Создание школьной экскурсии
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Андреева Галина Александровна

     Тема «Разработка плана и содержания школьной экскурсии , в рамках дополнительного образования кружка «Музееведение» и профориентации обучающихся»

      Актуальность темы определяется необходимостью применения школьных музейных ресурсов в  новых подходах к самостоятельной исследовательской и профориентационной деятельности обучающихся. За последние десятилетия наше государство кардинально изменилось. Модернизация коснулась и российского образования, а многие преобразования в данной сфере можно смело называть коренными.

       В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» дан полный перечень направлений внеурочной деятельности:

·  спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность;

·  художественно-эстетическая внеурочная деятельность;

·  научно-познавательная внеурочная деятельность;

· военно-патриотическая внеурочная деятельность;

· общественно полезная внеурочная деятельность;

· проектная внеурочная деятельность

       Особенно хочется выделить проектное, военно-патриотическое направление наиболее развивающееся на данный момент. В рамках внеурочной деятельности также возможно создание проектов, к которым можно отнести и экскурсию. Подготовку и воплощение проекта было бы целесообразно проводить на базе школьного экскурсионного кружка «Музееведение». В процессе участия в работе кружка, самостоятельного создания и реализации экскурсий школьники смогут расширить и углубить свои познания в обществоведческой, исторической, профориентационной деятельности и иных дисциплинах, учащиеся смогу ощутить связь усвоенной теории с социальными реалиями на практике и творчески, применить её. Школьные экскурсии, ставшие достаточно популярными в последние годы, позволят разнообразить полезную деятельность обучающихся, сформировать у них культуру проведения досуга. Ещё одним достоинством данной формы внеурочной деятельности является осуществление принципа наглядности. Благодаря экскурсиям, аккумулирующим в себе большой объём образного материала, в памяти учеников сохранится больше информации. Один из авторитетнейших педагогов XX века, Сластёнин В. А., толковал «экскурсию» как «специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Актуальность изучения выбранной темы обусловлена тем, что данное направление метода проектов подталкивает учащихся к самостоятельному творчеству, повышает уровень их замотивированности в познавательной деятельности, а также, что немаловажно, обогащает их опыт практического применения знаний. Цель учебно-воспитательной работы в учебных заведениях переросла из простой передачи школьникам знаний в прогрессивную цель – научить детей и подростков самостоятельно добывать и усваивать информацию, взращивать и развивать в себе личностно-значимые качества.

    Новизна подхода состоит в системно-деятельностном подходе, подталкивает учеников к самостоятельному добыванию информации, к изучению и узнаванию новых профессий через музейную деятельность. Одной из платформ для самостоятельности учащихся во всех видах учебной деятельности в образовательном учреждении может стать школьной музей. Хотелось бы подчеркнуть, что это кардинально меняет процесс передачи знаний и их применения: от механического заучивания к «открытию нового знания». Кроме того, внедрение данного подхода в учебно-воспитательный процесс ведёт к тому, что ученик получает внутреннюю готовность к таким важным и актуальным навыкам как непрерывное образование и самообразование. И результатом работы по данной методике становятся активизация познавательных процессов школьников и формирование гражданской идентичности. Важный аспект в содержании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – это положение, по которому школьная программа реализуется не только на занятиях, но также во внеурочной деятельности. С момента внедрения ФГОС внеурочная деятельность стала восприниматься не только как актуальная, но и как обязательная форма деятельности учащихся. Если результативность в достижении предметных учебных действий имеет высокий показатель в урочное время, то становление метапредметных и в особенности личностных возможно более эффективно осуществлять также в деятельности, которая выбрана самими учащимися, носит не такой формальный характер.

