"Журавли"
материал

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravli.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровского городского округа Московской области»

 

                                                        

                                                                                                                                                                                                           

Открытое занятие по развитию речи

«Журавли»

                   

                                                                                                               

                                                  Подготовила и провела

воспитатель

Хазова Оксана Михайловна

                                                                           

13.09.2022г.

Программное содержание

Цель: формировать экологическое сознание. Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи:

- образовательная – познакомить детей с различными видами журавлей, с особенностями их жизни; выявить причины их исчезновения;

- коррекционно-развивающая – активизировать речевую деятельность детей;

 развить общую и мелкую моторику в процессе изготовления поделки,

 зрительное внимание, память и наглядно-образное мышление;

- воспитательная – воспитать любовь к «пернатым»; побуждать детей к необходимости беречь планету и птиц.

Оборудование: ПК, флэш-карта с презентацией «Журавли», «журавлики» из бумаги, черные маркеры, трубочки для коктейлей.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок: «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Скатерть, баранчик и сума»; просмотр видео ролика «О журавлях», изучение и беседа наглядного методического материала: «Перелетные птицы», «Заказник Журавлиная родина»; изготовление «журавлика», техникой оригами.

Использованы методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), практический (показ способа действия, упражнения), контроля и самоконтроля, формирования личностных результатов (методы воспитания).

Форма проведения: занятие с использованием презентации, групповая форма работы.

Приложение к занятию: раздаточный материал к занятию.

  

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

А теперь, сядем поудобнее и приступим к нашему занятию.

Скажите, пожалуйста, какая сейчас пора года? (Ответ детей) Слайд 1.

Воспитатель: - Давайте прочитаем стихотворение. (читают дети)

 Промчалось веселое лето

Промчалось веселое лето,

Настали осенние дни.

Лишь слышно порою, как где-то

Кричат в небесах журавли.

Они улетают отсюда

Прощаясь лишь взмахом крыла,

И только песня разлуки

Из неба нам часто слышна.

Построившись ровною стаей,

Взмахнув на прощанье крылом

На юг они улетают,

Кричат, что вернутся потом.  Слайд 2.

                                     

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, о каких птицах говориться в стихе?

Дети: - О журавлях.

Воспитатель: - Верно. Тема нашего занятия: «Журавли». Слайд 3.

- Журавли – красивые, длинноногие и длинношеие птицы Слайд 4.

- Это перелетные птицы. В середине сентября они улетают на зиму в тёплые края. Летят – клином, «курлыкают» – перекликаясь, всё ли в порядке в строю… Слайд 5.

- Из-за укороченного заднего хватательного пальца журавль не может обхватить ветку. Журавли не садятся на деревья.  Слайд 6.

- После захода солнца засыпают, при этом они спят на одной ноге, спрятав голову под крыло. Слайд 7.

- Обитают эти птицы вблизи водоёмов.

Гнездо сооружают из тростника на земле, на краю болота, маскируя его в зарослях камыша. Самка откладывает 2 яйца.

Через 30 дней появляются рыжеватые журавлята. Слайд 8.

- Питаются журавли разнообразными кормами: травами, корнями растений, ягодами, лягушками, рыбками, насекомыми. Слайд 9.

- Журавли - настоящие пернатые долгожители.  Наблюдения показывают, что в дикой природе журавли живут 20 и больше лет. В заповедниках до 80 лет. Слайд 10.

- Журавли лучшие в птичьем мире танцоры. Слайд 11.

- Враги журавлей. Яйцами и птенцами журавлей питаются - волки, совы, вороны, лисы, еноты, медведи, змеи. Слайд 12.

- В мире всего 15 видов журавлей. Их можно разделить на три группы:

1 группа журавлей – самые крупные - включает в себя японского, австралийского, американского, индийского и сережчатого журавля. Слайд 13. 

2 группа журавлей – средних размеров - среди них: белый журавль – стерх, даурский, черношейный, канадский и серый журавль. Слайд 14.

