«Специфика фольклора как жанра вокального творчества»
учебно-методический материал

Васильева Татьяна Николаевна

Многовековая аутентичная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его жизненный вековой опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2022g.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

                           

                                Д О К Л А Д

Тема: «Специфика фольклора как жанра вокального творчества» 

Педагог дополнительного образования

Васильева Татьяна Николаевна

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

1. Фольклор – как вид народного творчества, его глубинная действительность.

2.Условия формирования и существования фольклорного творчества.

 2.1 Традиционность.

  2.2.  Синкретизм.

  2.3.  Вариативность.

  2.4.  Импровизация.

  2.5.  Национальный фольклорный костюм.

   3. Детское фольклорное искусство как  возможность творческого  и профессионального развития обучающегося.

Народная песня — это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.

Фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, которая осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений и приобщение детей и  взрослых к национальным жизненным истокам.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.  Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

Народная музыка - музыкальный фольклор – вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие виды  искусства, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора – песни, эпические сказания (например, былины, баллады), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной (Антифо́нное  пение — хоровое пение, в котором попеременно звучат два хора.  Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии и, возможно, в древнееврейском богослужении), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны–от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе – скандинавская, балтийская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Традиционность является одним из специфических черт фольклорного творчества. Его произведения анонимны, но имеют исполнителей и слушателей (в отличие от литературы, где есть писатели и читатели).

Устные произведения создавались по уже известным образцам, даже включали прямые заимствования. Использовались традиционные поэтические средства. Типическое преобладало над индивидуальным. Кроме того, традиция требовала определённой идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека.

Общее в фольклоре является главным. Исполнители стремились, прежде всего,  донести до слушателей то, что соответствовало традиции.

Конечно, повторяемость устного текста допускала его изменения, что позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть участником. Наиболее талантливых исполнителей знали и ценили окружающие. Но не всё вновь созданное сохранялось в устном бытовании.  Многократно повторяемые произведения переходили «из уст в уста», «из поколения в поколение». На этом пути они теряли всё то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно выявляли и углубляли то, что было актуальным для всех. Новое рождалось только на традиционной основе, при этом оно должно было не просто копировать традицию, а дополнять её.

Фольклор видоизменялся и в зависимости от того, в каком регионе он проходил своё становление. Однако и местная специфика всегда имела подчинённое положение по отношению к общерусским свойствам фольклора.

В фольклоре постоянно протекал творческий процесс, который поддерживал и развивал художественную традицию.

С появлением письменной литературы фольклор вступил с ней во взаимодействие. Постепенно влияние литературы на фольклор всё более возрастал.

В устном творчестве народа воплощена его психология (ментальность, склад души). Один фольклор родственно связан с фольклором  всех славянских народов. Национальное, в свою очередь – часть общечеловеческого.  Между народами возникали постоянные фольклорные контакты, которые взаимообогащали каждый народ и этнос.

Синкретизм. Художественное начало победило в фольклоре не сразу. В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было, не осознавалось.

Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хороводная игра есть комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого – хоровода. Такое свойство называется синкретизмом (от греч. synkretismos – «соединение»).

С течением времени синкретизм исторически угас. Разные виды искусства преодолели состояние первобытной нерасчленённости и выделились сами по себе. В фольклоре стали возникать их поздние соединения – синтез.

Вариативность - одно из самых очевидных, ярко выраженных, постоянных качеств фольклора, с исключительной обязательностью обнаруживаемых на самых разных его уровнях - начиная от микроэлементов любого текста и кончая целостными национальными системами. Под вариативностью мы понимаем обычно видоизменения каких-либо устойчивых данных, существующих в традиции со своими сложившимися признаками сюжетов, мотивов, образов, текстов или их частей, жанровых особенностей и т. д. и т.п., одним словом, вариативность-это повторяемость с видоизменениями.

Вся красота и глубина народного замысла, все многообразие его художественного воплощения раскрываются только при детальном сопоставлении вариантов. Только при сплошном сравнительном изучении текстов может быть нарисован полный образ героя. Сопоставление вариантов помогает понять сущность и развитие конфликтов, смысла. Сопоставление вариантов вскрывает многообразие художественных форм воплощения идейного замысла песни".