      И всё же, необходимо признать, что экскурсионная деятельность нуждается в серьёзной теоретической доработке. Дополнительного исследования требуют содержание и алгоритм экскурсии, есть необходимость в разработке конкретных рекомендаций для решения возложенных на экскурсии воспитательных задач. Нам хорошо известны примеры применения экскурсионной работы в курсе истории и литературы, но применение её в рамках внеурочной и профориентационной деятельности также довольно перспективно, и тем не менее в настоящий момент педагоги необоснованно оставляют это без внимания. Данный факт подтверждает высказанное нами положение об актуальности и перспективности исследования по обозначенной теме. Объектом исследования выступает внеурочная деятельность образовательного учреждения, которая выступает в качестве средства формирования и дальнейшего совершенствования ключевых универсальных учебных действий и важнейших компетенций школьников. Предметом исследования выступает процесс организации и методика подготовки экскурсий как формы внеурочной деятельности и профориентационной работы.        Также рассматривается выработка системы подготовительных действий и непосредственного создания школьной экскурсии «АПЛ «Комсомолец», которая выступает в качестве средства формирования и дальнейшего совершенствования ключевых универсальных учебных действий и важнейших компетенций школьников.

     Источниковая база. Источниками для проекта послужила экспозиция школьного музея «Профессия – Родину защищать!», раздел посвященный АПЛ «Комсомолец». Беседы, лекции и встречи с ветеранами Военно-морского флота, героями-подводниками. А также документальный фильм и публикации о героическом событии. Анализ профессий в данной сфере деятельности. Изучение результатов опыта работы школьного музея.

     Цель исследования: изучение экскурсионной деятельности как направления во внеурочной практической деятельности учащихся, а также разработка плана и содержания экскурсии, с дальнейшим её апробированием в деятельности школьного музея «Живая история», а также в системе школьной профориентации.

    В соответствии с целью выделены следующие задачи:

1) Изучить литературные и информационные источники по теме;

2) Составить план проведения экскурсии для кружка «Музееведение»;

3) Составить экскурсию по экспозиции «АПЛ «Комсомолец»;

4) Обозначить возможные профессии, в рамках проведённой экскурсии

4) Сделать выводы.

    Эти исследования могут стать необходимой опорой в деятельности обучающихся во время их подготовки к проектной деятельности,  в выборе и сравнении профессий, а  также будут полезны для учителей, желающих разнообразить и обогатить сетку внеурочных мероприятий.

       Методы исследования. Для решения поставленных задач я использовал такие методы  как изучение и анализ литературы, эксперимент, метод изучения, обобщения и рассмотрение опыта существующих результатов, консультация; проверка и конкретизация данных: обобщение сделанных выводов, исправление; методы осмысления собранного материала: сравнение; анализ результатов; изучение  практики.

       Проектным продуктом является составленная экскурсия, практическая значимость которого состоит в том, что ее можно посмотреть и изучить тем людям, кто ни разу не был в музее, не слышал о важном факте героического события в истории Родины.

      Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

  • Изучить материал и создать план экскурсии.
  • Провести экскурсию и подготовить отчет по этому мероприятию.
  • Обобщит полученный материал и представить его в своей работе.
  • Оформить презентацию

План моей работы:

Определить тему и цели проекта, изучение источников информации и написание введения.

Октябрь-Ноябрь

 

Разработка плана экскурсии и проведении мероприятия, написание основной части проекта.

Декабрь

Создание презентации, написание заключения  и сдача работы на проверку преподавателю.

Январь

Защита проекта.

Февраль

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Введение

     Тема проекта «Разработка плана и содержания школьной экскурсии , в рамках внеурочной деятельности кружка «Музееведение» и профориентации обучающихся»

      Актуальность темы определяется необходимостью применения школьных музейных ресурсов в  новых подходах к самостоятельной исследовательской и профориентационной деятельности обучающихся. За последние десятилетия наше государство кардинально изменилось. Модернизация коснулась и российского образования, а многие преобразования в данной сфере можно смело называть коренными.

