Финансовая грамотность для дошкольников
рабочая программа

Программа обучения детей 6-7 лет финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_dlya_doshkolnikov_baldina_k.s.docx126.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУ ДО ЦДТ)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-гуманитарной  направленности  

«Финансовая грамотность»

Возраст учащихся: 6- 7 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Разработчик:

Балдина Ксения Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Междуреченский городской округ,2022

Оглавление

Паспорт программы        3

1.1 Пояснительная записка        6

Направленность программы        6

Актуальность программы        6

Отличительные особенности программы        7

Адресат программы        7

Объём программы        7

Формы обучения и виды занятий по программе        7

Срок освоения программы        8

Режим занятий        8

1.2. Цель и задачи программы        8

1.3. Содержание программы        10

Учебный план        10

Содержание учебного плана        12

1.4. Планируемые результаты освоения программы        18

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий        19

Календарный учебный график        19

Условия реализации программы        19

Этапы и формы аттестации        20

Оценочные материалы        21

Методические материалы        21

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы        21

Список литературы и интернет ресурсов        25

Приложение 1        26

Приложение 2        27

Приложение 3……………………………………………………………………………...……29

Приложение 4……………………………   …………………………………………………    30

 


Паспорт программы

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность»

Разработчик программы:

Балдина Ксения Сергеевна

Ответственный за реализацию программы:

Балдина Ксения Сергеевна

Образовательная направленность:

социально-гуманитарная

Цель программы:

формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить дошкольников с элементарными понятиями о деньгах и их назначении;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу.

Воспитательные:

  • прививать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей интерес  к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать формированию  ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.

Развивающие:

  • развивать экономическое сознание детей, экономическое мышление; познавательную и речевую активности;
  • развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
  • активизировать коммуникативную деятельность детей.

Возраст учащихся:

от 6 до 7 лет  

Год разработки программы:

2022.

Сроки реализации программы:

7 месяцев (всего 29 часов, по 1 часу в неделю)

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  13. «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р;
  14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642);
  15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
  16. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
  17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
  18. Письмо МинПросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  19. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);
  20. Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  21. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367;
  22. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»;
  23. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  24. Нормативно-правовые документы учреждения:
  • Устав МБУ ДО ЦДТ;
  • Положение об организации деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • Учебный план МБУ ДО ЦДТ;
  • Правила приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
  • Положение об обучении учащихся по индивидуальным учебным планам (в том числе ускоренного обучения) в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ);
  • Комплексная целевая программа развития МБУ ДО ЦДТ;
  • Календарный учебный график;
  • Положение «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ»;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение о режиме занятий учащихся;
  • Положение о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦДТ;
  • Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
  • Инструкции по технике безопасности.

Методическое обеспечение программы:

  • Методическое пособие (дидактические печатные игры, обучающие видео, раздаточный материал, сценарии игровых/конкурсных программ и т.д.)

Внутренняя рецензия: 

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» (далее ДООП) соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотноссть» имеет социально-гуманитарную направленность.

Реализация программы ориентирована на формирование и развитие финансовых знаний детей, и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном за рамками основного образования.

Реализация ДООП не нацелена на достижение результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного общего образования.

Актуальность программы

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена необходимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях,  в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

В настоящее время, проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как  уже этом  возрасте закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане начала формирования  таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

Довольно часто  возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают либо дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.

Задача взрослых - объяснить детям, почему необходимо  уважать труд и бережно относиться к его результатам;  доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы - это разработка нового содержания образовательной работы с детьми, а также введение в непосредственно образовательную деятельность с детьми экспериментальной деятельности, деятельности развивающего характера с помощью, которой учащиеся смогут познавать экономическую действительность и на практике применить свой накопленный экономический опыт.

Программа способствует более эффективному формированию экономического сознания дошкольника, которое побуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умении рассказывать о них. Программа обогащает детский словарь, помогает приобретать такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, формирует здоровый интерес к деньгам, осозгагие правил  их честного зарабатывания.

Программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экономических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить свое творчество, научат думать.

Уровень сложности программы - стартовый

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» разработана для учащихся от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в группах до 15 человек.

Для обучения принимаются все желающие

Приём учащихся осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. 

Объём программы

Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» составляет 29 часов: по 1 часу в неделю.

Формы обучения и виды занятий по программе

Форма обучения по программе – очная.  

Основной вид организации образовательного процесса по реализации ДООП «Финансовая грамотность» - групповое занятие.

Реализация программы предусматривает организацию и проведение (воспитательных) мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).

Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность»:

  • Групповая работа;
  • Игра;
  • Творческая работа;
  • Встреча с интересными людьми;

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность»  составляет 7  месяцев

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 25 минут каждое. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.

В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы.

В дистанционном режиме проводятся занятия с участием родителей (законных представителей) учащихся дошкольного возрастов во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы.

С данной целью применяется образовательная платформа Moodle, созданный для учащихся по программе «Финансовая грамотность». Интерактивные задания на сервисе LearningAapps.org, платформа для проведения онлайн-занятий Zoom.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.

Организация обучения по программе осуществляется на базе МБУ ДО ЦДТ.

Учащиеся, освоившие в МБУ ДО ЦДТ дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в полном объёме получают свидетельство об обучении установленного образца (по Положению о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершении реализации ДООП в МБУ ДО ЦДТ).

1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить дошкольников с элементарными понятиями о деньгах и их назначении;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу.

Воспитательные:

- прививать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей интерес  к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать формированию  ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.

Развивающие:

- развивать экономическое сознание детей, экономическое мышление; познавательную и речевую активности;

- развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;

- активизировать коммуникативную деятельность детей.

1.3. Содержание программы

Учебный план

                                                        (начальный уровень)

Название раздела/темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.  Деньги

1.

 1.1 «Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ» Игра « Найди пару»

1

1

0

Беседа-игра.

1.2

 1.2Тема «Что такое деньги? Зачем нужны деньги?»   1 часть. Д/И «Играем в деньги»

1

1

0

Занятие-игра.

1.3

1.3: «Что такое деньги? Зачем нужны деньги?»   2 часть ( закрепление материала). «Экономическое домино», «Что быстее купят?», «Назови профессии»

1

0

1

Занятие игра

1.4.

 «Как появились деньги? Какими они были?» часть 1 Викторина «Что? Где? Когда?»

1

0

1

Занятие-игра.

1.5

 «Как появились деньги? Какими они были?» часть 2 «Давай  поменяемся» « Умелые руки»

1

0

1

Занятие-игра.

1.6.

 «Деньги  мира. Где живут деньги?» часть 1. Д/И  « Собери денежный паззл»

1

0

1

Занятие-игра

1.7.

«Деньги  мира. Где живут деньги?» часть 2. Д/И   «Найди заданную денежку», «Денежное домино»

1

0

1

Занятие-игра

1.8.

 Итоговое занятие « История о деньгах»

1

0

1

Диагностическая викторина « Что я знаю о деньгах»

Раздел 2 Финансы

2.1

 «Финансы – что это? Функции финансов» часть 1. Д\И « Следопыт»

1

1

0

Беседа-игра

2.2

 «Финансы – что это? Функции финансов» часть 2. Д/И «Какое слово лишнее?», Кто трудится, кто играет?»

1

0

1

Занятие-игра

2.3

 « Виды денег: наличные и безналичные» часть 1. «Собери паззл и назови что это?»

1

0

1

Занятие-игра

2.4

 « Виды денег: наличные и безналичные» часть 2. Д/И«Не ошибись», «Найди лишний предмет»

1.

0

1

Занятие-игра

2.5

Личные финансы. Что это?» «Доходы» часть 1. Д/И « Доходы семьи»

1

0

1

 Занятие игра

2.6

«Личные финансы. Что это?» «Доходы» часть 2. Д/И «Какие бывают доходы?» , «Груша- яблоко»,  « Кто что делает?»

1

0

1

Занятие игра

2.7

 « Личные финансы. Расходы» часть 1. Д/И « Расходы семьи»

1

0

1

Занятие игра

2.8

 « Личные финансы. Расходы» часть 2. « Угадай где продаются»,  « Что сколько стоит?»

1

0

1

Занятие игра

2.9

 « Распределение бюджета семьи»  часть 1.Д/И  «Необходимо и Хочу»

1

0

1

Занятие игра

2.10

 « Распределение бюджета семьи»  часть 2.  « Что угодно для души», « Что дешевле?»  

1

0

1

Занятие игра

2.11

Сюжетно ролевая дидактичкеская игра « Идем в магазин»

1

0

1

Занятие-игра

2.12

Итоговое занятие: « Бюджет семьи»

1

0

1

Диагностическая викторина « Составь бюджет»

Раздел 3.Ответственность

 

3.1

«Деньги настоящие и не настоящие. Ответственность» часть 1. Д\И  « Следопыт найди настоящие»

1

0

1

Занятие игра

3.2.

