Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг»
рабочая программа

Букреева Екатерина Владимировна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ КВИЛЛИНГ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_kvilling_2018.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №_____

от __________20   г.

             УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ №5 г.Льгова

 _____________ О.В.Жеромский

Пр. №_____ от______________20   г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНЫЙ КВИЛЛИНГ»

(Стартовый, базовый уровень)

Срок реализации  – 2 года

Возраст учащихся  10-16 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Букреева Екатерина Владимировна

г. Льгов – 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг» имеет художественную направленность.

  Программа знакомит детей с древнейшим искусством бумажной филиграни – квиллингом. На занятиях учащиеся овладевают методикой выполнения разнообразных оригинальных изделий. Принцип выполнения их заключается в закручивании серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Скрутив их в спираль и придав нужную форму, любой ребенок сможет сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Сегодня этот вид творчества становится очень популярным в нашей стране.

Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.

 Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Программа построена с учётом возрастных особенностей детей.

По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ.

 Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно – полезную направленность.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире.  Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.

Реализация программы формирует навыки работы в технике квиллинг, развивает их дизайнерские, конструкторские и художественные способности, формирует эстетический вкус. Программный материал учитывает потребности учащихся в освоении навыков рукоделия, в целеполагании и планировании собственной деятельности, в выполнении творческих проектов. Развивает творческую инициативу, самодисциплину, адекватную самооценку, формирует продуктивный досуг и позитивное самоощущение.

Концепция программы «Волшебный квиллинг» основывается на необходимости приобщения учащихся к декоративно-художественным промыслам, важности духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

     Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, помогают овладеть навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

     Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Комплексный подход к освоению программы позволяет формировать у учащихся основы регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, положительных личностных качеств, социальных умений и навыков.

Программа является целостным интегрированным курсом. Она включает основы изобразительной и прикладной деятельности, учитывает психологические закономерности формирования общих, специальных и межпредметных знаний и умений, которые дополняют возможности школьных дисциплин.

   Программа «Волшебный квиллинг» разработана на основе:

-   Закон Российской Федерации от29.12.2012г №273ФЗ «Об образовании в РФ».

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 года №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Требования и нормы, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу СанПин 2.4.4 3172 – 14.

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. N 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ».  

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008

- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015г.№996-р

- Требования письма от 11декабря 2006 г., № 06-1844 Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Соотнесено с

- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» Министерство образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение»

   Отличительные особенности программы. 

    Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

- предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения;

- формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения;

- в процессе обучения реализуется дифференцированный подход;

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.   

        Программа имеет два уровня: первый год обучения – стартовый уровень, второй  год обучения – базовый уровень.

Адресат программы

Младший школьный возраст (8-10 лет). Признаком возраста 8-10 лет является начало школьной жизни, появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой  и общественно-оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Самооценка адекватная, появляется обобщение переживаний и осознание чувств.

Подростковый возраст (11-15 лет). Признаком возраста 11-15 лет является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников.  Кризисным моментом возраста является  чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития.  Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.

Программа опирается на систему педагогических принципов:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип добровольности;

- принцип сознательности и активности учащихся;

- принцип дифференцированного обучения;

- принцип наглядности;

- принцип «от простого к сложному»;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Сроки освоения и объём программы

Программа рассчитана на два года обучения. Количество часов первого года обучения– 140 часов. Количество часов второго года обучения –140 часов.  Общее количество часов всего курса обучения: 140+140=280 часов.

Форма и режим проведения занятий

Программа «Волшебный квиллинг» рассчитана на разновозрастные (10-16 лет) учебные группы с постоянным составом учащихся.

На занятиях используются групповые, звеньевые и индивидуальные формы работы. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 8-10 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Занятия второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Продолжительность академического часа – 40 минут, между ними обязательные перерывы - 10 минут.

Психолого-педагогическое обеспечение программы.

Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  1. создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  2. проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретённых знаний, умений и навыков;
  3. побуждение творческого воображения воспитанников к практической и творческой деятельности;
  4. применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
  5. разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости воспитанника и их родителей дополнительными образовательными услугами.

Основные способы и формы обучения:

 Основными формами работы в детском творческом объединении «Волшебный квиллинг» является учебно-практическая деятельность: 70% - практические занятия и 30% теоретические.

На занятиях используются следующие формы работы:

Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий):

- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;

- индивидуализированно-групповая (если есть большие отличия в успеваемости).

Групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель – группа – обучающийся» и включает в себя:

- дифференцированно-групповую (группы могут быть постоянными или временными в зависимости от возможностей обучающихся и сложности выполняемого задания);

- кооперативно-групповую (каждая группа выполняет часть общего задания).

Парная, которая может быть представлена динамическими парами или парами сменного состава.

Коллективная, где действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, даёт возможность проявить себя в общей деятельности, где есть взаимный контроль перед  группой. Обучающиеся оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку.

Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознаётся его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

В образовательной рабочей программе «Волшебный квиллинг» используются такие педагогические технологии как:

проблемное обучение, состоящее из проблемного изложения темы занятия, привлечения обучающихся к конструированию и моделированию. Проблемное обучение имеет большую ценность, такт как механизм обучения решения проблемных задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активности восприятия материала, направлен на самостоятельное принятие решений, на формирование установки к мотивационной готовности , к выполнению познавательных действий.

игровые технологии (ролевые, имитационные, драматизации, праздники), технологии с использованием знаковой системы; акцент ставится на личностно-ориентированное обучение.

В обучении используются следующие дидактические принципы:

- наглядности;

- доступности;

- природосообразности;

- культуросообразности (приобщение к современной культуре);

- гуманистической направленности, необходимости сочетания целей общества и личности, обеспечения связи с жизнью и производственной практикой;

- свободы выбора.

Проводятся следующие виды занятий:

- комбинированные,

- проблемного изложения материала,

- получения и закрепления полученных знаний,

- обобщающие занятия.

Методы организации образовательного процесса.

Программа «Волшебный квиллинг» предусматривает использование следующих методов организации образовательного процесса:

По признаку получения знаний:

- словесные (рассказ, беседа, диалог)

- наглядные (методы иллюстрации: показ пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: показ объектов труда, эталонных, оригинальных    изделий, инструментов и материалов);

- практические (упражнения, практические работы).

По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера, архивных данных;

- репродуктивные (изготовление по образцу);

- проблемного изложения материала;

- эвристические (частично-поисковые задания);

- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).

По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов;

- методы формирования чувства долга.

Методы контроля и самоконтроля: входной; текущий; тематический; итоговый.

Методы формирования устойчивой мотивации:

- соревнования, создание ситуации успеха;

- познавательные  игры;

- праздники.

Становление мотивации происходит в три этапа:

I  - возникновении мотивации,

II - подкрепление и усиление мотивации,

III- мотивация завершения.

Условия, способствующие формированию позитивных мотивов у

 обучающихся:

  1. Осознание обучающимися ближайших и конечных целей.
  2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
  3. Наличие любознательности.
  4. Положительный психологический климат в группе.
  5. Профессиональная направленность в деятельности.

Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.

Мотивационный этап.

- создание учебно-проблемной ситуации;

- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;

- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.

Операционно-познавательный этап.

- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;

- положительные эмоции, достижение конкретного результата.

Рефлексивно-оценочный этап.

- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;

- подведение итогов, подкрепление мотивации. Очень важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование устойчивого интереса учащихся к работе в технике квиллинг как декоративно-прикладному виду творчества, и развитие творческих способностей обучающихся, посредством приобретения ими специальных знаний и умений по работе с бумагой в технике квиллинг. Эта цель обуславливает следующие задачи:

Воспитательные задачи:

- воспитание нравственной и эстетической культуры,

- прививать трудовые навыки при занятии рукоделием;

- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;

- формировать волевое начало и работоспособность;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

- формировать нравственные качества (дружелюбие, тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности, позитивность);

- прививать основы здорового образа жизни;

- формировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость. 

Обучающие задачи:

- познакомить с историей возникновения квиллинга;

- познакомить с рабочими инструментами и материалами;

- учить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

- познакомить с основами цветоведения;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- формирование и совершенствование практических умений стартового уровня;

- создание благоприятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации ребёнка как              личности.

Развивающие задачи:

- развивать любознательность и познавательную активность;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать пространственную ориентацию и координацию;

- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера.

- развивать творческие способности, фантазии творческого воображения, формировать художественно-творческую активность, инициативу и самостоятельность. Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения обучающихся, на которые необходимо опираться в процессе занятий.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (Стартовый уровень)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практ

1

Вводное занятие

2

2

-

2

История квиллинга  

2

1

1

3

Материаловедение

8

4

4

3.1

Знакомство с материалами и инструментами.