3 группа журавлей – мелких размеров - в нее попали - восточный венценосный журавль, журавль – красавка, черный, венценосный и райский журавль. Слайд 15.

- В России обитает 7 видов журавлей:

- Журавль-красавка

Самые маленькие и легкие журавли.

- Чёрный журавль

За скрытный образ жизни и темное оперение называют «журавль – монах». Слайд 16.

- Белый журавль-стерх  

Редкий, исчезающий вид.

- Серый журавль – самый распространенный вид в России. Слайд 17.

- Канадский журавль – самый многочисленный вид среди журавлей. 

- Японский журавль – один из самых красивых птиц

- Даурский журавль - один из крупных журавлей. Слайд 18.

Воспитатель: - Поиграем в игру «Угадай-ка» Слайд 19.

Дети читают вопросы и отвечают на них.

  1. Журавли перелётные или зимующие птицы?
  2. Сколько видов журавлей есть всего в мире? (15)
  3. Сколько видов журавлей обитают в России? (7)
  4. Где обитают журавли? (вблизи водоёмов)
  5. Чем питаются журавли? (травами, корнями растений, ягодами, лягушками, рыбками, насекомыми)
  6. Сколько яиц в кладке журавля? (в кладке 2 яйца)
  7. Есть ли враги у журавлей? (яйцами и птенцами питаются лисы, еноты, волки, вороны, совы.)
  8. Какой самый редкий журавль, на грани вымирания?  (Белый журавль - стерх)
  9. Какой самый распространенный журавль в России? (серый)
  10. Какой самый маленький журавль? (Красавка)
  11. Какого журавля называют «журавль - монах»? (Чёрный)
  12. Какой журавль один из самых красивых птиц в мире? (Японский)

Воспитатель: - Молодцы! С 2002 года, каждое второе воскресенье сентября, празднуется ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖУРАВЛЯ. В этом году - 11 сентября.

Этот праздник посвящен защите птиц, которые находятся на грани исчезновения. Слайд 20.

- Сейчас в Международную Красную книгу, внесены все 15 видов журавлей.

Слайд 21.

- Причины сокращения численности журавлей.

    - Загрязнение рек и озер

    - Осушение болот

    - Лесные пожары

    - Охота на журавлей

    - Птенцов журавлей поедают хищные звери и птицы Слайд 22.

ФИЗМИНУТКА Слайд 23.

    За болотом травушка зеленая растет, (изображаем траву руками)

    По воде журавушка, журавушка идет. (дети шагают на месте)

    Ой, как ноги высоко поднимает! (дети начинают поднимать высоко ноги)

    Ой, как крылья широко раскрывает! (руки в сторону и медленно машем ими)

    Погулять он по травушке хочет, (изображаем траву)

    Но боится, что ноги замочит. (дети, изображают неуверенность при хождении)

Воспитатель: - Давайте отгадаем загадки. (читают дети)

1.Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом белый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

комаров и мушек…

2. По болоту я хожу за лягушками слежу

Да, воды я не боюсь, я не цапля и не гусь

В зоопарк пришёл не зря тот, кто видел …

Воспитатель: - Молодцы!   Слайд 24.

Воспитатель: - А сейчас, поиграем в игру «Из какой сказки?»

По картинкам вы должны назвать сказку, в которой героями являются журавли.

Воспитатель: - Верно, «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Скатерть, баранчик и сума». Слайд 25 -27.

III. Практическая часть. 

- Журавль – священная птица многих народов. Этих пернатых издавна почитали как символ здоровья, долголетия, мудрости, счастья и удачи.

В России журавль – символ верности.  Слайд 28.

- Существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье.

Сейчас мы разрисуем свои ранее приготовленные журавлики и сделаем - одних из самых красивых птиц - японских журавликов.

И пусть ваши птицы принесут мир и здоровье вам и вашим близким.