Деньги настоящие и не настоящие. Ответственность» часть 2. « Пройди в ворота», « Назови монету»

1

0

1

Занятие игра

3.3.

 «Как деньги защищены от подделок?» Д/И « Найди отличия»

1

0

1

Занятие- игра

3.4.

«Банк. Что такое Банк?» Экскурсия в отделение банка

1

1

0

Занятие- экскурсия

3.5.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

0

1

Занятие-игра

3.6.

 «Банковская карта ( Дебетовая) безопасность»  Д/И  «Давай положим в корзину»

1

1

0

Беседае-игра

Раздел 4 Товар

4.1

Товар – что это такое?. Д/И  «Что продается в магазине», « Какой товар лишний?»

1

0

1

Занятие игра

4.2.

Занятие 28. Самостоятельная покупка..Д/И « Осознанный выбор»

1

0

1

 Занятие игра

4.3

 Занятие 29. Итоговое ханятие : « Секреты  денег»

1

0

1

Игра- викторина «Я  и деньги»

Итого:

29

5

24

Содержание учебного плана

(стартовый уровень)

Раздел 1. Деньги.

Раздел 1. Тема1 Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ. (1ч.) 

Теория: Введение в программу обучения. Знакомство с целями, задачами, основными направлениями образовательной программы. Проведение инструктажа по технике безопасности. Беседа, «Что мы знаем о Деньгах». Презентация «История денег».

Практика: Проведение игры на знакомства. Игра «Найди  пару» ( детям раздаются игровые деньги различного номинала, дети должны найти себе пару сравнив купюры). Просмотр обучающего видео материала.

Форма контроля: Беседа-игра.        

Раздел 1. Тема2. Что такое Деньги? Зачем нужны деньги? Часть 1. Д/И « Играем в деньги»

Теория: Беседа, «Что такое деньги, Зачем они нужны?». Презентация «Какие бывают деньги. Национальныя валюта».

Практика: Дидактическая игра «Играем в деньги»(необходимо разложить  монеты по номиналу). Просмотр обучающего видео материала.

Форма контроля: Занятие-игра.

 Раздел 1. Тема 3. Что такое Деньги? Зачем нужны деньги? Часть 2. Д/И « Экономическое домино», «Что быстрее купят», «Назови профессии»

Теория: Беседа, «Что такое деньги, Зачем они нужны?».

Практика: Дидактические игры « Экономическое домино», «Что быстрее купят», «Назови профессии».

Форма контроля: Занятие-игра.

Раздел 1. Тема4. Как появились деньги? Какими они были? часть 1.Викторина «Что ? Где? Когда?»

Теория: Беседа, «Как появились деньги? Какими они были?».

Практика: Викторина «Что? Где? Когда?» (за верный ответ выдается фант команде) Просмотр обучающего видео материала.

Форма контроля: Занятие-игра.

Раздел 1. Тема5. Тема  Как появились деньги? Какими они были?  Чавсть 2

Теория: Беседа «Как появились деньги? Какими они были?».

Практика: Дидактические игры « Давай поменяемся», Умелые руки»

Форма контроля: Занятие-игра        

Раздел 1. Тема 6. Деньги Мира. Где живут деньги? Часть 1. Д/И « Собери денежный паззл»

Теория: Беседа, «Деньги в мире. Где живут деньги?».

Практика: Дидактические игры «Собери денежный паззл» просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 1. Тема7.Деньги мира. Где живут деньги?  Часть 2

Теория: Беседа, «Как появились деньги? Какими они были?».

Практика: «Найди заданную денежку», «Денежное домино» .

Форма контроля: Занятие-игра

Раздел 1. Тема8.  Итоговое занятие: «История о деньгах»

Теория: Беседа, «Деньги в мире. Где живут деньги?».

Практика: Дидактические игры «Собери денежный паззл»  « Найди Пару»

Форма контроля: диагностическая игра – интерактивная викторина  «Что я знаю о деньгах?»

Раздел 2. Финансы

Раздел 2. Тема1. Финансы – Что это? Часть 1. Д/И « Следопыт»

Теория: Беседа « Что такое финансы?» 

Практика: Дидактическая игра «Следопыт»  (Необходимо найти лишний предмет в ряду ). Просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема2. Тема Финансы – Что это? Часть 2

Теория: Беседа « Что такое финансы?» 

Практика: «Какое слово лишнее»,  «Кто трудится, кто играет?».

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема3. Виды денег : наличные и безналичные. Часть 1«Собери паззл и назови что это?»

