Рабочая программа руководителя театрально - игровой студии «Фантазия»
рабочая программа

Вакилова Галина Валентиновна

В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, их ознакомления с миром театрального искусства в условиях Дома творчества. Особое внимание уделено развитию воображения, эмоционально-чувственной, художественно-эстетической сферы.Занятия театральной деятельностью помогают развить ин­тересы и способностиребенка; способствуют общему разви­тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей­ствия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_studii_fantaziya_vakilovoy_gv.docx145.6 КБ

Предварительный просмотр:

             Утверждаю:

                                                Директор МБОУ ДОД

                                      «Тазовский районный Дом

                                детского творчества»

                                                               Е.С.Ворожцова

Описание: Картинка 64 из 12910Рабочая программа руководителя театрально - игровой студии «Фантазия»

                                        

                             Автор: Вакилова Галина Валентиновна,

педагог дополнительного образования

                                                           Место выполнения работы:

                                                           МБОУ  ДОД «Тазовский районный                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                               Дом детского творчества»,

                                                                      ЯНАО, п.Тазовский, Калинина, 2

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

К.С.Станиславский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с тем, что Доме детского творчества в данное время не проводятся занятия по театрализованной деятельности, эта программа становится актуальной. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, интересе к психологическим особенностям периодов детского развития.

В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, их ознакомления с миром театрального искусства в условиях Дома творчества. Особое внимание уделено развитию воображения, эмоционально-чувственной, художественно-эстетической сферы.Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способностиребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

          В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все игры базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
  • раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов:
  • игра и обучение не должны быть из-под палки;
  • внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед.

     Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

     Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д. -  необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

      Данная программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:

  • Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр -  творчество - дети». – АРКТИ, 2002.
  • Чурилова Э. Г. Программа «Арт-фантазия»: Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. – ВЛАДОС, 2003.

       Эти программы основаны на развитии творчества и фантазии дошкольников, что дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к  театральным занятиям.

 Нормативной основой для разработки учебного плана, реализующего программу для образовательных учреждений, являются: Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; решения Правительства РФ, ЯНАО; Устав и локальные правовые акты ДОУ; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо МО РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16); инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16; инструкция по организации показа диапозитивных фильмов; инструкция «О показе кинофильмов в детских садах» (письмо Министерства просвещения РСФСР от 23.06.58г.); письмо Министерства просвещения РСФСР от 5.08.1977г. №333-М «Об игровой деятельности детей в дошкольном учреждении»; образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 - 13.

Актуальность программы  заключается в ее  ориентации на личность воспитанника, в предоставлении права каждому воспитаннику освоить через роль в спектакле тот или иной материал, который  соответствует его индивидуальным способностям.

Новое  в программе.   

«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций)

Существенное  отличие  данной программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного  материала  в зависимости от возраста и способностей воспитанника.  

Вариативны  и сроки  обучения  по программе, которые  зависят от степени художественной одаренности  ребенка.

Особое внимание уделено подготовительному и начальному периоду обучения, как наиболее важному и трудному в  учебном процессе.

Важным разделом в программе является формирование воспитательной среды коллектива.

Воспитательная работа неотъемлема от учебного процесса, является его составной частью.

Отличительная особенность данной программы состоит в более детальной и тщательной работе по всем видам деятельности, составляющих основу театра. Предметная специализация, на которой строится  обучение по данной программе, поэтапный, разноуровневый  характер освоения программы, обуславливает и изменения количества учебных часов и характер требований  к усвоению содержанию программы.

В тоже время программа носит системный характер и включает в себя комплекс знаний, умений и навыков, освоив которые воспитанники приобретают опыт творческой деятельности, позволяющий им либо продолжить свое образование, либо использовать полученную подготовку в сфере досуга.

Таким образом, данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью данной программы является: раскрытие и развитие творческих способностей детей через приобщение к театральному искусству.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии).
  • Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

Развивающие:

  • Развитие художественного вкуса, фантазии,  воображения; «чувства» пространства; творческой активности и инициативы.
  • Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  • Развитие навыков коллективных действий, взаимодействия.
  • Развитие эмоциональности, интеллектуальности ребенка средствами детского театра.

Воспитывающие:

  • Адаптировать ребенка к окружающему миру через театральное искусство.
  • Воспитывать эстетический вкус, театральную культуру.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах.

