Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой компьютер»
рабочая программа (6 класс)

Помогов Алексей Федорович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой компьютер»

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Программа «Мой компьютер» имеет техническую направленность и помогает сформировать у учащихся знания и практические умения работы на компьютере, которые будут необходимы им для осуществления своей деятельности в современном информационном обществе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_moy_kompyuter.docx155.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тамбовского района Тамбовской области

Принята на заседании методического совета

Протокол №

от»

Утверждено:

 Директор школы _______________

 

Приказ №

от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технической направленности

«Мой компьютер»

 

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Помогов Алексей Федорович,

педагог дополнительного образования

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Мой компьютер» имеет техническую направленность и помогает сформировать у учащихся знания и практические умения работы на компьютере, которые будут необходимы им для осуществления своей деятельности в современном информационном обществе.

Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению компьютерных технологий, сочетающем в себе не только основы компьютерной грамотности и делопроизводства, но также графических редакторов и интернет-технологий. Такой подход помогает учащимся в  дальнейшем профессиональном самоопределении, дает сведения практического характера, которые позволят обучающимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Учебный материал программы предполагает организацию самостоятельной деятельности в виде выполнения индивидуальных работ.

Актуальность

Программа «Мой компьютер» формирует у обучающихся знания и практические умения работы на компьютере, в соответствии с уровнем развития современного информационного общества. Содержание программы включает в себя курс пользователя персональным компьютером, основы компьютерной графики и создания сайта, материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и избирательного использования интернет-ресурсов.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее метапредметностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут обучающимся успешно реализовать свой творческий потенциал и применить полученные знания в других сферах деятельности. Программа сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Использование таких форм способствует максимальной эффективности учебной деятельности учащихся.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы являются: оптимальное сочетание форм организации обучения (коллективные, групповые и индивидуальные), внесение элемента творчества в процесс освоения информационных технологий, что позволяет детям с легкостью и интересом самостоятельно осваивать различные компьютерные программы. Самостоятельные действия обучающихся мотивируют их заниматься самообразованием в будущем, эффективно способствуя их всестороннему развитию, социальной адаптации и ранней профориентации.

Программа адресована детям от 12 до 15 лет.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, создает возможность реализации своей индивидуальности.

Условия набора обучающихся: для обучения по программе принимаются все желающие.

Количество обучающихся: 15 человек в группе.

Объем и срок освоения программы:

1 год обучения: 153 академических часа;

2 год обучения: 153 академических часа;

3 год обучения: 153 академических часа.

 Формы занятий

Обучение предполагает коллективные, групповые и индивидуальные формы занятий. Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается такая тема работы, которая позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. По окончанию каждого года обучения проводится демонстрация и защита творческих проектов обучающихся.

Цель программы

Формирование компетентностей в области обработки информации и развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий.

1 год обучения

Задачи 1 года обучения: 

Образовательные

-сформировать первоначальные представления о компьютере, сферах его применения и сопутствующих устройствах;

-сформировать первоначальные представления о свойствах информации и способах работы с ней;

-сформировать навыки работы с файлами и папками

- освоить основные элементы программного обеспечения (текстовые редакторы, графические редакторы, табличные  редакторы, средства работы с фотографиями и рисунками, программы для чтения книг и документов, прикладные компьютерные программы)

-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде текстового редактора MSWord (работа с текстом, таблицами и рисунками в среде редактора)

-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора MSPowerPoint (создание презентации, работа с графическими, видео и аудио файлами в среде редактора)

Развивающие

развить познавательный интерес к предметной области «Информатика»;

развить память, внимание, наблюдательность;

Воспитательные

воспитать информационную культуру;

воспитать самостоятельность, организованность, аккуратность;

воспитать культуру общения, ведения диалога.

Предполагаемые результаты 1 года обучения

Личностные

готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);

Метапредметные

усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;

развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

построение логического рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводов;

самостоятельное осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях;

ориентация в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения; 

сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре;

самостоятельная организация своего рабочего места;

определение цели учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога и самостоятельно;

следование при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

 

Предметные

По окончании 1 года обучения учащиеся должны

знать:

правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

устройство компьютера, сферы его применения и сопутствующие устройства;

принципы работы в операционной системе WindowsXP;

способы хранения информации на компьютере;

общие сведения о компьютерных технологиях;

назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;

понятия модели, моделирования;

виды и свойства алгоритмов;

основные методы обработки графической и текстовой информации;

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и   клавиатуру;

использовать информацию для построения умозаключений;

решать задачи с применением подходов, наиболее распространенных в информатике;

использовать информационные технологии, готовые программные средства;

осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

обрабатывать графическую и текстовую информацию.

Учебный план 1 год обучения

Темы занятий по разделам

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма проведения занятий

 

Вводное занятия. Техника безопасности.

2

1

 1

Групповые теоретические занятия;

1.

Компьютер

31

13

18

1.1

История развития компьютерной техники.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.2

Компьютер и его основные устройства.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.3

Периферийные устройства компьютера.

3

2

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.4

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.5

Работа с мышью. Пиктограммы.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.6

Операционная система.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.7

Хранение информации на компьютере.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.8

Файлы и папки.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.9

Архивация файлов.

2

1

 1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.

Программное обеспечение

25

8

17

2.1

Программное обеспечение. Текстовые редакторы.

5

2

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.2

Программное обеспечение. Графические  редакторы.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.3

Программное обеспечение. Табличные  редакторы.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.4

Средства работы с фотографиями и рисунками

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.5

Программы для чтения книг и документов

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.6

Прикладные компьютерные программы.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.

Текстовый редактор MSWord

18

8

10

3.1

Запуск программы MSWord

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.2

Ввод текста. Работа в Microsoft Word.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.3

Форматирование текста.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.4

Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.5

Вставка рисунка.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.6

Печать документа.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.7

Копирование и сканирование документов.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.

Графический редактор MSPowerPoint

28

11

17

4.1

Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.2

Настройка панелей инструментов. Настройка параметров

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.3

Создание новой презентации.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.4

Просмотр и редактирование данных.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.5

Вставка рисунков  и видеофайлов из коллекции.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.6

Вставка автофигуры.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.7

Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ.

