Рабочая программа "Радуга детства"
рабочая программа (5 класс)

Худякова Лариса Борисовна

Программа «Радуга детства» разработана на основании:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- постановления Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 г.№16 СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19);

-приказа Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_detstva.docx113.15 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАРЫПОВСКАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим  советом

КГБОУ «Шарыповская школа»

протокол № ____

от «___» __________ 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

КГБОУ «Шарыповская школа»

 ______________ Лохова С.В.

 Приказ №__  от «__»___ 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАДУГА ДЕТСВА»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 8-18 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Составитель: Худякова Лариса Борисовна, учитель

г. Шарыпово

2022 г.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы

«Радуга детства»

1.1.Пояснительная записка.

1.2 Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4.Планируемые результаты

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

1.1. Пояснительная записка

Программа «Радуга детства» разработана на основании:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- постановления Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 г.№16 СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19);

-приказа Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Программа детского театра «Радуга детства» (далее Программа) является программой социально-гуманитарной направленности.

Данная Программа разработана для решения проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.

В репетиционный период приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Программа помогает обучающимся  отражать свой неповторимый внутренний мир через приобретение уверенного поведения и

коммуникативных навыков, необходимых для полноценного общения и

взаимодействия с окружающим миром. Кроме того работа со сказками, с произведениями  помогает детям усваивать правильные моральные нормы и ценности, учит различать добро и зло.

Актуальность. Программа направлена на воспитание у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья уважительного отношения к себе и окружающим, помогает стать ребенку социально адаптированным, формирует чувство собственной значимости.

Программа  направлена, прежде всего, на ознакомление обучающихся с народными традициями, культурой, сложившейся в нашей многонациональной стране, а также изучение культурного национального наследия региона.

Программа предусматривает участие обучающихся в муниципальных, краевых конкурсах, фестивалях, мастер-классах, патриотических акциях; в организации праздников, концертных программ, театрализованных представлений, посвященных памятным датам: Дню России, Дню народного единства, Дню Защитника Отечества, Дню Победы; в проведении традиционных празднований народных праздников.

Создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал является отличительной особенностью программы.

Адресат программы.

Программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Программа рассчитана на детей 8-18 лет. Группы могут быть как  одновозрастными, так и разновозрастными. 

Наполняемость групп для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

-1 год обучения -12 чел.;

-2 год обучения –12 чел.

Режим занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

-1-ый год обучения- 2 раза в неделю (70 часов в год);

-2-ой год обучения- 2 раза в неделю (70 часов в год).

Наполняемость групп для детей-инвалидов:

-1 год обучения - 6 чел.;

-2 год обучения – 6 чел.

Режим занятий:

-1-ый год обучения- 4 раза в неделю (140 часов в год);

-2-ой год обучения- 4 раза в неделю (140 часов в год).

Формы обучения.

Обучение с учетом особенностей обучающихся осуществляется в очной форме.

  1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной

программы

Цель программы: создание условий для социализации обучающихся посредством занятий театральной деятельностью.

Задачи:

-обучение навыкам актерского мастерства;

-знакомство с основами театральной грамоты, театральной терминологией, видами театра;

-формирование нравственно-этических ценностей, накопленных предыдущими поколениями;

-воспитание культуры общения;

-воспитание любви к своему краю, его истории, культуре, природе;

-развитие коммуникативных способностей и навыков;

-воспитание дружелюбия, общительности, умения взаимодействовать и решать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми;

-содействие укреплению межличностных отношений в среде сверстников.

1.3.Содержание программы

Учебный план

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

1.

Знакомство с театром.

7

2.

Театральная игра

12

3.

Культура и техника речи

5

4.

Актёрская грамота

10

5.

Ритмопластика

5

6.

Работа над спектаклем

15

7.

Учебно – воспитательная работа

16

Итого

70

Учебно-тематический план первого года обучения.(1 группа)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

практика

Всего

Формы контроля

Знакомство с театром.

1.1.

Вводная беседа. Понятие о театре. Виды театров.

1

1

Опрос

1.2.

Пригласительные билеты, афиши, программки.

1

1

2

Опрос

1.3

Театральные костюмы, декорации.

1

1

2

Опрос

1.4.

Культура зрителя. Правила поведения в театре.

1

1

2

Наблюдение

2. Театральная игра

2.1.

Понятие этюд, виды этюдов.

1

1

Наблюдение

2.2.

Этюды на фантазию. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.

-

2

2

Разыгрывание этюдов.

2.3.

Понятие импровизация, виды импровизации.

1

1

2

Постановка этюдов

2.4.

Язык жестов, движений и чувств (эмоций).

-

2

2

Наблюдение

2.5.

Создание образов  сказочных животных с помощью мимики, жеста, пластики.

-

1

1

Постановка этюдов

2.6.

Фольклор. Мир фольклора.

-

2

2

Наблюдение

2.7.

Обряды, традиции русского народа.

1

1

2

Обыгрывание обрядов

3.Культура и техника речи

3.1

Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

1

1

2

Наблюдение

3.2

Артикуляционная гимнастика.

-

1

1

Наблюдение

3.3

Дыхательная гимнастика.

-

1

1

Наблюдение

3.4

Работа над дыханием. Несложные скороговорки.

-

1

1

Наблюдение

4.Актёрская грамота

4.1

Выразительность речи.