       В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» дан полный перечень направлений внеурочной деятельности:

  спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность;

  художественно-эстетическая внеурочная деятельность;

  научно-познавательная внеурочная деятельность;

 военно-патриотическая внеурочная деятельность;

 общественно полезная внеурочная деятельность;

 проектная внеурочная деятельность

       Особенно хочется выделить проектное, военно-патриотическое направление наиболее развивающееся на данный момент. В рамках внеурочной деятельности также возможно создание проектов, к которым можно отнести и экскурсию. Подготовку и воплощение проекта было бы целесообразно проводить на базе школьного экскурсионного кружка «Музееведение». В процессе участия в работе кружка, самостоятельного создания и реализации экскурсий школьники смогут расширить и углубить свои познания в обществоведческой, исторической, профориентационной деятельности и иных дисциплинах, учащиеся смогу ощутить связь усвоенной теории с социальными реалиями на практике и творчески, применить её. Школьные экскурсии, ставшие достаточно популярными в последние годы, позволят разнообразить полезную деятельность обучающихся, сформировать у них культуру проведения досуга. Ещё одним достоинством данной формы внеурочной деятельности является осуществление принципа наглядности. Благодаря экскурсиям, аккумулирующим в себе большой объём образного материала, в памяти учеников сохранится больше информации. Один из авторитетнейших педагогов XX века, Сластёнин В. А., толковал «экскурсию» как «специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Актуальность изучения выбранной темы обусловлена тем, что данное направление метода проектов подталкивает учащихся к самостоятельному творчеству, повышает уровень их замотивированности в познавательной деятельности, а также, что немаловажно, обогащает их опыт практического применения знаний. Цель учебно-воспитательной работы в учебных заведениях переросла из простой передачи школьникам знаний в прогрессивную цель – научить детей и подростков самостоятельно добывать и усваивать информацию, взращивать и развивать в себе личностно-значимые качества.

    Новизна подхода состоит в системно-деятельностном подходе, подталкивает учеников к самостоятельному добыванию информации, к изучению и узнаванию новых профессий через музейную деятельность. Одной из платформ для самостоятельности учащихся во всех видах учебной деятельности в образовательном учреждении может стать школьной музей. Хотелось бы подчеркнуть, что это кардинально меняет процесс передачи знаний и их применения: от механического заучивания к «открытию нового знания». Кроме того, внедрение данного подхода в учебно-воспитательный процесс ведёт к тому, что ученик получает внутреннюю готовность к таким важным и актуальным навыкам как непрерывное образование и самообразование. И результатом работы по данной методике становятся активизация познавательных процессов школьников и формирование гражданской идентичности. Важный аспект в содержании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – это положение, по которому школьная программа реализуется не только на занятиях, но также во внеурочной деятельности. С момента внедрения ФГОС внеурочная деятельность стала восприниматься не только как актуальная, но и как обязательная форма деятельности учащихся. Если результативность в достижении предметных учебных действий имеет высокий показатель в урочное время, то становление метапредметных и в особенности личностных возможно более эффективно осуществлять также в деятельности, которая выбрана самими учащимися, носит не такой формальный характер.

      И всё же, необходимо признать, что экскурсионная деятельность нуждается в серьёзной теоретической доработке. Дополнительного исследования требуют содержание и алгоритм экскурсии, есть необходимость в разработке конкретных рекомендаций для решения возложенных на экскурсии воспитательных задач. Нам хорошо известны примеры применения экскурсионной работы в курсе истории и литературы, но применение её в рамках внеурочной и профориентационной деятельности также довольно перспективно, и тем не менее в настоящий момент педагоги необоснованно оставляют это без внимания. Данный факт подтверждает высказанное нами положение об актуальности и перспективности исследования по обозначенной теме. Объектом исследования выступает внеурочная деятельность образовательного учреждения, которая выступает в качестве средства формирования и дальнейшего совершенствования ключевых универсальных учебных действий и важнейших компетенций школьников. Предметом исследования выступает процесс организации и методика подготовки экскурсий как формы внеурочной деятельности и профориентационной работы.        Также рассматривается выработка системы подготовительных действий и непосредственного создания школьной экскурсии «АПЛ «Комсомолец», которая выступает в качестве средства формирования и дальнейшего совершенствования ключевых универсальных учебных действий и важнейших компетенций школьников.

