"Картонаж"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного напрвления. На занятиях кружка дети учатся использовать бумажные отходы в прекрасные доходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartonazh.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа интернат»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Картонаж»
духовно-нравственного направления
Составила:
Александрова Т.А.
воспитатель
п. Нартас
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа «Картонаж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа кружка «Картонаж» разработана для занятий с воспитанниками 9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 64 учебных часа практических и теоретических занятий.
Цель программы:
развитие личности воспитанников через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материалов, используемых в работе;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Коррекционно-Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию детей с у/о;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание;
- развитие любви к природе.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Содержание программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Организация кружкового самоуправления (выбор старосты, актива, распределение дежурства, организация уголка). Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.
Работа с бумагой.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Рисование
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге, квадрате, треугольнике и в других заданных формах , растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек и др.
Работа с картонным отходным материалом.
Работа с картонными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает бережливость. Занимаясь конструированием панно, коробок из картонных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за явлениями превращения отходного материала в прекрасное, ближе знакомится с творческим миром созидания, учится бережно относиться к окружающей среде.
Работа с обоями.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обои из бумаги, пенные, винила и флизелина; об инструментах и приспособлениях: клей, шпаклевка, лак акриловый, краски. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке обоев шпаклевкой:.
Аппликация и декупаж.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- различать способ и результат действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное.
Предметные результаты:
- знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь работать по шаблону;
- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ.
Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, конкурсы, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение, оформление портфолио и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов своей деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Материально- техническое обеспечение
Инструменты и приспособления:
простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, цветные нитки, клей «Титан», салфетки, технологические карты по изготовлению панно.
Материалы:
бумага цветная для аппликаций, ксероксная цветная бумага, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, гофрированный, цветной картон, клей ПВА, силикатный, обойный, пенопласт, декоративные изделия.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | __ |
2. | Работа с картонным материалом, обоями. | 20 | 6 | 14 |
3. | Шпаклевание | 10 | 2 | 8 |
4. | Работа с картоном. Декупаж, ниткография. | 20 | 2 | 18 |
5. | Квиллинг | 14 | __ | 14 |
6. | Итоговое занятие | 2 | __ | 2 |
Итого: | 68 | 12 | 56 |
Содержание
№ | Тема | Содержание | Часы | Примечание |
1. | Вводное занятие | Беседа о работе кружка, показ образцов поделок, беседа по технике безопасности во время работы с клеем, ножницами, нитками, иглой, роспись учащихся в тетради. | 2 | |
2. | Работа с картонным материалом | Заготовка картонных панно, путем наклеивания нескольких слоев | 6 | Коллективная работа |
Наклеивание обоев | 14 | Коллективная работа и в парах | ||
3. | Шпаклевание рисунка на обоях | 1. Значение и техника шпаклевания, материалы, выбор основы, описание выполнения рисунка. | 2 | |
Изготовление панно «Триптих», «Мотоциклист», «Фиалки». | 8 | Коллективная работа | ||
4. | Работа с картоном | Знакомство с декупажом, ниткографией. Оформление нитками панно «Солдат» «Мама», «Маки», «Лилии», «Орнамент», «Красные маки». | 2 18 | Коллективная работа |
5. | Квиллинг | Квиллинг «Подорожник», «Астры», «Ландыш», «Жар-птица». | 14 | |
6. | Итоговое занятие | Оформление работ, подготовка к выставке. | 2 | Защита детских проектов. |
Литература
1. Интернет-сайт: Страна мастеров.
2. Интернет-сайт: Мастер-классы.
3. Интернет-сайт: Мир рукоделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2019. Комодик для украшений. Мастер-класс по картонажу и ниткографии.
Комодик для украшений из спичечных коробков!...