-

1

1

Наблюдение

4.2

Сценический образ.

-

1

1

Импровизация.

4.3

Работа актёра над собой.

Упражнения на развитие сценического внимания.

-

2

2

Упражнения на внимание

4.4

Работа актёра над образом. Этюды на тему: «Я – предмет»

-

1

1

Работа над этюдами.

4.5

Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан). 

-

1

1

Работа над этюдами.

4.6

Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор).

-

1

1

Работа над этюдами.

4.7

Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно».

-

1

1

Импровизация

4.8

Работа над сценическими героями русских народных сказок.

-

2

2

Наблюдение

5.Ритмопластика.

5.1.

Тренировка ритмичности движений. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь».

1

1

2

Наблюдение

5.2.  

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

-

1

1

Наблюдение

5.3.

Работа над мимикой при диалоге, при отработке ролей.

-

1

1

Наблюдение

5.4.

Работа над координацией движений.

-

1

1

Наблюдение

6.Работа над спектаклем

6.1.

Работа над мимикой, жестами, «вживание» в образ.

-

2

2

Наблюдение

6.2.

Работа над текстом.

1

2

3

Наблюдение

6.3.

Театральные этюды с импровизированным текстом по мотивам русских народных сказок.

-

3

3

Наблюдение

6.4.

Репетиционный период. 

-

5

5

Наблюдение

6.5.

Театрализованное представление сказки. Аттестация обучающихся (промежуточный контроль).

-

2

2

Показ

7.Учебно – воспитательная работа

7.1.

День Знаний». Торжественная линейка. Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

7.2.

День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!». Участие в концерте.

-

2

2

Наблюдение

7.3.

Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель». Участие в мероприятии.

-

2

2

Наблюдение

7.4.

Новогодний праздник «Новогодняя сказка». Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

7.5.

Международный женский день «Весенний праздник». Участие в концерте.

-

2

2

Наблюдение

7.6.

Отчетный концерт учащихся и педагогов.  Постановка спектакля.

-

2

2

Наблюдение

7.7.

День Победы «Пришла весна – весна Победы!». Участие в мероприятиях.

-

2

2

Наблюдение

7.8.

Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».  Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

Итого:

10

60

70

Учебно-тематический план первого года обучения.(2 группа)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

практика

Всего

Формы контроля

Знакомство с театром.

1.1.

Вводная беседа. Понятие о театре. Виды театров.

2

2

Опрос

1.2.

Пригласительные билеты, афиши, программки.

2

2

4

Опрос

1.3

Театральные костюмы, декорации.

2

2

4

Опрос

1.4.

Культура зрителя. Правила поведения в театре.

2

2

4

Наблюдение

2. Театральная игра

2.1.

Понятие этюд, виды этюдов.

2

2

Наблюдение

2.2.

Этюды на фантазию. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.

-

4

4

Разыгрывание этюдов.

2.3.

Понятие импровизация, виды импровизации.

2

2

4

Постановка этюдов

2.4.

Язык жестов, движений и чувств (эмоций).

-

4

4

Наблюдение

2.5.

Создание образов  сказочных животных с помощью мимики, жеста, пластики.

-

2

2

Постановка этюдов

2.6.

Фольклор. Мир фольклора.

-

4

4

Наблюдение

2.7.

Обряды, традиции русского народа.

2

2

4

Обыгрывание обрядов

3.Культура и техника речи

3.1

Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

2

2

4

Наблюдение

3.2

Артикуляционная гимнастика.

-

2

2

Наблюдение

3.3

Дыхательная гимнастика.

-

2

2

Наблюдение

3.4

Работа над дыханием. Несложные скороговорки.

-

2

2

Наблюдение

4.Актёрская грамота

4.1

Выразительность речи.

-

2

2

Наблюдение

4.2

Сценический образ.

-

2

2

Импровизация.

4.3

Работа актёра над собой.

Упражнения на развитие сценического внимания.

-

4

4

Упражнения на внимание

4.4

Работа актёра над образом. Этюды на тему: «Я – предмет»

-

2

2

Работа над этюдами.

4.5

Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан). 

-

2

2

Работа над этюдами.

4.6

Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор).

-

2

2

Работа над этюдами.

4.7

Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно».

-

2

2

Импровизация

4.8

Работа над сценическими героями русских народных сказок.

-

4

4

Наблюдение

5.Ритмопластика.

5.1.

Тренировка ритмичности движений. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь».

2

2

4

Наблюдение

5.2.  

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

-

2

2

Наблюдение

5.3.

Работа над мимикой при диалоге, при отработке ролей.

-

2

2

Наблюдение

5.4.

Работа над координацией движений.

-

2

2

Наблюдение

6.Работа над спектаклем

6.1.

Работа над мимикой, жестами, «вживание» в образ.

-

4

4

Наблюдение

6.2.

Работа над текстом.

2

4

6

Наблюдение

6.3.

Театральные этюды с импровизированным текстом по мотивам русских народных сказок.

-

6

6

Наблюдение

6.4.

Репетиционный период. 

-

10

10

Наблюдение

6.5.

Театрализованное представление сказки. Аттестация обучающихся (промежуточный контроль).

-

4

4

Показ

7.Учебно – воспитательная работа

7.1.

День Знаний». Торжественная линейка. Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

7.2.

День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!». Участие в концерте.

