"Край березовый, край Есенина" - проект
проект

Мохова Татьяна Михайловна

Сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины среди обучающихся объединения МБУДО "ЦДТ "Южный" "Ансамбль "Фантазия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный» города Рязани

Проект

«КРАЙ  БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА»

Долгосрочный  (октябрь 2021 – май 2022  гг.)

(дети 8-11 лет)

Руководитель проекта:

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Ансамбль «Фантазия»

Мохова Т.М.

Рязань, 2022 г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Название проекта

Проект  «Край берёзовый, край Есенина»

Сроки реализации

Долгосрочный  

октябрь 2021 г. – май 2022 г.

Руководитель и  авторы  проекта

Руководитель проекта Мохова Т.М.

Цель проекта

Сохранение и популяризация  историко-культурных традиций  малой родины среди обучающихся объединения «Ансамбль «Фантазия»

Задачи проекта

- Культурное просвещение обучающихся;

- формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области);

- расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края;

- патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области.

Целевая аудитория

Обучающиеся ЦДТ «Южный» объединения «Ансамбль «Фантазия»:

Школьники (8 – 11 лет)

Планируемые результаты и показатели

  • Освоение обучающимися доступных знаний об истории родного края.
  • Активное участие детей в различных видах деятельности.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за родной край.

Ресурсы

Методические ресурсы: пособия,  книги, дидактические материалы, костюмы, материалы для оформления места выступления.

Человеческие ресурсы: обучающиеся, родители обучающихся объединения «Ансамбль «Фантазия»

Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»

Д. С. Лихачев

Проблема и Актуальность. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Самые трепетные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом и малой Родиной. Это место, где тебя любят и понимают, где живут самые дорогие для тебя люди – мама и папа, друзья. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему.

В современном обществе центральное направление работы педагога с подрастающим поколением занимает патриотическое воспитание. И на то есть свои причины:  дети знают название города, домашний адрес и в качестве достопримечательностей магазины и торговые центры. Но мало, что могут рассказать из истории города, его удивительных местах и традициях. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины связано с местом, где он родился и живет. Задача педагога – помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Проект проводится с целью: сохранение и популяризация  историко-культурных традиций  малой родины.

В «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Задачи:

- культурное просвещение обучающихся;

- формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области);

- расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края;

- патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области.

Гипотеза – если с дошкольного возраста обучающиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры детей. Если больше и глубже изучать народное творчество, в данном случае – песню, посвященную природе, то дети станут относиться к ней бережнее.

Формы и методы.

Проект «Край берёзовый, край Есенина»  включает в себя:

  • просмотр видеозарисовки на стихи поэтов, воспевавших природу родного края;
  • сбор информации в сети интернет;
  • выставка иллюстраций к стихам «Береза в поэзии»;
  • знакомство и прослушивание песни «Край берёзовый»;
  • подготовка костюмов для выступления;
  • разработка эскизов по оформлению зала;
  • анкетирование по итогам презентации «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»;
  • видеозапись выступления ансамбля «Фантазия»;

Участники проекта: обучающиеся и родители ансамбля «Фантазия».

Стратегия и механизм данного проекта:

  • Выявление возможностей объединения для приобщения обучающихся к изучению родного края. Знакомство с музыкальным наследием, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
  • Разработка и апробация мероприятия, а также исполнение музыкального произведения И. Резника, А. Броневицкого «Край берёзовый».
  • Описание и обобщение опыта.

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта предполагает формирование у участников:

  • систематизация материала по теме;
  • повышение уровня мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого и современных открытий малой Родины и России в целом;
  • уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
  • интерес к познанию нового;
  • инициативность и творчество.

Этапы реализации проекта:

Iэтап – подготовительный.

  • изучение литературы;
  • разработка концепции, идеи;
  • подбор материалов;
  • изучение возможностей, ресурсов, инструментов программ и др.
  • мониторинг знаний обучающихся.

II этап - практический.

  • работа с обучающимися;
  • работа с родителями.

III этап – заключительный.

  • анализ результатов реализации проекта;
  • описание и обобщение опыта (выступление, публикация видеозаписи песни, участие в общем учрежденческом проекте «Малый город – большая история»).

На первом этапе работы над проектом я изучила теоретическую литературу о песне, ее особенностях, где раскрывается образ природы. Начиная уже с XIX века, песня привлекала внимание русских ученых, изучавшие ее содержание, жанровые особенности, поэтическую символику, музыкальные образы. Среди таких ученых-исследователей можно назвать С. Г. Лазутина, Н.П. Колпакова, В.Я. Проппа, Ф.М. Селиванова и других. Я узнала, что тема  природы в народном творчестве занимает немалое место, приведены примеры олицетворения, тесной связи народной жизни, быта с природой. Благодаря народному творчеству, природа предстает перед слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развить в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому. 

            Вывод: в ходе изучения литературы выявлено, что тема природы  в русских песнях актуальна, потому что жизнь народа издавна очень тесно связывалась  с природой. Данная тема широко исследуется учеными.

         На втором этапе работы над проектом мной была подобрана коллекция песен о природе, лесах, травах, деревьях, цветах, полях, степях и т.д. Данная коллекция в электронном варианте насчитывает около 30 песен. Они были систематизированы по тематике и сделан анализ на предмет раскрытия красоты природы и её сохранности («Коллекция «Песни о природе»).

