Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (ПФДО)
рабочая программа

Беляков Евгений Сергеевич

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперника. В составе каждой команды 11 человек, включая вратаря. Секрет популярности футбола сравнительно прост – это коллективная динамичная, интересная и простая игра. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Важна роль занятий футболом и в оздоровительном плане. Это отличный способ закаливания организма; кроме того, посредством занятий в спортивно-оздоровительных группах снижается напряжение, эмоциональная и психическая усталость. Игра в футбол позволяет достигать высокой степени физической подготовленности, развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость и многие другие двигательные способности. В программе отражены задачи для спортивно-оздоровительной группы, содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки, воспитательная работа и медико-биологический контроль.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pfdo_futbol_68.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Дмитровского городского округа

Муниципальное учреждение дополнительного образования

центр дополнительного образования «Дмитров»

Рассмотрено на заседании

тренерского совета

«01» июля 2022 г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор МУ ДО ЦДО «Дмитров»

____________________ С.Н. Курбатов

«01» июля 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Футбол» (ПФДО)

Возраст обучающихся: от 5 до 15 лет

Срок реализации: 68 часа (9 месяцев)

Авторы-составители:

Беляков Евгений Сергеевич,

заместитель директора по УВР МУ ДО ЦДО «Дмитров»

Светозаров Евгений Николаевич,

тренер-преподаватель МУ ДО ЦДО «Дмитров»

Мартынов Сергей Сергеевич,

тренер-преподаватель МУ ДО ЦДО «Дмитров»

город Дмитров

2022


Пояснительная записка

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперника. В составе каждой команды 11 человек, включая вратаря. Секрет популярности футбола сравнительно прост – это коллективная динамичная, интересная и простая игра. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Важна роль занятий футболом и в оздоровительном плане. Это отличный способ закаливания организма; кроме того, посредством занятий в спортивно-оздоровительных группах снижается напряжение, эмоциональная и психическая усталость. Игра в футбол позволяет достигать высокой степени физической подготовленности, развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость и многие другие двигательные способности. В программе отражены задачи для спортивно-оздоровительной группы, содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки, воспитательная работа и медико-биологический контроль.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол», разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Требованием санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",с изменениями на 24 марта 2021 года;
  • Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»;
  • С учетом условий и особенностей работы МУ ДО ЦДО «Дмитров».
  • И правилами персонифицированного финансирования.

Физкультурно-спортивная направленность – формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности развитие интеллекта спортсмена, воспитание его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

Актуальность данной программы в том, что она способствует формированию жизненных ценностей, удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с популярностью данного вида спорта футбол в нашей стране.

Общей целью данной программы является физическое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей посредством игры в футбол, обучение технико-тактическим навыкам игры, приобщение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни, обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья.

Основными задачами реализации программы являются:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правил соревнований;
  • формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений.

Отличительные особенности программы. Основное отличие в том, что наряду с технико-тактической подготовкой довольно большое место в программе отведено общефизической подготовке. Кроме того, в нее включен достаточно значительный блок теоретических знаний из области футбола. Это сделано для расширения кругозора и интереса, занимающихся к данному виду спорта.

Возраст обучающихся. Данная образовательная программа предусмотрена для обучения детей в возрасте от 5 до 15 лет. Программа разработана и обоснована целесообразностью как одновозрастного, так и разновозрастного состава групп.

Уровень

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Срок обучения

Возрастной состав

Минимальная наполняемость групп (количество человек)

ПФДО

68

2

9 месяцев

5 – 15 лет

10 – 20 человек

Режим занятий:

2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Формы занятий:

  • учебно-тренировочные занятия (групповые)
  • теоретические занятия
  • комплекс восстановительных мероприятий

Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма детей. Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.

Ожидаемые результаты. В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в районных и областных мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.

Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов реализации программы проводится в форме выполнения контрольных нормативов 2 раза в год

  • контрольные нормативы.