-

4

4

Наблюдение

7.3.

Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель». Участие в мероприятии.

-

4

4

Наблюдение

7.4.

Новогодний праздник «Новогодняя сказка». Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

7.5.

Международный женский день «Весенний праздник». Участие в концерте.

-

4

4

Наблюдение

7.6.

Отчетный концерт учащихся и педагогов.  Постановка спектакля.

-

4

4

Наблюдение

7.7.

День Победы «Пришла весна – весна Победы!». Участие в мероприятиях.

-

4

4

Наблюдение

7.8.

Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».  Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

Итого:

20

120

140

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

Раздел 1. Знакомство с театром

1.1. Вводное занятие. Знакомство с учебной группой. Игры на знакомство. Знакомство с особенностями современного театра. Общее представление о видах театра: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр.

1.2. Пригласительные билеты, афиши, программки.

Теория: Знакомство с историей афиш. Заочная экскурсия по театральным цехам. Работа с архивными материалами.

Практика: Изготовление пригласительных билетов, афиш, программок.

1.3. Театральные костюмы, декорации 

Теория: Знакомство с историей костюма, предметов используемых в будущем спектакле.

Практика: Творческие задания на ознакомление с элементами

театральных профессий: создание  эскизов декораций и костюмов.

1.4. Культура зрителя. Правила поведения в театре.

Теория: Правила поведения в театре.

Практика: Постановка этюдов, импровизация.

Раздел 2. Театральная игра.

2.1. Понятие этюд, виды этюдов.

Практика: Разыгрывание этюдов на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.). Работа над этюдами.

2.2. Этюды на фантазию. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.

Практика: Разыгрывание этюдов на фантазию: «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.), Одиночные и парные этюды.

2.3. Понятие импровизация, виды импровизации.

Практика: Постановка этюдов, импровизация.  Игра «Как вести себя в театре?». Этюды на отношение предметов: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину). Одиночные и парные этюды.

2.4. Язык жестов, движений и чувств (эмоций).

Теория: Мимика, жест, пластика. Развитие  умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Практика: Язык жестов, движений и чувств (эмоций). Постановка этюдов.

2.5. Создание образов  сказочных животных с помощью мимики, жеста, пластики.

Практика: Пантомима. Упражнения на создание образов сказочных животных. Постановка этюдов.

2.6. Фольклор. Мир фольклора.

Теория: Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.

Практика: Разновидности фольклора. Прибаутка. Пословицы и поговорки. Игры. Заклички. Считалка. Скороговорка. Загадка.

2.7. Обряды, традиции русского народа.

Практика: Участие в мероприятии «Славянская карусель».

Раздел 3. Культура и техника речи.

3.1. Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

Теория: «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

Практика: Упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы»,  упражнения  для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков литературных произведений.

3.2. Артикуляционная гимнастика.

Практика: Упражнения на чувства ритма (быстро, медленно, ускорение, замедление), направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Выполнить определенные действия по счету».

3.3. Дыхательная гимнастика.

Практика: Дыхательная гимнастика. Голосовые упражнения на гласные звуки

А, О, У, И, Э, Ы. Для начала звуки артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А Э А О АОЭ. Использование стихотворных текстов в работе над звуками.

3.4. Работа над дыханием. Несложные скороговорки.

Практика: . Речевые игры «Мотоцикл», «Насос», «Пила», «Комар», «Пчела».

Работа со стихами.

Раздел 4. Актёрская грамота.

4.1. Выразительность речи.

Практика: «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте.

4.2. Сценический образ.

Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели».

4.3. Работа актёра над собой. Упражнения на развитие сценического внимания.

Практика: Упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно - жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.

4.4. Работа актёра над образом. Этюды на тему: «Я – предмет»

Практика: Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить ночной фонарь, шкаф со скрипучей дверцей, картину). Упражнения: «Земля, воздух, вода».

4.5. Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан). 

Практика: Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан). 

4.6. Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор).

4.7. Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно».

4.8.Работа над сценическими героями русских народных сказок.

Практика: Освоение сценических заданий.

Раздел 5. Ритмопластика.

5.1. Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь».

Практика: Работа над осанкой. Игра «Я правильно двигаюсь».

5.2. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке(«в маске»).

Практика: Игры «Маска», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени».

5.3. Работа над мимикой при диалоге, при отработке ролей.

Практика: Изучаем свое лицо, анализ мимики лица. Работа над этюдами.

5.4. Работа над координацией движений.

Практика: Упражнения для развития гибкости. Игра «Очередь», «Лестница», отработка сценическая «Пощечина», спотыкание.

Раздел 6. Работа над спектаклем.

6.1. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами.

Практика: Работа над этюдами. Ритмопластика. Создание образов с помощью жестов и мимики.

6.2. Работа над текстом.

Практика: Читаем по ролям.

6.3. Театральные этюды с импровизированным текстом по мотивам сказок народов мира.

Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий.

6.4. Театрализованное представление «Теремок».

Практика: Показ театрализованного представления.

Раздел 7. Учебно-воспитательная работа.

7.1.«День Знаний». Торжественная линейка.

Практика: Участие в сценарии.

7.2. День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!».

Практика: Участие в концерте.

7.3. Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель».

Практика: Участие в мероприятии.

7.4. Новогодний праздник «Новогодняя сказка».

