«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».
статья

Журавлев Сергей Евгеньевич

В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких как

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • саморазвитие;
  • креативность,
  • критическое мышление,
  • кооперация,
  • коммуникация

 Актуальность данного материала в том, что развитие школьных театров является одним из ключевых направлений в развитии современного образования. Школьный театр - это «особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».

Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объем информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость формирования личности с определенным набором ключевых компетенций.

Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Компетенции являются сферой отношений, существующих между знаниями и действиями в практике. Школьный театр - это «особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации» [4]. По мнению В.Г. Ширяевой, школьный театр должен служить «общим целям обучения, воспитания и развития творческих способностей, учащихся как в области искусства и литературы, так и в области технических, ремесленных и административно-хозяйственных

навыков» [14, c. 72].

Задача педагога состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью в современном мире. Надо помнить о непостижимой врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а также

совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром. Поэтому, как один из путей развития через призму целостного обучения – видится влияние театрального искусства, интегрированного в учебно-воспитательный процесс, иными словами, школьный театр.

Компетенция по определению А.В. Хуторского включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12]. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Поскольку «компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан» [13, c. 416]

Посещение детьми театрального объединения формирует у учащихся ключевые компетенции такие как:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • саморазвитие;
  • креативность,
  • критическое мышление,
  • кооперация,
  • коммуникация

При творческом подходе педагога к театральным занятиям не только активизируется интерес учащихся к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества.

На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театрально-языковой социум помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Создание в школе театров - это яркое событие для детей. Подготовка спектакля – длительный и очень важный процесс. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Подготовка к спектаклю является интересной игрой для детей. Она выступает в качестве средства адаптации к школе и социализации учащихся. Игра воспитывает, развивает всё то, что составляет богатство человеческой личности. Важно поддержать или помочь проявить их интерес к познанию, радость открытий, увлеченность процессом добывания знаний. Не погасить в детях огонек любознательности, а, наоборот, разжечь его.

Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые педагог может предложить детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню в школе привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

Особое место занимают игры со словом, где звучание, произношение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Артикуляционные упражнения дают возможность тренировать речь ребенка. Для тренировки воображения служат речевые упражнения голосом: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом.

Задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть использованы разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант исполнения в соответствии со своим пониманием, выдумкой и фантазией.

Таким образом, организация творческого процесса в театрально-языковом социуме способствует формированию ключевых компетенций.

Алгоритм для успешной реализации

  1. этап: Pre-reading activities (Подготовительный этап)

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать самостоятельность мышления, внимание и память; обучать работе с информацией, приобщить учащихся к самостоятельной работе с оригинальными источниками на иностранном языке. Вид деятельности: работа с Интернет-ресурсами, с художественной литературой; посещение спектаклей; просмотр киноверсий; знакомство с биографией и произведениями классиков английской, американской и русской литературы; конкурс на лучший сценарий; дизайн программки; подбор сценарного и музыкального материала. Результат: формирование учебно-познавательной, информационной, ценностно-языковой компетенций; компетенции личного самосовершенствования.

  1. этап: While reading the play. ( Работа над произведением)

Этот этап состоит из 3 блоков. 1 блок: Reading the play (Этап знакомства с литературным произведением) Цель: учить исследовательской работе; учить анализировать, делать выводы и развивать гибкость использованных знаний. Вид деятельности: коллективная работа; чтение, перевод и прослушивание литературного произведения, беседа о характере персонажей. Результат: формирование общекультурной; учебно-познавательной, ценностно-смысловой, социально-трудовой компетенций. 2 блок: Rehearsing. (Проведение репетиций) Цель: развивать эмоциональность речи и творческую деятельность учащихся; учить оперировать знаниями. Вид деятельности: выполнение интонационных упражнений, отработка выразительности чтения ролей, выполнение творческих заданий, импровизация, разыгрывание ситуаций прочитанного текста. Результат: формирование коммуникативной, социально-трудовой, информационной компетенций, компетенции личностного совершенствования. 3 блок: Post-reading the play. (Реализация решений.) Цель: осуществить выход в речь закрепленных языковых навыков и актерских навыков; развивать умение работать перед большой аудиторией; развивать уверенность в себе. Вид деятельности: демонстрация презентаций, работа в группах с взаимной оценкой. Результат: формирование коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций.

  1. этап: Follow –up activities. (Последействие)

Цель: проанализировать, систематизировать и оценить результаты деятельности. Вид деятельности: выполнение творческих проектов (презентация театрального проекта, написание статьей о действующих лицах, сюжете, спектакле, творческие встречи)

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Театр – это форма искусства. В нём совмещает различные виды искусства: декорации – живопись, сказка, пьеса – литература. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества учеников. Школьный театр позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача театрального коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества.

Список литературы

  1. Ганелин Е.Р. Школьный театр: прогр. обучения детей основам сценического искусства, метод. пособие. СПб., 2002. URL: Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/school.doc (дата обращения 18.10.2011)
  2. Лапина А.О. Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза // Диалог в образовании: сб. материалов конференции. Серия «Symposium», Вып. 22. СПб., 2002. С. 34-39.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 дек. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 20.11.2011)
  4. Ширяева В.Г. Самодеятельный школьный театр: пособие для руководителей театральными коллективами школьников. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 72 с..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...

Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Главной педагогической задачей в соответствии со стандартами нового поколения является для учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. одни...

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Материал предлагает структуру КОЗ, ключевых компетенций учащихся, а также конкретные примеры компетентностно- ориентированных заданий, позволяющих изменить организацию урока через создание специально ...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...