ДОП "Волшебный квиллинг"
рабочая программа

Демидович Эльвира Андреевна

“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_volshebnyy_kvilling.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»

Дополнительная  общеразвивающая программа художественной направленности

«Волшебный квиллинг»

                                                                                             

                                                                           Адресат программы: обучающиеся 6-10 лет

                                               Срок реализации: 3 недели

 Уровень: ознакомительный

                                                  Разработчик(и)  программы:

                                                        Демидович Эльвира Андреевна,

                                                                    педагог дополнительного образования

                                                             МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета

Тайшет, 2022 год.

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка                                                                          

1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность                                

1.3. Отличительные особенности программы                                              

  1. Содержательный раздел

2.1. Организация образовательной деятельности

2.2. Содержание образовательной деятельности

2.3. Планируемые результаты освоения программы

2.4. Формы подведения итогов реализации программы

  1. Организационный раздел

3.1. Приемы и методы работы с детьми

3.2. Условия реализации программы

  1. Список литературы

Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

7. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

8. Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета (приказ №11/1 от 30.01.2017)

Программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

        Новизна программы состоит в том, что она направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Отличительные особенности программы.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по программе «Волшебный квиллинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Адресат программы.

Программа адресована обучающимся 6–10 лет, проявляющим интерес к технике «Квиллинг», к созданию различных композиций. В ДТО принимаются все желающие без предварительного отбора. Комплектование групп осуществляется на добровольной основе. Количество детей в группах не должно превышать 13 человек, допускается наличие разновозрастных групп в зависимости от стартовых возможностей.

         Программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей детей от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерно:

- проявление элементов произвольности всех психических процессов;

- общение с взрослым вне ситуативно-личностное;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности, развитие фантазии.  

Срок освоения программы – 3 недели.

Форма обучения – очная.

Форма организации занятия – групповая.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 учебных часа с 10 минутным интервалом. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Занятия включают в себя как теорию, так и практику.

Виды занятий: практические занятия, мастер- классы, лекции, презентации.

Цель: освоить элементарные приемы техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • обучать различным приемам работы с бумагой.
  • формировать умения следовать устным инструкциям.
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • развивать пространственное воображение.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В образовательном процессе используются различные методы обучения, педагогические технологии и формы проведения занятий. При их выборе педагог учитывает уровень подготовки детей и их возраст, а также характер содержания изучаемого программного материала.

Объем программы: 10 часов.

Содержание программы.

Программа состоит из 3 тем:

       Вводное занятие (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)

Знакомство друг с другом. Правила поведения во время занятий. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1. Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)

2. Изготовление ажурных форм: глаз, лист (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)

3. Цветочная композиция (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)

      Итоговое  занятие (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)

Итоговое занятие проводится в виде выставки, где обучающиеся демонстрируют свои изделия. На выставку могут быть приглашены родители и обучающиеся центра других творческих объединений. В ходе мероприятия педагог просматривает изделия и заносит результаты в оценочный лист.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся  будут знать :

  • различные приемы работы с бумагой;
  • основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • следовать устным инструкциям;

будут уметь:

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

                     Личностные результаты:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению                    знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 -  социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;

 -  владение социальными нормами и правилами поведения, ценностные

ориентиры, толерантность по отношению к другим;

-  развитие качеств творческого мышления.

Учебно-тематическое планирование

Название

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

 Вводное занятие. История квиллинга. Инструменты и материалы.

Правила техники безопасности.

2

1

1

Беседа, просмотр наглядных материалов.

1. Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля.

2

1

1

Изучение нового материала.Практическая работа

2. Изготовление ажурных форм: глаз, лист.

2

1

1

Изучение нового материала.Практическая работа

3. Цветочная композиция.

2

1

      1

Изучение нового материала.Практическая работа

Итоговое занятие

2

1

     1

Итоговая диагностика.

Выставка работ.

Всего часов:

10

5

     5

Календарный учебный график

Раздел

01.06

03.06

08.06

10.06

15.06

Вводное занятие

2

1.Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля.