Практика: Участие в сценарии.

7.5. Международный женский день «Весенний праздник».

Практика: Участие в концерте.

7.6. Отчетный концерт учащихся и педагогов.  

Практика: Постановка спектакля.

7.7. День Победы «Пришла весна – весна Победы!».  

Практика: Участие в мероприятиях.

7.8. Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».

Практика: Участие в сценарии.

Учебно-тематический план второго года обучения (1 группа).

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

практика

Всего

Формы контроля

  1. История театра.

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с планом на учебный год. Проведение инструктажей. Игры на развитие внимания.

1

1

2

Опрос

1.2.

Музыкальный театр

1

1

2

Опрос

1.3

Мы играем, мы мечтаем.

-

3

3

Игры на развитие внимания и воображения.

1.4.

Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль.

1

2

3

Опрос. Импровизация.

1.5.

Введение в театральную деятельность. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

2

2

4

Опрос.

Постановочная игра.

1.6.

Просмотр спектаклей в театрах или онлайн.

-

2

2

Наблюдение

  1. Театральная игра

2.1.

Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

-

1

1

Тренинг

2.2.

Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.  

-

2

2

Этюд, игровые действия.

2.3.

Развитие  умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. 

-

2

2

Импровизация, пантомима.

2.4.

Работа над этюдами.

-

3

3

Этюд, игровые действия.

2.5.

Импровизация на свободную тему. 

-

2

2

Импровизация

  1. Культура и техника речи

3.1

Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

-

2

2

Наблюдение

3.2

«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

1

1

2

Опрос.

3.3

Умение вежливо общаться, развивать навыки  и умение сотрудничать в коллективе

2

2

Игра-диалог

3.4

Работа над прямой речью в рассказе 

-

1

1

 Игровой рассказ

3.5.

Работа над дыханием.  Тренировка мышц дыхательного аппарата.

-

2

2

Тренинг-игра

  1. Актёрская грамота

4.1.

Средства актёрского искусства. Актер и его роли.

1

1

2

Наблюдение

4.2.

Бессловесные и словесные действия

-

2

2

Упражнения на внимание

4.3.

Работа актёра над собой.

-

2

2

Наблюдение

4.4.

Сценический образ как «комплекс отношений». Работа актёра над образом.

-

2

2

Наблюдение

Раздел 5. Работа над спектаклем

5.1

Работа над этюдами. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.

-

3

3

Наблюдение

5.2

Работа над одной ролью (одним отрывком).

-

2

2

Отработка отрывков.

5.3

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

-

2

2

Упражнения на согласованность действий.

5.4

Генеральная репетиция.

-

2

2

 Наблюдение

5.5.

Итоговое занятие: театрализованное представление по мотивам русских народных сказках. Аттестация обучающихся (промежуточный контроль).

-

2

2

Показ театрализованного представления.

  1. Учебно – воспитательная работа

6.1

«День Знаний». Торжественная линейка. Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

6.2.

День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!». Участие в концерте.

-

2

2

Наблюдение

6.3.

Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель». Участие в мероприятии.

-

2

2

Наблюдение

6.4.

Новогодний праздник «Новогодняя сказка». Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

6.5.

Международный женский день «Весенний праздник». Участие в концерте.

-

2

2

Наблюдение

6.6.

Отчетный концерт учащихся и педагогов.  Постановка спектакля.

-

2

2

Наблюдение

6.7.

День Победы «Пришла весна – весна Победы!». Участие в мероприятиях.

-

2

2

Наблюдение

6.8.

Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».  Участие в сценарии.

-

2

2

Наблюдение

Итого:

7

63

70

Учебно-тематический план второго года обучения (2 группа).

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

практика

Всего

Формы контроля

1.История театра.

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с планом на учебный год. Проведение инструктажей.

Игры на развитие внимания.

2

2

4

Опрос

1.2.

Музыкальный театр

2

2

4

Опрос

1.3

Мы играем, мы мечтаем.

-

6

6

Игры на развитие внимания и воображения.

1.4.

Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль.

2

4

6

Опрос. Импровизация.

1.5.

Введение в театральную деятельность. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

4

4

8

Опрос.

Постановочная игра.

1.6.

Просмотр спектаклей в театрах или онлайн.

-

4

4

Наблюдение

2.Театральная игра

2.1.

Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

-

2

2

Тренинг

2.2.

Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.  

-

4

4

Этюд, игровые действия.

2.3.

Развитие  умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. 

-

4

4

Импровизация, пантомима.

2.4.

Работа над этюдами.

-

6

6

Этюд, игровые действия.

2.5.

Импровизация на свободную тему. 

-

4

4

Импровизация

3.Культура и техника речи

3.1

Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

-

4

4

Наблюдение

3.2

«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

2

2

4

Опрос.

3.3

Умение вежливо общаться, развивать навыки  и умение сотрудничать в коллективе

4

4

Игра-диалог

3.4

Работа над прямой речью в рассказе 

-

2

2

 Игровой рассказ

3.5.

Работа над дыханием.  Тренировка мышц дыхательного аппарата.

-

4

4

Тренинг-игра

4.Актёрская грамота

4.1.

Средства актёрского искусства. Актер и его роли.

2

2

4

Наблюдение

4.2.

Бессловесные и словесные действия

-

4

4

Упражнения на внимание

4.3.

Работа актёра над собой.