Программасостоит из 6 разделов, работа над которыми продолжается в течение года.

1-й        раздел — «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, воображения, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

2-й        раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3-й        раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, песенки и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Дикционные и интонационные упражнения.
  • Творческие игры со словом.

4-й        раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.  Включает в себя познавательный материал из истории театрального искусства (дидактический материал +комплект мультимедийных презентаций, а также учебное пособие «Путеводитель по театру», способствующее более полному раскрытию нового и закрепление пройденного материала)

 В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.
  • История театра

5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюдов к спектаклю.

6-й раздел – «Интеграция искусств» - представлены разные варианты интеграции занятий по изобразительной деятельности, художественной литературе, музыки и театра, содержательной основой которых является театральная игра.  Используется комплект тематических мультимедийных презентаций.

        Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • моделирование игровых ситуаций, направленные на социально-эмоциональное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка;
  • игры-импровизации, способствующие развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики;
  • игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-беседы (развитие эмпатии, памяти, мышления, диалогической речи);
  • игры-путешествия, включающие разнообразный познавательный материал с богатым речевым наполнением;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковыйигротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • театральные этюды на развитие творческого воображения;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство с текстом сказки и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит).

      Первые игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь во второй половине года педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

     Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику в различных вариациях.

Основные принципы программы:

  1. Принцип психологической комфортности (создание для ребенка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов).
  2. Принцип доступности и наглядности.
  3. Принцип последовательности и систематичности обучения и воспитания.
  4. Принцип положительной оценки деятельности детей.
  5. Принцип партнерства и сотрудничества.
  6. Принцип развивающего характера обучения.
  7. Принцип креативности (максимальная ориентация на творческое начало, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности);
  8. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.
  9. Принцип вариативности  -  возможность самостоятельного выбора вариантов решения задачи;
  10. Принцип минимакса - учет индивидуальных особенностей детей и обеспечение каждому продвижения вперед своим темпом.

Теоретические знания по всем разделам программы даются в игровой форме, носят проблемно-поисковый характер и закрепляются в практической деятельности.На протяжении всего периода происходит постепенное усложнение материала.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1год обучения.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 8 лет.

Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                                                Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу реализации программы дети должны:

  1. Знать виды кукольного театра, жанры музыкального театра, устройство театра, зрительного зала и сцены, основные театральные профессии.
  2. Уметь вести диалогическую речь с взрослыми и сверстниками.
  3. Самостоятельно импровизируют текст, подпевки, танцевальные движения, мелодии и используют импровизации в самостоятельной деятельности.
  4. Ориентируются в пространстве, равномерно заполняя его.
  5. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  6. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
  7. Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
  8. Уметь передавать характеры героев сыгранных сказок  жестами, движениями, мимикой, интонацией. Самостоятельно ищут выразительные средства для создания заданного образа.
  9. Управляют верховыми, настольными, напольными  и «живыми» куклами. Равномерно размещают и передвигают персонажей относительно декораций, центра сцены.
  10. Вести диалог друг с другом и взрослыми на заданную тему. Уметь сочинить рассказ от имени героя, составлять диалог между сказочными героями.

Для определения результатов осуществляется диагностика уровня исполнительских навыков, наблюдение. Диагностика исполнительских навыков осуществляется на первом году обучения два раза в год. Первый раз анализируется уровень подготовки дошкольников через полгода обучения.

Повторно уровень подготовки детей  анализируются после обучения. Полное описание метода диагностики приведено  ниже.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • игровые программы, театральные постановки, творческие проекты;
  • открытые занятия и праздники детей и для родителей;
  • участие в мероприятиях Дома творчества.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности

проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3.Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Педагог предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Педагог предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.

4. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

5. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

6. Показ спектакля.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.

1. Педагог объявляет детям, что сегодня придут гости. Они услышали, что у нас есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору).

Все эти сказки знакомы детям и гостям.Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Педагог проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
  • Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
  • Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
  • Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
  • Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов.
  • Импровизирует с куклами различных систем.
  • Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.
  • Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
  • Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

  • Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
  • Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
  • Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
  • Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю.
  • Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
  • С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
  • Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
  • Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

  • Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре.
  • Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя.
  • Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
  • С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю.
  • Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
  • Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя.
  • Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью впедагога.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?

2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?

