Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности : «Творцы- Молодцы». воспитательной работы 1-4 группе учебный год 2021-2022
учебно-методический материал

Мишунина Светлана Владимировна
  • познакомить с разнообразными по технологическим особенностям материалами, применяемыми в декоративно - прикладном творчестве;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛООМУТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Согласовано                                                                          на  заседании ШМО воспитателей                                                                                             Протокол №___от «____»______2020  г.

 

 Согласовано                                                                          заместитель директора по УВР  ____________(Григорьева Н.М.)

«___»_______________   2020 г.                                                                                        

УТВЕРЖДЕНО                                                        

приказом по МКОУ «Белоомутская                                                          школа-интернат для  обучающихся с ОВЗ»  №    от «___» ________ 2020 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности : «Творцы- Молодцы».

воспитательной работы

1-4           группе

учебный год        2021-2022

                   Составитель:

                                                                         Мишунина Светлана Владимировна,

                 воспитатель

рп.Белоомут

Содержание.

 Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………….3 - 9

 Учебный план……………………………………………………………………………………………………………. …10 - 11

 Содержание изучаемого курса …………………………………………………………………………………………….12 - 21

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы …………………………………………22 - 29

 Список литературы……………………………………………………………………………………………………….. 30 - 31

 Календарный учебный график ……………………………………………………………………………………………32 - 37

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир увлечений» разработана на основе Концепции развития дополнительного образования детей, Концепции духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, авторских программ по декоративно - прикладному творчеству: Макаровой Ю.С. «Художественная обработка бумаги», Киселёвой А. А. «Когда творим мы чудеса».

Программа модифицированная, разработана для организации обучения детей младшего школьного возраста и является базовым уровнем обучения декоративно - прикладному творчеству.

Содержание программы «Мир увлечений» расширяет представление о разнообразии видов и техник декоративно - прикладного творчества, знакомит с приемами работы с различными материалами и необычном их сочетании, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовно - нравственного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня одной из задач системы современного образования Российской Федерации, является воспитание гражданина высокой духовности и нравственности, способного к возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей страны. Формирование и развитие образованного, творческого человека невозможно без изучения народных традиций, их источников и особенностей.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности и одной из форм духовно - нравственного развития и воспитания человечности. Посредством занятий декоративно – прикладным творчеством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей семье, традициям, народу, краю. Открытия, которые делает учащийся совместно с педагогом через декоративно - прикладное творчество – это знание о народе, его прошлом и настоящем, согретое человеческим чувством, это проявление толерантности, так необходимой в сегодняшних социокультурных отношениях.

Новизна программы «Творцы- Молодцы», заключается в интеграции традиционных и современных техник декоративно – прикладного творчества для развития творческого потенциала, способностей и технического универсализма учащихся. Все это придает занятиям культурно - психологическое и практическое значение: учащиеся обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, использовать в дизайне интерьера, либо носить в качестве украшения. Освоив все предлагаемые техники, учащийся вправе выбрать понравившееся ему направление, для продолжения своего творческого совершенствования.

Педагогическая целесообразность состоит в раннем приобщении к декоративно - прикладному творчеству, и овладении технологическими приёмами ручной обработки материалов.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Творцы - молодцы» позволяют:

  • раскрыть перед учащимися многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и его разнообразие видов;
  • удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские, организаторские и нравственные качества личности;
  • организовать досуг учащихся, интересно и с пользой для себя и окружающих занять свободное время.

Цель программы – духовно - нравственное развитие, творчески мыслящей личности учащихся, средствами декоративно – прикладного творчества.

Задачи  программы:

Образовательные:

  • познакомить с разнообразными по технологическим особенностям материалами, применяемыми в декоративно - прикладном творчестве;
  • освоить техники:  бумагопластика, работа с природным материалом, работа с крупой, пластилином.

Развивающие:

  • развить моторные навыки, смекалку, воображениевнимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать художественный и эстетический вкус; 
  • развить познавательную и творческую активность, образное и логическое мышление.

Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей семьи, края, Родины;
  • воспитывать у учащихся духовно – нравственные качества и эстетическое отношение к действительности;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;
  •  воспитывать коммуникативные качества личности, умения работать в коллективе.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на декоративно – прикладное искусство, который заключается в том, что творческая деятельность рассматривается в нём, как особая духовная сфера, объединяющая в себе эстетический, художественный, нравственный опыт народа, единство народного и профессионально – художественного искусства.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Творцы молодцы» - 1 год .

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

 Учебный год рассчитан на 36 недель. Общее количество часов в год -

36 часов, всего по программе 72 академических часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Программа разработана для учащихся младшего школьного  возраста (8-11 лет).

Дети младшего школьного возраста – это своеобразный «пластилин» для развития личностных качеств и высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. (Элъконин Д.Б. Ценность младшего школьного возраста).

Младший школьный возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы «стартовые» знания и умения, сформированные на уровне декоративно-прикладной деятельности дошкольника (основные простейшие приемы работы с бумагой и картоном: аппликации, моделирования).