         Вывод: в «Коллекцию»  вошли наиболее популярные и широко распространенные песни о природе.

       Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Во многих песнях главной темой  является  природа. Именно она показывала всю красоту и любовь  к родному краю. Например, самая известная песня о символе России – березе - песня «Во поле береза стояла», которую знает любой русский человек с самого младшего возраста. Во многих песнях русского народа выражается обращение к деревьям  за помощью в любви (например, «Ты удайся, ленок, беленький, полюби-ка меня, миленький!»), обращение  за сочувствием («Ты скажи, скажи, калина, как попала я сюда»), о месте для любовных свиданий («Выйду ль я на реченьку, посмотрю на быструю, не увижу ль я свого милого, сердцу дорогого»). В песне «Калинка» чувствуется обращение к  деревьям за успокоением:

Калинка, калинка, калинка моя!

 В саду ягода малинка, малинка моя!  

Спать положите вы, меня…

Сосенушка,  ты зеленая,

Не шуми же надо мной!

          Образы природы в песнях глубоко символичны. Основой для песенной символики служит объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д.).

          Кроме этого,  в народных песнях чувствуется гармоничное сочетание мелодии и текста: мелодии протяжные, певучие, задушевные, а в текстах идёт обращение к природе, как к одушевлённому существу, чаще  в ласкательной форме («калинушка», «рябинушка», «сосенка» и др.)

          Вывод: природа в русских песнях предстаёт разнообразной и гармоничной, мелодия и стихотворный текст, взаимно дополняют друг друга. Русские народные песни, посвящённые природе, очень тесно связаны с жизнью и бытом человека, с его чувствами и  настроением. Вместе с тем, в исследованных песенных образцах не стоит проблема  сохранности  или  гибели  природных образцов.

        Обучающиеся ансамбля «Фантазия» неоднократно бывали в селе Константиново, на Родине нашего поэта-земляка Сергея  Есенина. В этой «стране берёзового ситца» недалеко от Рязани родился и вырос Сергей Есенин. Главная достопримечательность этого места – рязанские просторы. С высокого берега Оки открываются фантастические пейзажи, которые воспевал поэт, а вблизи одной из смотровых площадок располагается сцена.

Тема природы в музыке стала сквозной в русской литературе. 

Без березы не мыслю России –

Так светла по-славянски она

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена

 Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах…

(Просмотр презентации "Край березовый, край Есенина").

Ярко выражен в любви к Родине, её природе, быту и народному творчеству музыкальный аспект поэзии С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, Н. Некрасова, М. Цветаевой и др… Многие стихи поэтов написаны в песенном жанре и легко ложатся на музыку. С некоторыми из них обучающиеся объединения познакомились в обзорном видео

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

В репертуаре ансамбля «Фантазия» есть немало песен о природе, родных местах, воспевающих ее красоту, поэтому обращение к этой теме в данном проекте стало близким и интересным для учащихся. Современная молодежь предпочитает слушать в основном  модную музыку, а народную музыку считают не актуальной. Поэтому в проекте хотелось довести идеи сохранения нашей природы и красоту народной песни до слушателя.

Для более глубокого изучения истории нашей Родины была выбрана песня на слова Ильи Резника и музыку Александра Броневицкого «Край берёзовый». В этой песне удивительным образом сплелись стихи и широкая раздольная русская мелодия. В словах отражена история нашей родной земли. Во время исполнения этой песни возникают чувства гордости и любви, благодарности за то, что мы имеем возможность жить в самой прекрасной стране, иметь самую любимую семью и преданных друзей.

Чтобы песня прозвучала и понравилась зрителям мало знать только текст и хорошо спеть мелодию, немаловажным является внешний вид артистов и оформление зала, где проходит концертное выступление.

Поэтому во время подготовки была проведена совместная работа с родителями обучающихся – обсуждались вопросы о форме одежды, аксессуарах, обуви. Для оформления зала был использован баннер с изображением берёзок. Платья для вокалистов нашлись в костюмерной  Центра, которые конечно при помощи родителей пришлось привести в порядок. Произвести видеозапись песни тоже помогли родители обучающихся.

        Вывод: в ходе изучения данной проблемы выявлено, что тема природы в песнях актуальна, потому что жизнь народа издавна  очень тесно связывалась с природой.  

                           Результаты проекта и отчетность

  1. Видеосъемка концертного номера песни «Край березовый».
  2. Участие в Международном дистанционном патриотическом конкурсе «Щедра талантами родная сторона», г. Москва, Лауреат 1 степени.
  3. Участие в отчетном концерте объединения «Ансамбль «Фантазия».
  4. Участие в  учрежденческом проекте «Малый город – большая история».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

Марийский край-прекрасный край

Устный журнал "Марийский край-прекрасный край"...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

«Коми край неповторимый, край отцов и Родина моя…»

Данное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня образования Республики Коми, предусматривает расширить знания детей  об историческом прошлом  республике Коми, её географическом положен...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...

Внеклассное мероприятие для 6 класса «Любите Россию – березовый край»

В настоящее время проблема экологии стоит очень не только в нашей стране, но и во всем мире. Ее пытаются решить на государственном уровне, но чтобы решение было наиболее эффективным, необходимо, чтобы...