, индивидуальных. Цели, содержание, организационные формы, методы формирования и развития личности в значительной степени детерминированы определенными факторами – природными и воспитательными средствами. Их целостность особенно важна для патриотического воспитания. Наше Отечество – это природная, культурная, социальноэкономическая и политическая среда. Патриотический идеал служения Родине останется пустым звуком и не будет обладать вдохновляющей духовной силой в случае отсутствия социальных, экономических и политических предпосылок, создающих реальную основу для самореализации личности. Так что от современных руководителей государства, парламентариев, различных властных структур, считающих себя приверженцами патриотических идей, во многом зависит то, как школа будет решать задачи воспитания. Системный характер патриотического воспитания предполагает скоординированное их развитие в пространстве и во времени. Интернациональное воспитание начинается с установления контактов между ребятами внутри нашей страны. Теперь особенно важно развивать и поддерживать дружбу с молодежью, детьми, школьниками, детскими коллективами всех бывших союзных республик, руководители которых говорят, что они стремятся и будут стремиться строить дружеские отношения, как между собой, так и с Россией. Но дружеские отношения народов обуславливаются не только политической волей государственных руководителей, но и нравственными отношениями людей. Только в этом случае межнациональные и гуманистические отношения между народами, как внутри самой России, так и в СНГ, будут строиться и развиваться в пространстве и во времени. Процесс патриотического воспитания не может быть успешным без четкого педагогического руководства, проявляющегося в единстве мотивационного, ориентационного, исполнительского и оценочного элементов. Сущность педагогического руководства состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное, скоординированное функционирование всех составных частей педагогической системы. Эта задача успешно решается на основе программно-целевого подхода, под которым мыслится система мер, направленных на разрешение проблемы, отличающейся особой сложностью и требующей объединения усилий как внутри самой школы, так и в пределах того социума, в котором она работает. С принципом целостного подхода и системного характера патриотического и планетарного воспитания теснейшим образом связан принцип непрерывности и преемственности. Именно его К.Д. Ушинский считал важной частью педагогической деятельности: «если учитель старшего класса, – писал он, – оставляет без внимания привычку или навык, укрепленные в детях учителем младшего класса, или, еще хуже, искореняет их новыми противоположными привычками и навыками, то этим только расшатываются, а не создаются характеры. Вот почему те учебные заведения, где в старших классах, и где многочисленные воспитатели и учителя не связаны между собой никаким общим воспитательным направлением и никакой общей воспитательной традицией, – не имеют никакой воспитательной силы» [1, c. 358]. На наш взгляд, преемственность в воспитании необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это последовательная непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности современного школьника, в том числе и таких, как патриотизм и интернационализм, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы. Реализация преемственного в воспитании предполагает учет как количественных, так и качественных изменений личности ребенка. Во-вторых, это система мер, направленная на вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности патриотической и интернациональной направленности, усложняющихся от класса к классу и позволяющих одни и те же задачи воспитания по мере взросления детей решать на более содержательном уровне. Таким образом, реализация принципа последовательности и непрерывности воспитания должна способствовать насыщению, обогащению как ценностно-ориентационной деятельности сознания, патриотических чувств детей, так и их интернационально-патриотического опыта. Одним из важнейших системообразующих факторов реализации рассматриваемого принципа являются традиции. Традиция – это устойчивое отношение того или иного сообщества (народа) к определенным формам поведения, закрепленное в опыте его деятельности на протяжении длительного периода развития. Причем речь идет о традициях двоякого характера: о школьных и общественных. Школьные патриотические традиции предполагают наличие в системе воспитания: 1) укоренившихся видов деятельности детей, которые направлены на улучшение окружающей социальной и природной среды (природоохранная, художественно-краеведческая, историко-краеведческая, следопытская, туристическая, физкультурно-спортивная, интернациональная деятельности и др.); 2) центров воспитания, функционирующих длительный период времени (например, музеи); 3) традиционных массовых общественных дел (День рождения школы, День защитника Отечества, День Победы и др.). В общественных традициях заключен опыт поведения определенных групп людей – жителей села, города, региона, России в целом. По содержанию эти традиции могут быть нравственными, трудовыми, боевыми, интернациональными, культурными, историческими, художественно-эстетическими, спортивными, бытовыми и др. В национальных традициях особенное (национальное) находится в тесной взаимосвязи с общим (общечеловеческим). Национальные традиции – это не только то, что отличает народы друг от друга, но и то, что объединяет, сближает их. Подлинно национальный момент в своей сущности всегда интернационален. Как общественные, так и школьные традиции, обладают рядом функциональных качеств, которые делают возможным широкое и обоснованное их использование в целях повышения эффективности воспитательного процесса. К ним относятся: 1) регулятивное свойство, т.