В основу общеобразовательной программы «Творцы - молодцы» положено модульное обучение. Каждый из модулей представляет собой законченный блок по тому или иному виду декоративно - прикладного творчества.

В содержании каждого модуля просматривается:

  • интегрированная цель освоения всего материала;
  • модули автономны, но периодически обновляются, а также дополняются каждый независимо друг от друга;
  • содержание модулей по их усвоению могут варьировать в зависимости от способностей, способов усвоения и уровня подготовленности учащихся.

Знакомство с многогранными возможностями декоративно - прикладного творчества и развитие духовно - нравственного аспекта младшего школьника :

 «Истоки творчества» 

 На первом году обучения учащиеся знакомятся с традиционными видами техник декоративно – прикладного творчества, овладевают первоначальными знаниями, умениями в данной области, обогащают свой терминологический словарный запас. У учащихся начинают формироваться навыки технологической обработки материалов и оформлению изделия.

Занятия направлены на изучение и овладение практико - творческой деятельностью, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. В данном случае мастерство – это не только владение техникой моделирования, как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа у объекта труда. Творческое моделирование обогащает учащихся практическим опытом, выявляет интересы и способности каждого ребенка. Показывает путь, по которому он может достичь реализации своих способностей.

Данный этап дает возможность каждому учащемуся попробовать себя во всех предлагаемых видах декоративно – прикладного творчества, что позволяет ему определиться в интересах и склонностях к тому или иному виду деятельности.

Информационный материал излагается, как интересный по содержанию, так и лаконичный по объёму. Теория даётся перед практической частью и в сопровождении с трудовыми действиями на протяжении всего занятия. При выполнении объекта перед учащимися ставится задача по определению назначения своего  изделия. Учащиеся  приучаются  работать  по  плану:

  • эскиз;
  • подборка  материала;
  • воплощение  идеи в жизнь;
  • оформление с помощью  декоративных  фактур.

Работа со стандартными материалами (бумага, картон, фетр), помогает учащимся определить свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости и внутренней удовлетворенности, вызвать интерес на данном этапе.

При проведении занятий наряду с традиционными методами обучения (словесный, наглядный, игровой, практический), активно используется мотивационный метод (убеждение, поощрение, создание ситуации успеха).

Особое внимание на данном этапе уделяется формированию у учащихся уважительного отношения к родителям, представления о семейных ценностях; интереса к культуре своей семьи, города.

«Твори, выдумывай, пробуй!» 

На втором году обучения учащиеся осваивают более сложные техники и приемы обработки материалов, овладевают современными видами техник декоративно – прикладного творчества:  совершенствуют умения, навыки и технологические приемы обработки материалов.

Особое внимание на данном этапе уделяется развитию воображения и фантазии учащихся. На каждом занятии обучающимся даётся возможность пофантазировать, раскрыть свой творческий потенциал при работе над образом изделия, что помогает “расковать” детей, высвободить их творческую энергию.

В процессе декоративно - прикладной деятельности у учащихся последовательно и целенаправленно формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности, умение доводить дело до конца, прививаются основы культуры труда.

Применяя интеграцию техник, придумывают новые изделия, вкладывая особый смысл в их, учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению».

Содержание программы характеризуется предоставлением выбора направления дальнейшей творческой самореализации учащихся через индивидуальные пути его развития, авторского проектного мышления за счёт усложнения уровня выполнения изделия. Учащиеся учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала и способы его применения.

Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный опыт учащихся. Дети выступают не просто в роле наблюдателей, слушателей, а являются активными помощниками педагога в поиске информационного материала.

На данном этапе программа включает в себя не только творческое моделирование, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно -тематических композиций, выполненные с использованием современных техник декоративно – прикладного творчества.

Учебный процесс опирается на вариативное использование методов, приемов и форм личностно - ориентированного воспитания учащихся, вовлечение взрослых в процесс формирования эстетической, нравственной воспитанности учащихся, пробуждение у детей активной позиции в восприятии красоты окружающего мира.

Методы и приемы личностно - ориентированного воспитания учащихся наряду с традиционными (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский) методами включают: 

  • методы решения учебных художественно - творческих задач; 
  • методы вживания в эстетический объект;

Для развития творческой нестандартно мыслящей личности применяются активные методы обучения (проектный, «мозговой  штурм»).

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся организуется через практическую художественно - эстетическую деятельность на занятиях и культурно - досуговую деятельность (этические беседы, воспитательные мероприятия, акции добра, экскурсии). Учащиеся знакомятся с историей подарков, сувениров и их смысловой значимостью, историей и традициями региона и России, их достопримечательностями.

Занятия построены на основных педагогических принципах:

  • доступности (от простого, к сложному);
  • межпредметных связей (с уроками художественного труда, окружающего мира, рисования, развития речи);
  • систематичности и последовательности;
  • дифференцированного подхода к учащимся;
  • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
  • учет требований гигиены и охраны труда;
  • учёт региональных особенностей и национальных культурных традиций.