-

4

4

Наблюдение

4.4.

Сценический образ как «комплекс отношений». Работа актёра над образом.

-

4

4

Наблюдение

5. Работа над спектаклем

5.1

Работа над этюдами. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.

-

6

6

Наблюдение

5.2

Работа над одной ролью (одним отрывком).

-

4

4

Отработка отрывков.

5.3

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

-

4

4

Упражнения на согласованность действий.

5.4

Генеральная репетиция.

-

4

4

 Наблюдение

5.5.

Итоговое занятие: театрализованное представление по мотивам русских народных сказках. Аттестация обучающихся (промежуточный контроль).

-

4

4

Показ театрализованного представления.

  1. Учебно – воспитательная работа

6.1

«День Знаний». Торжественная линейка. Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

6.2.

День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!». Участие в концерте.

-

4

4

Наблюдение

6.3.

Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель». Участие в мероприятии.

-

4

4

Наблюдение

6.4.

Новогодний праздник «Новогодняя сказка». Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

6.5.

Международный женский день «Весенний праздник». Участие в концерте.

-

4

4

Наблюдение

6.6.

Отчетный концерт учащихся и педагогов.  Постановка спектакля.

-

4

4

Наблюдение

6.7.

День Победы «Пришла весна – весна Победы!». Участие в мероприятиях.

-

4

4

Наблюдение

6.8.

Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».  Участие в сценарии.

-

4

4

Наблюдение

Итого:

14

126

140

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

Раздел 1. История театра.

1.1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы на учебный год. Проведение ОТ, ПБ, ПДД. Игры на развитие внимания.

1.2. Музыкальный театр.

Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Прослушивание отрывка из мюзикла «Анастасия».

1.3. Мы играем, мы мечтаем.

Практика: Игры на развитие внимания и воображения: «Переходы», «Светофор», «Хлопки», «Пишущая машинка»; «Что общего?», «Интерпретация», «Наводчик».

1.4. Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль.

Теория: Этика и театральный  этикет. Как и кто создаёт спектакль?

Практика: Импровизация участников «Я в театре».

1.5. Введение в театральную деятельность. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

Теория: Знакомство с театральной деятельностью, театральные профессии.

Практика: Постановочная игра «Я – художник - декоратор».

1.6. Просмотр спектаклей в театрах или онлайн.

Раздел 2. Театральная игра.

2.1. Вводные упражнения. Психофизический тренинг.

Практика: Тренинг на сценическое общение, выбор партнёра, установление контакта.

2.2. Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.  

Практика: Этюд, игровые действия: Двое за столом: пьют кофе; читают учебник; пишут книгу; обсуждают важный вопрос; разбирают бумаги; рассматривают карту острова, где зарыт клад.

2.3. Развитие  умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. 

Практика: Этюды на заданную тему: человек жарит яичницу, упаковывает чемодан, ест арбуз, замешивает тесто и лепит пирожки, вынимает кошелёк, достает деньги и начинает считать, ест мороженное, идет по битому стеклу, переходит через преграду, под преградой.

2.4. Работа над этюдами.

Практика: Этюд, игровые действия: «Час пик», «Гардероб в театре», «Игра на рояле в четыре руки», «Очередь к терапевту», «Человек на остановке».

2.5. Импровизация на свободную тему. 

Практика: Разыгрывание ситуаций: «Я нашел портмоне», «Выиграл миллион», «Пожми партнеру руку».

Раздел 3. Культура и техника речи.

3.1. Игры и упражнения на развитие речевого аппарата.

Практика: Тренинг-игра: «Я Виден, Я Слышен, Я Никому не мешаю», речевой тренинг, артикуляция, дыхательные упражнения.

3.2. «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

Теория: «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.

Практика: Упражнения на четкое произношение слов: «Летний день», «Чудо-лесенка», « В лесу», « В зоопарке».

3.3. Умение вежливо общаться, развивать навыки  и умение сотрудничать в коллективе.

Практика: Игра-диалог.

3.4. Работа над прямой речью в рассказе.

Практика: Игровой рассказ. Упражнения на развитие речи (артикуляционная гимнастика, интонационная выразительность, дикция), правильного дыхания.

3.5. Работа над дыханием. Тренировка мышц дыхательного аппарата.

Дыхательные упражнения (свечка, погреем руки, снайпер). Тренинг-игра: «Опора для дыхания» (упр. «Надоедливый комар», «Егорка», «Поклонение солнцу», «Два вдоха и два выдоха»).

Раздел 4.  Актёрская грамота.

4.1. Средства актёрского искусства.

Теория: Значение и способы превращения действий персонажа. Первоначальное представление о средствах актерского искусства.

Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один»; этюды на пословицы, поговорки, сюжетные стихи.

4.2. Бессловесные и словесные действия.

Практика: Выполнение этюдов, упражнений – тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …». Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

4.3. Работа актёра над собой.

Практика: Упражнения на развитие сценического внимания и воображения: «Кольцо», «Фигуры перестановок», «Отвечай», «Пишущая машинка», «Что общего», «Наводчик».

4.4. Работа актёра над образом.

Практика: Этюды на тему: «Изобрази…», «Догадайся», «В интонации всё», «Завалинка».

Раздел 5. Работа над спектаклем.

5.1. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.

Практика: Работа над этюдами. Ритмопластика. Создание образов с помощью жестов и мимики.