Устная форма усвоения и передачи произведения делала их открытыми для изменений. Двух полностью одинаковых исполнений одного и того же произведения не было даже в том случае, когда исполнитель был один. Устные произведения имели подвижную, вариантную природу.

Вариант (от лат. variantis – «меняющийся) – каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а также его зафиксированный текст.

Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно).

Устная народная традиция стремилась сохранить, оградить от забвения то, что было наиболее ценным. Традиция удерживала изменения текста в своих границах. Для вариантов фольклорного произведения важно то, чем они отличаются одним от другого. Но, несмотря на силу и власть традиции, варьирование всё же могло зайти довольно далеко, выразить какую-либо новую творческую тенденцию. Тогда рождалась новая версия фольклорного произведения.

Версия (от лат. versare – «видоизменять») – группа вариантов, дающих качественно иную трактовку произведения. Различия между версиями более глубоки и существенны, чем различия между вариантами. Варианты группируются в версии по степени близости и диапазону различий.

Вариативность – способ существования фольклорной традиции. Представление об устном произведении можно составить только на основании учета как можно большего числа его вариантов. Их необходимо рассматривать не изолированно, а в сопоставлении между собой.

В устной традиции нет, и не может быть «правильных» или «неправильных» вариантов – она подвижна по своей сути. Появляются варианты как высокого, так и низкого художественного качества, развёрнутые или сжатые и т.д. Они все важны для понимания истории фольклора, процессов его развития.

При записи фольклорного произведения, если она в научных целях, необходимо соблюдать определённые требования. Собиратель обязан точно воспроизводить текст исполнителя, а сделанная им запись – иметь так называемый «паспорт» (указание, кто, где, когда и от кого записал данный вариант). Лишь в этом случае вариант произведение обретёт своё место в пространстве и времени, будет полезным для изучения фольклора.

Вариативность фольклора – следствие импровизации исполнителя.

Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству.

Импровизация (от лат. improviso – «непредвиденно, внезапно») – создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения.

Между актами исполнения фольклорное произведение хранилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождался заново. Исполнитель импровизировал. Он опирался на знание поэтического языка фольклора, отбирал готовые художественные компоненты, создавал их комбинации. Без импровизации использование речевых «заготовок» и применение устно-поэтических приёмов было бы невозможно.

Импровизация не противоречила традиции, напротив, – она существовала именно потому, что существовали определённые правила, художественный канон.

Устное произведение подчинялось законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность текста, устанавливал границы колебания.

В разных жанрах импровизация проявлялась с большей или меньшей силой. Есть жанры, ориентированные на импровизацию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В отличие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы ни допускавшие импровизации (например, заговоры).

Импровизация несла в себе творческий импульс, порождала новизну. Она выражала динамику фольклорного процесса.

На первое место здесь хочется поставить аспект не чисто музыкальный, а психоэмоциональный, это спонтанное творческое самовыражение исполнителя.  Ансамблевое пение (групповая форма) удобно для развития навыков импровизации по причине — принцип копирования и подражания естественным образом отвечает детской натуре освоения окружающего мира, позволяет ученикам слушать варианты своих сверстников, что также бывает весьма поучительно, «сделать как старшие товарищи», «сделать лучше» — побудительные мотивы, побуждающие импровизационной активности участника ансамбля на уроке.

Импровизационная основа фольклорного творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности. Импровизационность как особый способ воспитания, позволяющий взрастить творческую личность. Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

Народный костюм наряду с языковой культурой, устным народным творчеством, обрядовыми традициями образует единую знаковую систему, отражая определенный образ жизни. Народной одежды является своеобразным  языком культуры. Традиционная народная одежда может быть определенным знаком, приобретая при этом значение, выходящее за пределы обыденного представления, выполняя: практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социальнополовую (функция костюма замужней женщины) и тесно связанную с ней моральную функции, а также функцию праздничного костюма, обрядовую, профессиональную, функцию сословия, функции, указывающие на род занятий, вероисповедание и региональную функцию. Одной из сакральных функций национального костюма является качество оберега (составные части костюма, вышивка, аксессуары). Регионально национальный костюм состоит из различных элементов и их разнообразных видах, но полностью сохраняет этнический эталон и национальную духовность.