Теория: Беседа «Виды денег: Наличные и безналичные?».

Практика: Дидактические игры «Собери паззл и назови что это?» (банкнота и дебетовая карта).  Просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема4.  Виды денег : наличные и безналичные. Часть 2

Теория: Беседа «Виды денег: Наличные и безналичные?».

Практика: Дидактические игры « Не ошибись», «Найди лишний предмет»

Форма контроля: занятие- игра

 Раздел 2. Тема5. Личные финансы. Доходы.  Часть 1. Д/И « Доходы семьи»

Теория: Беседа, «Личные финансы. Доходы»

Практика: Дидактические игры «Доходы семьи» просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема6. Личные финансы. Доходы.  Часть 2.

Теория: Беседа, «Личные финансы. Доходы»

Практика: Дидактические игры «Какие бывают доходы?»,  «Груша или яблоко?» .

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема7. Личные финансы. Расходы.  Часть 1. Д/И « расходы семьи»

Теория: Беседа, «Личные финансы. Расходы»

Практика: Дидактические игры «Расходы семьи»,  просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема 8. Личные финансы. Расходы.  Часть 2. Д

Теория: Беседа «Личные финансы. Расходы»

Практика: «Угадай где продаются?», «Что сколько стоит?».

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема 9. Тема Распределение бюжжета семьи.  Часть 1. Д/И  « Необходимо и Хочу»

Теория: Беседа, «Бюджет семьи»

Практика: Дидактические игры «Необходимо и Хочу», просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема 10. Распределение бюжжета семьи.  Часть 2.

Теория: Беседа, «Бюджет семьи»

Практика: Дидактические игры «Что угодно для души»,  «Что дешевле?»

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема 11. Тема Сюжетно-ролевая дидактическая игра « Идем в магазин»

Теория: Беседа, «Напомить детям о правиле : необходимо и хочу»

Практика: Сюжетно-ролевая дидактическая игра « Идем в магазин»

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 2. Тема12. Итоговое занятие « Бюджет семьи»

Теория: Беседа, «Бюджет семьи»

Практика: Дидактическая игра «Что можно а что нельзя купить за деньги?».

Форма контроля: Игра « Составь бюджет семьи»

Раздел 3. Ответственность

Раздел 3. Тема 1 Деньги : Настоящие и не настоящие. Ответственность. Часть 1.Д/И « Следопыт»

Теория: Беседа «Деньги бывают настоящими и фальшивыми» Ответсвенность за фальшивые деньги

Практика: Дидактические игры «Следопыт»  ( учимася различать  знаки указывающие на то что деньги настоящие)просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 3. Тема 2.  Деньги Настоящие и не настоящие. Ответственность.    Часть 2.

Теория: Беседа «Деньги бывают настоящими и фальшивыми» Ответсвенность за фальшивые деньги

Практика: Дидактические игры «Попади в ворота»,  «Назови монету»

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 3. Тема 3. Как деньги защищены от подделок? « Д/И « Найди отличия»

Теория: Беседа «У денег есть хзащита»

Практика: Дидактические игры «Найди отличия» просмотр обучающего видео.

Форма контроля: занятие- игра

Раздел 3. Тема 4. Банк. Что такое Банк? Экскурсия в банк

Теория: Беседа, «Что  такое банк»

Практика: Экскурсия в отделение банка, беседа с банковским работником

Форма контроля: занятие- Экскурсия

Раздел 3. Тема 5. Викторина «Что? Где? Когда?»

Теория: Беседа « вспомнить как ходили на экскурсию в банк, о чем беседовали с банковским работником

Практика: Викторина. За правильные ответы команда получет фант

Форма контроля: занятие- Викторина 

Раздел 3. Тема 6. Банковская карта ( дебетовая)  безопасность. Блиц-опрос  « Что делать, если…?»

Теория: Беседа « Банковская карта ( дебетовая)  безопасность»

Практика: блиц-опрос «Что делать , если…?» Д/И « Давай положим в корзину»

Форма контроля: Беседа- игра

Раздел 4. Товар

Раздел 4. Тема 1 Товар - то это такое? Д/И «Что продается в магазине?»

Теория: Товар - то это такое? 

Практика:Д/И « Что продается в магазине?», « Какой товар лишний?».

Форма контроля: занятие- игра

З Раздел 4. Тема 12анятие 28. Тема Самостоятельная покупка..Д/И « Осознанный выбор»

Теория: Беседа Самостоятельная покупка. Просмотр обучающего видео.