5

2

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.8

Предварительный просмотр. Настройка печати.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4.9

Пароли. Удаление лишних сведений из презентации.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.

Информация

51

19

32

5.1

Информация и органы чувств.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.2

Общение как информационный процесс.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.3

Элементы логики. Слова-кванторы.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.4

Отношения между множествами. Объединение множеств.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.5

Модель и её виды.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.6

Моделирование.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.7

Алгоритм. Свойства алгоритмов

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.8

Координаты.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.9

Линейный и разветвлённый алгоритмы.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.10

Составление разветвлённых алгоритмов.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.11

Обучающие игры и игровые программы.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

Итоговое занятие

4

 

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 

Всего:

153

57

96

Содержание учебного плана 1 года обучения

Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с группой. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Обзор образовательного курса. Что такое информатика?

Практика: Тестирование «Правила работы за компьютером и поведения в компьютерном классе».

Раздел 1.        Компьютер

Тема 1.1.История развития компьютерной техники.

Теория: История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютер -  машина для обработки, хранения и передачи информации. Интернет. Электронная почта. Телеконференция. Кибернетика.

Практика:        Опрос по теме «Компьютер в жизни школьника»

Тема 1.2.Компьютер и его основные устройства.

Теория: Системный блок, клавиатура, манипулятор «мышь», монитор. Их назначение, функции, способы настройки и регулировки. 

Практика:        Кроссворд «Устройство компьютера».

Тема 1.3.Периферийные устройства компьютера.

Теория: Колонки, наушники, многофункциональное устройство, веб-камера, сканер, внешние флэш носители информации. Настройка громкости звука через колонку и наушники.

Практика: Практическая работа с периферийными устройствами компьютера

 

Тема 1.4. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Теория: Клавиатура  как основное устройство для ввода  информации в компьютер.

Практика: Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными пальцами.  Руки солиста. VersiQ. Stamina.

Тема 1.5. Работа с мышью. Пиктограммы.

Теория: Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером. Пиктограммы – значки на рабочем столе.

Практика: Работа с пиктограммами рабочего стола.

Тема 1.6. Операционная система.

Теория: Понятие об операционной  системе. Какие существует операционные системы. Главное меню Windows, его назначение. Файлы и файловая система. Проводник. Панели задач.

Практика: Запуск программ с помощью главного меню Windows.

Тема 1.7. Хранение информации на компьютере.

Теория: Основные информационные процессы. Память компьютера. Внешние носители. Хранение информации, как основной информационный  процесс.

Практика: В текстовом редакторе «Блокнот» ввести текстовую информацию, сохранить её с использованием буфер обмена в памяти компьютера и на других видах внешних носителей.

Тема 1.8. Файлы и папки.

Теория: Что такое файл. Какие существуют расширения и чем они отличаются. Для чего папки и как нужно их создать.

Практика: Создать папки на  «рабочем столе», в «документах».

Создать текстовый документ в папке.         

Тема 1.9        Архивация файлов.

Теория: Программы для архивации файлов: WinRAR, WinZip, 7 Zip. Основные принципы работы архиваторов.

Практика:         Индивидуальная работа. Выполнить архивацию файлов, используя предложенный архиватор. Произвести сжатие файлов, архивацию, извлечение из архива.

         

Раздел 2. Программное обеспечение

 Тема 2.1. Программное обеспечение. Текстовые редакторы.

Теория: Знакомство с видами программ. Программы для работы с текстами: Word, Блокнот.

Практика: Запуск и работа в текстовом редакторе «Блокнот».

 

Тема 2.2. Программное обеспечение. Графические  редакторы.

Теория: Прикладные программы.  Основы работы в графических редакторах Paint, GIMP, Krita

Практика:   Запуск и работа в графическом редакторе Paint.

 

Тема 2.3.Программное обеспечение. Табличные  редакторы.

Теория: Прикладные программы.  Основы работы в табличных редакторах  Exel, OpenOffice Calc.

Практика: Запуск и работа в табличном редакторе Exel. Создание таблицы, простые операции с компонентами таблицы (сумма, вычитание, умножение и т.п.)

Тема 2.4. Средства работы с фотографиями и рисунками

Теория: Средства для просмотра и простого редактирования фотографий: Средство Просмотра фотографий Windows , диспетчер рисунков Microsoft Office

Практика: Индивидуальные задания. Выполнить редактирование фотографии по заданным условиям учителя (параметры размеров, контрастности, цвета) используя диспетчер рисунков Microsoft Office.

Тема 2.5 Программы для чтения книг и документов

Теория: Использования программ Adobe Reader, WinDjView, AlReader для чтения книг и учебной литературы.

Практика: Настроить оптимальный режим для чтения книги, используя предложенную программу.

Тема 2.6. Прикладные компьютерные программы.

Теория: Мультимедийные и аудио программы для обработки различных данных:Media Player Classik, Adobe Flash Player,
Windows Media Player,
Winamp, VLC media player и т.п.

Практика: Работа по закреплению изученного материала с использование прикладных программ. Работа с аудио и видео файлами.

Раздел 3.Текстовый редактор MSWord

Тема 3.1. Запуск программы MSWord

Теория: Назначение текстового редактора  MSWord.  Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Практика: Запустить программу  MSWord, настроить параметры для работы.

Тема 3.2. Ввод текста. Работа в Microsoft Word.

Теория: Основные правила для создания текста в программе Microsoft Word.

Практика: Создать текст в программе Microsoft Word и сохранить созданный документ несколькими способами.

Тема 3.3. Форматирование текста.

Теория: Что такое форматирование текста.

Практика: Выполнить форматирование предложенного текста, части текста по заданным условиям.

 

Тема 3.4. Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.

Теория: Способы вставки таблицы в программе Word. Создание рисунка в программе Word.

Тема 3.5. Вставка рисунка.

Теория: Вкладка «Вставка» - вставка рисунка из файла, вставка готовых фигур, таких как стрелки, элементы блок – схемы, круги.

Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.  Вставка рисунка из файла.

Тема 3.6. Печать документа.

Теория: Вкладка «Файл». Правила сохранения и печати документа в программе Word.

Практика: Настроить заданные параметры печати. Распечатать документ с помощью принтера.

 

Тема 3.7 Копирование и сканирование документов.

