1. Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Мини-футбол"
рабочая программа

Безбабичев Роман Владимирович

Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Мини-футбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezbabichev_r.v._do_mini-futbol.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-оздоровительной направленности

«Мини-футбол»

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Безбабичев Р.В.,

педагог дополнительного образования,

учитель физической культуры

Елец, 2022

  1. Пояснительная записка

        Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

         Программа создана на основе курса обучения игре в мини-футбол. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Новизна. Дети, не имеющие представления об игре «Футбол», адаптируются к условиям тренировок, и приобретают необходимые навыки и умения для дальнейшего участия в турнирах и различных соревнованиях

Актуальность программы.  Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство данной образовательной организации. Программа соответствует новым стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью, способствующей личностному росту обучающихся, их социализации и адаптации в обществе.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она является практико-ориентированной. Программа улучшает эффективность показателей повышения физкультурно-спортивной активности занимающихся (регулярность посещения детьми учебно-тренировочных занятий), формирование устойчивой мотивации к занятиям футболом, улучшение функционального состояния  организма детей и уровня их физической подготовленности.

Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-15 лет.

Наполняемость в группе: от 12-15 человек.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, объем образовательной нагрузки – 68 часов в год.

Условия реализации программы. Обучаться по данной программе могут все желающие дети 11-15 лет. Группа занимается 2 часа в неделю.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется в группах с детьми разного возраста. Количество обучающихся – 12-15 человек.

Программа предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. В рамках программы предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности, степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников.

Цели и задачи программы.

Цель программы «Мини-футбол» - создание условий для  гармоничного развития физических и духовных сил подрастающего поколения; подготовка спортивных резервов в футболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.

Задачи:

обучающие:

- формирование  у  подростков  потребности  в  регулярных занятиях  физической  культурой  и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;

- овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;

- приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок.

развивающие:

- развитие и  совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств; - осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов;

- развитие образного мышления.

воспитательные:

- воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма;

- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду;

- воспитание интереса и любви к здоровому образу жизни.

практико-ориентированные:

- содействие укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию;

- применение приобретенных физических знаний ежедневно.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве;

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к работе на результат;

- развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов;

- нахождение ошибок при выполнении учебных задание, поиск способов их решения;

- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культуры;

- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнений;

- анализ и объективная оценка результатов собственного труда.

Предметные:

-  формирование  потребности  в  регулярных занятиях  физической  культурой  и спортом, в соблюдении здорового образа жизни;

- овладение основами техники и тактики современного футбола, последовательное повышая уровень освоения необходимых навыков;

- приобретение необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок;

- развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств;

- воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплина, трудолюбие, коллективизм.

         Данная рабочая программа адаптирована под занятия с детьми, которые ранее не занимались в спортивных секциях по футболу, и имеют узкое представление о нем.

         Занятия «Мини-футбол» проводятся согласно плану работы. Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной программе. При планировании учитываются местные климатические условия.

Этапы обучения:

  1. Подготовительный
  2. Соревновательный
  3. Переходной

      Основная задача подготовительного этапа — подготовить команду к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. В ходе занятий проводится комплектование игроков в состав команды, отрабатываются новые приемы техники и тактики, которые намечается применять в соревновательном периоде.

       На этом этапе основное внимание уделяется ОФП и СФП. ОФП и СФП отводится около 60-65% времени от каждого занятия; технической подготовке —25-30% и тактической подготовке — 10-15% времени.

       Основные средства подготовки: ОРУ без предметов, с предметами и на снарядах, ходьба, бег, волейбол, футбол.

        Проходит совершенствование специальной физической и технической подготовки, налаживание тактических взаимодействий против различных систем нападения и защиты.

         Соревновательный этап - основные средства подготовки данного этапа: учебно-тренировочные двусторонние игры.

На данном этапе тактическая подготовка занимает 50-55% времени. На техническую подготовку отводится 30-35%, а на физическую — 1-15% времени.

         Основной задачей переходного этапа является поддержание достигнутого уровня общей и специальной физической подготовленности, постепенное снижение нагрузки и планомерный переход к занятиям и упражнениям из других видов спорта. Основными средствами данного этапа являются упражнения общей и специальной физической подготовленности  небольшой интенсивностью, упражнения общей и специальной физической подготовленности с небольшой интенсивностью, упражнения по нормативам, прогулки, походы.

2. Календарный учебный график

Начало учебного года – 1 сентября.

Окончание учебного года – 26 мая.

№ группы

Год обучения

Всего учебных недель

Объем учебных часов

Режим работы

1

1

34

68

2 часа 1 раз в неделю

3.Учебно-тематический план программы

 

 п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Техническая подготовка

18

1

17

2

Удары по воротам

15

1

14

3

Отбор мяча

5

1

4

4

Тактическая подготовка

8

1

7

5

Учебная игра

22

21

ИТОГО

68

4

64

4.Содержание программы

1.  Организационное занятие.

Цели и задачи, содержание работы. Инструктаж по технике безопасности. Приветственные игры. Проверка спортивного навыка и выдержки.

2.Техническая подготовка.

Обучение передачи мяча. Обучение остановке мяча. Совершенствование навыков остановки мяча. Совершенствование навыков передачи мяча. Обучение остановки мяча бедром.

3.Удары по воротам.

Обучение ударам мяча. Совершенствование навыков удара мяча. Обучение удару мяча слета. Совершенствование навыков удара мяча с лета. Обучение остановке мяча после отскока. Обучение удару мяча головой. Совершенствование навыков удара мяча головой. Обучение отбору мяча у соперника. Обучение отбору мяча у соперника.

 4.Отбор мяча.

Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной).

5.Тактическая подготовка.

Совершенствование навыков розыгрыша мяча в стандартных положениях. Совершенствование исполнения технических элементов. Совершенствование ударов мяча по воротам.

6.Учебная игра.

Учебная игра.

5.Нормативные требования, содержание и методика проведения контрольных испытаний

  1. Упражнения и нормы по физической подготовке

№ п/п

Содержание требований

  1. год обучения

1

Челночный бег 3x10 или

бег 30 м с высокого старта, сек.

10.0

6.0

2

Метание теннисного мяча в цель с 6 метров из 3 попыток (кол-во попаданий)

1

3

Кросс без учета времени, м

300

4

Выпрыгивание вверх с места, см

30

5

Прыжки в длину с места, см

120

  1. Упражнения и нормы по специальной физической и технической подготовке

№ п/п

Содержание требований

1 год обучения

1

Удар по мячу на дальность, м.

24

2

Обводка трех стоек, стоящих на расстоянии между собой  6 м; общая протяженность 20 м

12

3

Бег на 30 м. с ведением мяча, сек.

10

4

Жонглирование мячом ногами, кол-во раз

4

5

Жонглирование мячом головой, кол-во раз

3

6. Список литературы

1.        Лапшин О.Б. «Теория и методика подготовки юных футболистов: Методическое пособие», 2010 г.

2.        Полозов Андрей Анатольевич «Мини-футбол. Новые технологии в подготовке команд»

3.        Решитько В.Л. «Техническая подготовка юных футболистов»: методические рекомендации-М.,1994.

4.        СуворовВ.В. «Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности».

5.        Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. Учебное пособие для УОР, -М., Воениздат, 1997.

6.         Тюленков С.Ю., Губа ВП., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов. - Смоленск, 1997.

7.        Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебное пособие длястудентов ИФК. -М.: ФиС, 1987.

8.        Футбол: Справочник / Авт. – сост. Чумаков Е.М. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

9.        Все о спорте. Справочник, 2-е изд., в 3-х т. – М.: Физкультура и спорт, 1988

10.        Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. Под общ. ред. А.П.ЛаптеваиА.А.Сучилина.-М.:ФиС,1983.

11.        Физкульура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982.

12.        Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с., ил.

13.        http://www.footcom.ru/articles.php?page=54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая гимнастика»

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая  гимнастика»...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Подвижные игры»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действоват...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...

Программа внеурочной деятельности, дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности по баскетболу

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Подвижные игры»

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действоват...