     Источниковая база. Источниками для проекта послужила экспозиция школьного музея «Профессия – Родину защищать!», раздел посвященный АПЛ «Комсомолец». Беседы, лекции и встречи с ветеранами Военно-морского флота, героями-подводниками. А также документальный фильм и публикации о героическом событии. Анализ профессий в данной сфере деятельности. Изучение результатов опыта работы школьного музея.

     Цель исследования: изучение экскурсионной деятельности как направления во внеурочной практической деятельности учащихся, а также разработка плана и содержания экскурсии, с дальнейшим её апробированием в деятельности школьного музея «Живая история», а также в системе школьной профориентации.

    В соответствии с целью выделены следующие задачи:

1) Изучить литературные и информационные источники по теме;

2) Составить план проведения экскурсии для кружка «Музееведение»;

3) Составить экскурсию по экспозиции «АПЛ «Комсомолец»;

4) Обозначить возможные профессии, в рамках проведённой экскурсии

4) Сделать выводы.

    Эти исследования могут стать необходимой опорой в деятельности обучающихся во время их подготовки к проектной деятельности,  в выборе и сравнении профессий, а  также будут полезны для учителей, желающих разнообразить и обогатить сетку внеурочных мероприятий.

       Методы исследования. Для решения поставленных задач я использовал такие методы  как изучение и анализ литературы, эксперимент, метод изучения, обобщения и рассмотрение опыта существующих результатов, консультация; проверка и конкретизация данных: обобщение сделанных выводов, исправление; методы осмысления собранного материала: сравнение; анализ результатов; изучение  практики.

       Проектным продуктом является составленная экскурсия, практическая значимость которого состоит в том, что ее можно посмотреть и изучить тем людям, кто ни разу не был в музее, не слышал о важном факте героического события в истории Родины.

      Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

  • Изучить материал и создать план экскурсии.
  • Провести экскурсию и подготовить отчет по этому мероприятию.
  • Обобщит полученный материал и представить его в своей работе.
  • Оформить презентацию

План моей работы:

Определить тему и цели проекта, изучение источников информации и написание введения.

Октябрь-Ноябрь

 

Разработка плана экскурсии и проведении мероприятия, написание основной части проекта.

Декабрь

Создание презентации, написание заключения  и сдача работы на проверку преподавателю.

Январь

Защита проекта.

Февраль

Глава 1.  Разработка Плана школьной экскурсии

1.1 История развития экскурсионного дела

Степень изученности проблемы. Экскурсионное дело в России имеет более чем столетнюю историю, которая традиционно разделяется специалистами в этой научной области на три этапа: – дореволюционный; – советский (1917-1990-х гг.); – современный (с 1990-х гг.). Изучением проблематики школьных экскурсий начали заниматься ещё в дореволюционный период, но теоретическую базу экскурсионной работы учебные заведения начали получать лишь в первой четверти XX века. С конца 1900-х годов в периодической печати, например, в журналах «Экскурсионный вестник» и «Русский экскурсант», появляются публикации, освещавшие вопросы теории экскурсоведения и повествующие об уже реализованных экскурсиях. Пособие «Школьные экскурсии» 1910 года, разработанное преподавателями Петербургского лесного коммерческого училища, раскрывало принципы организации экскурсий и содержало разработку комплекса образовательных экскурсий для всех классов по нескольким учебным курсам. В 1920-е годы начали действовать научно-исследовательские организации: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве и Научно-исследовательский экскурсионный институт. На протяжении всей Великой Отечественной войны экскурсионная и исследовательская деятельность не осуществлялись. А с конца сороковых и в пятидесятые годы прошлого столетия результаты экскурсионной деятельности в учебном и образовательном процессах, а также теоретические и методические аспекты экскурсоведения в школе нашли отражение в публикациях многих известных научных сотрудников того времени. На рубеже XX – XXI веков педагогика приостанавливает теоретические разработки в данном направлении внеурочной деятельности. Лишь отдельные аспекты обозначенной проблемы в конце XX – начале XXI столетия освещались в публикациях П.В. Иванова и Г.Н. Волкова, А.Ю. Белогурова, Т.А. Каймановой. В учебном пособии, автором которого является Кайманова Т.А. даётся характеристика экскурсионного дела и описание истории его развития в нашей стране. Также учебные материалы дают представление о сущности экскурсии, наряду с этим представлены её классификации, описана методика проектирования и осуществления.