3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?

4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?

5. Любишь ли ты играть в «театр»?

6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?

7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?

8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?

9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?

10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?

11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?

12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?

13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

♦ Чудо остров!

♦ Наша Таня громко плачет...

♦ Карабас-Барабас

♦ Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды.

К о т я т а:

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

П о к а ж и :

  • как танцует добрая фея на балу у Золушки;
  • как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
  • как удивляется черепашка-ниндзя;
  • как здоровается Снежная Королева;
  • как обижается Винни-Пух;
  • как радуется Бэтман.

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку

тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)

Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.

6. Проговаривание скороговорок.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина измазалась в грязи.

7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений

1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам

для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора

1.Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.

Беседа-игра на выявление зрительских умений

После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:

 - О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.)

- Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)

- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)

- Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

- Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

- Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

- Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.

Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.

ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

__________полугодие _________ учебный год ________группа

Этюды

Этюды с куклами

Оформительские

умения

Драматизация

Культура и техника речи

История театра

ИТОГ

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

высокийсреднийнизкийhttp://gigabaza.ru/images/34/67575/m690f414f.gifhttp://gigabaza.ru/images/34/67575/49efe2a7.gifhttp://gigabaza.ru/images/34/67575/49efe2a7.gif

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

   План разработан с учетом специфики дошкольного и младшего школьного возраста, которая выражается в том, что:

  • главными формами организации является игра и связанные с ней формы активности;
  • обучение детей идет в игровой и других формах совместной и самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, обеспечивающих развитие познавательной мотивации и способностей ребенка, его образа мира;
  • занятия являются средством, обеспечивающим желательное направление развития, а не самоцелью образовательного процесса;
  • объем знаний, их структура при этом может меняться в зависимости от индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей.

Виды занятий в процессе обучения взаимно дополняют друг друга и проводятся в течение всего периода обучения с учетом интересов детей, их особенностей, календарных дат, диагностики.

    Количество занятий в учебном году составляет – 72.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ СТУДИИ «ФАНТАЗИЯ»

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятий

Репертуар

Сентябрь – октябрь  -  ноябрь

Театральная игра

Воспитывать готовность к творчеству.

Развивать произвольное внимание,память, наблюдательность.

Уметь согласовывать свои действияс партнерами, менять свое отношение к предметам,

месту действия ипартнерам по игре.

Совершенствоватьнавыки действий   с воображаемымипредметами.

Развивать умениеоправдывать своидействия и своемнение нафантазированными причинами.

Игры:

«Снежный ком»,«Радиограмма»,

«Запомни фотографию»,«Летает — не летает»,«Тень»,«Внимательныезвери»,

«Угадай, что я делаю»,«День рождения»,«Превращениепредмета», «Кто на картинке?», «Дружные руки».

Мимическая гимнастика, конкурс на самую страшную Бабу-Ягу.

«Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз.

Е. Тиличеевой. «Город чудный, город древний».

Ритмопластика

Развивать умениевладеть своим телом, попеременнонапрягать и расслаблять различные группы мышц.          

Развивать умениеравномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игры:

«Муравьи, Буратино и Пьеро»,

«Баба – Яга»,«Насос и кукла»,

«Снеговик»,«Снежная Королева»,

«Гипнотизер»,«Марионетки».

В. Золотарев «Полетаем на самолете».

Р. Шуман. «Перваяпотеря»

М. Глинка. «Вальс-фантазия»

С. Майкапар. «Мотылек»

Песенки и музыкальные композиции из детских мультфильмов.

Культура и техника речи

Развивать речевоедыхание, тренировать 3 вида выдыхания

Учить пользоватьсяинтонациями, улучшать дикцию.

Расширять диапазон и силу звучанияголоса.

Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.

Расширять образный строй речи.

Развивать умениестроить диалогмежду героями разных сказок в придуманных обстоятельствах

Игры:

«Игра со свечой»,«Испорченный телефон»,«Снежный ком»,

«Ручной мяч»,«Придумай диалог»,

«Знаешь ли ты слова?», «Чудо-лесенка»,

«Эхо», «Ленивый барсук».

Упражнения:

«Больной зуб»,

«Капризуля»,

«Колокольчики»,

«Колыбельная».

«Как Кирилл заговорил»

Л. Каминский;

«Бульдог и таксик»Д.Хармс;

«Разговор скотом»

В. Левановский.