5.2. Работа над одной ролью (одним отрывком).

Практика: Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Предлагаемые обстоятельства. Магическое «если бы». Игра – занятие «Что будет, если я буду играть один...» Театральные этюды с импровизированным текстом по мотивам сказок народов мира.

5.3. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

Практика: Работа над этюдами с заранее оговоренным текстом в разных ситуациях и с разной интонацией. Отработка игры отдельных отрывков выбранного представления (возрастная категория).

5.4. Генеральная репетиция.

Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиция в декорациях, с реквизитом и бутафорией, в костюмах, с музыкальным и световым оформлением.

5.5. Итоговое занятие:  театрализованное представление по мотивам русских народных сказках. Аттестация обучающихся (промежуточный контроль).

Практика: Показ театрализованного представления.

Раздел 6. Учебно-воспитательная работа.

6.1.«День Знаний». Торжественная линейка.

Практика: Участие в сценарии.

6.2. День учителя «Учителя прекрасней профессии нет!».

Практика: Участие в концерте.

6.3. Проектная неделя  методического объединения  классных руководителей «Славянская карусель».

Практика: Участие в мероприятии.

6.4. Новогодний праздник «Новогодняя сказка».

Практика: Участие в сценарии.

6.5. Международный женский день «Весенний праздник».

Практика: Участие в концерте.

6.6. Отчетный концерт учащихся и педагогов.  

Практика: Постановка спектакля.

6.7. День Победы «Пришла весна – весна Победы!».  

Практика: Участие в мероприятиях.

6.8. Праздник последнего звонка «Пора прощаться нам, друзья».

Практика: Участие в сценарии.

1.4. Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- осознавать значимость театра и театральных постановок;

- понимать важность чтения для личного развития;

- развивать свою речь и дикцию;

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и

ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» действие, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прослушанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

- участвовать в беседе о просмотренном спектакле, выражать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую

позицию;

- уметь пользоваться алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных

играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Первый год обучения:

-умение учащихся правильно выполнять упражнения речевого тренинга;

-представление о театральных играх, их правилах, об упражнениях

тренинга пластической выразительности,

-умение соблюдать правила игры, разрешать конфликты во время игр,

договариваться друг с другом в небольших группах;

-развитие таких качеств личности учащегося, как память, внимание,

наблюдательность, фантазия, воображение и др.;

- наличие представлений о культуре сценического поведения;

- развитие навыков коллективного взаимодействия;

- развитие интереса к театральной деятельности;

- сформированная мотивация на продолжение обучения в театральном

коллективе.

Второй год обучения:

- наличие умения произнесения скороговорок в соответствии с

требованиями (активная артикуляция, ударное слово, задача);

- уверенное владение упражнениями речевого тренинга и тренинга

пластической выразительности;

- умение передавать образ человека, животного, неодушевлённого

предмета в театральном этюде с помощью средств актерской

выразительности;

- умение соблюдать правила игры, разрешать конфликты во время игр,

договариваться друг с другом в небольших группах;

- совершенствование личностных качеств: памяти, внимания,

наблюдательности, фантазии, воображения и др.;

- наличие представлений о культуре сценического поведения;

- сформированность навыков коллективного взаимодействия,

ответственного отношения к работе, дисциплинированности.

- развитие коммуникативных навыков и умений участия в коллективной

деятельности;

- развитость навыков коллективного взаимодействия, ответственного

отношения к работе, дисциплинированности;

- умение учащихся правильно выполнять упражнения речевого тренинга и

верно произносить скороговорки;

- умение передавать различные образы в театральном этюде с помощью

средств актерской выразительности;

2.1. Календарный учебный график на 2022 – 2023 учебный год

Год

обучения

Начало занятий

Окончание занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней/часов

Режим занятий

Сроки проведения промежуточной/

итоговой

аттестации

2022-2023 уч.год

01.09.

2022 г.

30.05.

2023 г.

35

70

2 часа в неделю

апрель

Режим занятий для каждой группы – 2 раза в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком. Всего 70 часов в учебный год.

Занятия проводятся со всей группой, в подгруппах и индивидуально в зависимости от степени подготовленности

Пятидневная учебная неделя.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет: стул ученический 12 шт., стол преподавателя 1 шт.,  шкаф для наглядных пособий 1шт., зеркало 1 шт.,  сценические костюмы.

Актовый зал: доска переносная 1 шт., мультимедийный проектор 1 шт., DVD плейер-1 шт., музыкальный центр 1 шт., колонки 1 пара, ноутбук-1 шт., пианино 1 шт., микшерский пульт 1шт, микрофоны 3шт.

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам.

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование, постановка сказок и пьес для свободного просмотра.

Основным методом отслеживания успешности овладения детьми содержанием программы является наблюдение.

Оценка результативности опирается на отслеживание достижений обучающихся:

-на открытых занятиях;

-на отчетных концертах;

-на конкурсах.

Результатом обучения является участие воспитанников в праздничных концертах, конкурсах и других творческих мероприятиях.

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс по Программе организован в очной форме обучения.

Методы обучения.

В образовательном процессе используются методы обучения:

-словесные (рассказ, беседа-размышление, обсуждение, прослушивание, устное изложение и др.);

-наглядные (наблюдение, показ видеоматериалов, показ, исполнение педагогом упражнений, работа по образцу и др.);

-практические методы (тренинг, игровая ситуация, упражнение, постановочный этюд, творческая самостоятельная работа, репетиции  и показ, экскурсия и посещение театров).