Авторы советского периода и современности неоднократно обращались к теме экскурсии, рассматривая её как одну из форм организации учебной деятельности. Тем не менее, проблема экскурсионной деятельности как формы внеурочной работы специально не рассматривалось, что и определяет актуальность исследуемой темы.

1.2. Значимость экскурсии в профориентационной деятельности

Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, которая оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10–11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. В начальной школе (1–4 класс) начинается формирование профессиональных интересов детей. Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников. Для закрепления познавательных интересов младших школьников, полученных в ходе экскурсии, можно использовать такие формы, как ролевые игры из жизни детей на профессиональные сюжеты, викторины, сочинения, конкурсы рисунков, стенгазет, альбомов, составление словарей профессий, конкурсы на лучшего знатока пословиц, загадок о труде, рабочих инструментах, карнавалы профессий, работу с детским конструктором. Уже в начальной школе необходимо развивать интерес к профессиям, связанным с техникой, вовлекать в кружки технического творчества и т.п.

Статистические исследования показывают, что выбор профессии совершается случайно: за компанию, по стопам родителей, а так же под влиянием СМИ и стереотипов. Результаты социологических опросов: (данные Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4% опрошенных высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа. Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению, которое является основным критерием эффективности работы по профориентации. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.

Вид экскурсии выбирается, исходя из конкретных обстоятельств, в зависимости от возраста экскурсантов, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе; потребностей предприятия в кадрах, степени престижности профессии и т.д.

Надо отметить, что работа экскурсовода тоже является профориентацией.

В словаре  С.И. Ожегова читаем: «Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий, руководитель экскурсии».

     Смежными профессиями являются: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Люди, занимающиеся этими профессиями,  должны иметь хорошие знания по истории, культуре и географии; знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов, а также иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

Чтобы стать экскурсоводом или гидом нужно получить  специальное образование на некоторых факультетах ВУЗов по специальности «Экскурсоведение  и музееведение».

Эта профессия - достаточно молодая, так как появилась в 70-е годы XX века.

1.3. Понятие основных терминов

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Для того чтобы правильно представлять себе возможности экскурсии для учеников, давайте разберемся в этом понятии.

Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия-это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала с использованием материалов школьного музея, или проводимая в не рамках школы.  

Отметим, что  экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные.  Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

  • урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы.  Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

     Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

  • внеурочные – факультативные - проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету.

1.4.  Концепция составления Плана экскурсии

В план подготовки экскурсии входит:

1)  Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. В нашем случае уникальная Атомная подводная лодка «Комсомолец»

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2) После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● воспитание уважительного отношения к героям Отечества в современном мире;

● изучение значимости событий в истории Родины;

● знакомство с героическими людьми;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● расширение кругозора.

3) Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим, что же может являться объектами экскурсии:

● экспозиция школьного музея постоянные и   временные выставки;

● уникальные экспонаты;

● встречи с героями, с участниками событий;

● документы, газеты, фильмы, книги с воспоминаниями;

● экспозиции государственных музеев, связанных по теме

курганы с захоронениями и т.д.

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно отметить, что составленная экскурсия не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, можно по карте определить точку уникального погружения АПЛ, или определить необходимость флота для России, посчитать сколько морей и океанов омывают границы. Для старших школьников посчитать давление толщи воды, привести сравнительные примеры.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, формируются главные положения, собираются задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена в следующем виде:

  • Название экскурсии:
  • Тема:
  • Цель:
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • Воспитательные:
  • Оборудование:
  • Содержание экскурсии:
  • Содержание практических заданий:
  • Итоги экскурсии

Важно помнить, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет.  Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● содержание;

● методика и техника ведения;

● знания экскурсовода;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать, как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Педагоги в образовательных учреждениях могут применять в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. В связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для наилучшего усвоения обучающимися предмета.

3. Поговорим о профессиях

В детстве многие мечтают работать в море. Однако такая профессия требует серьезной физической и психологической подготовки. Также придется получить профильное образование, чтобы отправиться в плавание. Есть много интересных профессий на корабле и у каждой свои особенности. Отдельно выделяют задачи, с которыми могут справиться девушки.

Профессии, которые напрямую связаны с морем, требуют множества профессиональных навыков и определенных личных качеств. Принимать решение следует со всей серьезностью, ведь реальность сильно отличается от представлений. На корабле человек должен проявлять не только физическую силу, но и психологическую устойчивость.

Моряками называют всех людей, чья работа связана с океанами и судами. Есть множество морских профессий и для начала стоит изучить описание обязанностей. Каждый должен для себя определить преимущества и недостатки конкретной работы. Необязательно моряку ходить в рейсы – можно работать даже на суше.

Капитан и его помощник

Капитан – самый старший на судне, он несет ответственность за все. Именно капитан планирует маршрут рейса, руководит погрузочными и разгрузочными работами. Обычно представитель профессии получает от 460 тыс. руб. в месяц. Если же на корабле есть опасный груз, то оплата увеличивается.

Помощник капитана замещает главного, если тот почему-то не может выполнять свои обязанности. Так, специалист может организовать работу команды, знает особенности движения судна. Если корабль довольно большой, то у капитана может быть несколько людей на подхвате. Каждый в таком случае имеет свою зону ответственности.

Представитель профессии руководит машинным отделением. Старший организовывает работу машинистов, механиков и рядового состава. Он должен контролировать и обеспечивать постоянную работоспособность судна. Все обслуживание механизмов также на нем. Старший механик в месяц зарабатывает от 300 тыс. руб. в зависимости от рейса.

Помощник должен уметь все то же самое. Именно этот человек заменяет старшего в случае необходимости. Помощников у старшего механика может быть много в зависимости от размеров и особенностей судна. В таком случае задачи распределяются равномерно, у каждого появляется своя зона ответственности. Зарплата стартует от 200 тыс. руб. в месяц.

Боцман

Представитель младшего начальственного состава. Ему подчиняется команда по хозяйственным вопросам, а он согласовывает свои действия с капитаном. Главный на палубе, управляет работой матросов. Именно боцман должен составлять график смен и следить за его выполнением. Такая работа оплачивается от 100 тыс. руб. ежемесячно.

Представитель младшей категории служащих, принадлежит к палубной команде. Матрос швартует корабль и выполняет задачи, которые ставят помощник капитана, боцман. Месячная плата начинается от 60 тыс. руб.

Моторист

Работник машинного отделения, член младшего состава. Моторист должен следить за работой всех механизмов судна. Также в обязанности входит проведение профилактических работ. Зарплата практически такая же, как и у матроса.

Можно работать в море, но не разлучаться с родными надолго. Есть возможность быть профессиональным рыбаком или технологом в этой области, перерабатывать улов. Также ценятся специалисты, которые могут работать с вакуумным и холодильным оборудованием. 

Рассмотрим еще несколько специальностей.