Считалка:

«У медведя на макушке»

Н. Пикулева.

Скороговорки:

Сыворотка из-подпростокваши...

Осауселась на носу. . .

Жужжит над жимолостью жук...

Перепел перепелку...

Основы театральной культуры

Познакомить детейс особенностямитеатрального искусства, его отличиями от других видовискусства живописи,

скульптуры, музыки, литературы,

отметить его синтетический характер,коллективностьтворчества

Беседа-диалог сдетьми о материалах и инструментах,которыми пользуются живописец,скульптор, композитор.

Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяетмного людей, чтозритель становитсясоучастником процесса созданияспектакля.

Театральныйсловарь:

драматург, пьеса,режиссер, художник, композитор, актёр,

сценическое действие, жест, мимика,пантомима

Синтез искусств

Продолжать учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать своидействия с другимидетьми.

Развивать умениеравномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь другс другом.

Развивать умениепередавать, в свободных импровизациях, характер и настроение музыки.

Развивать фантазию и воображение.

Совершенствоватьнавыки действий   с воображаемымипредметами.

Развивать умениеоправдывать своидействия и своемнение нафантазированными причинами.

«Путешествие в страну осенних настроений ».

«Угадай, что я делаю».

«Превращениепредмета».

Коллективная работа «Маленькие волшебники».

Танцевальная  импровизация

«Капельки».

Коллективная работа

«Сердце матери».

«Путешествие в мамину страну»

«Расскажи стихи руками».

Театрализация «Сказка в гости к нам пришла».

Подготовка и участие в развлекательных мероприятиях, фестивалях, конкурсах…

Презентации:

«Осенние зарисовки»,

«Колыбельная для мамы».

«Музыка и поэзия».

«В волшебной стране».

Декабрь -  январь -  февраль

Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку.

Развивать коммуникабельность и умение общаться свзрослыми людьмив разных ситуациях.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Учить детей самостоятельно сочинятьэтюды с заданнымиобстоятельствамина эмоции и вежливое поведение.

Импровизироватьигры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу.

Учить действоватьна сценической площадке естественно.

Игры:

«Телепаты», «След в след»,

«Японская машинка», «Садовник»,

«Кругосветное путешествие»,

«День рождения», «Одна капелька, две капельки, дождь», «Одно и тоже по-разному», «Поварята», «Ветер дует на…», «Возьми и передай», «Изобрази», «Радуга», «Кто лучше знает сказки?».

Сочинение этюдов:

«Знакомство», «Просьба»,

«Благодарность»,«Угощение»,

«Поздравление и пожелание»,

«Покупка театрального билета».

Этюды на эмоции:

радость, гнев,грусть, удивление,

отвращение, страх.

Сценический вымысел. Импровизированные игры-драматизации.

С.Маршак «Кошкин дом», Л.Левин «Сундук», К.Аксаков «Лизочек», Д.Самойлов «У слонёнка день рождения».

Ритмопластика

Развивать чувстворитма, быстроту реакции, координациюдвижений.

Совершенствоватьдвигательные способности и пластическую выразительность.

Создавать образыпредметов и живыхсуществ черезпластические возможности своеготела.

Развивать умениесоздавать образыс помощью жеста имимики.

Игры:

«Не ошибись», «Поймай хлопок»,

«Ритмический этюд», «Голова или хвост»,«Осьминог», «Пантеры», «Зернышко», «Заводная кукла», «Тюльпан»

Жесты:

Приглашающий(прошу)

Вопрошающий(что это?)

Отстраняющий(уберите это!)Негодующий (дачто же это!)

«Из распахнутыхворот» Д.Хармс.

Электронная музыкадля релаксации имедитации

«Полька». А. Жилинский

Песенки и музыкальные композиции из детских мультфильмов.

Культура и техника речи

Развивать опорузвучания на мягкойатаке.

Находить ключевыеслова в отдельныхфразах и предложениях и выделять ихголосом .

Подбирать рифмы к заданным словам.

Тренировать точноеи четкое произношение гласных и согласных звуков.

Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своепредложение.

Учить, самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику.

Игры:

«Дрессированныесобачки», «Эхо»,

«Птичий двор»,«Чудо-лесенка»,

«Самолет»,«Похожий хвостик», «Поезд», «Путешествие в волшебный лес», «Коровы, собаки, кошки», «Выпал беленький снежок».

