Методическая разработка - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА (РЕГБИ)
методическая разработка

Васильев Михаил Викторович

Актуальность. Педагогика как сфера деятельности зародилась много столетий назад, и с тех пор педагогическая мысль находится в постоянном и непрерывном развитии. Несмотря на то, что в сфере физической культуры и спорта разработано и успешно применяется множество подходов к воспитанию и обучению детей и подростков, необходимо понимать важность появления новых и усовершенствования старых принципов педагогической работы в вышеуказанной области. Появление таких качественных принципов работы возможно только при достаточно хорошо развитом творческом потенциале самого педагога.

Проанализировав взгляды многих исследователей, можно выделить три основных составляющих положительного результата в творческой деятельности и представить их в виде следующей схемы: Положительный творческий результат = профессионализм самой личности + профессионализм деятельности личности + творчество.

Само педагогическое творчество мы рассматриваем как «выработку и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений». Данные решения могут быть найдены педагогом только на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и развитых способностей, которые помогают находить какое-либо решение, не имеющее аналогов в предшествующей педагогической практике.

Современные тенденции развития игровых видов спорта, включая регби, идут по пути воспитания у обучающихся творческого участия в учебном процессе с решением задач, которые перед ним ставит преподаватель.

Тренер должен учитывать особенности возраста и подготовленности игрока, направлять его на опережение действий игроков противника. Следует учить юного игрока обыгрывать противника в неожиданный момент, быть готовым отдать пас партнеру и перейти в защиту.

Всегда удобно работать с талантливыми, быстрыми и ловкими игроками, забывая про остальных. Но настоящий преподаватель будет работать и находить радость от прогресса обучения со всеми.

Цель исследования – изучить педагогическое творчество в спорте через творчество педагога в регби.

Объект исследования – профессиональная деятельность тренера-преподавателя.

Предмет исследования – педагогическое творчество тренера  в спорте регби.

Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1.         Провести анализ документов и библиографических источников по вопросам педагогического творчества тренера-преподавателя.

2.         Показать через избранный вид спорта (регби) педагогическое творчество тренера-преподавателя в спорте.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии педагогического творчества тренера-преподавателя как главного условия успешности в его профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный анализ можно использовать для организации  воспитательного  и  учебно-тренировочного  процессов,  и  в индивидуализации  воспитательных  воздействий  на  личность  обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_ns.docx473.78 КБ

Предварительный просмотр:

Васильев Михаил Викторович

Педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия №402 Колпинского района  

Оглавление

Введение        3

1 Творчество в педагогической деятельности        4

1.1 Особенности педагогического творчества        4

1.2 Уровни эффективности и значение творческого потенциала        6

1.3 Особенности творческого подхода в деятельности тренера-преподавателя        7

2 Педагогическое творчество в спорте регби        9

2.1 Профессиональные знания и умения тренера        9

2.2 Авторская разработка творческого подхода в деятельности преподавателя-тренера по регби        13

Заключение        25

Библиографический список        26

Введение

Актуальность. Педагогика как сфера деятельности зародилась много столетий назад, и с тех пор педагогическая мысль находится в постоянном и непрерывном развитии. Несмотря на то, что в сфере физической культуры и спорта разработано и успешно применяется множество подходов к воспитанию и обучению детей и подростков, необходимо понимать важность появления новых и усовершенствования старых принципов педагогической работы в вышеуказанной области. Появление таких качественных принципов работы возможно только при достаточно хорошо развитом творческом потенциале самого педагога.

Проанализировав взгляды многих исследователей, можно выделить три основных составляющих положительного результата в творческой деятельности и представить их в виде следующей схемы: Положительный творческий результат = профессионализм самой личности + профессионализм деятельности личности + творчество.

Само педагогическое творчество мы рассматриваем как «выработку и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений». Данные решения могут быть найдены педагогом только на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и развитых способностей, которые помогают находить какое-либо решение, не имеющее аналогов в предшествующей педагогической практике.

Современные тенденции развития игровых видов спорта, включая регби, идут по пути воспитания у обучающихся творческого участия в учебном процессе с решением задач, которые перед ним ставит преподаватель.

Тренер должен учитывать особенности возраста и подготовленности игрока, направлять его на опережение действий игроков противника. Следует учить юного игрока обыгрывать противника в неожиданный момент, быть готовым отдать пас партнеру и перейти в защиту.

Всегда удобно работать с талантливыми, быстрыми и ловкими игроками, забывая про остальных. Но настоящий преподаватель будет работать и находить радость от прогресса обучения со всеми.

Цель исследования – изучить педагогическое творчество в спорте через творчество педагога в регби.

Объект исследования – профессиональная деятельность тренера-преподавателя.

Предмет исследования – педагогическое творчество тренера  в спорте регби.

Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1.        Провести анализ документов и библиографических источников по вопросам педагогического творчества тренера-преподавателя.

2.        Показать через избранный вид спорта (регби) педагогическое творчество тренера-преподавателя в спорте.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии педагогического творчества тренера-преподавателя как главного условия успешности в его профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный анализ можно использовать для организации  воспитательного  и  учебно-тренировочного  процессов,  и  в индивидуализации  воспитательных  воздействий  на  личность  обучающегося.

 1 Творчество в педагогической деятельности

1.1 Особенности педагогического творчества

Педагогическую профессию к разряду творческих еще недавно отнесли бы немногие. По-видимому, это связано с тем, что педагогическая деятельность широко распространена, массова, отнюдь не престижна, а творчество считается уделом немногих избранных. Кроме того, не может быть столько творческих людей в одной сфере. Также господствует мнение о том, что ученика необходимо довести лишь до стандартного уровня образования, да еще с помощью жестко регламентируемых предписаний дидактики и методики.