4

2

2

3.2

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.

4

2

2

4

Основы композиции и цветоведения

16

8

8

4.1

Основные законы композиции.

4

2

2

4.2

Основные и составные цвета

4

2

2

4.3

Цветовой круг.

4

2

2

4.4

Теплые и холодные цвета.

4

2

2

5

Техника выполнения квиллинга

20

8

12

5.1

Основные элементы квиллинга: плотная катушка

4

2

2

5.2

Основные элементы квиллинга: ажурные элементы

8

2

6

5.3

Листья

4

2

2

5.4

Эскиз

4

2

2

6

Цветочные композиции

86

20

66

6.1

Композиция «Розовый букет»

12

2

10

6.2

Композиция «Виноград»

12

2

10

6.3

Композиция «Тюльпаны»

14

4

10

6.4

Композиция «Одуванчики»

16

4

12

6.5

Композиция «Дерево счастья»

16

4

12

6.6

Композиция «Подсолнухи»

16

4

12

7

Итоговое занятие

2

1

1

Резервный урок        

2

2

Резервный урок        

2

2

Итого:

140

44

96

Содержание программы первого года обучения

1.  Вводное занятие

2. История квиллинга  

    Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

3. Материаловедение

3.1 Знакомство с материалами

    Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

3.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

4. Основы композиции и цветоведения

4.1 Основные законы композиции

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка композиций.

4.2 Основные и составные цвета

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка композиций.

4.3 Цветовой круг

Знакомство с цветовым кругом.  

 Практическая работа: зарисовка цветового круга.

 4.4 Теплые и холодные цвета

 Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его  

 светлость. Цветовой контраст.

 Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.

5. Техника выполнения квиллинга

5.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.

Практическая работа: техника выполнения плотной катушки.

5.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.

 Выполнение основных элементов квиллинга -  ажурные элементы.

Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов.

5.3 Изготовление листьев

Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги.

5.4 Выполнение эскиза.

 Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.

6.  Цветочные композиции 

6.1 Композиция «Розовый букет»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет».

Изготовление ажурных элементов для цветов. Изготовление заготовок листьев.

Изготовление цветов и листьев из заготовок.

Составление композиции из заготовок по эскизу.

6.2 Композиция «Виноград»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.

Изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление    листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.

Составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.

 6.3 Композиция «Тюльпаны» 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».

Изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок.

Составление композиции из заготовок по эскизу.

  6.4 Композиция «Одуванчики»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Разработка эскиза «Одуванчики» по предложенному образцу.

Изготовление необходимых элементов для композиции.

Изготовление цветов, стеблей и листьев из заготовок.

Составление композиции из заготовок по эскизу.

6.5 Композиция «Дерево счастья» 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Разработка эскиза «Дерево счастья» по предложенному образцу.

Изготовление необходимых элементов для композиции.

Изготовление из заготовок кроны дерева, ствола, горшочка.

Составление композиции из заготовок по эскизу.

6.6 Композиция «Подсолнухи» 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Разработка эскиза композиции «Подсолнухи». 

Изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев. 

Сборка цветов из заготовок лепестков.

Составление композиции из заготовок по эскизу.

7. Итоговое занятие

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРТОВОГО УРОВНЯ

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

    -  иметь представление об истории возникновения квиллинга;

    - основы композиции и цветоведения;

    - основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

- название и назначение материалов (бумага тонированная, цветная, серпантин)

 - название и назначение ручных инструментов и приспособлений (зубочистки, ножницы, пинцет);

 - «чтение» схем;        

- основные элементы квиллинга;

- основными приёмами сборки элементов;

- способы оформления работ.

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- бережно и экономно использовать материал,

- «читать» простейшие схемы;

- выполнять основные элементы квиллинга;

- владеть основными приёмами сборки элементов;

    - составлять композицию по эскизу;

- оформлять работы;

     - создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

составление плана действий с помощью педагога;

работа по предложенному плану;

основы рефлексии на занятии;

переживание ситуации успеха.

Познавательные УУД:

умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

Коммуникативные УУД:

осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

уважение к мнению собеседника;

умение работать парами переменного состава и в малых группах;

основы согласования своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Личностные результаты:

любознательность, познавательная активность, фантазия;

основы наглядно-образного мышления;

произвольное и направленное внимание;

основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

уверенная мелкая моторика;

бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Оценка результатов обучения стартового уровня

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка предметных результатов

Обучающиеся в основном усвоили:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

    -  иметь представление об истории возникновения квиллинга;

    - основы композиции и цветоведения;

    - основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

- название и назначение материалов (бумага тонированная, цветная, серпантин)

 - название и назначение ручных инструментов и приспособлений (зубочистки, ножницы, пинцет);

 - «чтение» схем;        

- основные элементы квиллинга;

- основными приёмами сборки элементов;

- способы оформления работ.

Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога могут:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- бережно и экономно использовать материал,

- «читать» простейшие схемы;

- выполнять основные элементы квиллинга;

- владеть основными приёмами сборки элементов;

    - составлять композицию по эскизу;

- оформлять работы;

     - создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Обучающиеся в достаточной мере знают:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

    -  иметь представление об истории возникновения квиллинга;

    - основы композиции и цветоведения;

    - основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

- название и назначение материалов (бумага тонированная, цветная, серпантин)

 - название и назначение ручных инструментов и приспособлений (зубочистки, ножницы, пинцет);

 - «чтение» схем;        

- основные элементы квиллинга;

- основными приёмами сборки элементов;

- способы оформления работ.

Обучающиеся  могут уверенно:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- бережно и экономно использовать материал,

- «читать» простейшие схемы;

- выполнять основные элементы квиллинга;

- владеть основными приёмами сборки элементов;

    - составлять композицию по эскизу;

- оформлять работы;

     - создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Обучающиеся полностью представляют:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

    -  иметь представление об истории возникновения квиллинга;

    - основы композиции и цветоведения;

    - основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

- название и назначение материалов (бумага тонированная, цветная, серпантин)

 - название и назначение ручных инструментов и приспособлений (зубочистки, ножницы, пинцет);

 - «чтение» схем;        

- основные элементы квиллинга;

- основными приёмами сборки элементов;

- способы оформления работ.

Обучающиеся полностью представляют:     

- правила безопасной работы с инструментами;

- как правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы

- как подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- как бережно и экономно использовать материал,

- как «читать» простейшие схемы;

- как выполнять основные элементы квиллинга;

- владеть основными приёмами сборки элементов;

    -как составлять композицию по эскизу;

- как оформлять работы;

     - как создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

В достаточной мере развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Уверенно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

В достаточной мере развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Уверенно развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Для оценки результативности учебных занятий стартового  уровня применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Мини-выставки, беседы, наблюдение

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (мини-выставки, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование и развитие творческих способностей и художественно-эстетического мышления обучающихся, посредством работы в технике квиллинг. Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогически задач.

Задачи:

Воспитательные:

- прививать трудовые навыки при занятии квиллингом;

- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;

- воспитывать художественный вкус, культуру оформления работ, эстетическое отношение к окружающему миру;

- воспитывать потребность в творческом самовыражении, увлеченность декоративно-прикладным творчеством;

- формировать волевое начало и работоспособность;

- воспитывать интерес к культурному творческому наследию России;

- прививать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

Образовательные: 

   - иметь представление об истории возникновения квиллинга;

   -знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

   -сформировать основные понятия о базовых формах квиллинга;

   - овладеть различными приемами работы с бумагой;

   - уметь следовать устным инструкциям;

   - хорошо знать инструкцию по технике безопасности;

   - понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения;

   - обогатить словарь специальными терминами;  

- познакомить с разновидностями дополнительных декоративных материалов (флористические и атласные ленты, исскуственные веточки и листочки, сизаль );

- формировать навыки в экономном использовании материалов.

- формирование систематических знаний о вязании, совершенствование практических умений до операционного уровня, создание благоприятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации ребёнка как личности.

Развивающие:

- развитие и совершенствование мелкой моторики рук, развитие творческих способностей, фантазии, творческого воображения, формирование художественно-творческой, любознательной и познавательной  активности, инициативы и самостоятельности;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- формировать пространственное воображение;

- развивать композиционное и конструкторское мышление;

- развивать способность к анализу и синтезу объектов окружающего мира;

- развивать чувство пропорции, цветового и тонового восприятия;

- развивать пространственную ориентацию и координацию.

                                             

                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (Базовый уровень)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практ

1

Вводное занятие

2

2

-

2

История квиллинга  

2

1

1

3

Материаловедение

4

2

2

3.1

Знакомство с материалами и инструментами

2

1

1

3.2

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями

2

1

1

4

Основы композиции и цветоведения

12

6

6

4.1

Основные законы композиции.

