«Все, что вы хотели знать о поп-арте». План – конспект Открытого урока по графике в 6 классе
план-конспект урока (6 класс)

Королева Елена Эмильевна

 Цель занятия: познакомить детей с историей возникновения художественного направления поп-арт, его особенностями и ведущими художниками стиля поп-арт.

Развивать у обучающихся познавательный интерес к искусству, усидчивость, внимание, фантазию и воображение;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по графике96.71 КБ
Файл p1.docx96.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Сафоновская ДШИ»

Отделение №2

План – конспект

Открытого урока по графике в 6 классе

«Все, что вы хотели знать о поп-арте»

Подготовила

преподаватель отделения

ДПОП «Живопись»

Королева Елена Эмильевна

2021 – 2022 учебный год

Конспект занятия

Тема урока: «Все, что вы хотели знать о поп-арте»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения художественного направления поп-арт, его особенностями и ведущими художниками стиля поп-арт.

Развивать у обучающихся познавательный интерес к искусству, усидчивость, внимание, фантазию и воображение;

Тип занятия: занятие изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма занятия: лекция.

Материалы и принадлежности: ноутбук для учителя, ручка и тетрадь для учащихся.

Ход урока:

Родина поп-арта

Считается, что движение «поп-арт» зародилось в Лондоне в 1952 году в сообществе молодых художников, критиков, архитекторов и писателей «Независимая группа» (объединение, чьи члены исследовали влияние технологий, массовой культуры и рекламы на современное искусство), куда входили Ричард Гамильтон, Найджел Хендерсон, Джон МакХейл, Эдуардо Паолоцци и Уильям Тернбулл, которые затем провели выставки с первыми образцами поп-арта. Их работы оказали сильное влияние на последующее развитие движения.

История появления термина

Кто именно изобрел название термина, неизвестно, но обычно его авторство приписывают британскому искусствоведу Лоуренсу Аллоуэю, который в 1958 году опубликовал эссе под заголовком «Искусство и средства массовой информации», где он впервые употребил слова «популярная массовая культура», что было близко к укоренившееся затем названию «поп-арт».

Первое изображение

Хотя еще в 1952 году на лекции был показан коллаж Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача», официально первым образцом современного поп-арта считается коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Он был показан на новаторской выставке «Независимой группы» под название «Это завтра» в 1956 году в Галерее Уайтчепел в Лондоне.

Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача»Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача»

I was a Rich Man’s Plaything — Eduardo Paolozzi, 1952

Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
Just What Is It That Makes Today’s Homes So Different, So Appealing? Richard Hamilton, 1956

Коллаж размером 26×24.8 см был склеен из изображений, вырезанных из журналов массового тиража. На нем в соблазнительных позах изображены полуобнаженные герои: культурист и девушка на диване с абажуром на голове.

Действие происходит в гостиной, заполненной образцами и эмблемами послевоенной хорошей жизни в американском стиле.

На столе стоит консервированная ветчина. На стене в рамке висит обложка американского комикса «Young Romance». Мужчина держит в руках гигантский леденец на палочке. Центр коллажа на уровне глаз занимает надпись «поп».

Успех изображения был ошеломительным. Многие до сих пор придерживаются мнения, что именно Ричард Гамильтон в одиночку стал пионером поп-арта и что именно он определил условия, которых должно было придерживаться течение.

Цели и причины течения

Некоторые молодые британские художники 50-х годов, выросшие в военных условиях жесткого ограничения в рационе питания и утилитарного дизайна, смотрели на Америку с ее соблазнительной поп-культурой и потребительским образом жизни с долей романтической иронии и зависти.

Они рассматривали США как страну свободных — свободную от уродливых условностей классовой власти, которая могла задушить ту культуру, которую они представляли: более инклюзивную, молодую, охватывающую социальное влияние средств массовой информации и массового производства.

Поп-арт стал их способом выражения в этом поиске перемен, и его язык был адаптирован из коллажей дада. Дадаисты создали иррациональные комбинации случайных образов, чтобы спровоцировать реакцию со стороны властей своего времени. Британские же деятели искусств переняли подобную визуальную технику, но сосредоточили свое внимание на массовых образах популярной культуры, которыми они размахивали перед лицом власти.

Поп-арт был способом выражения желания перемен, реакцией против существующего положения вещей.

Он также был реакцией молодых деятелей искусств на послевоенный потребительский бум, когда все больше и больше товаров рекламировалось и продавалось.

Поп-арт в США

В США поп-арт появился в конце 1950-х годов и развивался он иначе, чем в Великобритании. Тогда как в Англии на потребительскую культуру и идеализированную картину жизни смотрели со стороны, американцы находились в ее самой гуще, что не могло не повлиять на развитие стиля.