Видимо, поэтому в современной психолого-педагогической науке широко представлены педагогические, методические, дидактические основы и закономерности деятельности педагога, а творческие, эвристические компоненты его труда остаются мало изученными[1].

Между тем, по единодушному мнению ученых, для того чтобы овладеть творческим мастерством и стать профессионалом, необходимо осознание педагогической деятельности как творчества, постоянно творческое профессионально-личностное становление[2].

Понятие «творческий потенциал» в литературе рассматривается контексте «саморазвития», «самосотворения», всей жизни человека[3]. Творческий потенциал, как социально-значимое качество человека, является одной из важнейших характеристик творческой личности реализующей себя в творчестве людей.

В основе развития творческого потенциала личности можно выделить следующие компоненты творчества:

-познавательный

-оригинальный

-мотивационный

-оценочный

-прогностический

-конструктивный

Творческий потенциал педагога можно рассматривать как возможность саморазвития, самосовершенствования, как выход на новый социально-культурологический уровень, профессиональный уровень.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом разные авторы приводят разные перечни таких признаков. Одни выделяют: способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного[4].

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс[5].

Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности:

-оригинальность,

-эвристичность,

-фантазия,

-активность,

-концентрированность,

-четкость,

-чувствительность[6].

В число признаков креативности как личностной категории включаются:

-интеллектуально-творческая инициатива (выход за рамки задач и требований непосредственной деятельности);

-широта категоризации, широта ассоциативного ряда;

-острота, гибкость и оригинальность мышления (способность самостоятельно, быстро, остроумно находить и комбинировать разные способы и методы решения проблем);

-динамизм - как механизм творческого развития.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

I. Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.

II. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала.

III. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.

1.2 Уровни эффективности и значение творческого потенциала

Для того, чтобы определить роль творческой деятельности спортивного педагога, рассмотрим четыре уровня показателей эффективности и значение творческого потенциала в  них.

Первый уровень – теоретико-воспроизводящий. На данном этапе предполагается наличие у педагога навыка воспроизведения уже существующего теоретического и практического опыта для решения простых задач, которые появляются на пути к результату, а также последующего анализа эффективности принятых решений. Здесь творческий потенциал спортивного педагога раскрывается минимально, однако данный уровень играет большую роль в сфере обучения физической культуре, так как любой вид спорта несет в себе опасность для физического здоровья, а значит, базовые теоретические знания в сфере спорта должен иметь каждый педагог, допускающийся к обучению детей.

Второй уровень – адаптивно-прогностический. На этом уровне педагог должен уметь не только перерабатывать полученные им ранее теоретические и практические знания, но и подбирать методы взаимодействия с детьми, учитывая их реальные и потенциальные способности. На этом этапе творческие способности педагога приобретают обязательный характер, так как для выявления реальных и потенциальных способностей необходим индивидуальный и творческий подход к каждому ребенку. Только подобрав такой подход, можно максимально точно выбрать методы работы, которые помогут ребенку состояться в спортивной сфере, что будет являться результатом продуктивной творческой деятельности педагога.

Третий уровень – рационализаторский. На этом уровне спортивный педагог проявляет свои способности находить наиболее подходящие способы решения нестандартных педагогических задач. Именно на этом этапе творческий потенциал педагога проявляется отчетливее всего, так как для решения нестандартных педагогических задач необходимо уметь быстро подбирать для каждого конкретного случая элементы новаторства в обучающей деятельности.

Четвертый уровень – исследовательский. Здесь педагог способен объективно оценить свой преподавательский опыт, выделить сильные и слабые стороны, а также сделать данные выводы доступными для широкой аудитории. Несомненно, каждый положительный опыт имеет огромное значение в сфере развития спортивной педагогики. Несмотря на то, что к каждому обучаемому необходим индивидуальный подход, проверенные опытом методы воспитания в сфере физической культуры помогут найти оптимальное решение в том или ином случае.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одна из главных целей педагога состоит в раскрытии своего творческого потенциала и формировании опыта в применении творческих решений с целью своего профессионального развития и самосовершенствования. Не остается сомнений, что без творчества невозможна самореализация личности в профессиональной деятельности, а также продуктивная профессиональная деятельность спортивного педагога. Опыт творческой деятельности преподавателя играет роль в развитии и росте личности обучаемых, а также в достижении их спортивных и физических успехов.

1.3 Особенности творческого подхода в деятельности тренера-преподавателя

Генетический багаж ребенка находится вне сферы влияния учителя, но генетические данные определяют предел его возможностей, поэтому одна из главных задач - это развитие у ребенка способностей не только выходить успешно из сложившейся игровой ситуации, но и самому пытаться создавать их. Обучить азбуки регби и научить игрока складывать полученные знания в форму ведения спортивной борьбы.

Уровень сложности психологических задач, а главное их последовательность на занятиях приведет к тому, что юные игроки будут осознано выполнять задания учителя. Во время игр важно не повышать голос, а внимательно смотреть на то, что не получается у игрока. Разговаривая с учениками, следует внушать, что важно не только быть сильнее и техничнее, но и «опережать в мыслях». Преподавание должно строится таким образом, чтобы ученики сами могли бы стать участниками процесса по дальнейшему развитию унаследованной практики и приобретении новых знаний.