Теория: Программы и способы сканирования документов. Сохранение полученных файлов на компьютер. Правила подготовки документов для копирования и сканирования.

Практика: Выполнить копирование документа, используя различные настройки параметров. Выполнить сканирование документа и сохранить его в указанную папку.

 

Раздел 4. Графический редактор MSPowerPoint

 

Тема 4.1. Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно.

Теория: Назначение текстового редактора MSPowerPoint. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Практика: Запустить программу MSPowerPoint, настроить параметры работы.

Тема 4.2. Настройка панелей инструментов. Настройка параметров презентации.

Теория: Строка меню программы MSPowerPoint. Основные вкладки для создания и настройки  презентации.

Практика: Тестирование по теме «Основные инструменты и параметры для создания презентации»

 

 Тема 4.3. Создание новой презентации.

Теория: Алгоритм создания новой презентации. Макет и дизайн слайдов.

Практика: Создать презентацию из пяти слайдов в программе MSPowerPoint потеме «Новый год».

 

Тема 4.4. Просмотр и редактирование данных.

Теория: Команды для просмотра и редактирования презентации в программе MSPowerPoint.

Практика: Выполнить редактирование презентации и/или отдельных слайдов презентации. 

 

Тема 4.5. Вставка рисунков  и видеофайлов из коллекции.

Теория: Строка меню в программе  MSPowerPoint.  Вкладка «Вставка» -вставка рисунка (видеофайла).

Практика:        Создать несколько слайдов, используя коллекцию программы.

 

Тема 4.6. Вставка автофигуры.

Теория: Вставка готовых фигур, таких как прямоугольники,  линии, круги, стрелки, элементы блок – схемы.

Практика:        Создать композицию из нескольких слайдов, используя готовые фигуры.

 

Тема 4.7. Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ.

Теория: Строка меню. Вкладка «Анимация» и «Показ слайдов».

Практика: Настроить презентацию для показа.

 

Тема 4.8.        Предварительный просмотр. Настройка печати.

Теория: Как нужно организовать предварительный просмотр и настроить печать.

Практика: Выполнить действия для предварительного просмотра готовой презентации. Распечатать презентацию и/или часть презентации.

 

Тема 4.9. Пароли. Удаление лишних сведений из презентации.

Теория: Алгоритм для удаления лишних сведений  из презентации.

Практика: Представление и демонстрация своей презентации.

 

Раздел  5. Информация

 

Тема 5.1. Информация и органы чувств.

Теория: Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним  миром и человеком.

Практика: Задания на карточках: определить виды информации.

 

Тема 5.2. Общение как информационный процесс.

Теория: Структура и способы информационной связи. Средства массовой коммуникации в структуре общения. 

Практика: Викторина по теме «Источник и приемник информации».

 

Тема 5.3. Элементы логики. Слова-кванторы.

Теория: Человек и обработка информации. Логика – слова. Результат получения информации.

Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.

Обучающая игра на компьютере: дополнить пары недостающими элементами и создавать новую пару.

 

Тема 5.4. Отношения между множествами. Объединение множеств.

Теория: Множества.  Подмножества. Множества и операции с ними.

Практика: Игра  «Всё наоборот».

Обучающая игра на компьютере: знакомство с элементами множества,  выделить группы внутри множества.

 

Тема 5.5. Модель и её виды.

Теория: Что такое модель. Натурные  и  информационные модели. Карты, планы, схемы, таблицы графики, рисунки, чертежи– информационные графические модели.

Практика: Создать таблицу в программе Word и сохранить её.

 

Тема 5.6. Моделирование.

Теория: Что такое моделирование. Виды моделирования. Основные характеристики информационных моделей.

Практика: Обучающая игра на компьютере диск «Мир информатики».

 

Тема 5.7. Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Теория: Что такое алгоритм?  Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Какие бывают алгоритмы.  Языки программирования.

Практика: Выполнять задание на карточке:  задача «перевозчик».

Задание с использованием ПК: читать и определить тип каждого алгоритма.

 

Тема 5.8. Координаты.

Теория: Координаты точки.  Нахождение точки по координатам  (X,Y).

Практика:        Создать рисунок, соединяя точки по заданным координатам.

 

Тема 5.9. Линейный и разветвлённый алгоритмы.

Теория: Правила создания линейного и разветвлённого алгоритма.

Практика: В программе  Блокнот создать линейный алгоритм.

 

Тема 5.10. Составление разветвлённых алгоритмов.

Теория: Правила создания разветвлённого алгоритма.

Практика: Найти и записать пример применения разветвлённого алгоритма в известных сказках.

 

Тема 5.11. Обучающие игры и игровые программы.

Теория: Виды обучающих игр. Роль обучающих игр в процессе обучения.

Практика: Обучающая игра на компьютере – Детская энциклопедия Кирилла и  Мефодия.

Итоговые занятия

Итоговая работа:  Презентация   «Поздравительная открытка». Создать презентацию, используя несколько прикладных программ.

2 год обучения

Задачи 2 года обучения: 

Образовательные 

-углубить навыки использования средств создания и редактирования в среде текстового и графического редакторов

-сформировать практические умения и навыки работы на ПК

-показать многообразие форматов графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

-раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;

-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора Paint (создание и редактирование графических изображений в среде редактора)

-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора Adobe Photoshop (создание и редактирование графических изображений в среде редактора)

-осуществить помощь ученикам в создании проектов в среде ЛогоМиры по различным темам

-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде ЛогоМиры (создание и редактирование мультфильма в среде редактора).

Развивающие

-развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;

-развитие креативности и творческого мышления;

-развивать абстрактное и логическое мышление.

Воспитывающие

-формирование творческого подхода к поставленной задаче;

-повышение общекультурного уровня учащихся.

Предполагаемые результаты 2 года обучения

Личностные

-иметь навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-ориентироваться на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

-проявлять ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Метапредметные

-решать творческие задачи с опорой на приобретенные знания;

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

-устанавливать причинно-следственные связи

-владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Предметные

По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

-правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

-принципы работы в операционной системе WindowsXP;

-общие сведения о компьютерных технологиях;

-назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;

-основные методы обработки графической и текстовой информации;

-принципы работы в графических редакторах Paint  и AdobePhotoshop;

-принципы работы в творческой среде ЛогоМиры;

уметь:

-соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

-работать с наглядно представленными на экране информационными объектами;

-использовать информационные технологии, готовые программные средства;

-осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

-уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

- создавать графические объекты с помощью программ Paint и AdobePhotoshop

-работать в творческой среде ЛогоМиры;

-обрабатывать графическую и текстовую информацию.