Формы отслеживания и фиксации результатов:

· отчеты о промежуточной аттестации;

· открытые занятия для педагогов;

· выставки;

· конкурсы.

Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации Программы используются демонстрационная доска, технические средства обучения (ноутбук, мультимедийные устройства), презентации и тематические учебные фильмы, технические карты, наглядно – демонстрационный материал. Информационное обеспечение – аудио, видео, фото и интернет источники.

Формы и режим занятий.

Основной формой организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творцы - молодцы», является учебное занятие с группой постоянного состава. Набор в группы ведётся по желанию учащихся, на свободной основе, в соответствии с нормами СанПиН

Наряду, с учебным занятием при реализации программы, широко используется форма организации педагогического процесса – творческая мастерская, где учитывается специфика видов прикладного творчества, соблюдается индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

 Процесс коллективной деятельности пронизан высоконравственными отношениями, каждый учащийся занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом незаменимой личностью.

Учебный план.

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1.

0.5

0.5

Посещаемость.

2.

Повторение пройденного материала о видах бумаги.

1.

0.5

0.5

Посещаемость.

2.1

Закрепления основ работы с видами цветной бумаги.

5

0.5

4.5

Посещаемость.

2.1

Аппликации из картона и цветной бумаги.

6.

0.5

5.5

Посещаемость.

3.

Аппликации из крупы.

4

0.5

3.5

Посещаемость.

4.

Аппликации из ватных дисков.

3.

0.5

2.5

Посещаемость.

5.

Работа с природным материалом.

3

0.5

2.5

Посещаемость.

6.

Работа с пластилином.

2.

0.5

1.5

Посещаемость.

7.

Объёмные аппликации.

4.

0.5

3.5

Посещаемость.

8.

Рисунки карандашом.

3.

0.5

2.5

Посещаемость.

9.

Просмотр мультфильма.

2.

0.5

1.5

Посещаемость.

10.

Итоговые работы.

2

0.5

1.5

Посещаемость.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Личностные:

  • воспитывать и развивать индивидуально – личностные позиции, ценностные установки, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивать успешность совместной деятельности;
  • проявлять познавательные интересы и активности в области декоративно-прикладной деятельности;
  • познавать и развивать интерес к новому виду творчества и способам решения новой задачи;
  • воспитывать чувство прекрасного и эстетического на основе художественно декоративно-прикладной деятельности;
  •  развивать трудолюбие и ответственно, качественно выполнять практическую работу;
  • бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам, к здоровому образу жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  •  представлять эстетически и художественно ценности и правила художественного творчества.

Познавательные :

  • анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • обладать художественно прикладными и творческими способностями;
  • быть самостоятельным и ответственным, иметь навыки самооценки;
  • владеть социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные  (базовый уровень)

  • понимать установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
  • развивать речь, обогащать словарный запас, способствовать овладению выразительным свойствам языка, а также средствам восприятия и создания художественного образа;
  • развивать мышление учащихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, способствовать развитию пространственного воображения и фантазии;
  • развивать сенсорную и двигательную сферы учащихся посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание с опорой на технологическую карту;
  • при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • различать материалы в соответствии с их названием и назначением (различные виды бумаги и картона,  
  • применять простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах;
  • видеть, воспринимать характер художественной и декоративно - прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • организовывать самостоятельно художественно-творческую деятельность;
  • обогащать словарный запас, осваивать выразительные свойства языка, а также средства восприятия и создания художественных образов;
  • анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, фантазировать и выстраивать пространственные образы;
  • обогащать ключевые компетенции содержанием  художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • применять знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • классифицировать виды и назначение методов получения и преобразовывать материалы декоративно - прикладного творчества;
  • развивать моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами.

 «Истоки творчества» учащиеся знают:

  • что такое декоративно-прикладное искусство, его значение в жизни общества;
  • материалы и инструменты, применяемые в декоративно-прикладном творчестве, правила  техники  безопасности при работе;
  • историю происхождения используемых материалов и их  виды;
  • традиционные виды техник декоративно – прикладного творчества;
  • специальную терминологию по разделам программы;
  • что такое инструкционно - технологическая карта и ее назначение;
  • способы и приёмы работы с бумагой, картоном;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовое моделирование. Макеты» (старт,144 часа) Титова Е.В. 2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовое моделирование. Макеты»Стартовый уровеньВозраст обучающихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год обучения (144 ...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЗD-Моделирование»(старт,72 часа)Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЗD-Моделирование»Стартовый  уровень Возраст обучающихся: 7-16 летСрок реализации:1 год обучения (72 часа...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовое моделирование. Макеты».(старт,72 часа) 2 год обучения. Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Стендовое моделирование. Макеты»Стартовый уровень2-ой год обучения Возраст обучающихся: 9-11 летСрок реализаци...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Стендовое моделирование. Макеты» Стартовый уровень 2020-2021 учебный год

laquo;Стендовое моделирование. Макеты»Стартовый уровеньВозраст обучающихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год обучения (144 часа)...