Задачей обучения является тренировка понимания и освоения регби. Процесс обучения должен нести новые знания и приносить радость. Урок и тренировку необходимо строить так, чтобы они вызывали восторг от полученных эмоций, в противном случае, в случаях неудачи ребенок будет искать повод не учувствовать в тренировке.

Преподаватель должен знать, где находятся границы возможностей конкретного ребенка, хорошо знать и преподносить свой материал, пробуждая любознательность, разжигая интерес и формируя уважения к игре.

Важнейшей из всех педагогических задач является внушение детям оптимистических взглядов на собственные способности. Работа учителя по воспитанию командного духа сводится к тому, что они строят свои отношения с каждым учеником в отдельности, подчеркивая его значимость для успеха всей команды. Преподавательский состав должен функционировать как «товарищество» людей, разделяющих ответственность за всестороннее развитие всех учеников, которые играют в регби. Учителя также должны тесно сотрудничать с родителями.

Творческое самочувствие - результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.

Ступени творческого самочувствия:

1. Педагогическое  вдохновение  как  предпосылка  творческой деятельности.

2. Педагогическое  вдохновение  как  условие  осуществления творческой деятельности.

3. Педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, который реализуется в двух направлениях:

–удовлетворенность сегодняшней деятельностью,

–предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.

Искусство  общения (творческий  процесс  педагогического общения)  в педагогической  деятельности -  приемы  и навыки социально-педагогического  взаимодействия  педагога  и обучаемого.  Его  содержанием  является  обмен  информацией,  воспитательного  воздействие  с помощью  различных  коммуникативных средств,  а также  организация  взаимоотношений  между  обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет  им,  прогнозирует  и обеспечивает  коммуникативность педагогической деятельности.

Педагогическая импровизация - способность  педагога  оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать  решения  сразу,  порой  без  предварительного  логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и  органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, корректируя собственную деятельность[7].

Одной  из  важнейших  задач  педагогического  процесса  является раскрытие творческого потенциала личности и формирование опыта  творческой  деятельности  с целью  ее  профессионального развития и самосовершенствования. Творческий потенциал личности рассматривается как ее свойство быть субъектом творчества в  деятельности, общении, в познании. Без творчества невозможна самореализация  личности  в профессиональной  деятельности. Сформированность  опыта  творческой  деятельности  является одной из основ роста профессионализма личности.

2 Педагогическое творчество в спорте регби

2.1 Профессиональные знания и умения тренера

Успешность деятельности тренера определяется в первую очередь его знаниями и умениями. По теории и методике спортивной тренировки и по своему виду спорта уровень знаний у тренеров, по данным Г.Д. Бабушкина, достаточно высокий. Однако по психологии и педагогике, а также по медико-биологическим вопросам около половины тренеров отмечают недостаточность знаний[8].

Умения делятся на гностические (умение адекватно оценивать поведение и состояние учеников, их индивидуально-психологические особенности; умение находить причины ошибок в обучении спортсменов), конструктивные (умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям, планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их), организаторские (умение организовать обучение и воспитание на тренировках и соревнованиях, организовать групповое взаимодействие), коммуникативные (умение устанавливать контакт с людьми, умение использовать средства общения), творческо-исследовательские (умение делать анализ тренировочных занятий и выступлений учеников на соревнованиях, работать с научной литературой и делать выводы для своей работы, планировать и осуществлять эксперименты с использованием различных нагрузок, методом изучении, способов выполнения упражнений).

У тренеров с небольшим стажем, как показано Г.Д. Бабушкиным, все перечисленные умения недостаточно сформированы, однако наиболее развиты коммуникативные умения.

Гностические, конструктивные и творческие умения достигают пика сформированности при стаже 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет лучше всего проявляются организаторские умения, а уровень проявления гностических и конструктивных умений снижается.

Из данных этого исследования следует, что вершины мастерства тренеры достигают после 15 лет работы. Это подтверждается и тем, что наибольшая эффективность работы отмечается у тренеров со стажем 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет эффективность работы снижается.

Очевидно, это является следствием их «выгорания», которое проявляется в эмоциональном истощении и снижении самооценки себя как профессионала и личности.

Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена.

Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению.

Тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.

Среди профессионально значимых качеств, наряду со многими другими большинство специалистов выделяют мастерство тренера. Какие же качества характеризуют мастерство тренера?

Как следует из результатов исследований российских ученых, мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями, навыками, а также определенными свойствами личности.

Того же мнения придерживается и ряд известных ученых и практиков[9]. Мастерство тренера имеет сложный характер, обусловленный необходимостью решения бесчисленного ряда логически взаимосвязанных педагогических задач. В свою очередь, педагогическая задача предполагает осознание тренером конечной цели своей деятельности и способов решения в процессе профессиональной деятельности соотнесенных между собой стратегических, тактических и оперативных задач.

В этой связи, А.А. Деркач, А.А. Исаев  отмечают, что на различных уровнях мастерства тренера ведущими становятся разные компоненты структуры его деятельности: «Мастерство в воспитании и обучении юных спортсменов предполагает высокую степень развития педагогических знаний, умений и навыков. Если какой-либо компонент в структуре педагогической деятельности тренера развит недостаточно, педагогические воздействия оказываются малоэффективными»[10].

Все профессионально важные качества тренера принято делить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные.).

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать за дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Тренер должен обладать целым комплексом нравственных качеств, так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере.

Личный пример - лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования. Учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у юных спортсменов склонностью к подражанию. Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия.

Важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм (по А.С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата своих учеников, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и, ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию. Тренер не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании. К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующие способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.