Практика: Д/И « Осознанный выбор»,  « Сдача»

Форма контроля: занятие игра

Раздел 4. Тема 13. Итоговое занятие «Секреты денег»

Теория: Игра  -викторина « Я и деньги»  рассказать правила

Практика: Игра- икторина. « Я и деньги» ( собираем паззлы, отвечаем на вопросы конкурс капитанов) За правильные ответы команда получет фант

Форма контроля: занятие- Викторина

 Плпнируемые результаты освоения программы

К концу обучения учащиеся овладевают

следующими компетенциями

Предметные (образовательные):

  • Познакомятся с элементарными понятиями о деньгах и их назначении;
  • Получат элементарные навыки обращения с деньгами,начнут формировать  правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • Научатся соотносить понятия НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

Метапредметные:

  • Развивать экономическое сознание детей, экономическое мышление; познавательную и речевую  активность;
  • Развивать познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
  •  Активизировать коммуникативную деятельность детей.

Личностные:

  • Развивать  интерес к изучению мира финансов;
  • Сформировать у детей  интерес к  формированию финансовой культуры и овлвдению финансовой  грамотностью;
  • Способствовать формированию ответственности и самоконтроля – качеств необходимых достижения  для успеха в жизни.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы следующие навыки:

Коммуникативные навыки

Навыки самоорганизации

Развитие мышления

Управленческие навыки

Умение выражать свою позицию, убеждение

Планирование

Логическое

Распределение задач

Умение быть лидером

Инициативность

Критическое

Ответственность

Умение общаться, договариваться

Работоспособность

Творческое

Принятие решения

Умение работать в группе

Нацеленность на результат

Проектное

Систематизация результатов

Мотивация

Распределение и управление временем

Структурное

Решение проблем

Предметные (образовательные) навыки  осуществляемые на практике:

умение обращаться с деньгами, составлять список расходов и доходов, ставить  цели достигать их


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР. Воспитательная работа осуществляется на основе единого плана (программы) МБУ ДО ЦДТ.

Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

7 месяцев обучения

29

29

1 раз в неделю по 1 часу

29

В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  1. Канцелярия: бумага А4, маркеры, скотч малярный, клей-карандаш, стикеры, тетради, блокноты, ручки, простые карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, игровые наборы.
  2. Комплект мультимедийного оборудования: принтер, проектор, экран, ноутбук, колонки.
  3. Аудитория с возможностью работы в кругу.
  4. Стулья и столы.

Информационное и учебно-методическое обеспечение:

  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, пособия, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП).

Кадровое обеспечение:

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.

Этапы и формы аттестации

Вид контроля

Тема и контрольные измерители аттестации

(что проверяется)

Форма контроля

I месяц обучения

Текущий контроль

(на начало реализации программы)

Раздел 1. Введение в ДООП

Беседа-игра

- знания техники безопасности;

- знание понятий.

1.2. «Что такое деньги? Зачем нужны деньги?» часть 1,2

Занятие-игра

знание понятий :

-что такое деньги;

- историю возникновения  денег;

- все ли деньги одинаковые;

- как выглядят иностранные деньги;

- как должны храниться деньги;

- где их можно взять;

- зачем нужны деньги?

Текущий контроль

1.3. «Как появились деньги?» часть 1,2

Занятие-игра

Знания об истории использования денег и их заменителей в разных странах мира и разное историческое время.

1.4. «Деньги мира» части 1,2

Диагностическая игра

Знания о разных валютах мира ( современные деньги), самой  популярнаой валюте мира

Итоговое занятие викторина « История о деньгах»

II месяц обучения

Текущий контроль

Раздел 2.

2.1 -2.2 Финансы- Что это? Части 1,2

Занятие-игра

Занятие-игра

-Знание понятий Финансы и финансовые отношения

2.3- 2.4. Виды денег. Части 1,2

-Знания о видах денег: налиных и безналичных  

2.5-2.6.  Личные финансы. Доходы. Части 1, 2

Знания понятий о доходах и их видах

2.7.- 2.8. Личные финансы. Расходы. Части 1,2

Знания о том что такое расходы и их виды

2.9- 2.10.  Распределение бюджета семьи. Части 1,2

Знания о том что такое бюджет, бюджет семьи и из чего он скрадывается. Знания о том что такое необходимые расходы.

2.11. Сюжетно-ролевая игра « Идем в магазин»

Тренировка умения выбирать товар и расплачиваться за него

2.12. Итоговое занятие : бюджет семьи

Раздел 3

3.1-3.3. Деньги настоящие и нет. Части 1 ,2

- знания о настоящих и фальшивых деньгах, ответсвенность за использование фальшивых денег.