Учебный план 2 год обучения

Темы занятий по разделам

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Форма проведения занятий

 

Вводные занятия. Техника безопасности.

2

2

Групповые теоретические занятия;

1.

Художественная компьютерная графика.

10

4

6

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 1.1

Роль рисунка в жизни современного общества.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 1.2

Методы представления графических изображений

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 1.3

Цвет в компьютерной графике

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

1.4

Форматы графических файлов

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.

Графический редактор Paint

40

14

26

 2.1

Введение в программу Paint.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.2

Рабочее окно программы Paint

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.3

Панель меню. Основные команды 

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 2.4

Меню Изображение

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 2.5

Редактирование графических изображений.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.6

Сохранение документа.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.7

Работа с фрагментом изображения. Монтаж рисунка из объектов

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.8

Операция отражения, поворота и наклона.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.9

Ввод текста.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.10

Масштабирование изображения.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.11

Построение орнамента из набора примитивов.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.12

Технология OLE. 

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

2.13

Итоговая работа по редактору Paint.

6

6

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.

Графический редактор Adobe Photoshop. 

51

15

36

 3.1

Графический редактор Adobe Photoshop .

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 3.2

Создание и сохранение изображения в AdobePhotoshop 

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 3.3

Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 3.4

Обработка изображений в Adobe Photoshop

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.5

Коррекция изображений в Adobe Photoshop.

6

2

5

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.6

Рисование при помощи выделений.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.7

Изменение цвета и фона изображения.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.8

Работа со слоями.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.9

Работа с масками.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.10

Фильтры.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

3.11

Итоговая работа по редактору Adobe Photoshop.

6

6

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

4

Творческая среда ЛогоМиры 3.0

51

18

33

 4.1

ЛогоМиры 3.0. С чего начать. Окно приветствия.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.2

Как создать простейший мультфильм.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.3

Создание и редактирование мультфильма «Черепашки и геометрия. Черепаший гардероб»

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.4

Черепахи-близнецы.

3

1

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.5

Технология drag&drop.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.6

Подписи объектов.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.7

Спецэффекты.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.8

Алгоритм работы с черепашкой

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.9

Страховка полученных результатов.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.10

Непрерывный процесс презентации.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.11

Остановка процессов.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.12

Создание листа «Черновик».

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.13

Состояние и свойства черепашки.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.14

Список инструкций и выполняемых команд.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.15

Инструменты для взаимодействия программы с пользователем.

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.16

Управляющие кнопки в программе ЛогоМиры

2

1

1

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 4.17

Итоговая работа по Творческой среде ЛогоМиры 3.0

6

6

Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

 

Всего:

153

53

100

Содержание учебного плана 2 год обучения

Вводные занятия.  Техника безопасности.

Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Обзор курса обучения.

Практика: Правила работы за компьютером.

Раздел  1. Художественная компьютерная графика.

Тема 1. Роль рисунка в жизни современного общества.

Теория: Роль рисунка в жизни современного общества. Историческое развитие художественной графики. Рисунок в повседневной жизни человека.

Практика: Опрос по теме «Рисунок и я».


Тема 1.2 Методы представления графических изображений.

Теория: Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

Практика: Опрос по теме «Виды графики»

Тема 1.3 Цвет в компьютерной графике

Теория: Цветовые модели Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость). Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений.

Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK.

Практика: Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.

Тема 1.4: Форматы графических файлов

Теория: Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Практика: Преобразование файлов из одного формата в другой.

Раздел 2. Графический редактор Paint

Тема 2.1 Введение в программу Paint.

Теория: Назначение, возможности, экранный интерфейс. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Графические примитивы.

Практика: Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры.

Тема 2.2 Рабочее окно программы Paint

Теория: Главное окно. Список изображений. Панель меню. Панель инструментов. Список изображений. Рабочая область. Окно инструментов. Палитра. Операции с цветом.

Практика: Раскрашивание компьютерных рисунков.

 

Тема 2.3. Панель меню. Основные команды 

Теория: Меню файл, правка, вид, средства, окно, справка.

Практика: Работа с фалами


Тема 2.4. Меню Изображение

Теория: Особенности меню. Обрезка и выделение, изменение размера. Размер полотна, ориентация (повороты)

Практика: Обрезка, поворот и изменение изображения. Полотно – изменение размера и ориентации

Тема 2.5 Редактирование графических изображений.

Теория: Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Операции с цветом.

Практика:                 Рисование по образцам, на свободную тему.

Тема 2.6 Сохранение документа.

Теория:  Загрузка и сохранение документа. Расширение файла.

Практика: Создание своей папки, сохранение файла в ней. Сохранение графических документов в формате .jpg (.jpeg) или .gif.

Тема 2.7 Работа с фрагментом изображения. Монтаж рисунка из объектов.

Теория: Выделение произвольной области. Циклические алгоритмы. Выбор фрагмента изображения. Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфер обменом.

Практика: Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Построение симметричных объектов.

Тема 2.8 Операция отражения, поворота и наклона.

Теория: Мозаика. Цветной ластик.

Практика: Создание симметричного рисунка.

Тема 2.9 Ввод текста.

Теория: Панель атрибутов текста. Создание художественного текста. Оформление текстового объекта.

Практика: Форматирование текста в графическом редакторе.

Тема 2.10 Масштабирование изображения.

Теория: Регулирование масштаба изображения. Применение сетки.

Практика: Создание точного контура объекта.

Тема 2.11 Построение орнамента из набора примитивов.

Теория: Создание разных орнаментов из набора примитивов. Выделение фрагмента и экспорт фрагмента рисунка на новый графический лист. Цветовой дизайн.

Практика: Построение орнаментов по образцу.

Тема 2.12 Технология OLE. 

Теория: Метод внедрения. Закрепление навыка выделения фрагмента и экспорта фрагмента рисунка на новый графический лист. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

Практика: Внедрение объекта из документа одного приложения в другое.

Тема 2. 13 Итоговая работа по редактору Paint.  