Учебный план

№ п/п

Разделы подготовки

2 часа в неделю

1

Теория

6

2

Тактическая подготовка

6

3

Общая физическая подготовка

12

4

Специальная физическая подготовка

12

5

Техническая подготовка

24

6

Учебные и тренировочные игры, контрольные игры и соревнования

2

7

Подготовка к сдаче, сдача контрольных нормативов

6

Итого

68

Теоретическая подготовка

Вводное занятие. Знакомство с видом спорта. История центра, достижения и традиции. Правила поведения в центре, на учебно-тренировочных занятиях. Права и обязанности учащегося центра.

Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности при занятиях футболом. Правила поведения в центр, на учебно-тренировочных занятиях.

Правила дорожного движения. Правила поведения на тротуаре. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части при выходе из общественного транспорта. Правила при движении на велосипеде. Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Места занятий, оборудование, инвентарь. Поле (спортивный зал) для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по футболу. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.

Правила игры. Организация и проведение соревнований. Изучение правил игры. Обязанности судей. Методика судейства. Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, смешанная и с выбыванием. Подготовка места для соревнований, информация.

Основы техники и тактики игры в футбол. Характеристика основных технических приемов футбола, целесообразность и особенности применения их в различных ситуациях и разными игроками. Индивидуализация техники. Общие понятия о стратегии, тактике, системе и стиле игры. Понятие об индивидуальной, групповой и командной тактике. Тактика игры в атаке и обороне, при переходе от атаки к обороне и наоборот. Индивидуальная тактика, ее содержание и значение для игры. Основы тактических взаимодействий. Командные взаимодействия в нападении и защите. Тактика игры в большинстве и меньшинстве. Значение тактических заданий футболистам на игры. Зависимость тактического построения игры команды от возможностей игроков.

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях футболом. Содержание самоконтроля. Дневник самоконтроля. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма при занятиях футболом. Причины травм, их профилактика при занятиях. Оказание первой помощи при травмах.

Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Значение физической культуры для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Организация физкультурного движения в России. Успехи российских футболистов в международных соревнованиях. Краткая характеристика развития футбола и спорта в районе, городе и области.

Развитие футбола в России и за рубежом. Возникновение футбола. Появление футбола в России и за рубежом. Участие российских футболистов в международных турнирах. Основные соревнования, проводимые для подростков и юношей по футболу. Лучшие российские команды, тренеры, игроки.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические основы режима труда, учебы, отдыха, занятий спортом. Значение режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболом. Гигиенические требования к личному снаряжению футболистов, спортивной одежде и обуви. Закаливание и его сущность. Значение закаливания для повышения работоспособности человека, увеличение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям и простудным заболеваниям. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание и его значение. Понятие об энергетических затратах при занятиях спортом.

Тактическая подготовка

Простейшие тактические действия (передача мяча в парах, тройках стоя на месте; передача мяча в парах с продвижением по прямой и изменением направления). Простейшие групповые и командные действия в обороне, нападении, при переходе из обороны в нападение и наоборот. Стандартные положения (угловой, свободный и штрафной удар). Игры в футбол в ограниченном составе на ограниченных площадках.

Общая физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различные направлениях. Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки. Упражнения для туловища: наклоны, повороты, вращения. Упражнения для ног: различные маховые движения, вращение, сгибание и разгибание, отведение и приведение. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах. Упражнения с инвентарем. Упражнения выполняются на месте и в движении.

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом и без мяча, бегом, прыжками, с сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые, с использованием инвентаря и без него, с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Беговые и прыжковые упражнения, метание на дальность и в цель.

Спортивные игры. Игры различных видов спорта по упрощенным правилам.

Специальная физическая подготовка

Развитие быстроты. Быстрота - способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью за наименьший отрезок времени. Упражнения для развития стартовой скорости: рывки из различных исходных положений (стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте), эстафеты с элементами старта, подвижные игры, стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10- 15 м медленно и т.д.) без мяча и с мячом, подвижные игры. Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому: бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.), бег с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости (после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.п.), челночный бег в различных вариациях, бег с повторением движений партнера без мяча и с мячом.