Требования, предъявленные к деятельности тренера, обусловливают наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точность восприятия, движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации), психомоторной сферы (влияющих на точность выполнения технических приемов при их показе). Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А это связано с соблюдением режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Мастерство тренера обнаруживается в специфической интуиции - способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива.

Тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально-устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должен быть достаточно высокий интеллект, развиты уверенность в себе и практичность.

Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным. По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти, успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами[11].

Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстро воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене. Существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами.

Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. Если ухудшаются результаты выступления его воспитанников, то и снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.

Эмоционально положительное отношение к спортсменам, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет юных спортсменов на общение с тренером, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу.

Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств тренера является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними тренера. В противном случае между тренером и учеником возникает барьер недоверия. Другим из ведущих нравственных качеств тренера является гуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам в частности. Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. Сухомлинский В.А. писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.

 Тренер должен быть достаточно искренним. Но искренность и простота не должна допускать панибратства, эгоистических и покровительственных проявлений. Нужно терпимо относиться к поступкам окружающих, спокойно и терпеливо разъяснять им ошибки.

К коммуникативным качествам относится также и педагогический такт-умение требовательно и с уважением относиться к спортсменам. Как отмечает Станкин М.И. основа такта - выдержка и уравновешенность, главные отличительные черты - требовательность и уважение к ученикам[12]. Такт проявляется в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Такт - это уважение и любовь к ученикам, чуткость. Это и умелый выбор места для разговора с воспитанниками, и выбор времени для беседы. И ее тон. С одним лучше разговаривать наедине, с другим - в присутствии его товарищей или родителей. С одним лучше разговаривать сразу после проступка, с другим - через определенный промежуток времени. К каждому спортсмену необходим индивидуальный подход.

Большое значение для тренера имеет такое качество, как находчивость. Часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие.

Добиваться успехов в подготовке квалифицированных спортсменов, можно только творчески относясь к работе, исследуя и экспериментируя. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Большую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу. Успешная педагогическая деятельность тренера связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания. Психомоторные качества особенно необходимы тренеру. Г.С. Туманян, говоря о разработке модели тренера по борьбе, обращает внимание на необходимость получения следующей информации: «Усредненные показатели нравственных и волевых свойств личности; представление о профессиональных качествах, т. е. о спортивном мастерстве, педагогической зрелости; полное представление об особенностях взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, администрацией, спортивными судьями и другими лицами, вовлеченными в сферу спортивной деятельности и др.».[13] 

Среди многообразия ценных качеств тренера Г.С. Туманян предлагает выделять: «убежденность, уверенность, активность, коллективизм, общительность, обостренное чувство чести, долга, самолюбие, доброжелательность, требовательность, ответственность, порядочность, гуманизм, принципиальность, патриотизм, интернационализм, трудолюбие, скромность, самокритичность».

Обостренное чувство чести и долга помогает тренеру длительно сохранять устойчивое волевое состояние (т. е. обладать такими ценными качествами, как самообладание, выдержка, настойчивость), быстро принимать волевые решения (решительность, смелость), мощно проявлять волевые действия (мужество), демонстрировать инициативу и самостоятельность при преодолении трудностей.

2.2 Авторская разработка творческого подхода в деятельности преподавателя-тренера по регби

Цель, задачи и направленность авторской разработки.  

- Формирование у учащихся привычек здорового образа жизни и выработка у них правильных двигательных действий  в процессе физического воспитания;

- развитие познавательно-развивающих способностей детей на начальном этапе обучения;

- популяризация регби, повышение интереса детей к спорту и приобщение их к регби;

- укрепление здоровья, развитие физических качеств  у подрастающего поколения, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

- развитие двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, координационных, скоростной и общей выносливости.

Адресат

Для учителей физической культуры, организаторов внеклассной и спортивной работы с целью вовлечения обучающихся во внеклассную деятельность  с  младшего школьного возраста, тренеров – преподавателей по видам спорта.

regby753

Актуальность и востребованность на современном этапе

Регби ( англ. rugby football ) - олимпийский вид спорта, спортивная командная игра, в которую играют на прямоугольном поле мячом овальной формы, разновидность футбола. В Англии игра в мяч всегда пользовалась огромной популярностью. В средние века она значительно отличалась от нынешних футбола и регби: огромные толпы людей без всяких правил гоняли мяч по городским улицам и сельским дорогам. Его ловили, кидали, пинали, делали все, чтобы загнать на сторону противника. Естественно, что такие «матчи» обычно кончались всеобщей потасовкой.

В 1871 был создан Союз регби (Rugby Football Union), объединивший двадцать один английский клуб. Тогда же появились официальные правила игры. В 1873 возник Союз регби Шотландии (Scottish Rugby Union), в 1875 - ирландский союз. В 1890 они объединились в Международный совет регби (International Rugby Football Board), в который позднее вошли Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка.  

Инициаторами включения регби в Олимпийские игры были представители Румынии. Впервые регби появилось в программе парижской Олимпиады 1900. Огромной популярностью среди любителей регби пользуется «Турнир пяти наций», проводимый в Англии. Он был учрежден в 1910, а после второй мировой войны возрожден в 1947. В турнире принимают участие сборные команды Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльса, Франции.

Регби входил в олимпийскую программу четырех Игр - в 1900, 1908, 1920 и 1924 гг. Однако затем этот вид спорта потерял олимпийский статус из-за отсутствия Международной федерации регби и невозможности курирования национальных подразделений и проведения международных соревнований.

Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) проголосовал за включение регби-7 в число олимпийских видов спорта. Такое решение приняли участники 121-й сессии Международного олимпийского комитета, проголосовав за сохранение 26 уже входящих в олимпийскую программу видов спорта и включение, начиная с 2016 года, двух новых - регби- 7 (с командами в семь игроков) и гольфа.

Регби – игра, которая уникально подходит всем формам и размерам, девочкам и мальчикам, всем возрастам и способностям. В регби можно с удовольствием играть в его различных формах: от Регби-15 до Регби-7 и бесконтактного тэг-регби. В Регби можно играть даже на пляже или в снегу. Для каждого ребенка найдется уровень участия, которые принесет ему удовольствие.

Играть в регби можно практически целый год на свежем воздухе и летом, и зимой, поэтому обучение должно способствовать ощущению радости от физической активности и величия природы, от осознания того, что человек живет в красивой стране, от очертаний ландшафта и смены времен года. А участие обучающихся в разных соревнованиях по регби как внутри образовательного учреждения, так и между другими командами в своем родном городе и в других городах своей страны пробудит стремление у обучающегося к путешествиям, изучению других мест культурного наследия, радости от общения со сверстниками, как следствие решение главных задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Условия реализации.

Для проведения данных мероприятий использовались различные методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, классификационный, метод создания проблемных ситуаций, способствующий развитию индивидуальных возможностей учащихся. Игровая форма работы, совместная деятельность учителя и учащихся.

-    Мячи (регбийные, набивные, для метания, теннисные, баскетбольные, футбольные)

-    Баскетбольные стоики с кольцами

-    Секундомер

-    Кегли, флажки, фишки

-    Скакалки

-    Маты гимнастические

-    Видеоаппаратура и музыкальная аппаратура.

Первый этап предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к регби; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики регби, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини регби). Возраст 9 – 11 лет. Сочетается этот этап с группами СОГ и начальной подготовки 1 года обучения.

Сейчас большое разнообразие видов спорта, наиболее массовыми и популярными являются спортивные командные игры. Привлечение молодежи, к менее популярным видам, является трудной задачей. Регби, весьма контактный и сложный вид спорта также не является исключением.

Кроме того, игра представляет собой синтез многих видов спорта, таких как: футбол (игра ногой и удары по мячу), легкая атлетика (бег с переменной скоростью на различные дистанции), борьба (силовые единоборства в борьбе за мяч, блокирование и остановка игрока с мячом в руках), гандбол (игра руками). В регби существуют и строго специфические соревновательные действия, которые не встречаются ни в одной другой спортивной игре - это схватки (произвольные и назначаемые) и коридоры, где игроки, в установленном правилами порядке, пытаются выиграть мяч.

Регбист - это стратег, тактик, «многоборец», он должен иметь богатый арсенал специальных знаний, тактических и технических навыков, обладать высоким уровнем развития физических качеств. Целостный и многогранный характер игровой соревновательной деятельности требует оптимального сочетания названных факторов, а их взаимосвязь - специального целенаправленного воздействия.

Игра требует высокого проявления силового потенциала игроков и различных сторон специальной выносливости, и что именно уровень развития этих качеств в большей степени обеспечивает командам успешность выступлений на игровой арене.

Результаты физиологических и социально-педагогических исследований уровня физических, психических и когнитивных способностей, функционального состояния детей свидетельствуют о том, что в отличии от других организаций ф.в. детей, эта технология позволяет добиваться стойкого улучшения показателей здоровья, познавательно-развивающей сферы, формирование активной мотивации на потребность в здоровом образе жизни, занятиях регби как неотъемлемого компонента.

В связи с тем, что в детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может появляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать: возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий регби.

Есть такое понятие - «биологический возраст». Означает оно достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и функционального развития организма. Установлено, что темп индивидуального развития детей неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития соответствуют возрасту. Вместе с тем в любой возрастной группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии или отстают от них. Число таких детей относительно невелико, но этот факт необходимо учитывать при подготовке юных регбистов.

Младший возраст (7-10 лет). Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление поверить в свои силы, добиться каких-либо достижений.

В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям.

При разработке использовались следующие подходы:

- системно – структурный подход – построение системы физического воспитания детей на основе воспроизведения структуры двигательных действий в умениях и навыках, определяющих целостность обучения и воспитания физических качеств детей. Благодаря этому создается формирование пространственных и временных представлений окружающего мира, в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной ( чувственно – образной ) и опосредованной (логико-понятийной );

- личностно – ориентированный подход – опирается на потребностно – мотивационную сферу, направлен на усиление личной заинтересованности в приобретении знаний о собственном организме, здоровье и понимании влияния на него физических упражнений

- деятельностный подход – подразумевает повышения доли самостоятельности детей в учебной деятельности, в приобретении знаний и формировании естественных видов движений;

- Интегративный подход – в содержании программного материала по физическому воспитанию детей включаются компоненты творческой, художественной, музыкальной деятельности, обеспечивающих гармоничное развитие всех основ личности.

Теоретико – методологической основой развития детей является комплексное решение воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации индивидуализации, основными психолого-педагогическими теориям развивающего и личностно – ориентированного обучения

Воспитание – специфический вид деятельности, представляет двусторонний процесс, причем специфичен и продукт этой деятельности – новые знания, умения, навыки. Воспитательный компонент выражается в чувстве долга и ответственности детей за свое здоровье и образ жизни.

Собственно говоря, воспитание-процесс целенаправленного формирования личности. Под процессом воспитания понимают организованное целенаправленное руководство воспитанием спортсмена в соответствии с определенными, поставленными целями.