Практика: Создание рисунка на свободную тему с использованием основных инструментов  в программе Paint.

Раздел 3. Графический редактор Adobe Photoshop.  

Тема 3.1 Графический редактор Adobe Photoshop .    

Теория: Основные принципы работы с Adobe Photoshop. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения.

Практика: Создание изображения флага России

Тема 3.2 Создание и сохранение изображения в AdobePhotoshop 

Теория: Изменение размеров изображения и его разрешение.

Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр.

Практика: Редактировать размеры изображения по заданным параметрам. Выполнить настройку параметров печати изображения. Напечатать изображение с помощью МФУ.

Тема 3.3 Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop.

Теория: Цветовые модели, используемые в Photoshop. Подготовка изображения к печати. Работа с индексированными цветами. Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов. Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения.

Практика: Создание изображений по образцу.

Тема 3.4 Обработка изображений в Adobe Photoshop 

Теория: Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета. Изменение пространственного расположения изображений.

Практика: Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель

Тема 3.5 Коррекция изображений в Adobe Photoshop.

Теория: Увеличение яркости и контраста изображений. Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости.

Практика: Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии

Тема 3.6 Рисование при помощи выделений.

Теория: Выделение областей. Изменение размера выделенной области. Создание изображений с помощью инструментов выделения. Размытие края выделенной области.

Практика: Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием

Тема 3.7 Изменение цвета и фона изображения.

Теория: Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения.

Практика: Построение композиций из исходных изображений. Построить отражение в воде и поместить в рамку

Тема  3.8 Работа со слоями.

Теория: Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки. Создание художественного текста с обводкой.

Практика: Подготовить объявление о пропаже щенка

Тема 3.9 Работа с масками.

Теория: Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста.

Практика: Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография

Тема 3.10 Фильтры.

 Теория: Применение фильтров к изображениям.

Практика: Создать неоновую вывеску для магазина

Тема 3. 11 Итоговая работа по редактору Adobe Photoshop.

Практика: Создание рисунка на свободную тему с использованием основных инструментов  в программе Adobe Photoshop.

Раздел  4. Творческая среда ЛогоМиры 3.0

Тема 4.1. ЛогоМиры 3.0. Окно приветствия.

Теория: Назначение многофункциональной творческой среды ЛогоМиры 3.0. Что означает слова Лого. Заставка окна ЛогоМиры 3.0.

Практика: Запуск программы  ЛогоМиры 3.0.Включение и выключение заставки. Открыть новый проект.

 

Тема 4.2. Как создать простейший мультфильм.

Теория: Алгоритм создания несложного мультфильма, пользуясь основными возможностями Логомиров. Как выглядит новый (пустой) проект. Основные вкладки окна.

Практика: Создать рисунок «живая» улица небольшого городка.

 

Тема 4.3. Черепашки и геометрия. Черепаший гардероб.

Теория: Черепашка – как основной инструмент рисования геометрических фигур в среде ЛогоМиры. 1 шаг движение черепашки.

Практика: Создать новый проект, установив размер проекта 800*600 с помощью меню файл.

 

Тема 4.4. Черепахи-близнецы.

Теория: Несколько черепашек в проекте. Создание  и размножение черепашки – образца.

Практика: В среде ЛогоМиры создать черепашку.

Открыть ее рюкзак  и установить желаемую форму.

 

Тема 4.5. Технология drag&drop.

Теория: Технология drag&drop. Как добавить в библиотеку ЛогоМиров свой набор графики.

Практика: В среде ЛогоМиры создать папку Personal и поместить в ней несколько графических файлов.

 

Тема 4.6. Подписи объектов.

Теория: Как использовать текстовые окна для подписи карт или диаграмм.

Практика: В среде ЛогоМиры создать текстовое окно и напечатать в нем.

Отштамповать текст с помощью Штампа из Панели инструментов.

 

Тема 4.7. Спецэффекты.

Теория: Добавление проект  различные спецэффекты.

Практика: ЛогоМиры – создать эффекты для черепашек (мигание, изменение в цвете и размере.

 

Тема 4.8. Алгоритм работы с черепашкой

Теория: Алгоритм работы с черепашкой. Запуск процесса с помощью щелчка мыши.

Практика: Запуск разных процессов.

Тема 4.9. Страховка полученных результатов.

Теория: Как  застраховать  полученные результаты от непредвиденной неприятности.

Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.

 

Тема 4.10. Непрерывный процесс презентации.

Теория: Непрерывный процесс мультимедийной  презентации.

Практика: Создать непрерывный процесс презентации.

 

Тема 4.11. Остановка процессов.

Теория: Как остановить все процессы разом.

Практика: Остановить  процессы, используя команду «Автостоп».

 

Тема 4.12. Создание листа «Черновик».

Теория: Создание нового листа в своем проекте  - Черновик. Вставка в Черновик всех объектов, которые пригодятся в проекте (бегунки, кнопки, звуки, мелодии).

Практика: С помощью листа Черновик выполнять отладку процедур, посвященных черепашьей графике. Запуск процедуры на нужном листе.

 

Тема 4.13. Состояние и свойства черепашки.

Теория: Информация о состоянии черепашки – свойства (форма, цвет, курс, место, x коор., y коор., размер).

Практика: Узнать значение того или иного свойства черепашки, и изменить его.

 

Тема 4.14. Список инструкций и выполняемых команд.

Теория: Список команд, выполняемых черепашками.

Практика: В программе ЛогоМиры создать список инструкции.

 

Тема 4.15. Инструменты для взаимодействия программы с пользователем.

Теория: Команды «Спроси» и «Сообщи», а также диалоговые окна, используемые для интерактивного взаимодействия программы с пользователем.

Практика: Опрос. Работа по закреплению изученного материала.

 

Тема 4.16. Управляющие кнопки в программе ЛогоМиры.

Теория: Создание управляющих кнопок в  программе ЛогоМиры для перехода с одного экрана на другой.

Практика: В проекте создать управляющие кнопки.

 

Тема 4.17 Итоговая работа по Творческой среде ЛогоМиры 3.0

Практика:          Создание мультфильма в программе ЛогоМиры 3.0.. Демонстрация своей творческой работы.