3.4.- 3.5. Банк.

Занятие -экскурсия

Знания о банковской организации, ее предназначении

3.6 Банковская карта(дебетовая)безопасность

Занятие –игра

Знания о  том что такое банковская карта ее предназначении и использовании

Раздел 4

4.1. Товар- что это такое?

Знание понятий ТОВАР,  что в каком магазине можно купить

4.5. Самостоятельная покупка.

Знания о том что называется качественным товаром, как составитьт список покупок и для чего он нужен

Аттестация по завершении реализации программы

Итоговое ханятие : « Секреты  денег»

 -

Игра- викторина ( ребусы, загадки, эстафеты)

Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Финансовая грамотность» осуществляется посредством следующих разработок (критерии и показатели в Приложении №2):

  • Беседа-игра.
  • Занятие-игра.
  • Диагностическая игра.

Методические материалы

Учебно-методический комплекс к программе «Финансовая грамотность» включает:

  • Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
  • Книжка-раскраска для детей «Как сорока карту потеряла».
  • Рабочая тетрадь «Азбука финансовой грамотности».
  • Рабочая тетрадь: образовательный модуль «Семейный бюджет. Как правильно зарабатывать и тратить деньги?».
  • Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности.
  • Развивающее пособие по финансовой грамотности.
  • Краткий гид по вопросам финансового воспитания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного

процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма

Аттестации/

контроля

1.

Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ.

Беседа, игра, практическая работа

Работа в группах. Индивидуальная работа.

Обучающий видеоматериал, презентация.

ПК, проектор, экран и т.п.

Беседа-игра

2.

Что такое деньги? Часть 1. «Играем в деньги»

Беседа-игра , практическая работа

Работа в группах, в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Играем в деньги». (необходимо разложить  монеты по номиналу

ПК, проектор, экран и т.п. раздаточный материал

Занятие-игра

3.

Что такое деньги? Часть 2

Практическое занятие

Работа в группах., парами. Индивидуальная работа.

Дидактические игры: «Экономическое домино», «Что быстрее купят», Назови профессии»

Раздаточный материал для   игры.

Занятие-игра

4.

Как появились деньги? Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры «викторина»

ПК, проектор, экран и т.п.

Игра- викторина

5.

Как появились деньги? Часть 2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: « Давай поменяемся», «Умелые руки»

Раздаточный материал для   игры.

Игра-занятие

6.

Деньги мира. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра « Собери денежный паззл»

Раздаточный материал для   игры.

Игра-занятие

7.

Деньги мира. Часть 2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

«Найди заданную денежку», «Денежное  домино»

Раздаточный материал для   игры.

Игра-занятие

8.

Итоговое занятие. «Истории о деньгах»

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

 Викторины, ребусы, загадки

ПК, проектор, экран и т.п.

Игра-занятие

9.

Финансы, что это? Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра « Следопыт»

Игра-занятие

10

Финансы, что это? Часть

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры:» Какое слово лишнее», «кто трудится, кто играет»

Раздаточный материал для   игры.

Игра-занятие

11

Виды денег. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра « собери паззл и назови его»

ПК, проектор, экран и т.п.Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

12

Виды денег часть 2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: «Не ошибись», «Найди лишний предмет»

Раздаточный материал для   игры.

Игра-занятие

13

Личные финансы.Доходы. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дактическая игра «Доход семьи»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

14

Личные финансы.Доходы.  Часть 2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Груша-яблоко», «Кто что делает?»

Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

15

Личные финансы. Расходы. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра: «Расходы семьи»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

16

Личные финансы. Расходы. Часть2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дактические игры: « Угадай где продаются»,  «Что сколько стоит?»

Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

17

Распределение бюджета семьи. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Необходимо и хочу»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

18

Распределение бюджета семьи. Часть 2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: «Что угодно для души», « Что дешевле?»

Раздаточный материал для   игры

Игра-занятие

19

С/Р Игра « Идем в магазин»

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

 Сюжетно- родевая игра

Атрибуты для сюжетно-ролевой  игры.

Игра-занятие

20

Итоговое занятие: Бюджет семьи

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

 Ребусы, загадки,

ПК, проектор, экран и т.п.