Инженер-судостроитель. Специалист занимается проектированием кораблей. Ответственность действительно большая – необходимо учитывать массу разнообразных нюансов. Средняя зарплата – 75 тыс. руб.

Электрорадиомонтажник. Такой специалист устанавливает, чинит и настраивает на корабле всю аппаратуру с радиоэлементами. Работа должна быть точной, от этого зависит навигация судна в рейсе. Зарплата невысокая: в среднем – 50 тыс. руб.

Слесарь-механик. Такой человек отвечает за устранение разнообразных механических неполадок. Ремонт производится в то время, пока судно находится в доке. Обычно слесарь-механик зарабатывает порядка 75 тыс. руб. в месяц.

Судостроитель. Такой специалист занимается строительством кораблей. Профессия сложная и требует серьезной квалификации. На корабле есть множество деталей из различных материалов. Зарплата в среднем составляет 100 тыс. руб.

Заключение

Выполненный анализ функции внеурочной деятельности показал, что данная форма работы способна компенсировать недочеты процесса обучения; создает особый «уклад» школьной жизни; углубляет знания школьников; делает возможным приобретение ими специфических навыков; организует досуг; оказывает мощное воспитательное воздействие, а также интегрирует школьников в общество. Данные положения ещё раз подтверждает наш вывод о высокой степени значимости данной формы деятельности учащихся. С учётом требований ФГОС к внеурочной деятельности мы выделили задачи, которые, решает данная форма работы со школьниками: духовно-нравственное воспитание, формирование комплекса познавательности и профориентационных навыков. Решение этих задач возлагается как на программный, так и на непрограммный вид внеурочной деятельности. В настоящее время большую популярность набрала такая форма внеурочная работы как проектная деятельность. Проектная деятельность мотивирует познавательную активность учащихся, развивает их способности к творчеству, ответственность, создает условия для диалога педагога и школьников. Экскурсия как целенаправленный процесс познания в соответствии с целью данной проектной работы была рассмотрена нами как одно из направлений во внеурочной практической деятельности школьников. Как элемент познавательной деятельности обучающихся экскурсии служат для реализации наглядности в обучении и закрепления полученных знаний практически. Нами были выделены и охарактеризованы основные формы экскурсий: экскурсия как особый вид деятельности, как специфическая форма общения и как профориентационная деятельность. Экскурсионная работа имеет некоторые сходство с другими формами образовательной деятельности. Поэтому есть необходимость выделить отличительные характеристики экскурсий которым отнесли: чёткие тематические границы и называние, отражающие содержание и идею экскурсии; цели и задачи, благодаря которым подача экскурсионного материала получает конкретное направление; умеренное количество объектов демонстрации, познавательных, доступных и оригинальных; заблаговременно спланированный маршрут; целесообразная протяженность во времени; экскурсовод экскурсанты в качестве субъектов учебно-воспитательной деятельности. Выполнение экскурсией указанных функций является одним из критериев её успешности. Помимо этого, педагогу, решившему ответственно подойти к организации и проведению данной формы внеурочной деятельности, следует принимать во внимание принципы взаимодействия с экскурсионной группой. Общение педагога и группы учащихся должны быть выстроены в демократическом стиле, экскурсоводу следует транслировать общечеловеческие ценности и нормы, а процесс экскурсионной работы необходимо организовать творчески и вариативно.