Развивающие задачи предполагают личностное развитие ребенка по интеллектуальному, физическому и интеционному векторам.

Задача интеллектуального направления – формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, направленных на:

- использование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза изучаемых понятий;

- использование приемов умственной деятельности для решения широкого круга двигательных задач в различных условиях;

Физический вектор направлен на развитие оптимального личностного уровня воспитания комплекса основных физических качеств и координационных способностей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени обучение двигательной деятельности имеет не только специфические формы, но и совершенно своеобразные отношения с развитием.

Интеционный вектор предполагает формирование комплекса устойчивых мотиваций, потребностей и интересов к физическому самосовершенствованию. Интеционное направление сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей спорта.

Оздоровительная направленность средств физического воспитания предполагает укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных поведенческих основ здорового образа жизни и способствует оздоровлению организма, раскрытию резервных возможностей человека.

Структура тренировочного занятия для спортивно-оздоровительной группы и групп НП 1 года обучения познавательно-развивающей направленности

Структура построения тренировки познавательно-развивающей направленности включает в себя помимо обозначенной логики распределения содержания основных средств по блокам, обязательное решение сопутствующих задач.

В познавательно-развивающую технологию тренировки входят 4 положения: координационной направленности, определяющей развитие психо-моторных способностей; ведущего комплекса упражнений, направленного на решение задач тренировки; психо-эмоциональной направленности, регулирующей состояние психо-эмоциональной сферы занимающихся и «отстающих» способностей, направленных на развитие необходимых двигательных умений, навыков и воспитание физических качеств.

Основные положения познавательно-развивающей технологии строго регламентированы по временному расположению в частях тренировки и определены логикой распределения средств, методов и организационных форм. На рисунке представлена основная структура тренировки.

Структура построения тренировки познавательно-развивающей направленности включает в себя помимо обозначенной логики распределения содержания основных средств по блокам, обязательное решение сопутствующих задач.

Кроме того, в процессе реализации основных положений тренировки выделены сопутствующие дидактические задачи, которые состоят из пяти составляющих: формирование познавательных, психомоторных и идеомоторных способностей; формирование теоретических и эмпирических знаний здорового образа жизни; кооррекционно-оздоровительная направленность физических упражнений.

При комплексном решении задач и реализации основных положений тренировки применялся широкий набор физических упражнений, основанных на использовании эйдетических, рефлексивно- двигательных, игровых, идеомоторных и музыкально- ритмических методов и разнообразных организационных форм.

Таким образом, отличительной особенностью структуры тренировки является логическое распределение учебного материала, которое определяет наиболее рациональное решение задач тренировки. При этом определены акценты для развития основных мышечных групп и выделены основные блоки, направленные на развитие координационных способностей, решение задач тренировки, психо-эмоциональной направленности и отстающих способностей. Такая последовательность позволяет наиболее качественно проводить тренировки с использованием развивающих технологий.

Карта занятия

Часть тренировки

Логика распределения средств и методов организации на тренировке

Сопутствующие дидактические задачи

Направленность средств на тренировке

Основные методы организации тренировки

Формирование коррекционно-оздоровительной направленности

Формирование познавательных способностей

Формирование психомоторных способностей

Формирование идеомоторных способностей

Формирование теоретических

Знаний ЖОЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

1 часть 15-20 мин подготовительная

Подготовка всех систем организма к выполнению задач тренировки

Фронтальный,  поточный, сюжетно-ролевой

Использование средств ф.в., направленных на закаливание организма, формирование и коррекция осанки

Использование ф.у. с включением образного мышления

Развитие переключения внимания, восприятия, представления в процессе двиг. деят-ти

Формирование идеомоторных реакций выполнения ф.у.

Правила составления различных комплексов ф.у. для мышц плечевого пояса, туловища и мышц ног

2 часть

60-65 мин

Основная часть

1 блок: Координационной направленности – развитие психомоторных способностей на основе дифферинцированного восприятия ф.у.(воспитание ловкости в скоростно-силовом режиме)

Фронтальный,  групповой, поточный, игровой. Дополнительно: сюжетно-ролевой с музыкальным сопровождением.

Закаливающие процедуры, развитие координационных способностей на фоне формирования и коррекции осанки

Элементарные естественныедвижения в прыжках, беге. Лазанья, равновесии в условиях эдейтического мышления

Формирование пространственно-временных характеристик составляющих основу двигательного мышления, восприятия, памяти, внимания, формирование движений мелкой моторики

Формирование мысленного представления выполнения различных движений формирование идеомоторных реакций

Знания о строении человека: строение скелета, внутренних органов и других систем

Развитие мышц плечевого пояса ( воспитание скоростно- силовой выносливости)

Фронтальный,  групповой, индивидуальный

Повышение резервных возможностей организма. (Система развития мышц плечевого пояса)

Силовые упр с собственным весом тела выполняемые с образным представлением

Развитие нервных процессов: мышечного ощущения, восприятия, представления

Освоение и использования аутогенной тренировки для восстановления мышц плечевого пояса

Эмперические знания различных режимов работы мышц и ф.у. для здоровья человека

2блок: основной комплекс ф.у. – решение задач тренировки с использованием специальных упр (воспитание общей выносливости в скоростно-силовом режиме)

Фронтальный,  групповой,

сюжетно-ролевой, круговой и др

Оптимальное распределение величины нагрузки

Упр музыкально- ритмического характера, элементарные движения в различных ситуациях (театр движений)