Сочини сказку:

Змейка с воротцами

Артикуляционныеупражнения:

Для языка, губ, челюсти

Стихи:

«Дракон» В. Берестов;

«Жадина»С. Маршак;

«Полднярисовал я красавцаконя» Е. Серова;

«В трамвае» А. Шлыгин; «Считалочка»Б. Заходер.

Считалки:

«Завтра с неба прилетит»

Н. Пикулева.

Щетинка — у чушки...

Ткет ткач.

ГраверГаврила.

Шли сорокмышей.

Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Выяснить, кто и каксоздает спектакль,различия между понятиями «артист» и«актер».

Беседы о театральных профессиях.

Просмотр презентаций.

«Играем роли разные…».

Этюды на понимание:

чем занимаются в театре люди разных профессий.

Театральныйсловарь:осветитель, звукорежиссер,

гример,

костюмер, репетиция, премьера

Синтез искусств

Развивать коммуникабельность и умение общаться свзрослыми людьмив разных ситуациях.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Учить детей самостоятельно сочинятьэтюды с заданнымиобстоятельствамина эмоции и вежливое поведение.

Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своепредложение.

Игры:

«Не ошибись», «Поймай хлопок»,

«Змейка с воротцами».

Танцевальное и песенное творчество

Театральная игра «Кругосветное путешествие».

Поздравление и пожелание.

Коллективная работа «Салют!»

Этюды на эмоции:

радость, гнев,грусть, удивление,

отвращение, страх.

Игры на развитие чувства коллективизма.

Коллективная работа «Солнышко в ладошке». Подготовка и участие в развлекательных мероприятиях, фестивалях, конкурсах…

Презентации:

«Такие разные снежинки»,

«Наша армия сильна»,

«Всем советуем дружить!».

«В мире фантастики», «Сказочные образы в музыке и поэзии». «Любимые произведения».

Март – апрель – май

Театральная игра

Развивать умениеодни и те же действия выполнять вразных ситуациях,обстоятельствах

по-разному.

Воспитывать доброжелательность икоммуникабельность в общении сосверстниками.

Оценивать действиядругих детей исравнивать со своими собственными.

Учить, адекватнореагировать на поведение партнеров,в том числе на незапланированное.

Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами.

Игры:

«Воробьи», «Вороны»,

«Печатная машинка»,

«Одно и тожепо-разному»,

«Шумелки», «Шуршалки».

Этюды  на 5 органовчувствпо сказкам:

«Дюймовочка»,

«Золушка»,

«Аленькийцветочек»,

«Принцесса на горошине»,

«Свинопас» и др.

Сказки и былины:

«Василиса Прекрасная», «Волк и лиса», «Садко»,

«Добрыня и Змей»,

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»,«Снегурочка»,

«Белая уточка».

Ритмопластика

Развивать воображение и способность к пластической импровизации.

Совершенствоватьумение создаватьобразы с помощьюжеста и мимики.

Игры и этюды

«Осенние листья»,«Снежинки»,

«В замке Спящейкрасавицы»,

«Факир и змеи»,

«Умирающий лебедь» ….

Жесты:

агрессивный (вотя тебе!)

повелевающий(именно так!)

благодарный

А. Джойс. «Осеннийвальс»

П. Чайковский.

Вальс снежныххлопьев из балета«Щелкунчик»,

Д. Шостакович.

«Романс»

П. Чайковский.

Арабский танец избалета «Щелкунчик».

К. Сен-Санс.«Умирающий лебедь»

Песенки и музыкальные композиции из детских мультфильмов.

Культура и техника речи

Формировать четкую, грамотную речь.

Развивать умениерассказывать сказку от имени разныхгероев.

Представлять себядругим существомили предметом исочинять монологот его имени.

Игры и упражнения:

«Фантазии о  …»,

«Моя сказка», …

Работа со скороговорками и стихами.

Шумелки, шуршалки, крикуны, шептуны, актёры.

Стихи:

«Колдунье не колдуется». М. Бородицкая;

«Веселый старичок» Д.Хармс;        

«Мульмуля» С. Миллиган;

«Забавныестихи без конца».