Таким образом, проектно-экскурсионная деятельность является оптимальным вариантом внеурочной образовательной программы школы и сможет послужить для решения важных задач школьного образования. Поэтому считаю внедрение школьного экскурсионного кружка как творческого компонента в педагогический процесс. Для эффективной работы данного кружка нами был создан и представлен алгоритм проектно-экскурсионной деятельности. Кружковая работа школьников уже давно доказала свою состоятельность в вопросе воспитания учащихся, обогащения их знаниевой базы и опыта практической деятельности. Можно считать, предложенное экскурсионное объединение обладает значительными ресурсами для формирования у обучающихся культуры досуга и профессиональных предпочтений, также оно служит площадкой для тренировки исследовательских навыков и в целом может быть уверено названо масштабным явлением в педагогике. Личный опыт создания экскурсии позволил сделать вывод, что разработка экскурсий возможна во многих областях научного знания. Для доказательства экскурсионного потенциала были разработаны образовательная программа школьного экскурсионного кружка, которая получила название «Музееведение», подробное тематическое планирование экскурсионно-проектной деятельности для разных групп обучающихся. В школьном музее были созданы разные проекты: «Урок В музее», «Я поведу тебя в музей.», конкурс чтецов и т.д.  Открытие экспозиции содействовало открытию морского кадетского класса в школе.

Полученный продукт может быть использован обучающимися и учителями для реализации требований ФГОС к внеурочной деятельности школьников.     Цель данной проектной работы, которая заключалась в изучении экскурсионной деятельности в школе и разработке экскурсии, достигнута, а поставленные задачи в полном объёме решены. Результаты доказали гипотезу нашего исследования: проектноэкскурсионная работа заслуживает реализации, так как реализует практикоориентированный и системно-деятельностный подходы во внеурочной деятельности и профориентационной работе, исправно реализует функцию социализации школьников, обладает мощным образовательным и воспитательным эффектом, раскрывает и совершенствует творческие способности учеников и способствует формированию универсальных учебных действий.

Список литературы.

  1. Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. (Электронный ресурс). URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/ (дата обращения 6.02.2020) 2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  2. Сайт «Как просто!» (Путешествия и туризм) URL: https://www.kakprosto.ru/
  3. Айчувакова, Е.Р. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования, 2016г.
  4. Б.Е. Райков, «Методика Организации экскурсии для школьников»
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя– М.: Просвещение, 2010г.
  6. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения, 2012г.
  7. Кайманова Т.А. Экскурсоведение. Теория и экскурсоводческая практика: учеб. Пособие – Пенза: ПГУ, 2012г.
  8. Соколовский, Ю.Е. Об организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии / Ю.Е. Соколовский // Преподавание истории в школе, 1966г.
  9. Старобинская, Г.И. Культурное наследие в фокусе образовательных методик: школьный музей, школьная экскурсия, Экскурсионное краеведение, 2006г.
  10. Документальный фильм 1 канала «АПЛ «Комсомолец», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение знаний полученных в школьных экскурсиях в образовательном процессе на уроках географии

Статья о личном опыте проведения уроков географии на экскурсиях....

ПРОЕКТ Создание виртуальной экскурсии «Памятники скульптора Е.А. Антонова в Твери»

Вид проекта – комплексный, включающий информационную, познавательную, исследовательскую и практико-ориентированную составляющие. Проект направлен на сбор информации о памятниках города Твери, ознакомл...

ПРОЕКТ Создание виртуальной экскурсии «Памятники скульптора Е.А. Антонова в Твери»

Вид проекта – комплексный, включающий информационную, познавательную, исследовательскую и практико-ориентированную составляющие. Проект направлен на сбор информации о памятниках города Твери, ознакомл...

Методическая разработка "От окраины к центру (из опыта создания литературной экскурсии)

Материал может быть интересен учителям литературы и педагогам дополнительного образования...

Создание виртуальных экскурсий – совместная работа учителя и учеников 8 – 10 классов.

Работа посвящена совместному проекту учеников и учителя с использованием иностранного языка и историко-культурных компетенций....

Коллегам на заметку - статья: "Создание интерактивных экскурсий о родном городе Туле на уроках английского языка"

В декабре 2018 года вышло региональное методическое приложение № 24 к журналу "Просвещение иностранные языки" - "Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Тульской области", где...

Методика создания виртуальной экскурсии

Презентация посвящена созданию,  оформлению и представлению виртуальной экскурсии...