Развитие ловкости. Ловкость - это комплексное качество, характеризующееся, способностью быстро осваивать двигательные действия, а так же способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Упражнения для развития ловкости: упражнения с элементами акробатики (кувырки вперед и назад, перекаты влево, вправо и т.п.), прыжковые упражнения на месте и в движении в различных вариациях (без инвентаря и с инвентарем, с выполнением дополнительных движений, например, имитация удара ногой), бег с препятствиями (обегание стоек, фишек, конусов, партнеров), эстафеты, упражнения с мячами и без мячей, подвижные игры.

Развитие гибкости. Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Упражнения для развития гибкости: ОРУ с широкой амплитудой движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до придела, полушпагат, шпагат), упражнения с использованием гимнастических снарядов (гимнастическая стенка, гимнастической скамейка).

Развитие общей выносливости. Общая выносливость - это способность длительно выполнять различные виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Упражнения для развития общей выносливости: бег умеренной интенсивности с ходьбой на средние дистанции, длительный бег, бег с рывками по звуковому сигналу, с изменением интенсивности, с изменением направления движения.

Развития специальной выносливости. Специальная выносливость - это способность к эффективному выполнению работы специфического характера и преодолению утомления в условиях соревновательной деятельности. Упражнения для развития специальной выносливости: повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений без мяча и с мячом, переменный бег (несколько повторений в серии), многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения (например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками), выполнение технико-тактических упражнений на фоне усталости, игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью, игры с уменьшением по численности составом.

Развития силы. Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Упражнения для развития силы: упражнения с отягощением (например, приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением), без отягощения (например, выпрыгивание из полного приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа), упражнения с сопротивлением (например, лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера), упражнения с инвентарем (например, вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.

Техническая подготовка

Техника передвижения. Техника передвижения включает в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, повороты. Бег: обычный бег (применяется игроками, продвигающимися в основном по прямой для выхода на свободное место, преследования противника и т.д.), спиной вперед (используется главным образом защищающимися игроками, которые участвуют в отборе мяча и закрывании соперника), скрестным шагом (применяется для изменения направления движения, при рывках с места вправо или влево, после поворотов), приставным шагом (используется, чтобы принять тактически целесообразное положение). Прыжок: толчком одной ногой (характеризуются активным отталкиванием, которое сопровождается маховым движением ноги и переносом центра тяжести тела в сторону прыжка), толчком двумя ногами (характеризуется активным выпрямление ног после подседания с переносом центра тяжести тела в сторону прыжка и маховым движением руками). Остановка: прыжком (невысокий, короткий прыжок с приземлением на маховую ногу, которая для устойчивости несколько сгибается, часто приземление выполняется на обе ноги), выпадом (осуществляется за счет последнего бегового шага, маховая нога выносится вперед с опорой на пятку с последующим перекатом на ступню). Повороты: переступанием, прыжком, поворотом на опорной ноге.

Ведение мяча. Представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами. Ведение: средней частью подъема и носком (осуществляется преимущественно прямолинейное движение), внутренней частью подъема (дает возможность выполнить перемещение по дуге), внутренней стороной стопы (позволяет существенно менять направление движения), внешней частью подъема (дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления).

Остановка мяча. Остановка мяча ногой: остановка мяча внутренней стороной стопы (используется при приеме катящихся и летящих мячей), остановка мяча подошвой (используется при остановке катящихся и опускающихся мячей), остановка мяча подъемом (при остановке мячей, опускающихся с высокой траекторией), остановка мяча бедром, остановки мяча с переводом в сторону (вправо, влево) внутренней и внешней частью подъема, остановка мяча грудью (основана на амортизации и уступающего движения), остановка мяча головой.