3 год обучения

Задачи 3 года обучения: 

Образовательные

-сформировать представление о глобальной информационной сети Интернет и пользовательские умения работы с программами-браузерами для работы с сайтами, программами для поиска необходимой информации, программой электронной почтой

-сформировать навыки решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)

-познакомиться с основами информационной безопасности и персонифицированной работой с коммуникационными серверами

-обучить основным приемам работы с основными инструментальными программами для создания Web-страниц;

-научить создавать простые Web-сайты с помощью языка гипертекстовой разметки документов (HTML);

-научить изменять дизайн сайта с помощью инструментальных средств;

Развивающие

-формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в повседневной, учебной, а затем в профессиональной деятельности;

-формирование представления о роли новых информационных технологий в развитии общества

Воспитывающие

-воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования

-воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей

-формирование общекультурного уровня учащихся

Предполагаемые результаты 3 года обучения

Личностные

-развить основы социально ценных личностных и нравственных качеств

-развить чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

Метапредметные

-самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-выполнять задания по аналогии.

Предметные

Учащиеся должны знать:

-Основные принципы построения глобальной сети Интернет;

-Основные понятия технологии Интернет;

-Виды протоколов передачи и обмена информации;

-Понятие FTP-доступа и FTP-протокола, основные функции и отличия от HTTP;

-Принципы адресации в Интернет;

-Функции браузеров и их виды;

-Способы подключения к Интернет;

-Основные средства для работы с графической информацией.

-Набор необходимых инструментов для создания Web-страницы / сайта;

-Основные принципы использования языка HTML;

-Принципы работы с Web-редакторами;

-Основные принципы Web-дизайна;

уметь:

-Запускать и использовать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта;

-Пользоваться поисковыми серверами (машинами);

-Пользоваться FTP-клиентом и осуществлять поиск файлов через FTP;

-Находить информацию по заданной теме с использованием логических операторов;

-Создавать и оптимизировать графические изображения для Web;

-Пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;

-Полностью создавать Web-сайт.

Учебный план 3 года обучения

№ п.п.

Разделы и темы

Количество часов

Форма проведения занятий

Общее количество

Теория

Практика

Введение. Техника безопасности.

2

2

Групповые теоретические занятия

1

Интернет.

2

1.1

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.2

Первое путешествие по Интернет.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.3

Компьютерные сети.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.4

Основы работы с браузерами.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.5

Поиск информации в Интернет.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.6

Работа с электронной почтой и почтовыми программами.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.7

Работа в FTP.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

1.8

Общение в Интернет.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2

Технология  создания Web-сайтов

2.1

Понятие Web-сайта.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.2

Навигационная схема Web-сайта.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.3

Использование графических изображений на Web-страницах.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.4

Получение и редактирование сканированного изображения.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.5

Подбор и оптимизация графического изображения для Web-сайта.

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.6

Использование анимированных изображений на web-страницах

6

2

4

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.7

Анимация формы.

8

4

4

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

2.8

Анимация движения.

8

2

6

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

3

Язык разметки гипертекста HTML. Каскадные таблицы стилей CSS 

3.1

Введение в HTML.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

3.2

Графика. Ее использование в HTML. Создание списков и их типы.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

3.3

Гипертекстовые ссылки

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

3.4

Создание таблиц средствами НТМL.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

3.5

Каскадные таблицы стилей. Назначение CSS.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

4

Программирование на JavaScript 

4.1

Понятие о Web-программировании. Назначение JavaScript

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

4.2

Основы языка программирования JavaScript.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

4.3

Основы языка программирования JavaScript.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

4.4

События и сценарии в JavaScript

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

4.5

События и сценарии в JavaScript

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

5

Разработка Web-страниц средствами Microsoft FrontPage 

5.1

Введение в Microsoft FrontPage.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

5.2

Размещение текста и изображений на Web-странице.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

5.3

Проектирование и создание таблицы. Вставка анимационных эффектов и компонентов на Web-страницу.

4

1

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

5.4

Гиперссылки. Панели навигации. Web-сайты с фреймовой структурой.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

6

Размещение и поддержка сайта в сети

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

6.1

Что нужно знать для того, чтобы разместить свой сайт в сети Интернет. Хостинг.

6

3

3

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

6.2

Администрирование сайта.

4

2

2

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

6.3

Итоговая работа

8

8

Групповые, индивидуальные теоретические  и практические занятия

Всего

153

62

91

Содержание учебного плана 3 год обучения

Введение. Техника безопасности.

Раздел 1 Интернет.

Тема 1.1 История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.

Теория: История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.

Тема 1.2 Первое путешествие по Интернет.

Теория: Краткий обзор возможностей e-mail, ftp, http, www.

Практика: Опрос по теме «Информационные ресурсы и возможности Интернет»

Тема 1.3 Компьютерные сети.

Теория: Способы подключения к сети. Компьютерные телекоммуникации – функциональная классификация. Классификация и описание услуг, предоставляемых компьютерными сетями.

Практика: Выполнить подключение к сети, используя несколько способов подключения.

Тема 1.4 Основы работы с браузерами.

Теория: Эффективная работа с браузерами. Браузеры MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Yandex, MS Edge. Закладки. Избранное. Работа с несколькими окнами. Сохранение информации. Настройки просмотра.

Практика: Настройка заданных параметров браузера.                 

Тема 1.5 Поиск информации в Интернет.

Теория: Что такое поисковый сервер. Обзор особенностей наиболее эффективных в настоящий момент поисковых серверов (классификационные информационно-поисковые системы Yahoo, Google, словарные ИПС AltaVista, Rambler, Яндекс)

Практика: Создание простых и сложных запросов.

Тема 1.6 Работа с электронной почтой и почтовыми программами.

Теория: Как работает электронная почта. Получение бесплатного почтового адреса. Создание, отправление и прием писем. Программа Outlook Express. Рабочее окно. Основные команды. Борьба с вирусами в электронной почте. Адресная книга. Черный список. Создание групп. Электронная подпись. Вложенные файлы. Настройка почтового сервиса.

Практика: Регистрация в электронной почте. Создание и настройка учетной записи.

Тема 1.7 Работа в FTP.

Теория: Что такое FTP. Обзор программ FTP-клиентов.

Получение, настройка и работа с Сuteftp

Практика: Настроить прокси. Ввести  адрес в адресную строку. Выполнить передачу файлов.