2

2.Изготовление ажурных форм: глаз, лист.

2

3.Цветочная композиция.

2

Итоговое занятие. Итоговая  аттестация

2

Оценочные материалы и формы контроля

Освоение программного материала предполагает проведение только текущего контроля, проводимого в форме практической работы (изготовление изделия). Методом контроля является педагогическое наблюдение и собеседование, самоанализ, по результатам которых заполняется оценочный лист.

Оценочный лист

Ф.И.______________       __лет

Критерии оценки

баллы

примечание

3

2

1

1.

Техника безопасности

2.

Освоение техники «Квиллинг»

3.

Умение использовать инструкции, схемы

5.

Аккуратность

Итого

3 балла  - наблюдаемое качество проявляется в полной мере, ребенок выполняет задание без посторонней помощи;

2 балла – наблюдаемое качество ребенок  проявляет частично, при выполнении практической работы нуждается в незначительной помощи педагога;

1 балл – наблюдаемое качество не проявляется, при выполнении практической работы ребенок нуждается в значительной или постоянной помощи педагога;

На основании суммы баллов определяются уровни освоения учебного материала:

Высокий уровень – 15 (14)

Средний уровень – 13 (10)

Допустимый – 9 (5)

Методические материалы

Основная форма организации занятий – групповая, по характеру деятельности – практическая работа.

В образовательном процессе реализуются следующие педагогические принципы:

- посильности обучения, т.е. соответствие предлагаемого содержания и форм обучения особенностям, возможностям, интересам учащихся;

- последовательности, упорядоченности, т.е. обучение от простого к сложному;

- опоры на наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

- обучение в игре, игра делает процесс познания легким и понятным для ребенка, создает радостный эмоциональный фон занятия;

- самостоятельности т.е. максимально возможной на данном этапе обучения организации всех видов работы, которые учащийся может выполнить сам;

Методы и приемы обучения

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • групповая  (при выполнении коллективной работы каждая группа выполняет определенное задание)
  • индивидуальная (каждый ребёнок делает свое изделие)
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Методы проведения занятий:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, показ педагогом)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Методы работы с обучающимися на занятиях:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
  • индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работ)
  • групповой (организация работы в группах)
  • индивидуальный (индивидуальное выполнение работы)

Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации)
  • репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности)
  • частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа)

Алгоритм учебного занятия

I. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).

II. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.

III. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в обычном учебном кабинете, оборудованном мебелью соответствующей возрастным физическим данным обучающихся.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Инструменты и расходные материалы (обучающиеся приобретают самостоятельно):

В работе используется:

  • полоски для квиллинга

Инструменты:

  • инструмент для квилинга
  • ножницы,
  • клей карандаш
  • клей ПВА

Список литературы для педагога

  1. Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграф.издат, 2011. – 32 с.: ил.
  2. Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 64 с.: ил.
  3. Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.

Список литературы для обучающихся

1.Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски, Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 2015    год.

2.Т.М.Геронимус «Урок труда» (Я всё умею делать сам). Учебный комплект для начальной школы 4 класс, «АСТ – Пресс», 2014 год

3.А.Бахметов; Т. Кизяков «Очумелые ручки», Москва, «РОСМЭН», 2014 год.

Перечень используемых мультимедийных презентаций

  1. Презентация «Азы квилинга»
  2. Презентация «История возникновения квиллинга»

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса по квиллингу

Данная презентация использовалась для проведения открытого муниципального внеклассного мероприятия....

Презентация занятия в технике "Квиллинг"

Знакомство с помощью презентации с техникой "Квиллинг"...

Искусство Квиллинга

Презентация содержит мастер - класс о создании открыток  в этой технике....

Презентация к уроку технологии: Квиллинг

Дидактический материал к урокам технологии....

Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.

Поэтапное описание  изготовления кота в технике квиллинг....

Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»

Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....

Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 1. Контурный (плоский) квиллинг. Рождественский ангел.

В презентации представлена подробная инструкцияя по изготовлению новогодней игрушки Рождественский ангел в технике контурного квиллинга....