  Народный костюм – объект сохранения и развития этнокультурных традиций, но вместе с тем он способствует взаимодействию и адаптации культур, представляя собой своеобразный социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является посредником между типами культур различных хронологических периодов и разных этносов, осуществляя коммуникацию, трансляцию и усвоение определенной, значимой для данной культуры информации.

Народный костюм, создававшийся на протяжении многих веков, является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры народа. Изучение образцов народного творчества убеждает, насколько органично в народном костюме соединены функциональные, конструктивные, семиотические и эстетические качества. Именно благодаря такому соединению были созданы предельно целесообразные вещи. Искусство народа формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса духовно-нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.  Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа, устойчиво сформировать  общечеловеческие ценности. Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его жизненный вековой опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Детский музыкальный фольклор можно разделить на 3 раздела: I - Календарный фольклор; II - Потешный фольклор; III - Игровой фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, свадебные песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей - это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание участников за исполнение колядок, величальных песен - пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно, например купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Фактором запоминания является яркость восприятия и исполнения песни.

 К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду), щебету птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили - бом)

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения. Разделить  игры можно на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Определяются  этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности  к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Многовековая аутентичная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. Душевные качества, которые являются отличительной особенностью  характера, любовь во взаимоотношениях  с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов в интеллектуальном марафоне, предлагаемом современным образованием.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности ребенка, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал. Немалую роль в этом играют традиции народной педагогики, которые последние  десятилетия развиваются современными фольклористами и педагогами в программах, основанных на полученных от непосредственных носителей знаниях аутентичного искусства.

    Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально – нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

Литература:

  1. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - 525 с.
  2. Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады / Е. Кузнецов. - М.: Искусство, 1958. - С. 190-191.
  3. Линева, Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I / Е. Линева. -СПб., 1904. - С. 24
  4. Мельгунов, Ю. Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. I / Ю. Н. Мельгунов. - М., 1879. - С. 14.
  5. Пальчиков, Н. Крестьянские песни села Николаевка Мезелинского уезда Уфимской губернии / Н. Пальчиков. - М., 1888. - С. 5.
  6. Рубцов, Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору / Ф. А. Рубцов. - Л.; М.: Совет. композитор, 1973. - С. 194.
  7. Іваницький А.    Українська народна музична творчість. Посібник для    вищих та середніх навчальних закладів,  Київ : «Музична Україна», 1990.
  8.   Іваницкий  А. Українська народна музична творчість,  Київ : «Музична Україна», 1999.
  9.   Скуратівський В. Вінець,  Киів: Видавництво УСГА, 1994
  10.    Килимник С, Украінський рік у народних звичаях, Киів «Обереги», 1994
  11.   Грицай М.С,, Бойко В.Г. , Дунаєвська Л.Ф. Украінська народно-поєтична творчість, Киів «Вища школа» , 1983.
  12.   Воропай О. «Звичаі нашого народу» I-II, Украінське видавництво, Мюнхен 1958
  13.  Скуратівський В. “Русалії» К. «Довіра» 1996
  14.  Ніколаєва Т. «Історія українського костюма», К. «Либідь», 1996
  15.   Верховинец.В.М «Теорія українського народного танцю», К. «Музична  Україна» 1990
  16.   Войтович В. «Сокіл-Рід», Рівне  «Оріана»,  1997
  17.  Іванченко М. «Дивосвіт прадавніх слов’ян», К.,  «Радянський письменник» 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Данная методическая разработка раскрывает распространенные задачи, которые ставятся перед профессиональным аккомпаниатором в работе с вокалистами. В работе рассматриваются специфические вокальные проб...

Выступление по теме «Специфика развития инструментального жанра в системе дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования Мужичкова Н.И. выступала по данной теме как председатель жюри окружного этапа фестиваля «Юные таланты Московии". В нём была представлена специфика развития инструме...

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...