Дети разрисовывают свои журавлики маркерами и приклеивают «ножку» журавлику из трубочки для коктейлей.

Воспитатель: - Какие у вас получились красивые журавлики. Приземлите, пожалуйста, ваших птиц на озеро, чтобы они отдохнули перед полетом в дальние края. Слайд 29.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: - Наше занятие подходит к концу.

О каких птицах мы сегодня говорили?

Что интересного об этих птицах вы запомнили?

- Какие причины исчезновения журавлей?

- Как мы можем помочь нашей планете? (ответы детей) Слайд 30. 

Воспитатель: - Давайте беречь нашу планету! Это общий наш дом. Природа, звери, птицы – это красота и богатство нашей Земли, но сегодня она находится в опасности. И от каждого из нас зависит ее чистота и процветание!

- Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать и проявили активность.

Спасибо за работу, все молодцы! Слайд 31.

Самоанализ занятия

Тема: «Журавли»

Место проведения: кабинет 3.6        

Контингент: воспитанники 4 а

На занятии присутствовало 13 воспитанников.

Цель: формировать экологическое сознание. Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи:

- образовательная - познакомить детей с различными видами журавлей, с особенностями их жизни; выявить причины их исчезновения;

- коррекционно-развивающая - активизировать речевую деятельность детей;

 развить общую и мелкую моторику в процессе изготовления поделки,

 зрительное внимание, память и наглядно-образное мышление;

- воспитательная – воспитать любовь к «пернатым»; побуждать детей к необходимости беречь планету и птиц.

Использованы методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), практический (показ способа действия, упражнения), контроля и самоконтроля, формирования личностных результатов (методы воспитания).

Форма проведения: занятие с использованием презентации, групповая форма работы.

Оборудование: ПК, флэш-карта с презентацией «Журавли», «журавлики» из бумаги, черные маркеры, трубочки для коктейлей.

Приложение к занятию: раздаточный материал к занятию.

  Данное занятие по развитию речи является одной из тем рабочей программы. Составлен в соответствии с планом воспитательной работы.
Занятие структурно выдержано.

Начало занятия: проветривание помещения. освещение рабочей зоны. Проверка все ли необходимое приготовлено для занятия.

Воспитательная деятельность: началась с прочтения стиха по теме занятия, с последующим сообщением темы. Дети познакомились с различными видами журавлей, с особенностями их жизни, выявили причины их исчезновения.

Ребята приняли активное участие в играх, разгадыванию загадок, в выполнении поделки своими руками с помощью воспитателя. Групповая форма работы раскрепощает детей, располагает к более эффективному восприятию материала. Безусловно, разные формы занятия увлекают детей, не дают им пассивно сидеть, заставляют трудиться, думать, рассуждать.

Подведение итогов: материал занятия по развитию речи и предлагаемые формы работы (беседа, поделка) подобраны с учётом психофизического развития воспитанников данного возраста.

В ходе занятия по развитию речи соблюдался принцип - коммуникативность.

Считаю, что цель занятия по развитию речи достигнута, т.к. у ребят сформировалось

экологическое сознание, чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Из всего этого можно сделать следующий вывод: проводить дальнейшую работу с ребятами по развитию чувства любви и понимания к окружающему миру.

                                                                                                     Воспитатель Хазова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс Журавлев

Планирование создано на основе материала учебника для 11 кл под ред. В.П. Журавлёва из расчета 102 часа в год....

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...

Литературный праздник "Белые Журавли"

Праздник, который в России отмечают 22 октября. День поэзии — Праздник Белых Журавлей — был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Гамзатов нарек этот ...

Устный журнал "Журавли над Родиной"

Данный материал представляет собой методическую разработку, посвященную празднику Белого журавля (22 октября)....

Разучивание музыкального произведения по аккордам. Журавли.

Данное занятие предусмотрено для обучения игре на гитаре....

пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект

Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой....