Методические рекомендации "Формирование певческого тона"
методическая разработка

Дорохова Ольга Иннокентьевна

Методические рекомендации "Формирование певческого тона" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_pevcheskogo_tona.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Иркутская область  Усольский район

МОУДОД «Детская школа искусств р.п. Белореченский»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 к открытому уроку по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ТОНА»

Составитель: Дорохова О.И.

преподаватель музыкального отделения

класс сольное (академическое) пение

р.п. Белореченский

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕВЧЕСКОГО ТОНА.

             Качества певческого  тона:

  1. Сочность, звучность, «полётность», объём, плотность, округлость и сила.
  2. Наличие тембровой устойчивости, окрашенной обертонами.
  3. Мягкая атака, лёгкость, светлость. В поиск певческого тона закладываются природные факторы личности и его духовное начало. В певческий тон вкладываем как механическую природу ощущений каждого обучающегося, так и приобретённые навыки и умения владеть собой и своими мышцами при фонации.
  4. У певческого тона нет преград к диапазоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

            Певческий тон органично вплетается в исполнительский процесс и творческие задачи. Он может быть углублённым, полётным, лёгким, созерцательным и т.д.

            Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или полузевке с низким положением гортани и при эластичной работе зоны мягкого нёба и с открытым звуковым каналом. За счёт самоанализа внутренних ощущений и слуха формируем певческий тон, слушаем себя и вкладываем в него все лучшие качества, ведущие к наполненности, объёму, красивой тембральной окраске и звучности. Кому-то нужна «прикрытость» звучания, чтобы придать голосу мягкость, бархатность, а кому-то наоборот, - «открытость» для вибраций, за счёт которых большее количество обертонов окрашивают тембр.

            В задачу преподавателя входит  устранение с певческого тона всех дефектов, таких как: призвуки (горловой, гнусавый, носовой, «белый» звук, качание и тремоляция). Все эти дефекты носят, как правило, приобретённый характер. Основными причинами их возникновения являются неправильные певческие навыки, плохое обучение или самостоятельные занятия без соответствующих специальных знаний.

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ТОНА.

            Многие педагоги прошлого и, в частности основатель русской вокальной школы М.И. Глинка, говорили о таком голосообразовании, при котором предлагается начинать формировать певческий тон с «натуральных» нот, т.е. с середины диапазона, с примарных звуков, которые в силу своей природы являются однородными и благодатными.

            Надо заметить, что единых систем нет. Есть только творческая природа, которую педагог раскрывает и развивает, шлифуя все грани «инструмента».

            Примарный тон у мальчиков ниже, чем у девочек. С 7 до 13 лет – время формирования внутренних голосовых мышц.

            Существуют разные мнения, с какого звука лучше всего закреплять певческий тон; многие педагоги предлагают выстраивать на гласной «А» переходящей в «О». Другие предпочитают использовать гласные «О», «И», «У». Но практика показывает, что в процессе распевания нужно чередование гласных, через которые мы добиваемся единой манеры фонации и плавного перехода от одной гласной к другой. Предпочтение отдаётся слогу «ЛЕ», который невольно поднимает верхнее нёбо в положение зевка, даёт ощущение округлости, опускает нижнюю челюсть и «проталкивает» звук в головной резонатор высокой форманты.

            Ощущение округлости звука как певческого тона, завершается плавным переходом слога «ЛЕ» в гласную «О» или «У».  Гласный же звук «А», когда он не оформлен, зачастую звучит открыто и выбивается из общей линии при фонации остальных гласных. В таком случае, к «А» лучше прибавить «Х». Слог «ХА» при фонации рождается глубоко в глотке, что способствует ощущению звукового канала.

            Так же отмечено, что на певческий тон существенно влияет положение головы. Поднимем голову вверх, споём «А», как бы в потолок, затем повторим тоже самое, держа голову прямо. И ещё раз – опустив голову вниз. Мы сразу услышим, что качество певческого тона в его звукообразовании различно. Первый тон – более открытый, лёгкий, светлый; второй – матовый, объёмный, а третий – невольно захватывает тембр грудного резонирования. Поэтому положение головы – важное условие не только для формирования певческого тона, но и для осознания звукового канала.

III. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

            Начнём с дыхательных импульсов.

Берём дыхание через нос, а выдох через нос и рот одновременно. Язык в положении звука «Э» или «Ы». В момент выходящего дыхания мы услышим чуть ощутимый щелчок у задней стенки глотки (гортани). Этот щелчок вы услышите при условии, если ваше дыхание пойдёт правильным путём, а именно: оно будет подниматься по задней стенке глотки, упираясь в череп, но ни в коем случае не в рот. Вообразим, что на месте темени у нас вытяжная труба, в которую стремится воздушная струя, - ваш выдох. Не торопясь, проделать данное упражнение несколько раз. Выполнять без напряжения; овладеть происходящим в вас процессом, чтобы неудобное стало незаметным и привычным, т.е. – рефлекторным.

            Для «полётности» звука, главным образом, используют переднюю часть лица, но не только – у нас обилие резонирующих полостей, в том числе и затылочные. Таким образом, секрет звучания и есть «тайна голоса». Звук же должен выпадать изо рта, он направляется в резонирующие полости головы вместе с воздушной струёй, как бы поднимающей наш звук, который вместе со словом всё равно выйдет изо рта. Но при указанном навыке, этот звук вылетает оформленным, собранным, отточенным всеми частями нашего аппарата.

            На первом этапе обнаружения певческого тона необходимо почаще обращаться к лёгкому, еле слышному, стону. Этот пойманный тон голоса с сознательным контролем направляем через все резонаторы. Мы начинаем понимать, что рождённый звук зависит от нашего умения формировать в определённом, наиболее выгодном фокусе. Фокус может находиться в разных местах ротоглоточного канала.

            Силу голоса нужно ещё искать в постепенном нарастании от piano до forte и их взаимоотношениях. Полезно петь при этом glissando.

            Певческий тон хором, когда он звучный, но на начальном этапе обучения и в начале распевания, следует давать лишь половину звука.

            Упражнения для осознания певческого тона.

  1. Нижняя челюсть опущена на грудь.
  2. Язык расслабляем в положение для звука «Е» или «Ы».
  3. Все мышцы свободны. Рука на диафрагме – контролёр.
  4. Вдох носом (ноздри раскрыты). Тонизируем мягкое нёбо холодком, добирая дыхание. Одновременно наполняем любимым запахом, удерживая в памяти объём запаха, сохраняя вдыхательное положение.
  5. Выдох со стоном и облегчением.
  6. Затем вдох и толчок диафрагмы в одно мгновение со вздохом (при опущенной челюсти). Вдох и «глубинный» выдох, как будто мы своим дыханием согреваем озябшие руки.

            Немаловажен подбор гласного звука для формирования певческого тона. Округление гласного звука «О» надо сохранить при переходе к другим гласным звукам. Важно так же сохранить резонаторные ощущения в позиции гласного «О». Мысленно представляем себе гласный звук «О», глубоко в гортани, в различных сочетаниях: «А-Э-О-И-У», «О-Э-И-О-У», «О-Э-И-О-А». Иногда наиболее эффективным является следующий ряд гласных («И» открывает головной резонатор): «И-У-Э-О-А», «И-Е-У-О-А». Здесь идёт фонематическое тяготение гласных: «Е» к «И», «О» к «А», «А» к «О», «У» к «О». Полезно пропеть упражнение на трёх звуках вверх и вниз по полутонам в объёме своего диапазона: «А-Э-У», «О-Э-И», «У-О-А», «И-О-А». Последовательность «О-А-И-У» позволяет выстраивать резонаторную лестницу. Куполом «зевка» создаёт пространство, пустоту, представляя, что голова полая и воздушный столб выходит свободно через голову как по трубе.

            Можно сделать вывод, что формирование певческого тона является одним из главных моментов в работе воспитания голоса. Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости – неотъемлемая часть педагогической направленности.

            И, всё же, главный эстетический принцип – слияние технической и художественной стороны вокального процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое в...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическая разработка «Певческое дыхание и звукоизвлечение».

Данная разработка посвящёна работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как объяснить и показать ребёнку правильную вокальную технику....