После Второй мировой войны экономический бум привел к повышению заработной платы и увеличению количества свободного времени, а массовое производство привело к созданию телевизоров, посудомоечных машин и автомобилей в беспрецедентных масштабах. Наряду с новыми технологиями в печатном производстве, распространилась и развилась рекламная индустрия брендов, каждый из которых продавал товар с обещанием доставить удовольствие.

Поп-арт в США был обезличенным и отстраненным от личности художника, тогда как в Великобритании он был более субъективным и метафоричным.

Благодаря вновь обретенному богатству, мобильности и свободному времени многие американцы переехали в пригороды (так как дома стали легкодоступными), а телевидение стало доминирующим средством массовой информации в 1950-х годах.

Но в 60-е годы многие увидели, что этот доминирующий социальный порядок и его бесконечное шаблонное повторение подавляют и восстали против этого заранее предусмотренного образа жизни, бросив вызов политическому истеблишменту, протестуя, например, против войны во Вьетнаме.

Процветали общественные движения, стремящиеся обеспечить равенство и гражданские права афроамериканцев и женщин. Этот бунтарский дух укоренился и в мире искусства, поскольку многие молодые художники в то время чувствовали, что то, чему их учили в художественной школе и что они видели в музеях, не имело никакого отношения к жизни и культуре, которая их окружала. В знак протеста они обратились к таким источникам, как поп-музыка, упаковка продуктов, комиксы и голливудские фильмы, используя образы массового производства для создания искусства, которое критиковало и подрывало его. Так и родилось это направление живописи, скульптуры и моды.

Пока британцы создавали юмористические или романтизированные произведения, американцы  рисовали агрессивные, более смелые, драматичные и менее беззаботные картины.

Окруженные продуктами потребительской культуры, американские поп-авторы вдохновлялись тем, что они видели и испытывали, живя в рамках этой культуры. В США это новое движение рассматривалось как возвращение к репрезентативному искусству, то есть тому, что изображало визуальный мир узнаваемым образом.

Почти все поп-арт художниками были дизайнерами, занимавшимися печатью.

В предыдущие десятилетия в Америке доминировали абстрактные экспрессионисты, которые (как следует из их названия) использовали выразительные жесты и абстрактные, не изображающие реальных предметов образы. Столкнувшись с миром потребительских вещей, поп-арт авторы отвернулись от этой абстракции, вместо этого используя жесткие грани и узнаваемые формы для создания типа искусства о видимом мире вокруг них. Используя безличные, приземленные образы, поп-арт авторы также хотели отойти от акцента на личные чувства и символику, которые характеризовали абстрактный экспрессионизм.

Американский поп-арт был ответом на культуру того времени, которая погрязла в рекламе и коммерциализме. Хотя этот стиль не склонен открыто критиковать такое положение вещей, он находился под сильным влиянием СМИ, точно так же, как художники прошлого находились под влиянием природы и религии.

В результате он очень глубоко противоречил массе, поскольку, в отличие от многих авангардных движений до этого, он включал в себя тематику и методы, с которыми широкая аудитория была уже очень хорошо знакома.

Идеи

Поп-арт отличался тем, что не идеализировал культурные объекты, а изображал их такими, какие они есть. Основная идея этого движения состояла в том, что искусство не является элитарным, оно может быть связано с простыми людьми или повседневными вещами. Оно должно быть понятным каждому, а не быть привилегией ограниченного круга лиц.

Ключевые идеи:

  • Размытие понятия между «высоким» и «низким» искусством. Фундаментом жанра служила идея об отсутствии иерархии в культуре. Вдохновение могло черпаться из любых источников.
  • Эмоциональная отстраненность. Хотя подходы и работы были очень разными, всех их объединяло холодное дистанцирование в эмоциях. Одни считают это принятием популярного мира, другие шокированным отступлением.
  • Отсутствие глубокого смысла. Простота — это одновременно и сильная сторона, и то, за что направление подвергалось жесткой критике. Смысл поп-арта лежит на поверхности.

Характерные черты

Поп-арт легко узнаваем благодаря своей живости и уникальным характеристикам, которые присутствуют во многих знаковых произведениях этого движения.

