Сервировка чайного стола
план-конспект

Логинова Валентина Петровна

Мастер-класс по теме "Сервировка чайного стола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obedinenie_servirovka_master_-klass.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

        Объединение «Хозяйка дома»

Педагог ЦДО: ВП Логинова

Мастер – класс

«Сервировка чайного стола»

 

Добрый день, дети,гости и уважаемые коллеги.

  Мастер –класс поможет вам  приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.

 В нашем объединении  есть  группы, где дети обучаются по специальной   программе «Кухни народов мира» «Веселые поварята»  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.  

 С 1 по 10 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Кулинария»,    «Торговля» и др.) повторяются из года в год,  дополняясь новыми сведениями.

   Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

 В своей работе с обучающимися я использую психологическое упражнение  в начале каждого занятия и по окончанию его.

  Моя задача  не «дать урок»  по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения. На  своих уроках я использую межпредметные связи.  

Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел « Кулинария». В кабинете мы стараемся иметь все необходимое  для обучения:  набор кухонной и столовой посуды, чашки, полотенца, салфетки и т.д. По возможности  на практическихуроках ,  мы  учимся чистить и нарезать овощи, готовим  бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, учимся  правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Учимся красиво накрывать столы к тому или ному торжеству.    Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение  и уроки СБО - являются единственным источником получения знаний и умений.

 Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт.  

Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости,чем больше жизненных ситуаций рассматривается на практических уроках  тем больше может быть уверенность у  педагога, что его выпускники используют знания в новой или измененной ситуации.  .

                                                Мастер – класс.

 А сейчас мы попробуем с вами вспомнить об этикете   «Сервировка стола к чаю».

Тема:  Сервировка стола к чаю.

Цели:

Коррекционно – образовательные: формировать умения и навыки по сервировке стола к чаю, приготовлению бутербродов, завариванию чая.

Коррекционно – развивающие: развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время;

Коррекционно – воспитательные: воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, эстетический вкус при оформлении блюд;

Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику нарушения осанки.

Оборудование: предметы для сервировки стола, головоломка, конверты с пословицей и карточки с индивидуальным заданием, иллюстрация и схемы сервировки стола к чаю, одноразовая посуда для индивидуальной работы.

1 . Организационный момент.

Добрый день! Я рада встречи с вами, Сегодня мы с вами будем повторять и знакомиться с новым материалом.  

2.Актуализация знаний.

 Какие вы знаете пословицы?

«Будет хлеб – будет и обед» (вывод: хлеб – главный продукт питания)

 3.Рассказ учителя: Наша страна славилась гостеприимством и хлебосольством. Если в дом заходил знакомый человек или странник, его сажали за стол и угощали «чем бог послал». Так говорили хозяйки, поставив самовар, нарезав пироги, красиво накрыв стол и приглашая к столу гостя.   Умение правильно и красиво накрыть стол, быстро приготовить и правильно расположить блюда на столе, считалось гордостью каждой хозяйки.

  В жизни часто так бывает, что кто – то неожиданно приходит к вам в дом. Это может быть ваша бабушка, или подруга. А может это ваш школьный товарищ, который зашёл к вам за книгой или просто в гости навестить.

Если к вам в дом пришёл знакомый вам человек – это гость! И встретить вы его надо доброжелательно, по нашим русским традициям, пригласить в дом, предложить стакан чаю. Иногда бывает, что и мамы дома нет. Тогда все придётся делать вам: и чай приготовить, и стол накрыть красиво, правильно разложив и тарелки, и приборы. Посмотреть, что есть в доме из продуктов, чтобы быстро приготовить что – то к чаю.

- Вы учились заваривать чай. Чай заварить сможете?

- Что вы ещё научились делать?

Что – то приготовить и поставить на стол?

- А красиво и правильно накрыть стол к чаю, учились?

Значит, если к вам в дом придут гости, то у вас возникнет проблема. Какая ?

Сегодня на уроке вы научитесь сервировать стол к чаю. Узнаете где и какой предмет сервировки должен располагаться на столе.