4

2

2

4.2

Хроматические и ахроматические цвета.

4

2

2

4.3

Гармоничное сочетание цветов.

4

2

2

5.

Техника выполнения квиллинга

16

7

9

5.1

Основные элементы квиллинга: плотная катушка

4

2

2

5.2

Основные элементы квиллинга: ажурные элементы

6

2

4

5.3

Листья

4

2

2

5.4

Эскиз

2

1

1

6

Цветочные композиции

66

12

54

6.1

Композиция «Сиреневые цветы»

20

4

16

6.2

Композиция «Ромашки с бабочкой»

22

4

18

6.3

Композиция «Пасхальное яйцо»

24

4

20

7

Проектная деятельность

32

10

22

7.1

Разработка творческой композиция

4

2

2

7.2

Изготовление необходимых деталей

16

2

14

7.3

Сборка составных деталей

4

2

2

7.4

Составление творческой композиции

4

2

2

7.5

Защита проекта

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

1

1

Резервный урок

2

2

Резервный урок

2

2

Итого:

140

41

99

Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие

2. История квиллинга  

    Знакомство с историей возникновения квиллинга. Техника безопасности. Использование этого вида искусства в жизни человека.   Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.

3. Материаловедение

3.1 Знакомство с материалами

   Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

3.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями

 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

4. Основы композиции и цветоведения

4.1 Основные законы композиции.

 Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка композиций.

4.2 Хроматические и ахроматические цвета.

 Знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами.

Практическая работа: зарисовка композиций.

4.3 Гармоничное сочетание цветов.

Знакомство с гармоничными сочетаниями цветов.

 Практическая работа: зарисовка композиций.

5. Техника выполнения квиллинга

5.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.

Практическая работа: техника выполнения плотной катушки.

5.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.

 Выполнение основных элементов квиллинга -  ажурные элементы.

Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов.

5.3 Изготовление листьев

Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги.

5.4 Выполнение эскиза.

 Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.

6.  Цветочные композиции 

6.1 Композиция «Сиреневые цветы»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Сиреневые цветы»,

изготовление заготовок цветов и листьев, составление композиции из заготовок по эскизу.

6.2 Композиция «Ромашки с бабочкой»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза «Ромашка с бабочкой» по предложенному образцу, изготовление заготовок катушек, сборка из них цветка ромашки, изготовление листьев из бумаги, изготовление заготовок бабочки. Сборка бабочки по эскизу, составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.

 6.3 Композиция «Пасхальное яйцо» 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Пасхальное яйцо»,

изготовление заготовок пасхального яйца, изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок, составление композиции из заготовок по эскизу.

7. Проектная деятельность.

7.1 Творческая композиция.

Разработка творческой композиции в цвете.

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции.

7.2 Изготовление необходимых деталей

Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.

7.3 Сборка составных деталей

Практическая работа: сборка составных деталей.

7.4 Составление творческой композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.

7.5 Защита проекта        

8. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках, в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.               

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ

Предметные результаты

К концу базового уровня программы обучающиеся должны знать: 

- правила организации рабочего места;

- правила безопасной работы;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основы композиции и цветоведения;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- основные элементы квиллинга;

- общие сведения из истории квиллинга;

- виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления при работе в технике квиллинг;

- знать о пропорции, цветовом решении изделий;

- условные обозначения, используемые при работе в технике квиллинг;

- особенности изготовления цветочных композиций,

- основы проектной деятельности

К концу базового уровня программы обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

 - применять материалы, инструменты и приспособления по назначению

 - подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями;

 - соблюдать правила поведения на занятиях;

- выполнять основные элементы квиллинга;

- выполнять творческие работы с использованием разных элементов квиллинга;

- пользоваться схемами и разрабатывать эскизы;

- выявлять необходимые заготовки для композиции;

- соблюдать правила безопасной работы;

- рассчитывать количество материала;

- подбирать цветовую гамму будущего изделия;

- составлять цветочные композиции из изготовленных элементов;

- эстетично оформлять готовые изделия;

- самостоятельно разработать и изготовить творческую композицию;

- защитить свой творческий проект.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии.

Познавательные УУД:

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в полученной системе знаний;

- осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные УУД:

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

- переживание ситуации коллективного успеха.