К его особенностям относятся:

  • Узнаваемые образы. Поп-арт использовал изображения и символы популярных медиа и продуктов. В них входили коммерческие товары, такие как банки из-под супа, дорожные знаки, фотографии знаменитостей, газеты, фирменные названия, логотипы и прочее.
  • Отсутствие выдуманных сюжетов и предметов. Поп-арт всегда основывается на то, что есть. Авторы не выдумывают новых героев и объектов.
  • Яркие цвета. Стиль характеризуется сочными, яркими цветами, к основным относится красный, желтый и синий.
  • Ирония и сатира. Юмор — один из основных компонентов поп-арта. Мастера используют их, чтобы сделать заявление о текущих событиях, посмеяться над причудами и бросить вызов существующему положению вещей.
  • Инновационные методы. Многие поп-арт художники были дизайнерами или занимались печатью, что позволяло им создавать изображения быстро и в больших количествах. Энди Уорхол использовал шелкографию — процесс, с помощью которого через сетчатый экран с трафаретом чернила переносятся на бумагу или холст. Рой Лихтенштейн, чтобы добиться своего фирменного визуального стиля, использовал литографию. Авторы картин часто брали образы из других областей массовой культуры и включали их в свои произведения, либо измененными, либо в своей первоначальной форме. Этот тип присвоения часто работал рука об руку с повторением, чтобы разрушить разделение между высокой и низкой культурой, которое делало различие между рекламой, средствами массовой информации и изобразительным искусством.
  • Смешение медиа и коллажа. Художники часто смешивали материалы и использовали множество различных типов журналов и газет. Подобно Роберту Раушенбергу, чьи работы предвосхитили развитие жанра, Том Вессельман и Ричард Гамильтон объединили кажущиеся несопоставимыми образы в единое полотно, чтобы создать совершенно современную форму. Точно так же Марисоль известна своими скульптурами, которые для изображения фигур используют множество различных материалов.
  • Плоские образы под влиянием комиксов и газетных фотографий.

Самые известные британские поп-арт художники

Питер Блейк

Портрет Питера Блейка, дата рождения — 1932

Питер Блейк — известный английский представитель направления, наибольшую славу которому принесла его обложка для альбома группы Биттлз «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». На ней изображена сама группа в окружении картонных знаменитостей. Это культовая обложка, которая, по опросам, считается одной из лучших в мире.

Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера — Питер Блейк, 1967
Peter Blake — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Блейк известен своими красочными графическими работами, использовавшими образы массовой культуры.

«Я хотел создать искусство, которое было бы визуальным эквивалентом поп-музыки», — говорил он.

On the Balcony, 1955 – 1957, Peter Blake
На балконе — Питер Блейк

Несмотря на то, что изображение выглядит коллажем, это полотно, написанное маслом. На ней изображена группа подростков, как олицетворение современного мира, восприимчивого к поп-арту, разрушающего традиционные представления об арт-объектах. Вокруг них множество картин и фото на тему «Балконы». Например, слева репродукция Мане, а справа журнал «Лайф». Всего на работе насчитывается 32 варианта балконов.

Как и на многих полотнах Блейка, подростки изображены с короткими стрижками и прямыми, более естественными взглядами, чем их черты лица, которые считаются более утонченными.

Дэвид Хокни

David Hockney 2018

Дэвид Хокни — один из самых выдающихся художников Англии 20 века и яркий представитель поп-арта Великобритании. В 1961 году его работы были выставлены в Лондоне на Young Contemporaries.

В 1963 году он познакомился с Энди Уорхолом, а затем посетил Лос-Анджелес, который вдохновил его на написание потрясающе реалистичных картин с плавательными бассейнами. Эти работы были выполнены в плоском стиле яркими красками акрила.

Christopher Isherwood and Don Bachardy, 1968

В 2011 году Хокни был признан самым влиятельным британским художником всех времен.

Роберт Индиана

Роберт Индиана (настоящее имя Роберт Кларк), прежде чем присоединиться к движению в Нью-Йорке в 1954 году, начинал как абстрактный художник и резчик по дереву. Отброшенные трафареты побудили его исследовать искусство надписей, он стал помещать буквы и слова (например, Love, Eat, Die) на свои картины, основанные на форме пинбольных автоматов

David Hockney, A Bigger Splash , 1967
Большой всплеск — Дэвид Хокни

Хокни написал эту работу еще в Калифорнийском университете в Беркли. Большой всплеск был создан как конечный результат двух меньших картин, в которых он развивал свои идеи, — «Маленький всплеск» (1966) и «Всплеск» (1966). A Bigger Splash — значительно более крупная работа.

Хокни был одним из первых художников, широко использовавших акриловую краску, которая была тогда довольно новым художественным средством. Он чувствовал, что как быстросохнущая субстанция она больше подходит для изображения жарких, сухих пейзажей Калифорнии, чем традиционные масляные краски.

В картине Хокни исследует, как изобразить постоянно движущуюся поверхность воды. Всплеск был основан на фотографии плавательного бассейна, которую Хокни видел ранее. Он был заинтригован идеей того, что фотография может запечатлеть это событие на долю секунды, и стремился воссоздать его в живописи.

Динамизм всплеска сильно контрастирует со статичной и жесткой геометрией дома, краем бассейна, пальмами и желтой доской для прыжков в воду. Это придает изображению несвязный эффект, абсолютно преднамеренный, что фактически является одним из отличительных признаков стиля Хокни.