Формы организации образовательного процесса.

Групповая и индивидуальная. Основная форма занятий - групповая, но при создании репертуара (постановочно-репетиционная работа) используется индивидуальная форма занятий и индивидуально-групповая. Это работа с солистами, разучивание танцевальной комбинации с определёнными подгруппами детей.

Формы организации учебного занятия.

В Программе используются следующие формы занятий: рассказ, беседа, экскурсия, практическое занятие, занятие в компьютерном классе, съемка и монтаж  видеороликов, репетиция, праздник, конкурс, концерт.

Педагогические технологии.

Здоровьесберегающая технология, игровые технологии, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия.

Образовательный процесс по Программе предполагает занятия в кабинете ритмики и актовом зале. Программа предполагает следующие формы организации занятий:

-вводные занятия, которые проводятся в начале каждого года обучения и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения на занятиях»;

-учебные занятия;

-репетиции концертных номеров;

-концерт.

2.6. Список литературы

  1. Анисимова Р.А. Тренинг – как форма активного обучения в процессе внедрения новых стандартов образования в школе. Учебно-методическое пособие УЦ «Перспектива» Москва. – 2011.
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» . – 2011.
  3. Гребёнкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и школ искусств: учебное пособие для системы дополнительного  образования. Москва. – 2003.
  4. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Санкт-Петербург «Детство-Пресс. – 2005.
  5. Куликовская Г.А. «40 новых скороговорок». Практикум по улучшению дикции. – М. – 2003.
  6. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
  7. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1954.
  8. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М., 2005.
  9.  Крамаренко О.К. Обучаем и воспитываем всех//Воспитание школьников- 2011.-№4.
  10.  Виноградова Л.И., Фёдоров А.Л., Галкин В.В., Снегирёва  В.К. Театральная юность России// Воспитание школьников-2011.- №2.
  11. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников, театр постановок,  конкурсов и викторин.
  12.  Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  13.  Ершова А.П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие школьника//Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  14. Гольдин В.Е. Речь и этикет.
  15.  Интернет. Электронная библиотека koob.

 

Приложение

Артикуляция и дикция.

Упражнения.

1. Взгляните в зеркало: лицо спокойное, губы естественной формы. Теперь пробуем их активизировать: пошлёпаем губами «лягушки», соберём их в трубочку «утята», поднимем верхнюю губу, откроем верхние зубы «кролик». Далее открываем рот. Посмотрим, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое нёбо, ведь от верхних зубов идёт твёрдое нёбо, а затем мягкое, подвижное нёбо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Надо пошевелить языком из стороны в сторону: вперёд, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро – быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твёрдый, как молоточек. В этом вам поможет воображение. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто беззвучно говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить «высокое нёбо» и объёмный рот. А потом энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «Фу» (щёки опадают). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

5. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые  (собранные в пучок) губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

6. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте всё перед зеркалом, пока не почувствуйте лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не болтающейся. Тяжёлая, болтающаяся нижняя челюсть бьёт по гортани, делает звук бесформенным.

7. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе.

8. Вновь упражнение для расслабления нижней челюсти. Ваши руки в кулачках, тыльной стороной коснитесь ими скул и проводите по щекам ниже, сбрасывая кулачки со словами: «Два сапога - пара» (8-10 раз).

9. Возьмите любой отрывок произведения, и почитайте его для себя перед зеркалом.

Последите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения.

Примечание: чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом.

Упражнения для губ.

Упражнение 1. Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, изображая из себя кинозвезду.

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

Упражнение 2. Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны, добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

Упражнения для языка.

Упражнение 3. Кончиком языка упритесь в щеку и растяните её, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щёки.

Упражнение 4. Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, потом в нижнюю. И так 10 раз. Сделайте насколько жевательных движений для снятия напряжения.

Упражнение 5. Вдохните и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

ПУ  ПО  ПА  ПЭ  ПИ  ПЫ
БУ  БО  БА  БЭ  БИ  БЫ
КУ                    КО                  КА                   КЭ                  КИ                  КЫ

ГУ                    ГО                   ГА                   ГЭ                   ГИ                  ГЫ

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение повторить 5 раз. Все звуки должны звучать чётко, при этом голосовые связки не уставали, то есть не было ощущения першения в горле.

Упражнение 6. Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ – БУ   ПО – БО   ПА – БА

ПЭ – БЭ   ПИ – БИ   ПЫ – БЫ

КУ – ГУ   КО – ГО   КА – ГА

КЭ – ГЭ   КИ – ГИ   КЫ – ГЫ

Упражнение 7. Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

РЛУ   РЛО   РЛА   РЛЭ   РЛИ   РЛЫ

ЛРУ   ЛРО   ЛРА   ЛРЭ   ЛРИ   ЛРЫ

ДБГУ – БГДУ   ДБГО – БГДО   ДБГА – БГДА

Тренинги по развитию актерского мастерства

Разминка лица.

Перед игрой на сцене необходимо сделать разминку лица. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дают ощущение подвижности лица.

Изучите свое лицо.

Работа с небольшим зеркальцем. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше поднять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.

Десять масок.