Игра-викторина

21

Деньги настоящие и  нет. Часть 1

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактичесакая игра « Следопыт»( найди настоящие)

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры, Лупы

Игра-занятие

22

Деньги настоящие и  нет. Часть2

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: «Попади в ворота», «Назови монету»

Раздаточный материал для   игры,

Игра-занятие

23

Как деньги защищены от подделок

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра: « Найди отличия»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры, Лупы

Игра-занятие

24

Банк. Экскурсия

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Беседа с работником банка

Занятие-экскурсия

25

Викторина: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Викторины, ребусы, загадки

ПК, проектор, экран и т.п.

Занятие -викторина

26

Банковская карта(дебетовая). Безопасность

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Давай положим в корзину»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры,

Занятие-игра

27

Товар-что это такое?

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактические игры: « Что продается в магазине», « какой товар лишний?»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры,

Игра- занятие

28

Самостоятельная покупка

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Дидактическая игра6 « Осознанный выбор»

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры,

Игра занятие

29

Итоговое ханятие : « Секреты  денег»

Практическое занятие

Работа в группах. Работа в парах Индивидуальная работа.

Ребусы, загадки, викторины

ПК, проектор, экран и т.п. Раздаточный материал для   игры,

Занятие - викторина

Список литературы и интернет ресурсов  для педагога:

  1. Как знакомить детей с денежными единицами: (Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников) // Обруч. – 1999.– №1 – с. 24-25.
  2. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
  3. Блискавка Е. Дети и деньги. Мнс. «Четыре четверти», 2014. 80с.
  4. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 224 с.
  5. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 80 с.
  6. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/music/sekret/tihova/tih_gl2.html 
  7. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. 120 с.

для родителей и учащихся:

  1. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
  2. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».
  3. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала «moneykids.ru».
  4. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
  5. https://school.moex.com/ - сайт «Школа московской биржи».
  6. http://dengins.ru/ - сайт «Деньгин'S - школа семейных финансов».
  7. http://хочумогузнаю.рф/  – сайт «Хочу Могу Знаю!».
  8. http://монеткины.рф/ - сайт «Монеткины - мои первые деньги».
  9. https://fz.oc3com.com/ - сайт «Финзнайка».

Приложение 1

Глоссарий:

Наличные денежные средства - бумажные деньги и разменная монета.

Банк — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.

Банкир — управляющий или владелец банка.

Бедные — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

Безработный — человек, который не работает или потерял работу.

Бережливый — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

Богатые — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

Валюта — деньги других стран.

Денежная купюра— бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.

Деньги — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.

Дешёвый — имеющий низкую цену, недорогой.

Долг — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.

Дорогой — имеющий высокую цену.

Доход — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

Евро — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

Зарплата (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

Доллар — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.

Монета — металлический денежный знак.

Накопления — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

Пенсия — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.

Потребность — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

Расход — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

Семейный бюджет — распределение доходов и расходов в семье.

Стипендия — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

Товар — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.

Цена — денежное выражение стоимости товара или услуги.

Экономный — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.

Приложение 2

Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе

Критерии оценивания устных ответов

«Высокий уровень»

  1. Знанает  и понимает программный  материал; понимает  сущность  рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделяет главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщает, делает выводы; творчески применяет  полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает программный материал.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию педагога.

«Средний уровень»

  1. Усваивает основное содержание программного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Излагает материал систематизировано, хоть и не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; недостаточно аргументирует выводы и обобщения, допускает небольшие ошибки при их формулировке; использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов, но допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
  3. Испытывает некоторые  затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает недостаточно полно на вопросы педагога,  недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этой теме , допуская одну-две грубые ошибки.

«Низкий уровень»

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не может сделать  выводов и обобщений.
  2. Имеет слабо сформированные и отрывочные  знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

Критерии оценки творческих заданий

  • соответствие содержания работы заявленной тематике;
  • художественное мастерство (техника и качество исполнения работы);
  • соответствие творческого уровня возрасту автора;
  • оригинальность замысла.

Критерии оценки практических заданий

  • Достижение цели, выполнение задач практического задания.
  • Следование методическим указаниям по выполнению задания.
  • Полнота выполнения задания.
  • Самостоятельность выполнения задания.
  • Системность, аргументированность и логичность представления результатов.
  • Аргументированность выводов.

Приложение 3

ОБУЧАЮЩИЙ ВИДЕОКОНТЕНТ

1. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» (Азбука денег тетушки

Совы)

•        Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

•        Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

•        Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

•        Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

•        Потребности и возможности. -https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

•        Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

•        Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

2. Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=MvoUp2hUSQ

3. Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

4. «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка

для малышей)

5. Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про

лень»

6. Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Приложенгие 4

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  В ПРОГРАММЕ

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от

вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем - потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», -

соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше

можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько

сложно его произвести.