Удары по мячу ногой. Удары по мячу ногой выполняют следующими основными способами: внутренней стороной стопы (применяется в основном при коротких и средних передачах, а также при ударах в ворота с близкого расстояния), внутренней (используется при средних и длинных передачах, “прострелах” вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций), средней (по технике исполнения во многом схож с ударом внутренней частью подъема) и внешней (наиболее часто применяют для выполнения резаных ударов) частями подъема, носком (выполняют, когда надо произвести неожиданный, без подготовки, удар), пяткой. Удары выполняют по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в различных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении.

Удары по мячу головой. Удары по мячу головой используются в процессе игры, как при завершающих ударах, так и для передач мяча партнеру. Чаще всего применяют удар средней частью лба (делая замах, игрок отклоняет туловище назад, сгибает сзади стоящую ногу и переносит на нее вес тела, руки слегка согнуты в локтевом суставе, ударное движение начинается с разгибания сзади стоящей ноги и выпрямления туловища, а заканчивается резким движением головы вперед, вес тела переносится на впереди стоящую ногу) и его варианты: без прыжка, в прыжке, с поворотом, в падении. Удар боковой частью лба используется, когда мяч летит сбоку (справа, слева) от игрока и нет возможности выполнить удар серединой лба с поворотом.

Отбор мяча. Отбор мяча осуществляется главным образом в момент приема мяча противником или вовремя его ведения. Отбор мяча: в выпаде (быстрым выпадом в сторону мяча при попытке соперника обойти игрока справа или слева), в подкате (в падении выброс ноги вперед при сближении с соперником), отбор толчком плеча (должен выполняться в соответствии с правилами игры, игрока, владеющего мячом, разрешается толкать на игровом расстояния плечом и только в плечо).

Обманные движения (финты). Финты применяют с целью преодоления сопротивления соперника и создания необходимых условий для дальнейшего ведения игры. Финт: уходом (основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения), уход выпадом (игрок, ведущий мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти его справа или слева), уход с переносом ноги через мяч, ложным ударом по мячу ногой, ложным ударом по мячу головой, остановкой мяча (с наступанием подошвой и без наступания), остановкой грудью и головой (ложная остановка мяча).

Вбрасывание мяча. Единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками. Структура движения при вбрасывании во многом определяется требованиями правил футбола. Выполняется с места и с разбега.

Воспитательная работа (отражается в плане воспитательной работы)

Имеется ряд причин, обязывающих тренера серьёзно и целенаправленно заниматься воспитательной работой. Воспитание является обязанностью человека, избравшего педагогическую профессию-профессию тренера. Тренер полностью в ответе за будущее своих воспитанников. Огромна притягательная сила спорта. Молодые люди способны увлечься этой деятельностью настолько, что она на некоторое время может заслонить от них остальные стороны жизни - учёбу, подготовку к труду, обязанности перед близкими. В этих условиях авторитет тренера необычайно высок и выходит далеко за рамки спортивной деятельности, распространяясь на самый широкий круг вопросов. Спортивная деятельность обладает очень большими воспитательными возможностями. Она моделирует в игровом, а значит, в несколько условном виде самые сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе в потенциальном виде возможность решения любых воспитательных задач. Как показывает спортивная практика, с первых дней в работе с новичками тренер должен серьёзное внимание уделять вопросам нравственного воспитания.

Сущность и структура воспитательного процесса. Воспитание является процессом целенаправленным, планомерным, систематическим и непрерывно осуществляемым для всестороннего развития личности юных спортсменов. Этот процесс должен строиться на чёткой профессиональной основе.

Компоненты воспитательной работы:

  • цель воспитания и конкретные воспитательные задачи, обеспечивающие достижение цели;
  • знание и учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • владение всеми методами воспитания и широким арсеналом методических приёмов;
  • выбор места и средства педагогического воздействия, организационных форм и характера общения.

Задачи и содержание воспитательной работы. Воспитательная работа с юными футболистами подчинена в целом общей конечной цели: воспитанию гармонично развитого человека, активной и сознательной личности, обладающей духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством.