Скороговорки:

Бык тупогуб…

Сшитколпак…

Полпогреба репы…

 Повар Павел…

У четырех черепашек…

Основы театральной культуры

Познакомить детейс устройством театрального здания,обратить вниманиена неординарностьархитектуры и красивый фасад.

Познакомить детейс атрибутами театрального представления.

Рассматривание фотографий с изображениями различныхтеатров

Игры-занятия:

«Путешествие с театральным билетом»,

«О чем рассказалатеатральнаяпрограммка».

«Я рисую и играю в театр».

«Конкурс Знатоков».

Синтез искусств

Развивать умениеодни и те же действия выполнять вразных ситуациях,обстоятельствах

по-разному.

Воспитывать доброжелательность икоммуникабельность в общении сосверстниками.

Оценивать действиядругих детей исравнивать со своими собственными.

Развивать воображение и способность к пластической импровизации.

Совершенствоватьумение создаватьобразы с помощьюжеста и мимики.

«Фантазии о  …»,«Моя сказка»,

«В замке Спящейкрасавицы»,

«Факир и змеи»,

«Умирающий лебедь».

Коллективная работа «Весны свежее дыхание…»

Коллективная работа «Детский сад – веселая страна!»

Подготовка и участие в развлекательных мероприятиях, фестивалях, конкурсах…

Презентации:

Дыхание весны,

«Жители планеты Детство».

«Короб чудес».  Праздник «Путешествие в страну Знаний».

 

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, сцены, различной бутафории, декораций, костюмов, грима, зеркал и различной методической литературы.

        Большое значение имеет наличие музыкальной и световой аппаратуры.

        Вопросы к устному опросу родителей.

  1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?

  2. Играете ли вы с ребенком в театр?

  3. Какие виды театра вы знаете?

  4. Какие виды театра есть у вас дома?

  5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?

  6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?

  7. Как часто вы посещаете театр?

  8. Как часто вы посещаете театр с детьми?

  9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?

10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность

     является приоритетным направлением в развитии детей?

11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?

12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?

13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своими успехах или неудачах в данном виде

       деятельности?

14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?

15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:

        1). Положительную.          2). Отрицательную.                  3). Ничего не происходит.

16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?

Устный опрос показал, что ….. родителей положительно относятся  к развитию их детей в данном направлении

                                                                                                                                                  и готовы к сотрудничеству.

                                               …..  родителей отрицательно относятся  к развитию их детей в данном направлении

                                                                                                                                             и не готовы к сотрудничеству.

Программно-методический комплект

  1. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети»: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. М., 1995.
  2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»  М. 2004 год.
  3. Антипина  А. Е.  «Театрализованная деятельность в детском саду» (игры, упражнения, сценарии) М. 2006 год.
  4. Методическое пособие «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет» А.В. Щеткин;
  5. Методическое пособие «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет» А.В. Щеткин;
  6. Методические рекомендации по организации музыкально-театральных занятий «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева;
  7. Попова  Л. И. «От этюда к спектаклю» ж. «Музыкальный руководитель» № 2, 2006 год.
  8. Рудченко И.,  Шоломович  С. «Развлечения и театрализованные игры в детском саду» Киев, 1986 г.
  9. Грачёва Л. В. «Тренинг внутренней свободы» С-Петербург 2005г.
  10. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. 2005
  11. Манукян Т.М. Театральные игры. Развивающий курс для детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 1997.
  12. Савина Е.Г. Программа «Театральные ступеньки». Екатеринбург, 2006.
  13. Савина Е.Г. Театральный букварь. Игры для дошкольников и младших школьников. Методическая разработка, часть 1. Екатеринбург, 2005.
  14. Савина Е.Г. Театральный букварь. Игры для дошкольников и младших школьников, часть 2. Екатеринбург, 2005.
  15. Савина Е.Г. Театральный букварь. Игры для дошкольников и младших школьников.часть 3.
  16. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок, театр игрушек, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М., Просвещение, 1982.
  17. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля. Выпуск 1. С-Петербург, 2002.
  18. Доронова Т.Н. Играем в театр. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М., 2004
  19. Доронова Т.Н. Играем в театр: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.,  2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА "МИР ФАНТАЗИЙ"

ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА "МИР ФАНТАЗИЙ"ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 11-14 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана  на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП....

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

рабочая программа ТО Театральная студия

дополнительное образование...

Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)

Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения...