Рабочая программа театральной студии "Арлекино"
рабочая программа

Зубарева Наталья Владимировна

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный театр, во всяком случае, театральный кружок.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть

осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности

детей в данных областях деятельности.

Данная образовательная программа относится к программам художествено-

эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и

эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.Программа расчитана на детей 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arlekino.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 г .Петровска-Забайкальского

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Театральной студии «Арлекино»

форма организации образовательной деятельности – кружок 

Руководитель: учитель русского языка и литературы Зубарева Наталья Владимировна

  1. Пояснительная записка

                                                   

«..... театр - единственный учитель     нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. ... театр - ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

                                                                                                                                                 М. Твен

                                                    «...Таланты будущих поколений могут быть  

охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов;

для этого же необходимо их раннее узнавание.

                                                                                                                                             Г.Ревеш

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный театр, во всяком случае, театральный кружок.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть

осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности

детей в данных областях деятельности.

Данная образовательная программа относится к программам художествено-

эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и

эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Программа актуальнапоскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Арлекино» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,

совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение».

Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни.

Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а

на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Специфичность программы проявляется:

 в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам

актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

 в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

 в способе структурирования элементов содержания материала внутри

дополнительной образовательной программы.

 в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

Цель программы:

Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников.

Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр- драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие

познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

  II. Содержание учебного предмета, курса.

РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.

История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.

РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика  

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.

Раздел 3. Театральная игра

Театральные игры, импровизация. Этюд. Сценический этюд. Артикуляция. Работа над дикцией.

РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет  

«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек…  Какой он?

РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи  

Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе  творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;

۰предлагать помощь и сотрудничество другим;

۰ слушать собеседника и слышать его;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;

۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰учатся говорить четко, красиво;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды на заданную тему;

۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).

IV. Учебно-тематический план

Учитель: Зубарева Наталья Владимировна

Количество часов: 35  часов, в неделю: 1 час

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

17

5

8

Ритмопластика

3

1

3

Театральная игра

7

2

7

Этика и этикет

2

1

2

Культура и техника

6

1

5

Итого:

35

10

25

V.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теоретические навыки

Практические

навыки

Дата

План

Факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра.

1

Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игра «Назови свое имя ласково».

2

Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

1

Драма, комедия, трагедия, интермедия

3

Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей.

1

Словарь: балет драматический;

Театр зверей, кукольный.

Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций.

4

Подготовка  декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи.

1

Декорации.

Выразительное чтение стихов.

5

Генеральная репетиция к празднику День учителя.

1

6

Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше).

1

Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя

7

Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад.

1

8

Выразительное чтение сказки по ролям.

1

Учимся выразительному чтению

9

Культура поведения в театре. Понятия  «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария.

1

10

Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.

1

Кулисы, рампа, подмостки.

11

Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям.

1

Работа над артикуляцией звуков.

12

Сценарий и правила работы с ним.

1

Сценарий, сценарист

13

Выбор  сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.

1

14

Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций.

1

Декорации

15

Изготовление декораций, костюмов. Репетиция.

1

Изготовление декораций и костюмов

16

Генеральная репетиция Новогоднего сценария.

1

17

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

1

РИТМОПЛАСТИКА

18

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

1

Осанка, и походка.

19

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

1

Учить показывать животных с помощью мимики.

20

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

1

Работа над дикцией и пластикой.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

21

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

1

Этюд, диалог, монолог.

22

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

1

23

Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

1

   

Работа над движениями на сцене.

24

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

25

Обсуждение праздничного выступления.

1

Учить высказывать свое мнение, аргументируя.

26

Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом».

1

27

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1

Д/и «Угадай животное».

Показ «разговора» животных.

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

28

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

Познакомить с понятиями «этика», «этикет».

Ирга: « Я начну, а вы кончайте...»

29

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

30

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.                        

1

31

Учусь говорить красиво.  Что  значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

1

Познакомить с понятиями «сквернословие».

Учить высказывать свое мнение, аргументировать

32

Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.                      

1

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

33

Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

Работа над дикцией.

34

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

1

35

Резервный урок

1

VII. Программное и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми.. – С-П., 2001.
  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N 23).
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  5. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999

Литература для обучающихся:

  1. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное издательство, 1992
  2. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Интернет – ресурсы

  1. Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org    
  2. World Art -  мировое искусство http://www.world-art.ru

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Компьютер с выходом в Интернет
  2. Аудио- и видеозаписи, презентации
  3. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
  4. Реквизит для этюдов и инсценировок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Рабочая программа "Театральное искусство"

Программа "Театральное искусство" рассчитана на учащихся 9-х классов на 1 год обучения.Курс вычленен из программы "Мировая художественная культура". Данный курс опирается на опыт работы, нако...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...