Достижение любой воспитательной цели, как правило, связано с решением трёх тесно связанных задач:

  • формирование нравственного сознания;
  • формирование поведения: умений, навыков, привычек нравственного и дисциплинированного поведения, соответствующих черт характера;
  • формирование личностных качеств волевых (смелости, настойчивости,  решительности), нравственных (честности, доброжелательности, скромности), трудовых (трудолюбия, добросовестности, исполнительности).

Эти задачи коротко могут быть выражены следующим образом: чтобы достичь поставленной воспитательной цели, тренер должен добиться, чтобы воспитанник знал, умел, хотел и мог поступать должным образом.

Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:

  • связь воспитания с реальной жизнью и трудом;
  • воспитание в коллективе;
  • единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;
  • сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого;
  • систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
  • единство слова и дела в жизни спортивной группы;
  • сплочённость коллектива, его ориентацию на спортивные и нравственные идеалы.

Методы и формы воспитательной работы. Методы воспитания выполняют роль инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание юных спортсменов формируется через указание и разъяснение правил поведения на тренировке, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера.

Основной в работе тренера является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности юных футболистов, формирования их поведения:

Организация чёткого контроля за выполнением предъявляемых к группе требований дисциплинарного и поведенческого характера.

Организационная четкость учебно-тренировочного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение футболистов в систему взаимопомощи и взаимной оценки при выполнении учебных заданий.

Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:

  • общее руководство группой (капитан команды);
  • контроль готовности мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;
  • проверка личной гигиены и экипировки;
  • новости из жизни спорта и футбола в частности;
  • разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;
  • культурно-массовая работа: экскурсии, походы, вечера отдыха, чествование победителей;
  • ведение личных карточек с учётом спортивных достижений и результатов.

Формы организации воспитательной работы в центре носят как групповой, так и индивидуальный характер, воспитание, как учебно-тренировочном занятии, так и в моменты досуга и отдыха. Тренер должен побуждать ученика к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, а главное по окончании спортивной карьеры. В воспитательной деятельности тренер должен привлекать родителей своих учеников, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий в центре, радоваться успехам своих учащихся и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно тренироваться, достигая наивысших результатов в избранном виде спорта.

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной программы

Методы обучения: словесный, наглядный практический, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально- групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: лекция, беседа, практическое занятие.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия.

1.Подготовительная часть. Задача: подготовка детей к работе на занятии.

2.Основная часть. Задача: Формирования двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению программы физических упражнений; воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

3.Заключительная часть. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Дидактические материалы. На занятиях используются наглядные пособия, раздаточные материалы, задания, упражнения.

  • Типовая программа
  • Спортивный зал
  • Футбольное поле с естественным, искусственным покрытием
  • Игровая форма (спортивная форма соревновательная)
  • Комплект футбольных накидок («манишки»)
  • Футбольные мячи
  • Скакалки
  • Компрессор для накачивания мячей
  • Стойки, разметочные фишки и конусы
  • Гимнастические маты
  • Видеоматериалы о футболе
  • Секундомер
  • Свисток
  • Сетка для мячей

Список литературы

  1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ: Минск, 1992.
  2. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
  3. Системы подготовки спортивного резерва / под общ. ред. Никитушкина В.Г.- М.: Квант- С,1994.
  4. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.-Х.: Основа, 1993.
  5. Полишкис М.С., Выжгин В.А. (Ред.) - Футбол. Учебник для институтов физической культуры – 1999
  6. Школа испанского футбола: Авторы: Кантареро К. Г., Роперо М. Т. Год выпуска: 2015
  7. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Год выпуска: 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мини-футбол»

Дополнительная общеразвивающая программафизкультурно-спортивной направленности«Мини-футбол»(возраст обучающихся 11-12 лет)Срок реализации   70 часов...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (продвинутый уровень)

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами ил...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (базовый уровень)

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами ил...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (стартовый уровень)

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами ил...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Футбол" (Базовый уровень)

Актуальность программы состоит в том, что в современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования  приобретает особую значимость, так как именно этот вид ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Футбол" (Базовый уровень)

Программа направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление учащихся. Применение спортивных ...