Личностные результаты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Оценка результатов обучения базового уровня

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка предметных результатов

Обучающиеся в основном усвоили:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

-область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

-основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные элементы квиллинга;

-цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

-рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога могут:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- основные элементы квиллинга;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

-рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

-составлять композиции из изготовленных элементов;

 -эстетично оформлять изделия.

Обучающиеся в достаточной мере знают:

-правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные элементы квиллинга;

 - цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

- рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

Обучающиеся  могут уверенно:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- основные элементы квиллинга;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

-рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

- составлять композиции из изготовленных элементов;

 - эстетично оформлять изделия.

Обучающиеся полностью представляют:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

-основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные элементы квиллинга;

 - цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

-рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

Обучающиеся полностью представляют:     

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- основные элементы квиллинга;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы оформления готового изделия ;

-рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

-составлять композиции из изготовленных элементов.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

В достаточной мере развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

Уверенно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

 - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

-ассоциативно-образное мышление;

-аналитическое мышление;

-основы рефлексии и самоанализа;

-общая и мелкая моторика;

-развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

В достаточной мере развиты:

- ассоциативно-образное мышление;

-аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Уверенно развиты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

-культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Для оценки результативности учебных занятий базового  уровня применяются следующие виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа).

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

 Организационно-педагогические условия реализации программы

Календарно-тематическое планирование (Приложение №1)

Основными формами работы в детском творческом объединении «Волшебный квиллинг» является учебно-практическая деятельность: 70% - практические занятия и 30% теоретические.

Методическое и информационное обеспечение программы 

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа – один из методов, приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

Знакомство учащихся с материалом программы осуществляется в определенной последовательности, с постепенным продвижением от простого к  сложному, от знакомого к незнакомому, от развлекательного к занимательному.

При подборе учебного материала учитываются доступность, индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности детей. Все игры, упражнения, тренинги одновременно решают несколько учебных задач и являются универсальными. Теорию и практику разделить нельзя, так как они взаимосвязаны, дополняя и расширяя возможности обучения.

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Волшебный квиллинг».

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный квиллинг» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества.

Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.

Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса обучающихся к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.

Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.

Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому виду творчества, как квиллинг, крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система  мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Волшебный квиллинг» (См. Таблицу №1)

Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.

Система  мониторинга объединения по программе «Волшебный квиллинг».

                                                                                                                                                                                                              Таблица№1.

Вид мониторинга

Цель мониторинга

Диагностические средства

Участники

Сроки

Подведение итогов

Входящий

Выявление уровня подготовки обучающихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.

Метод наблюдения, анкетирование

Воспитанники, родители

Сентябрь

Октябрь

Текущий

Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.

Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)

Воспитанники

В течение года

В течение года

Итоговый

Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.

Тестирование, анализ выставочных работ

Воспитанники

Апрель, май

Май

Материально – технические средства. В детском творческом объединении «Волшебный квиллинг» имеется необходимая материальная база. Важную роль в обучении играет оформление учебного кабинета, где проводятся занятия.

Учебный кабинет. В кабинете имеется инструкции по технике безопасности с предупреждением об опасности и действиями, которые необходимо выполнить перед работой, во время работы и после её окончания. В помещении строго соблюдаются санитарно-гигиенические требования и нормы освещения, вентиляции.

        Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
  • Полоски гофрированного картона.
  • Тонированная бумага.
  • Инструменты для квиллинга или зубочистки.
  • Пинцеты.
  • Цветной картон.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА.
  • Клеевой пистолет.
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаш.
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов, калька.

Печатные пособия:

  • иллюстрации в книгах, журналах, на фотографиях, открытках.

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • аудио и видео материалы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

      1. Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

            Дону: 2011

      2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

        «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

  1. Быстрицкая А.  Бумажная филигрань. - М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
  3. Каменева Е.  Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

     7. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  

        Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

     8.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –  

           ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

     9.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  –  

         М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
  2. Сокольникова Н.М.  Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

      1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

        «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

  1. Быстрицкая А.  Бумажная филигрань. - М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

     4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  

        Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

     5.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –  

           ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

     6.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  –  

         М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский" разработана для учащихся от 8 до 11 лет, изучающих английский язык с нуля. Программа направлена на формиро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная флейта"

Данная программа предназначена для начинающих музыкантов-детей старшего дошкольного возраста, делающих свои первые шаги в музыке с помощью древнего инструмента, который называется блок-флейта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клубочек"

АННОТАЦИЯк рабочей программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный клубочек»Возраст, на который рассчитана программа – 10-13 летКоличество часов: всег...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...