- Какая задача стоит перед вами?

Да, главная ваша задача: научиться сервировать стол к чаю. А это значит, что вам надо чётко усвоить, где и как расположить тарелки, как положить  чайные ложечки, куда положить салфетки, поставить для чая чайные пары (блюдце и чашку).

-Посмотрите на картинку сервировки стола. Соответствует ли она теме нашего урока? Какие предметы сервировки помогли вам дать утвердительный ответ?

(Демонстрация сервировки стола к чаю, сопровождающая объяснение  педагога)

Сервировка- это подготовка стола к приёму пищи. И начинается она с подготовки предметов сервировки. Нам понадобятся: чайный сервиз, столовые приборы, десертные тарелки, скатерть. Скатерть может быть однотонная или цветная, чистая и хорошо выглаженная. По количеству людей расставляем по краю десертные тарелки на расстоянии 1,5 – 2 см. от края. Возле тарелки размещаем столовые приборы: нож кладём справа, режущей стороной к тарелке, вилку слева, зубчиками вверх, чайную ложечку располагаем за тарелкой ручкой вправо. Чайную пару: чашку и блюдце располагаем сверху и чуть правее от тарелки. Возле вилки слева положим салфетку.

Рядом с предполагаемым местом, где будет сидеть хозяйки, ставим самовар, заварочный чайник, сахарницу.

В центре стола поставим те блюда, которые обычно подают к чаю. Это закуска и десерт (бутерброды, варенье, выпечка), то, что есть в доме, что можно предложить гостям к чаю.

Посмотрите внимательно ещё раз на сервированный стол к чаю и чтоб лучше запомнить последовательность сервировки, прочитаем технологическую карту.

Работа с технологической картой

1. Накрыть стол скатертью.

2. Расставить десертные тарелки.

3. Разложить столовые приборы.

4. Расставить чашки с блюдцами.

5. Разложить салфетки.

6. Поставить заварочный чайник с чаем, самовар с кипячёной водой недалеко от хозяйки.

7. Поставить в центре стола ( бутерброды, варенье, печенье).

6.Практическая работа в бригадах.

-  А теперь закрепим полученные умения. Каждый участник накроет свой стол, используя карточки с нарисованными предметами сервировки( 1-скатерть, табурет,2-тарелка, нож, вилка, 3- чашка, блюдце и салфетка, 4- самовар, заварочный чайник) - раздаёт их своей бригаде.

6. Рефлексия

- Какая проблема встала перед вами в начале урока?(Если внезапно зайдёт гость в дом, а родителей дома нет или мама занята, как правильно и красиво накрыть стол к чаю)

- Какая задача стояла перед каждым из вас? (Научиться сервировать стол к чаю)

- В процессе работы, какие трудности испытывали?

С работой вы справились.Умение сервировать стол к чаю вам в жизни всегда пригодится. 

 

Литература

 1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -- 247 с.

2. Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -- 2009. -- №. 3.

3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др.; под ред. А.М. Щербаковой. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика за чайным столом

Проект представлен в виде викторины т.е. в виде игры в вопросы и ответы. Его можно использовать в любой школе, как для пропедевтики предмета физики, привития интереса к предмету, развития наблюдательн...

Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»

Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...

11Сервировка чайного стола (итог проекта)

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК СЕРВИРОВАТЬ ЧАЙНЫЙ СТОЛ?...

Урок в 8 классе "Физика за чайным столом"

Урок-чаепитие обобщения и ситематизации знаний...

Презентация "Чайный стол"

Подробные рекомендации для сервировки чайного стола...

Технологическая карта коррекционного занятия по СБО "Сервировка чайного стола"

На коррекционном занятии обучающихся знакомят с сервировкой чайного стола; раскрывается значение сервировки стола для человека; знакомство с практическими способами накрывания чайного стола...

Конспект открытого урока " Сервировка чайного стола"

Встреча за чаем! это прекрасный повод поговорить о  чём- то приятным.Как правильно организовать чаепитие, чтобы у всех было прекрасное настроение и приятное послевкусье? Чтобы ответить, нео...