Тема 1.8 Общение в Интернет.

Теория: Что такое Chat.  Программы  Skype, @Mail.ru*agent, Whatsapp, Viber и другие. Социальные сети.

Практика: Создать учетную запись в предложенном приложении.

Раздел 2 Технология  создания Web-сайтов

Тема        2.1 Понятие Web-сайта.

Теория: Классификация Web-сайтов. Этапы разработки Web-сайта.

Интернет-служба WWW; Web-страница; Web-сайт; гипертекст; браузер. Планирование (цели, контент, структура, оформление), реализация.

Практика: Тестирование (на работоспособность и на удобство интерфейса) Web-сайта.

Тема 2.2 Навигационная схема Web-сайта.

Теория: Обзор  инструментальных средств. Линейная и иерархическая структура сайтов; основные способы создания Web-страниц и сайтов.

Практика: Анализ примеров (удачных и неудачных) сайтов из сети Интернет.

Тема 2.3 Использование графических изображений на Web-страницах.

Теория: Параметры графического файла. Форматы графических файлов: растровые (JPEG, GIF, PNG) и векторные форматы, их достоинства и недостатки.

Практика: Загрузка графических файлов различных расширений на Web-страницу .

Тема 2.4 Получение и редактирование сканированного изображения.

Теория: Технология сканирования. Понятия разрешений оригинала, экранного изображения и печатного изображения. Связь между параметрами изображения и размером файла. Редактирование сканированного изображения.

Практика: Сканировать изображение, сжать файл до нужного размера и отредактировать.

Тема 2.5 Подбор и оптимизация графического изображения для Web-сайта.

Теория: Использование готовых изображений на Web-странице – авторское право. Оптимизация графических файлов средствами Adobe Photoshop.

Практика: Редактирование графического файла средствами Adobe Photoshop и подготовка к размещению на Web-странице

Тема 2.6 Использование анимированных изображений на web-страницах

Теория: Flash-анимация. Редактор Macromedia Flash. Интерфейс редактора Macromedia Flash. Покадровая анимация. Настройка свойств ролика. Ключевые кадры.

Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.

Тема 2.7 Анимация формы.

Теория: Анимация формы (морфинг). Метки анимации формы.

Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.

Тема 2.8 Анимация движения.

Теория: Создание анимации движения. Создание символа. Слои траекторий. Применение траекторий.

Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.

Раздел 3 Язык разметки гипертекста HTML. Каскадные таблицы стилей CSS 

Тема 3.1 Введение в HTML.

Теория: Структура HTML-страницы. Назначение языка HTML. Основные разделы HTML-страницы. Теги, формат тегов, атрибуты. Теги управления отображением шрифта на экране.

Практика: Создать простейшую HTML-страницу.

Тема 3.2 Графика. Ее использование в HTML. Создание списков и их типы.

Теория: Размещение графики на web-странице. Атрибуты изображения. Фоновое изображение. Теги создания списков.

Практика: Прописать предложенный текст с использованием основных тегов HTML.

Тема 3.3 Гипертекстовые ссылки

Теория: Построение гипертекстовых связей. Ссылки в пределах одного документа. Ссылки на другой НТМL-документ. Графические ссылки.

Практика: Внедрить гиперссылку в текст страницы –НТМL и проверить переход.

Тема 3.4 Создание таблиц средствами НТМL.

Теория: Таблица как элемент и основа дизайна HTML-страницы. Определение строк и ячеек таблицы. Их объединение. Выравнивание в таблице.

Практика: Создать и редактировать таблицу на HTML-странице.

Тема 3.5Каскадные таблицы стилей. Назначение CSS.

Теория: Технология СSS. Базовые понятия: селекторы, определение, свойства, значение элементов. Классы, контекстные селекторы. Присоединение внешней таблицы стилей к HTML-файлу.

Практика: Создать по заданному шаблону краткий CSS- элемент и использовать его на  web-странице.

Раздел 4 Программирование на JavaScript 

Тема 4.1 Понятие о Web-программировании. Назначение JavaScript

Теория: Программирование как процесс описания алгоритмов на формальных языках. Данные, переменные и оператор присваивания. Операторы: арифметические, сравнения, логические.

Практика: Опрос по теме «Понятие Web-программирования»        

Тема 4.2 Основы языка программирования JavaScript.

Теория: Операторы условного перехода. Операторы цикла. Функции.        

Понятие об объекте, его свойствах и методах. Объект string (строка)

Практика: Выбрать несколько операторов условного перехода и создать с их помощью рабочую команду.

Тема 4.3 Основы языка программирования JavaScript.

Теория: Объект Array (массив). Объекты Number (число), Math (математика) и Date (дата)

Практика: Создать рабочую команду, используя несколько объектов на выбор.

Тема 4.4 События и сценарии в JavaScript

Теория: Примеры событий и сценариев. Загрузка и смена изображений

Практика: Прописать рабочий скрипт, используя предложенные примеры сценариев

Тема 4.5 События и сценарии в JavaScript

Теория: Визуальные эффекты со ссылками, заголовками и т. д. Обработка данных форм

Практика: Используя шаблон, создать визуальный эффект «Круги на воде» в изображении.

Раздел 5 Разработка Web-страниц средствами Microsoft FrontPage 

Тема 5.1 Введение в Microsoft FrontPage.

Теория: Создание структуры Web-сайта. Окно программы. Мастера и шаблоны. Режимы просмотра документа. Общие области; свойства страницы; создание фона.

Практика: Опрос на тему «Основные понятия и средства Microsoft FrontPage»

Тема 5.2 Размещение текста и изображений на Web-странице.

Теория: Способы вставки текста на Web-страницу. Основные приемы форматирования. Установка параметров изображения. Панель инструментов.

Практика: Разместить предложенный текст на Web-странице с использованием нескольких инструментов программы Microsoft FrontPage.

Тема 5.3 Проектирование и создание таблицы. Вставка анимационных эффектов и компонентов на Web-страницу.

Теория: Вставка и редактирование таблиц. Способы использования таблиц на Web-странице. Вставка динамических кнопок и бегущих строк на Web-страницу. Задание анимационного эффекта выделенного объекта с помощью команды «Формат – Динамик HTML-эффекты».