Страх.

Злость.

Любовь (влюбленность).

Радость.

Смирение.

Раскаяние, угрызения совести.

Плач.

Стеснение, смущение.

Раздумье, размышление.

Презрение.

Равнодушие.

Боль.

Сонливость.

Прошение (вы кого-то о чем-то просите).

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Секрет: как лучше изобразить эмоции.

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри на кого ты похож? Да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе? И т.п.).

Работа над этюдом.

Этюд является связующим звеном между артистической техникой и сценическим методом. Он закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой и ролью.

Упражнения на дыхательную гимнастику.

Пробежать 40 секунд, остановиться и считать таблицу умножения на 5.

Пробежка 1 минута, остановиться и петь, и следить за верным дыханием, интонацией и дикцией.

Пробежка 40 минут, остановиться и считать таблицу умножения на 3. Вначале читать громко, постепенно снижать силу звука, перейти на шепот и снова читать в нормальном звучании.

Тренинг по сценической пластике.

Импровизации: «Я на канате», «Я на катке», балансирование с тяжелым шестом, балансирование с легким шестом, полоскание рук и т.д.

Тест

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

1.

Что такое театр?

а) место для зрелищ;

б) красивое здание со сценой;

в) дом, где живут актёры.

2.

Из чего складывается театральное искусство (зачеркни ненужное)

а) музыка;

б) литература;

в) математика;

г) изобразительное искусство;

д) актёрское мастерство.

3.

Что должен уметь делать актёр? (обведи правильный ответ)

а) слушать и слышать;

б) наблюдать;

в) красиво говорить;

г) танцевать;

д) петь;

е) правильно говорить;

ж) модно одеваться;

з) работать на компьютере.

 

Практические задания:

1. Продолжи фразу: «Если бы у меня была волшебная палочка…»

2. Покажи домашнее животное.

3. Прочитай любое стихотворение.

 

Тест

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

1.

Подчеркни дисциплины, необходимые для подготовки актёра.

а) сценическая речь;

б) математическая логика;

в) история России;

г) сценическое движение;

д) актёрское мастерство;

е) история театра.

2.

Как называли первых актёров на Руси?

а) дураки;

б) балагуры;

в) скоморохи.

3.

Что развивает речь? (

а) упражнения со скакалкой;

б) игра «Угадай, что изменилось?»;

в) скороговорки;

г) отгадывание загадок.

 

Практические задания:

1. Показ этюда на память физических действий (дифференцированный подход).

2. Проведение любой игры с группой.

3. Чтение стихотворения перед группой.

 

Тест:

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

1.

Что такое вертеп?

а) ящик – кукольный театр;

б) вертящийся механизм;

в) игрушка – вертушка.

2.

Что называется одеждой сцены? (зачеркни ненужное)

а) задник;

б) штора;

в) кулисы;

г) занавес;

д) падуги.

3.

Что такое актёрский этюд?

а) небольшой фрагмент прожитой жизни;

б) зарисовка на бумаге;

в) изображение чего – либо.

 

Продолжи фразу: Этикет – это правила…____________________________________________________________

 

Дорисуй глаза, брови, рот и нос 

 

радость                                 удивление                                злость

 

 

 

 

 

Напиши чему учит театр _________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Игры на развитие внимания и воображения к разделу

«Мы играем – мы мечтаем!»

Картинки из спичек.

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. Упражнение кажется очень простым. На самом деле, оно  тесно связано с самым загадочным разделом “системы” Станиславского “Лучевосприятие и лучеизлучение”. 

Рисунки на заборе

Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.

Клоун – раскидай

Каждый ученик создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель предлагает каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения игрушечной индустрии.

Мозаика

Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.

Говорим по-болтунски!

Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.

Вредные советы

Игра  “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений, принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.

“Елки-палки”

Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от локтя”.

Цирк

Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк” – прекрасная форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.

“Баранья голова”. “Машинка”.

Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также – традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо произнести: “баранья голова”, после чего продолжить перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.

Тепло –холодно

 Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.

Люди – самолеты, люди – мотоциклы.

Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения отношения к объекту.

Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рубежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться, увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.

С миру по строчке…

Каждому ученику дается  по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.

С днем рождения!

День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.

Упражнения для развития хорошей дикции 

Тренинг гласных звуков

         Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

         С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

 

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

И    Э    А    О    У    Ы ?

И    Э    А    О    У    Ы.

 

Тренинг согласных звуков

         Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

         Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями? Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

Скороговорки 

         Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр! 

         Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

         У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

         Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

         Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

статья "Детство – это мы с тобою, детство – это я и ты!"

«Добрый вечер, наши уважаемые…Обожаемые...Любимые...И любящие нас родители и учителя!» - этими словами началось общешкольное родительское собрание «Наша школьная жизнь», которое состоялось 27 января 2...

Последний звонок "Кораблик детства - уплывает в детство"

Праздник последнего звонка "Кораблик детства - уплывает в детство" проводился в гимназии "Эврика" 25 мая 2012 года, классный руководитель 11 "Б" класса - Атаманова Г.А....

Сценарий последнего звонка "Детство, детство ты куда спешишь....."

Прощание со школой очень волнительный день для учащихся, родителей и учителей, ведь ребята вступают во взрослую жизнь, где необходимо решать многие вопросы и принимать решения самостоятельно....