Развитие основных ритмических процессов: сенсомоторной координации основных движений. Формирование двигательного мышления, воображения, восприятия

Формирование умение управления напряжением и расслаблением мышц, мысленное проговаривание выполнения упражнения

Теоретические знания основных систем организма, обеспечивающих здоровье и движение. Психодиагностика и самоконтроль

Развитие мышц ног (воспитание скоростно-силовой выносливости)

Фронтальный,  групповой, индивидуальный

Повышение резервных возможностей организма. (Система развития мышц ног)

Выполнение упр в условиях представления различных образов

Развитие сенсомоторных реакций

Формирование умений и навыков использования аутотренинга в период отдыха

Строение мышц их развитие. Закономерности составления индивидуальных комплексов ф.у. развития мышц

3 блок: психо-эмоциональной направленности – повышение или снижение психо-эмоционального состояния (воспитание ловкости в скоростно-силовом режиме)

Игровой, соревновательный, сюжетно-ролевой, музыкально-игровой

Формирование способностей управления психическим состаянием

Формирование сенсомоторной координации (управление возбудительными тормозными процессами). Выражение в движениях различных образов, сюжетов. Формирование пространсвенно- временной структуры движений

Формирование пространственного восприятия и скорости реакций в движении. Проявление точности, координированности сенсомоторных рекций в различных психо-эсоциональных ситуациях

Умение настроиться на работу без излишнего психологическог напряжения

Роль и значение психических процессов в период работы и элементарные способы управления собственным состоянием

Развитие мышц туловища (воспитание скоростно-силовой выносливости)

Фронтальный,  групповой, индивидуальный

Повышение резервных возможностей организма. (Система развития мышц туловища)

Скоростно-силовые упр в условиях музыкального сопровожления и ритмического выполнения

Развитие сенсомоторных реакций восприятия, ощущений и мышечной памяти

Формирование идеомоторных реакций управления расслаблением и восстановлением мышц после работы

Значение для здоровья развития мышц туловища и их роль при дыхании и движениях

4 блок : Отстающих способностей направлен на совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств

Фронтальный,  групповой, индивидуальный

Оздоровительный эффект развивающих упр

Формирование координации простейших умений и навыков в сложных необычных ситуациах, образного мышления и представления

Формирование психомоторных способностей переключения контрастности восприятий, памяти движений в условиях: сложно-просто; быстро-тихо

Управление мышецными ощущениями. Формирование способности идеомоторного представления движений, аутотренинг

Изучения комплекса упр для формирования осанки, закаливание. Личной гигиены, профилактики заболеваний

3 часть

7-10 мин

Заключительная часть

Восстановление систем организма

Фронтальный

Восстановительные упр

Выполнение упр в условиях музыкального сопровождения

Формирование сенсомоторных восприятий мышечных ощущений

Овладение способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

Формирование знаний освоения самостаятельных форм, игр и др упр

Развитие познавательных способностей детей на начальном этапе обучения необходимо руководствоваться комплексным набором методических рекомендаций, условно разделенных на 3 группы, на основании которых можно управлять процессом развития познавательных способностей в системе ф.в.:

1) общая характеристика условий развития познавательных способностей;

2) способы развития познавательных способностей;

Рассмотрим проявление этих указаний в целостном процессе.

Рассмотрим условия:

а) создание на тренировке условий реализации средств ф.в. в форме развивающих методов, в которых основным фактором воздействия является (помимо общепринятых) форма выражения, представления, творчества, проявляемая при выполнении ф.у. В целом этот подход будет определять использование познавательно-развивающего компонента воздействия ф.в.

б) тренировка помимо основных задач, определенных в педагогической модели, должен иметь набор средств ф. в. Для самостоятельных занятий по интересам, формировать устойчивую мотивацию на занятиях спортом, как фактора, определяющего развитие детей и сохранение их здоровья. Решение этой цели достигается при условии формирования на тренировке оптимальных, личностно-ориентированных теоретических и эмпирических знаний;

в) на тренировке воспитанник получает интересное мотивированное домашнее задание, которое является для него не просто выполнением ф.у., а побуждает его на творчество, выражение своих мыслей, действий и осознание значимости этих упражнений лично для него; контроль за выполнением домашних заданий осуществляется на тренировке в блоке координационной направленности, где занимающиеся демонстрируют свои физические кондиции, а также показывают свои решения определенной двигательной задачи. Подобные подходы при выполнении домашнего задания на тренировках заставляют детей развивать основные психические процессы: восприятие упражнения, его ощущения, двигательное мышление, память, внимание и т.д.

Рассмотрим способы для развития познавательных способностей детей в практической деятельности использовались разные способы и приемы, такие как:

- игровая деятельность как основа учебной деятельности, направленная на развитие познавательных способностей;

- эйдетические средства ф.в.

- рефлексия двигательной деятельности;

- идеомоторные способы развития познавательной деятельности;

- психомоторные способы развития познавательных способностей детей.

Понятие «эйдетизм» (перевод с греческого-образ, наружний вид) включает разновидность образной памяти. Используется эйдетизм как разновидность образной двигательной памяти, выраженный в сохранении ярких наглядных двигательных образов, предметов их воздействия на органы чувств.

Идеомоторная подготовка как один из способов развития познавательных способностей. Дети на основании своего опыта, пережитых ощущений и восприятий представляют важнейшие временные, силовые и пространственные параметры движения. Но представляют не в отвлеченной форме, а в виде конкретных ощущений и восприятий: зрительных, слуховых и, что самое главное, мышечно-двигательных.

