Обновление содержания общеобразовательных программ дополнительного образования
методическая разработка

Большакова Наталья Николаевна

 

  Дополнительная общеобразовательная программа — это специально разработанный и утвержденный нормативно распорядительный документ, в котором изложена «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Инсарский районный Дом творчества»

431430, г. Инсар, ул. Московская 98, тел. (83449)2-16-71

Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования

                                                         Выступление на метод,объединении

                подготовила: методист

                                                                   Большакова Н.Н.

        

                                                   Инсар 2021

  Дополнительная общеобразовательная программа — это специально разработанный и утвержденный нормативно распорядительный документ, в котором изложена «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

 Программный подход закреплен в приказе министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»:

Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований».

Правительство утвердило концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Её планируется реализовать в два этапа, первый пройдёт уже в 2022–2024 годах, а второй — с 2025-го по 2030-й.

О чём концепция допобразования детей

В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:

То есть новый документ дополняет то, что уже было начато. Отмечается, что в 72 регионах уже появилась целевая модель регионального допобразования. К 2024 году она распространится на все субъекты РФ.

Целевая модель предполагает, в частности, такие планы:

  • создать сеть региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
  • внедрить механизмы персонифицированного учёта и финансирования дополнительного образования детей;
  • обновить содержание программ допобразования;
  • внедрить модели доступности допобразования для детей с различными образовательными потребностями;
  • осуществить деятельность региональных навигаторов допобразования детей.

Региональными навигаторами в документе называются информационные ресурсы с данными о реализуемых в конкретном субъекте дополнительных общеобразовательных программах и организациях, которые их проводят. Кроме того, при помощи этих ресурсов можно искать подходящие ребёнку программы допобразования. Детей регистрируют в этих сервисах, чтобы вести персонифицированный учёт.

Что касается персонифицированного финансирования, то оно означает, что родителям будут выдавать специальные сертификаты. Ими можно будет оплачивать дополнительные общеобразовательные программы. Но сертификаты не будут распространяться на специальные организации допобразования в сфере искусства. Например, музыкальные и художественные школы.

Кстати, как показало недавно исследование в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, именно занятия искусствами на втором месте по популярности среди всех направлений дополнительного образования.

Какие есть проблемы в допобразовании и как их решить

В концепции перечислены трудности, которые сейчас наблюдаются в российской системе детского допобразования. Вот лишь некоторые из них:

  • неразвитость механизмов учёта индивидуальных возможностей и потребностей детей, а также несогласованность этих потребностей с направлениями социально-экономического развития регионов, когда определяются содержание и форматы допобразования;
  • ограниченная доступность инфраструктуры допобразования для различных категорий детей (особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья);
  • неэффективное использование потенциала допобразования для формирования у детей функциональной грамотности и компетенций, значимых для вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования и для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
  • недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития допобразования;
  • несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения в системе допобразования, а также несоответствие профессионального развития педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы.

Главные цели в рамках совершенствования системы допобразования — создать условия для самореализации и развития талантов, а также воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность».

Для достижения этих целей намечен целый ряд задач, среди которых, например, такие:

  • организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формировать у детей и молодёжи общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм и гражданскую ответственность;
  • расширить возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
  • сформировать механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем и дополнительном образовании детей, а также в среднем профессиональном и высшем;
  • вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации;
  • обеспечить взаимодействия с наставниками из научных учреждений, а также вузов и колледжей, для вовлечения детей в научную деятельность.

Чего ждут от реализации концепции и как будут осуществлять задуманное

В результате реализации концепции планируется:

  • обновить инфраструктуру допобразования детей;
  • расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
  • запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
  • использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
  • внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
  • широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования (прежде всего речь о школах полного дня, о пользе которых говорили на заседании президиума Госсовета в августе);
  • усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий первого этапа реализации концепции. Так, ожидается, что до 2024 года все регионы перейдут на персонифицированное финансирование. Причём сертификаты должны получить не менее 25%, а к 2030 году — не менее 30% детей в каждом субъекте РФ. Из федерального бюджета выделят субсидии для создания современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей. Чтобы доступ к дополнительному образованию был у большего количества ребят, количество мест в образовательных организациях планируют увеличить.

ДОП в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (Приказ Мин.Просв. РФ№533 от 30.09.2020 о внесении изменений в Порядок организации и осуществлении образ.деят-ти по ДОП….).

ДОП является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке: Внутренняя экспертиза - это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Обсуждение Программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации - органа, полномочного по уставу рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. Решение о рекомендации образовательной программы к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета).

 Утверждение Программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ. После утверждения ДОП считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование.

 С основными требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе можно познакомиться в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования

Вокально-инструментальное направление программы предназначено для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью пению и  игре на музыкально-духовых инструментах....

Благодарственное письмо эксперту Всероссийского конкурса образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования 2021 г.

Благодарственное письмо от директора ФГБУК "Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий" О.В.Гончаровой за экспертизу конкурсных материалов Всероссийского конкур...