е. способность воздействия на нормативноценностную систему взглядов индивида; 2) способность аккумулировать социальный и нравственный опыт (идейное наследие, духовное богатство), т.е. ценностное отношение к духовной и материальной культуре различных социальных общностей; 3) устойчивость, что дает возможность не только аккумулировать социальный воспитательный опыт, но и транслировать его во времени и пространстве, т.е. передавать от поколения к поколению и распространять между учебными заведениями и субъектами воспитания; 4) способность быть, с одной стороны, носителем и выразителем общественного мнения, а с другой, – интенсивно влиять на процесс его формирования в субструктурах. Преемственности и непрерывности патриотического воспитания служат разновозрастные объединения детей по интересам. В частности, к ним относятся патриотические, интернациональные и политические клубы школьников. В них в процессе совместной деятельности и общения младшие школьники усваивают опыт своих старших товарищей. Еще один принцип, который в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение – это локальная обусловленность воспитательного процесса. Сущность его заключается в том, что в основу воспитания школьников, проживающих в Крыму и Севастополе, может быть положен взгляд на Крымский полуостров как мир особой культуры, социально-пространственную систему, обладающую потенциалом для развития как самого человека, так и региона в целом. Практика и научные исследования свидетельствуют о том, что развитие у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к своему родному краю через осмысление истории культуры своего региона способствует формированию специфического менталитета подростка. Менталитет рассматривается учеными как сложное интегральное качество личности, характеризующееся наличием своеобразного мировоззрения, национального характера, обусловленного особенностями и традициями социокультурной среды) Российская школа как общественно-государственная организация, должна строить свою деятельность на основе сотрудничества, развития гуманистических взаимоотношений всех субъектов педагогического процесса, при которых учащиеся могут и должны проявлять инициативность, самостоятельность, свободу выбора средств и форм в подготовке к выполнению своих социальноличностных функций. Современная школа должна работать на каждого ребенка, проявляя внимание к его особенностям, достоинствам, оказывая ему доверие, уважая его непреходящие ценности: научное мировоззрение, интеллигентность, социальная справедливость, патриотизм, высокий уровень культуры межнациональных отношений, трудолюбие, ответственность перед обществом. Все эти ценности осваиваются ребенком в целостном педагогическом процессе. К сожалению, целостность педагогического процесса иногда рассматривается неопределенно, иллюзорно. Говорят, что нет отдельно умственного, нравственного, физического, патриотического воспитания. Да, в реальном педагогическом процессе бывает трудно обозначить, где педагоги решают задачи нравственного воспитания, а где, скажем, эстетического. Но это вовсе не означает, что не существует разных типов воспитания. Теория и практика воспитания в 20-м столетии настолько обогатились, что стало возможным выделение отдельных сторон воспитания в силу развития их специфического содержания, форм и методов. Другое дело, что все эти направления должны стать структурными компонентами общей воспитательной системы. В свою очередь, различные направления воспитания в силу определенной специфики могут рассматриваться как соответствующие специфические воспитательные системы. Это полностью относится и к патриотическому воспитанию. Являясь специфической воспитательной системой, функционирующей в целостном педагогическом процессе, эти направления позволяют успешно решать современные задачи воспитания (интерес и любовь у подрастающего поколения к своему краю, России; защита Отечества; формирование национального сознания). Поэтому построение и обеспечение успешного функционирования такой системы не только профессиональный, но и гражданский долг каждого российского педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...

Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...

Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету

         Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий....

Статья "Задачи и принципы патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"

Задачи и принципы патриотического  воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Диплом Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного воспитания российских школьников

Диплом  Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного  воспитания российских школьников...