В результате развития психомоторных способностей, в процесс, включаются множество анализаторов, ответственных за большинство возникающих при этом познавательных способностей.

Таким образом, главным в деятельности педагога выступает его взаимодействие с  обучаемыми,  которые  при  этом  постоянно  соотносят  уровень своих  взаимоотношений  с достигнутыми  результатами,  самосовершенствуются в процессе соревнований с самим собой.

Заключение

Известно немало примеров, когда ребенок с отличными данными, но обучающийся по устаревшей методике, становится в будущем заурядным спортсменом; в то же время спортсмен, обладающий средними способностями, но обучающийся по современной методике, может достичь хороших результатов.

Тренер, умеющий правильно спланировать тренировочный процесс на начальном этапе обучения и подобрать необходимые средства, методы для максимально эффективного решения задач тренировки, достигнет наибольшего результата в обучении.

Считается, что чем разностороннее подготовлен юный спортсмен на начальном этапе, тем эффективнее в дальнейшем складывается его техническая и функциональная подготовка.

Следуя этой логике, считаем, что на первом уровне начальной школы, следует формировать элементарные разнообразные умения и навыки, в то время как процесс обучения сложным по структуре движениям, должен основываться, на создании «школы движений» и осваиваться в более старших группах подготовки, когда накоплен достаточный опыт. А также акцентировать внимание на организационно – педагогические условия, средствами образовательного, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов познавательно-развивающей сферы, на формирование активной мотивации, на потребность в здоровом образе жизни, занятиях регби как неотъемлемого компонента.

При комплексном решении всех этих задач и реализации основных положений педагогического творчества, конечной целью данного процесса является включение воспитанников в составы сборных команд России.

Библиографический список

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1989.
  2. Васильков, А.А. Теория и методика спорта : учеб. пособие / А.А. Васильков. - СПб. : Феникс, 2008 - 174 с.
  3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.С. Голованова. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
  4. Железняк, Ю.Д., Кашкаров, В.А., Кравцевич, И.П. и т.д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
  5. Ильин, Е.П. Психология спорта : учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб : Питер, 2008 - 432 с.
  6. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие / Э.Б. Крайнова. - М. : Форум, 2007 - 208 с.
  7. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: И; Академия, 2000. – 176 с.
  9. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник для вузов / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2009 - 525 с.
  10. Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования [Текст]  :  методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования, преподавателей и аспирантов ГЦОИЛФК  /  И. Н. Реше-тень, Е. П. Карагополов, Е. Д. Никитина, И. П. Андриади. – М. : ГЦОИЛФК. 1986. – 36 с.
  11. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н. Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель». 2018.
  12. Основы подготовки регбистов /Холодов Ж. К., Варакин В. А., Петренчук В. К.  -   М.: Фк. и С, 1984.
  13. Регби. Игра и тренировка. Пулен Р. М. ФкиС 1989.
  14. Сверчков, A.B. Теоретическая и практическая готовность будущих спортивных педагогов к профессиональной деятельности / A.B. Сверчков // Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования : сб. науч. тр. - Тольятти : ТГУ, 2010. - С. 294-300.
  15. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта [Текст] / Е. В. Федотова. – М. : Компания Спутник, 2001. – 245 с.
  16. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: Курс лекций: Учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2014. – 244 с.


[1] Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.

[2] Сверчков, A.B. Теоретическая и практическая готовность будущих спортивных педагогов к профессиональной деятельности / A.B. Сверчков // Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования : сб. науч. тр. - Тольятти : ТГУ, 2010. - С. 294-300.

[3] Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник для вузов / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2009 - 525 с.

[4] Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1989.

[5] Железняк, Ю.Д., Кашкаров, В.А., Кравцевич, И.П. и т.д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Академия, 2002. – 384 с.

[6] Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования [Текст]  :  методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования, преподавателей и аспирантов ГЦОИЛФК  /  И. Н. Реше-тень, Е. П. Карагополов, Е. Д. Никитина, И. П. Андриади. – М. : ГЦОИЛФК. 1986. – 36 с.

[7] Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования [Текст]  :  методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования, преподавателей и аспирантов ГЦОИЛФК  /  И. Н. Реше-тень, Е. П. Карагополов, Е. Д. Никитина, И. П. Андриади. – М. : ГЦОИЛФК. 1986. – 36 с.

[8] Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: Курс лекций: Учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2014. – 244 с.

[9] Сверчков, A.B. Теоретическая и практическая готовность будущих спортивных педагогов к профессиональной деятельности / A.B. Сверчков // Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования : сб. науч. тр. - Тольятти : ТГУ, 2010. - С. 294-300.

[10] Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования [Текст]  :  методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования, преподавателей и аспирантов ГЦОИЛФК  /  И. Н. Реше-тень, Е. П. Карагополов, Е. Д. Никитина, И. П. Андриади. – М. : ГЦОИЛФК. 1986. – 36 с.

[11] Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.

[12] Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.

[13] Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ В.А. Канн-Калик. – М.: Педагогика, 1990. –284 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

-Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

ПМ 3 ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно- тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Конспекты учебно-тренировочных занятийпредставлены в ПМ.01. Организация и проведениеучебно-тренировочных занятий, и руководствосоревновательной деятельностью спортсменов визбранном виде спорта ПК 1.1....

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Конспекты учебно-тренировочных занятий представлены в ПМ.01. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта ПК ...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

-Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...

Методическая разработка урока по теме «Популярные виды спорта и спортивные игры в Великобритании. Гольф»

Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для саамостоятельной работы учащихся....

Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта

Спортивная форма – такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов. Или это форма на...