Объясняем, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в

магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как

бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это

посредник.

4. Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать.

Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому

нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость

близких людей - за деньги не купишь.

  1. Финансы - это интересно и увлекательно

 Игра 1. «Давай положим в корзинку».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:        Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

Игра 2  «Какой товар лишний?».    В документе давай положим в корзину

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

Игра 3  «Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи: Познакомить детей с понятием «категория товара». Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

 Игра 4. «Что угодно для души».

Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи: Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

Игра 5 . «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Игра 6. «Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи: Закрепить представление о цене товара. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе. 

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Игра 7 . «Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи: Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

 Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Игра 8. Игра  «Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи: Учить детей следовать запланированному «списку покупок».Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

 «Запланированная покупка - 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи: Учить детей составлять «Список покупок». Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок». Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

- день рождения;

- поездка на пикник;

- приготовление завтрака (обеда, ужина);

- отправляемся в путешествие;

- ждем гостей и т.п.

Игра 9 . «Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи: Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки. Формировать умение давать сдачу. Закреплять умение классифицировать товар по категориям. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

Игра 10. «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи: Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Игра11. «Осознанный выбор».

Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Задачи: Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).

Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.

Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.

«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»

Игра 12.  «Умелые руки»

 Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.

Задачи. Воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

 Ход игры  Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

Игра 13 «Что важнее?»   подумать

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. 

Ход игры В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях. 

Задание 1.  Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека. 

Задание2  Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

 

Игра 14. Экономическая с-р  игра для детей «Магазин»

Цель:  ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок. 

Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена;                                                               объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход  игры

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В. чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Игра 15.  Игра «Груша-яблоко»

 Цель: научить считать деньги и ресурсы. 

Необходимые материалы: бумага, карандаши,

ножницы.

Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной  стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен,  предложите нарисовать на оборотной стороне листа  яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в  руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев  замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги  один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра 16. Игра «Не ошибитесь»

Цель: закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных

одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения:

- мама дает ребенку деньги;

- ребенок идет по улице с пустой котомкой;

- ребенок входит в магазин;

- стоит у кассы;

- берет хлеб у продавца;

- идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая

соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая

последовательность действий.

Игра 17  «Хочу и надо» Есть

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.  Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке  предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака,  велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и  т.п.; игровое поле.

Игра17. «Кто трудится, кто играет»

Цель: закреплять представления детей о различии  трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой).

Материалы: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Ход игры: У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает  кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Игра  18. «Угадай, где продаются» есть карточки

Цель: научить детей соотносить название магазина  с товарами, которые в нем продаются; развить  умение обобщать группы предметов.

Материалы: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Ход игры: Дети подбирают группы карточек с  изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем  продаются.

Игра 19. «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между  качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материалы: карточки с изображением качественных и  некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких  пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Ход игры: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет 

причину своего выбора.

 Игра 20  «Пройди в ворота»

Цель: закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.

Игровое задание. Детям раздаются карточки с разным  числом монет. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число монет, на  карточке которого в сумме с монетами на собственной  карточке даст число, показываемое на «воротах».

Материалы: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Игра 21. «Какие бывают доходы»

Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать

знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.

Материалы: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника,  швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих  дополнительный доход.

Ход  игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность  взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Игра 22. Дидактическая игра «Какое слово лишнее?»

Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя  общий признак других.

Материал: карточки с изображением четырех предметов, из  которых один лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах, рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная, жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Ход игры : Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них  определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три  предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет  свой выбор.

Игра 23. «Найди заданную денежку »

Цель – расширение знаний у детей о денежных знаках разных стран.

Задачи:   Продолжать знакомить детей с денежными знаками разных стран.  Развивать речь, внимание, память. Воспитывать познавательный интерес.

Материал: карточки с изображением монет или купюр одного номинала.

Ход игры: Карточки перемешивают и раскладывают на столе картинками вниз. Игрок,

получивший, по жребию, право первого хода, открывает последовательно, одну за

другой, любые две карточки. Если изображена монета или купюра одного номинала,

то игрок забирает эти карточки себе и открывает еще две. Если ребенок открыл две

разные карточки, он переворачивает их обратно картинками вниз, и на этом его ход

заканчивается. Следующий ход делает игрок, сидящий слева от него, и так далее по

часовой стрелке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».

Финансовая грамотность-это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. "Если хочешь быт...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...