Методика применения игровой технологий на занятии в дополнительном образовании
статья

Людмила Александровна Славнитская

Статья посвящена основным методам применения игровых технологий в дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика применения игровой технологий на занятии в дополнительном образовании

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Это вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, также обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

Технология игрового обучения (основоположник - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. По мнению многих исследователей, психологов и педагогов практиков (Б. Г. Ананьева, М. М. Берштейна, П. П. Блонского, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. П. Пидкасистого, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.) игровые технологии способствуют активизации обучаемых, развивают их познавательную самостоятельность и мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал, нацеливают на активное общение друг с другом. Кроме игровых технологий этим задачам служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением».

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.

Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению его мнению главными структурными единицами игры можно считать: 1) роли, которые берут на себя играющие; 2) сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими; 3) правила игры, которым играющие подчиняются. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1].

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), Т. М. Михайленко их обобщила и выделила группы игр:

а) интеллектуально-познавательные игры — ребусы, тесты, викторины; настольно-предметные; компьютерные; игры-путешествия; игры с предметами; игры-упражнения; технические, строительные и т. п.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу.

б) двигательные игры — подвижные; спортивные; игровые упражнения; игры-забавы.

Сознательная, активная деятельность ребенка характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

в) социальные игры — деловые; продуктивные; ролевые, сюжетно-ролевые; компьютерные; театрализованные; творческие; игры на основе социальных взаимодействий, то есть игры на выстраивании каких-то отношений между людьми.

Выполнение роли какого-то персонажа по ходу игры. Моделирование реальных жизненных ситуаций. Получение социально значимого продукта. Социальные игры направлены на развитие творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также на формирование комплекса ценностей, качеств, способностей личности. Среди совокупности социальных игр выделяют деловую и продуктивную игру. Деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в целом дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека [6].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Таким образом, в современном образовании, делающим ставку на активизацию и интенсификацию процесса обучения, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде». Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.

Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы.

Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы – подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности – в общении, самоутверждении и т.д.

Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.

Следовательно, игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах учебного занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4. Занятие – деловая игра. Деловая игра в работах Г. С. Абрамовой, В. А. Степановича, И. В. Кулешовой, В. Г. Алапьевой понимается как форма, так метод обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности [5]. Л. С. Выготский, В. Я. Платов, Д. Б. Эльконин рассматривали деловую игру, как педагогическое средство и активную форму обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки. Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которого учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е. А. Хруцкого.

В настоящее время наиболее характерна следующая классификация деловых игр, предложенная Л. В. Ежовой:

а) по времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато.

б) по оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует.

в) по конечному результату: – жесткие игры — заранее известен ответ, существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

г) по конечной цели: – обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; – констатирующие — конкурсы профессионального мастерства; – поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

д) по методологии проведения: – луночные игры — любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; – ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; – групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии; – имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях; – организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем; – инновационные игры (В. С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; – ансамблевые игры (Ю. Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия [3].

Учебные деловые (продуктивные) игры имеют следующие особенности:

- во время учебной игры осуществляется моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- происходит поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- во время игры будет иметь место наличие конфликтных ситуаций;

- учебная игра основана на обязательной совместной деятельности участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- обязательное использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- осуществление контроля игрового времени;

- в учебную игру должен быть включён элемент состязательности;

- установлены правила, системы оценок хода и результатов игры.

Продуктивная игра направлена на создание совместного информационного продукта (на решение какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями [1]. Продуктивная игра включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму, как «Защита проектов». (Михайленко.

Следует добавить, что в структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Это позволит ребенку научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли [6]. А в структуре продуктивной игры уже выделить совместное (групповое) создание информационного продукта (решение какой-либо практической проблемы) и защиту проекта [6].

Таким образом, по мнению ученых для достижения высоких воспитательных и обучающихся результатов, для соответствия современным требованиям образования наиболее эффектные модели структуры продуктивной (деловой) игры – это 1) модель профессиональной деятельности, 2) имитация принятия решений в различных производственных ситуациях, 3) групповое создание информационного продукта, 4) защита проекта (продукта). Данная игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие личности школьника [6]. Участие в продуктивной (деловой) игре может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами.

Методика разработки деловых игр.

1 этап. Обоснование требований к проведению игры.

2 этап. Составление плана ее разработки.

3 этап. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4 этап. Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку.

5 этап. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

6 этап. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

1) знакомство с реальной ситуацией;

2) построение её имитационной модели;

3) постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;

4) создание игровой проблемной ситуации;

5) вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

6) разрешение проблемы;

7) обсуждение и проверка полученных результатов;

8) коррекция;

9) реализация принятого решения;

10) анализ итогов работы;

11) оценка результатов работы.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап подготовки полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

  1. Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

  1. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Занятия - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

1. Имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия.

2. Ситуационные, связанные с решением какой–либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации.

3. Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Формы проведения ролевой игры могут быть следующие: путешествие; дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и т.д.

Разработка и проведение ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и анализ результатов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения включает непосредственно сам процесс игры. На данном этапе осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В конце занятия педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия, обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации.

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

В заключении необходимо акцентировать внимание, что игра – это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры. Привыкая постоянно играть, младшие школьники, перейдя в среднее звено, на уроках плохо усваивают материал, без интереса слушают учителя, ждут игровых моментов. Поэтому применять игровые технологии нужно дозированно, целесообразно, выражаясь обыденным языком, - «не пересластить».

Для эффективного использования игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:

1) Игра должна соответствовать образовательным и воспитательным целям урока.

2) Должны быть учтены возрастные особенности: игра должна быть доступна для учащихся данного возраста.

3) Умеренность в использовании игр на уроках.

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

2. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

3. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников.

4. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Разнообразие приемов и методов игровой технологии повышает познавательный интерес учащихся к процессу обучения, умственную активность, снижает утомляемость.

Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации учащихся.

Использование игровых технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.

Их применение способствует формированию дружного коллектива, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде.

Практика использования игровых технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея использования игровой технологии – обучение в сотрудничестве, которое предполагает вместе учиться, а не просто что-то выполнять вместе.

По мнению многих исследователей, психологов и педагогов практиков (Б. Г. Ананьева, М. М. Берштейна, П. П. Блонского, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. П. Пидкасистого, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.) игровые технологии способствует активизации обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность и мыслительную деятельность, помогает творчески переосмыслить и усвоить учебный материал, нацеливает на активное общение друг с другом.

Главное их достоинство состоит в том, что в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности и общения, сходными с теми, которые они получили бы в действительности. При этом, играя, учащиеся получают знания не в готовом виде, а поэтапно добывают его сами, преодолевая трудности, и тем самым, вырабатывая самостоятельность мышления. Игры учащихся обеспечивают благоприятную учебную среду, непосредственно и незамедлительно реагирующую на действия участников игры. Наконец, игра, будучи свободным действом, психологически привлекательна для участников ее, в непринужденной, игровой форме ученик готовится к трудовой деятельности.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Список литературы

  1. Абдуллина Виктория Борисовна. Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения младших школьников.

https://урок.рф/library/statya_igrovie_obrazovatelnie_tehnologii_i_ih_zna_205328.html

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
  3. Баженова Н. П., Крохмаль Е. В. Продуктивная игра как механизм профессионального самоопределения учащейся молодежи //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013. 2. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994. — 465 с.
  4. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
  5. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
  6. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
  7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Просвещение, 1983. – С. 114
  8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка //Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
  9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
  10. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.
  11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
  12. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
  13. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова — Спб., 2006.
  14. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005. — С.3–25 5.
  15. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.
  16. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
  17. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Владос, 2001. – 84 с.
  18. Игра – обучение, тренинг, досуг /Под ред. Петрусинского В.В. – М.:Новая школа, 2006. – 16
  19. Кайюа Р. Что такое игра. //Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
  20. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Эксперимент, 1995. — С.З -4.
  21. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение, 2004. – 186 с.
  22. Колточихина Наталья Алексеевна Педагогические технологии. Виды игровых технологий.

https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html

  1. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992.
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с.
  3. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
  4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.
  5. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
  6. Минкин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 2003. - 152 с.
  7. Михайленко Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников /Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11984/.
  8. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий /Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный //Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
  9. Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Научный журнал: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып.53. — Ч. 7. — 256с.
  10. Нехай З. К. ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций обучающихся. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/ (дата обращения 05.01.2017)
  11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
  12. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.
  13. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.:«Феникс», 2008. – С. 97.
  14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
  15. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.
  16. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. — 156 с.
  17. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:Владос, 2007. – 206 с.
  18. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
  21. Современные образовательные технологии. – М..: Народное образование,1998. – С. 23 – 58.
  22. Спиваковский А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981.
  23. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 1999. — 184 с.
  24. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.
  25. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – С. 14.
  26. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.
  27. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979.
  28. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании

Данная статья будет полезна учителям разных школьных предметов. Практические упражнения универсальны и могут применяться не только в учебной , но и внеурочной деятельности....

Применение игровых технологий на занятиях дополнительного образования

В данном методическом пособии рассматривается роль игровой деятельности в образовательном процессе и воспитании детей.  Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всест...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании

Данная статья актуальна учителям при подготовке к написанию рабочей программы на учебный год....

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей.Это технологии, в основу которых положена игра как вид деятельности в услов...