Статья: «Роль кластеров в организации обучения по направлению детского дизайн-образования».
статья

Пашина Светлана Сергеевна

Статья знакомит с методикой записи учебного материала методом кластер, возможностями применения медода на занятиях, видами кластеров, роли кластеров в результативной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster_statya.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества и научно- технических инициатив детей и молодежи»

Калининского района Санкт- Петербурга

Статья: «Роль кластеров в организации обучения по направлению детского дизайн-образования».

Пашина  С.С.,

педагог дополнительного образования

ГБУДО «ЦРТ»

Калининского района Санкт- Петербурга

 Дополнительное образование по творческому предмету -это не только практические продукты творчества, но и обширный теоретический материал на котором должно быть основано творчество учащихся. Метод графического кластера для записи теоретического материала по художественному предмету является одним из решений задач успешного обучения разных категорий учащихся. Метод графического кластера- универсальная методика для применения к учащимся разных годов обучения, младших и старших учащихся, а так же разных разделов программы по видам дизайн- деятельности.

В общеобразовательной программе «Студия Архитектуры и Дизайна» (САД) есть четыре вида образовательной деятельности: бумагопластика, дизайн- графика,  макетирование и композиция. Программа имеет три ступени обучения: подготовительный или начальный уровень(1-3 год обучения), углубленный 1-2 год обучения, заключительный этап обучения («введение в профессию»).

Подготовительный уровень- это знакомство с предметом, где на первых порах  учащийся  на практике понимает, интересно ему или нет развиваться в направлении дизайн- обучения. В это время происходят занятия экспериментирования с разными дизайн- материалами, даются первоначальные знания о форме и цвете.

 Углубленный уровень для учащихся,  которые прошли первоначальный этап знакомства с дизайном и его возможностями и создают коллективные и индивидуальные дизайн- проекты.

«Введение в профессию»-  последний уровень обучения по программе «САД», где учащиеся работают преимущественно над индивидуальными проектами.

Дизайн обучение по программе «САД» происходит с учащимися разного возраста и с разной направленностью дизайн- деятельности, это и обширная практика по направлением дизайн- деятельности, от работы в плоском варианте (дизайн-эскизы), до создания макетов объемных функциональных объектов, так же и интерьер и графический дизайн книги. Практическая часть работы, работа по созданию объектов дизайн- деятельности, всегда проходила на хорошем уровне, но в ходе реализации дизайн-обучения была замечена проблема недостатка именно теоретических знаний о дизайне. Любой вид дизайн- деятельности требует изучения значительной теоретической базы.

Изучение теоретической базы любого предмета является необходимой основой для повышения уровня обучения детей, их профессиональной ориентации в будущем. Изучение теоретической базы по предмету дает полную картину выбранного явления,  расширяет кругозор, дает учащимся словесный инструментарий для работы.

Теория для изучения в дизайне представляет собой следующие направления для изучения учащимися:

  • определения направления (графика, бумагопластика, макетирование, композиция).
  • специфика работы по направлениям дизайн- деятельности.
  • виды и особенности профессиональной деятельности дизайнера.
  • различного вида теория в дизайне ( теория цвета, теория формы и т.д.).
  • знакомство со школами дизайна (Вхутемас,  Баухауз).

 По возможности, теоретические знания осваиваются детьми на уроках, но в несколько упрощенной, сжатой форме, часто в ходе индивидуальной консультации. Кроме этого, имеют место процессы забывания учебного материала детьми, метод, рассматриваемый в дальнейшем, поможет вспомнить ранее изученный материал.

В ходе реализации программы «САД» применялись различные современные технологии работы с учащимися, в том числе и методика «Кластер».

  Кла́стер (англ. cluster «скопление, кисть, рой») — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Кластер для педагога- метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель методики кластер - подготовить учащихся к восприятию новой информации. Кластер- это вид графического организатора. Графические организаторы - это визуальные приемы для пространственной организации идей, используемые для того, чтобы помочь учащимся следить за предлагаемой информацией. Графические организаторы могут использоваться педагогом для иллюстрации отношений между идеями.
К графическим организаторам относятся: диаграммы причин-и-следствий, хронологические таблицы, кластеры, анализ семантических черт, концептуальные таблицы, диаграммы-древа,

диаграммы Венна, диаграммы “двойной пузырь”, Т-диаграммы, М-диаграммы и др. Все методы графических организаторов интересны сами по себе и могут применяться педагогом, но для целей визуального языка дизайн- обучения наиболее подходит графический организатор диаграмма- «Древо».

Виды кластеров, применяемые на занятиях дизайна.

«Солнце» , «Древо», «Двойной пузырь», «Кластер фантазии».

Процедура построения графического кластера «Древо»:

  • четко и просто сформулировать стержневой вопрос , проблему или цель.
  •  определить основные подклассы для стержневого вопроса, проблемы или цели.
  • начать построение диаграммы нужно с помещения стержневого вопроса низ листа. Разветвлять подклассы следует по горизонтали вправо ли влево.
  • для каждого подкласса определить составляющие элементы, а если необходимо то и подэлементы.
  • элементы и подэлементы следует разветвлять по горизонтали вправо.
  • проверить диаграмму, чтобы убедиться в том, что нет явных пробелов в последовательных или логических связях.

Кластер «Солнце»:

  • дать определение понятию
  • все виды и составляющие понятия размещаются вокруг листа и являются равнозначными.

Кластер «Двойной пузырь»:

  • дать определение двум понятиям
  • разные явления на «общем поле» пузырей получают новое свойство

Материалы для работы над кластером: лист белой или цветной бумаги, карандаш.

Предлагаемое время работы- 45минут, где 15-20 минут отводится теоретическому материалу, остальное время на самостоятельную работу учащихся.

Анализ результатов практических занятий по методу «Кластер» позволил сделать следующие выводы:

  1. Процесс освоения теоретической базы дизайн- обучения идет на хорошем уровне, учащиеся используют словесный инструментарий на занятиях.
  2. Легко синтезируют идею нового продукта в творческих поисках.
  3. Выполняют классификацию явлений по сходству и различию.
  4. Продолжают совершенствовать графические и композиционные навыки методом работы над кластером.
  5. Легко реализуют самостоятельную работу по поиску материала в сети интернет для создания кластера.

Универсальность метода кластер на занятиях по дизайн- обучению:

возможность дать общую тему и индивидуальную тему в рамках одного занятия, как реализация разноуровневого обучения;

возможность реализации метода «Кластер» для учащихся любого возраста;

практически любая тема может быть записана методом «Кластер»:

постоянная практика наработки метапредметной компетенции структурирования любого теоретического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".

Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"...

Статья "Роль инновационных продуктов при обучении немецкому языку"

В данной статье описана подготовка видеописьма как инновационного продукта....

Статья" Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики"

Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики...

Статья "Роль ОБЖ в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени"

Роль ОБЖ в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени...

Статья «Роль текстовых задач в обучении математике»

Статья посвящена методике работы с текстовыми задачами. Описаны этапы решения задач с подробным анализом действий учителя на каждом этапе. В работе приведены примеры конкретных задач, на которых показ...