Практика: Используя текстовых шаблон создать анимационный эффект «Бегущая строка» и оживить абзац, задав ему различные направления перемещения.

Тема 5.4 Гиперссылки. Панели навигации. Web-сайты с фреймовой структурой.

Теория: Вставка гиперссылок. Назначение и использование панели навигации. Понятие фреймов. Пример использования.

Практика: Прикрепить гиперссылку в изображению.

Раздел 6 Размещение и поддержка сайта в сети

 Тема 6.1 Что нужно знать для того, чтобы разместить свой сайт в сети Интернет. Хостинг.

Теория: IP-адрес, домен, провайдер, хостинг, трафик, линии доступа (выделенная, коммутируемая), протоколы FTP, TCP/IP, http, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц, спам. FTP-передача файлов. Тестирование сайта на скорость загрузки. Регистрация сайта в поисковых системах.

Практика: Зарегистрировать свой сайт на бесплатном хостинге и провести тестирование скорости его загрузки.

Тема 6.2 Администрирование сайта.

Теория: Принципы и технологии обновления сайта. Посещаемость страниц сайта, счетчик, поисковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, ключевые слова, баннерный обмен.

Практика: Прикрепить к созданному сайту счетчик посещаемости от «Яндекс.Метрика».

Тема 6.3 Итоговая работа

Практика: Создание сайта на выбранную тему

Материально-техническое обеспечение программы

Обучение проводится на базе компьютерного класса, оснащенного компьютерами с процессорами класса не ниже Pentium, имеющими доступ к сети Интернет, а также:

  • многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс);
  • наборы съемных носителей информации (гибкие магнитные диски, флеш-карты);
  • проектор с экраном;
  • cd-диски с  обучающими  и информационными программами программами по основным темам;
  • доска, столы, стулья, расходные материалы для практических занятий.

2.3Формы аттестации

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурса творческих работ учащихся (1 год обучения – презентация на тему «Поздравительная открытка», выполненная в программе PowerPoint, 2 год обучения – мультфильм на свободную тему в программе ЛогоМиры, 3 год обучения – персональный web-сайт, выполненный в программе JavaScript). В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, и его воплощение автором.

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы применяются следующие формы контроля: педагогическое наблюдения, опрос, тестирование, самостоятельная работа, демонстрация и защита творческих работ и проектов, презентация.

2.4 Оценочные материалы

Результаты работы отражаются в диагностическом листке в конце каждого года освоения программы (см. Приложение В).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога: 

1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 52-60.

2. Босова Л.Л. Волшебные координаты. Методические рекомендации для проведения занятий по информатике в 5-6 классе. // Информатика и образование. 1997. №№1,4,7,8.

3. Босова Л.Л., А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике. –  2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

4. Жигарев А. Н., Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. – СПб.: Питер, 2005.

5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный  курс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

6. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб., 2005. Перспектива. 

7. Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс.  – СПб.: Питер, 2005.

8. Макарова Н.В.. Практикум-задачник по моделированию. – СПб.: Питер,2005.

9. Интернет. Энциклопедия, 2-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. - С-Пб.: Издательство ПИТЕР, 2012.

10. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002

11. ФГОС. Образовательная система «Школа 2100». 

12. ФГОС. Образовательная система «Школа 2100». 

13. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд. С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2000.

14. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.

15. Учебно – методический комплект ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов. 

16. Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

17. Фок Б. Internet с самого начала 1-е изд. - С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2010.

18. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ.

Литература для учащихся

  1. Дуванов А.А. «Web-конструирование. HTML». – СПб.: БХВ–Петербург, 2005
  2. Куприянов Н. «Рисуем на компьютере».  –  СПб.: Питер,2005
  3. Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. – М.: Издательство Дрофа, 1999
  4. Подосенина Т. А. «Искусство компьютерной графики для школьников».  –  СПб.: «БХВ-Петербург», 2004
  5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

6. Смирнова И. Е. «Начала web-дизайна».  – СПб.: «БХВ-Петербург», 2005

7. Симонович С., Г.Евсеев и др. «Практическая информатика».  – М., АСТпресс, 2002

8. Стрелкова Л. М. «Photoshop практикум».  –  М.: Интеллект-Центр, 2004

9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Приложение

Оценочные материалы

Диагностический листок 1 года обучения

Фамилия и имя ребенка _______________________________________

Возраст ____________________________________________________

              Дата: _______________________________

Критерии

Количество баллов

1

2

3

Количество слайдов

Иллюстративность

Использование дополнительных эффектов

Вставка графиков, таблиц

Корректность текста

Дизайн (цветовая гамма, шрифт, наличие заголовков слайдов)

Степень оригинальности, количество творческих элементов презентации;

Использование дополнительных программ для создания элементов презентации

Логичность, грамотность, эмоциональность выступления

 Максимальное количество баллов – 27

Высокий уровень – 22-27 баллов

Средний уровень – 16-21 баллов

Низкий уровень –15 и ниже баллов

Диагностический листок 2 года обучения

Фамилия и имя ребенка _______________________________________

Возраст ____________________________________________________

              Дата: _______________________________

Критерии

Количество баллов

1

2

3

Оригинальность, привлекательность работы

Степень сложности

Использование графики, анимации, ее уместность и соответствие содержанию работы 

Эстетичность оформления, соответствие цветового решения теме работы 

Использование звукового сопровождения 

Завершенность сюжетной линии: логичность, последовательность развития событий

Максимальное количество баллов – 18

Высокий уровень – 15-18 баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень –9 и ниже баллов

Диагностический листок 3 года обучения

Фамилия и имя ребенка _______________________________________

Возраст ____________________________________________________

              Дата: _______________________________

Критерии

Количество баллов

1

2

3

идея сайта;

соответствие структуры и содержания сайта его на значению;

дизайн сайта, использованные графические воз можности;

уровень технического исполнения сайта;

интерактивность сайта;

пользовательские возможности сайта, удобство его использования.

степень оригинальности, количество творческих элементов сайта;

логичность, грамотность, эмоциональность выступления

Максимальное количество баллов – 24

Высокий уровень – 19-24 баллов

Средний уровень – 13-18 баллов

Низкий уровень –12 и ниже баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КАРТИНГ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности  «КАРТИНГ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...