"Картонаж"
рабочая программа (8 класс)

Александрова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного напрвления. На занятиях кружка дети учатся использовать бумажные отходы в прекрасные доходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartonazh.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ  «Нартасская школа интернат»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  

«Картонаж»

духовно-нравственного направления

                                                                  Составила:

                                                                  Александрова Т.А.

                                                                  воспитатель

п. Нартас

Пояснительная записка

 

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа «Картонаж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями  способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа кружка «Картонаж» разработана для занятий с воспитанниками  9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 64 учебных часа практических и теоретических занятий.

  

Цель программы:

развитие личности воспитанников через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.

  

Задачи программы:

Обучающие:

- обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств    материалов, используемых в работе;

- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

 

Коррекционно-Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию детей с у/о;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

 

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

- экологическое воспитание;

-  развитие любви к природе.

 

Формы и методы занятий

 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, и другие.

А также различные методы:

 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ  и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

Содержание программы

 

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

 

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Организация кружкового самоуправления (выбор старосты, актива, распределение дежурства, организация уголка). Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.

 

Работа с бумагой.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

 

Рисование

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге, квадрате, треугольнике и в других заданных формах , растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек и др.

 

Работа с картонным отходным материалом.

Работа с картонными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает бережливость. Занимаясь конструированием панно, коробок из картонных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за явлениями превращения отходного материала в прекрасное, ближе знакомится с творческим миром созидания, учится бережно относиться к окружающей среде.

 

Работа с обоями.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обои  из  бумаги, пенные, винила и флизелина; об инструментах и приспособлениях: клей, шпаклевка, лак акриловый, краски. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке обоев шпаклевкой:.

 

Аппликация и декупаж.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

 

 

Планируемые результаты

 

Личностные  результаты:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

 

Метапредметные  результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- различать способ и результат действия;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное.

 

Предметные результаты:

- знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

- уметь правильно организовать свое рабочее место;

- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- уметь работать по шаблону;

- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).

 

Способы проверки ожидаемого результата

 

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ.

Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий  по всем разделам с учетом следующих критериев:

- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

- художественная выразительность и оригинальность  работ.

Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки,  конкурсы, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение, оформление портфолио и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

 

Система контролирующих материалов:

Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).

Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.

Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

 

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов своей деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

 

  Материально- техническое обеспечение

 

 Инструменты и приспособления:

простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок,  цветные нитки, клей «Титан», салфетки, технологические карты по изготовлению панно.

 

Материалы:

бумага цветная для аппликаций, ксероксная цветная бумага, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, гофрированный,  цветной картон,  клей ПВА, силикатный, обойный, пенопласт, декоративные изделия.

 

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие

2

2

__

2.

Работа с картонным материалом, обоями.

20

6

14

3.

Шпаклевание

10

2

8

4.

Работа с картоном. Декупаж, ниткография.

20

2

18

5.

Квиллинг

14

__

14

6.

Итоговое занятие

2

__

2

Итого:

68

12

56


Содержание

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1.

Вводное занятие

Беседа о работе кружка, показ образцов поделок, беседа по технике безопасности во время работы с клеем, ножницами, нитками, иглой, роспись учащихся в тетради.

2

2.

Работа с картонным материалом

Заготовка картонных панно, путем наклеивания нескольких слоев

6

Коллективная работа

Наклеивание обоев

14

Коллективная работа и в парах

3.

Шпаклевание рисунка на обоях

1. Значение и техника шпаклевания, материалы, выбор основы, описание выполнения рисунка.

2

Изготовление панно «Триптих», «Мотоциклист», «Фиалки».

8

Коллективная работа

4.

Работа с картоном

Знакомство с декупажом, ниткографией.

Оформление нитками панно «Солдат» «Мама»,

«Маки», «Лилии», «Орнамент», «Красные маки».

2

18

Коллективная работа

5.

Квиллинг

Квиллинг «Подорожник», «Астры», «Ландыш», «Жар-птица».

14

6.

Итоговое занятие

Оформление работ, подготовка к выставке.

2

Защита детских проектов.

Литература

 

1. Интернет-сайт: Страна мастеров.

2. Интернет-сайт: Мастер-классы.

3. Интернет-сайт: Мир рукоделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2019. Комодик для украшений. Мастер-класс по картонажу и ниткографии.

Комодик для украшений из спичечных коробков!...