Американский поп-арт

Роберт Индиана — портрет

Роберт Индиана называл себя «американским художником вывесок». Самую большую славу ему принесло графическое изображение «Love», которое в 60-х годах впервые появилось на рождественских открытках и марках. Марка с его графикой считается самым широко распространенным поп-арт изображением (было продано более 300 миллионов).

Позже он создал скульптурную версию, которую воспроизвел в разных стилях и на разных языках, включая стальную еврейскую со словом «Ahava».

В 2008 году он создал новое произведение со словом «Hope», все доходы от которого (удалось собрать 1 млн. долларов) были пожертвованы в фонд предвыборной кампании Барака Обамы.

Влиятельные американские художники поп-арт.

Джаспер Джонс

Вместе с Раушенбергом Джонс был одним из пионеров поп-арта в 1950-х гг. Впервые его узнали благодаря полотнам с изображением американского флага, а также графике с мишенями и цифрами.

Портрет Джаспера Джонса

Он также был известен тем, что использовал в своих масляных картинах краски с воском и гипс.

После успеха изображений с флагом Джонс начал использовать в сюжетах своих произведений реальные предметы, а также занялся скульптурой (например, скульптура «Банки супа», 1964).

Его использование образов и материалов поп-культуры, естественно, привело к тому, что его назвали поп-арт художником, но его работы (включая большое количество пародий на Дюшана, парадоксы и противоречия) также привели к тому, что его стали относить к нео-дадаистам.

Alphabet - 1969

Ранние работы Джаспера Джонса ставят под сомнение то, как мы рассматриваем, воспринимаем и создаем искусство. Он не делает различия между субъектом и объектом в своей работе, или искусством и жизнью. В его глазах это одно и то же. Джонс считает, что мы должны смотреть на картину не как на иллюзию, а как на объект со своей собственной реальностью.

Роберт Раушенберг

Роберт Раушенберг также использовал «найденные образы» в своем творчестве, но, в отличие от образов Джонса, они были объединены в отношении друг с друга или с реальными объектами. Работы обоих этих художников часто называют нео-дада, поскольку они опираются на «найденные образы», впервые изученные такими дадаистами, как Марсель Дюшан и Курт Швиттерс.

Flag, 1954 – 1955 Jasper Johns
Флаг — Джаспер Джонс

Эта картина имеет большое значение для поп-арта. Джонс написал ее поверх коллажа из газет — которые определяли этот символ страны в тот момент.

Художник не стал выдумывать какой-либо сюжет, он нарисовал узнаваемый всеми флаг. Он также не стал вкладывать в изображение свой смысл, он отдал эту привилегию зрителям. Кто-то видит в картине флага национальную гордость и свободу, а кто-то только империализм или угнетение.

Сам автор нарисовал изображение в контексте «охоты на ведьм» 1950-х годов, когда началось устранение коммунистов в Правительстве США.

Роберт Раушенберг — портрет

Вдохновленный Швиттерсом, который создавал коллажи из отбросов, подобранных им на улице, Раушенберг объединял реальные предметы, найденные им в своем нью-йоркском районе, с коллажными и живописными техниками.

«Вообще-то у меня было правило. Если я обошел весь квартал и мне не хватило материала для работы, я мог пройти еще один квартал в любом направлении».

Он считал, что его работы «должны были выглядеть по меньшей мере так же интересно, как и все то, что происходило за окном». Раушенберг считал, что «живопись больше похожа на реальный мир, если она сделана из реального мира».

Работы автора стирали границы между живописью и скульптурой, смешиваю между собой методы и того, и другого.

Рой Лихтенштейн

Рой Лихтенштейн — один из ведущих и узнаваемых авторов в этом жанре.

Он сделал комиксы центром своего творчества, что до него еще не делал никто. Лихтенштейн брал комиксы, увеличивал их, обрезал, заменял пузыри с репликами на другие, иногда смешивал героев одних серий комиксов с другими и создавал картины.

Рой Лихтенштейн — портрет

Несмотря на то, что полотна кажутся просто распечатанными страницами, Лихтенштейн рисовал их маслом и синтетической полимерной краской, имитируя газетную печать. Для своей культовой точечной техники он использовал трафареты с кругами, так как рисовать их вручную, учитывая большой размер работ, было сложно.

Рой Лихтенштейн восхищался яркими красками и смелыми линиями комиксов, ему нравились реплики героев. Разница работ Лихтенштейна в сравнении с другими художниками, которые использовали подобный китчевый материал, заключалась в том, что он сделал сам комикс произведением искусства.

Ричард Гамильтон однажды назвал Роя Лихтенштейна самым «изумительно экстремальным» из американских поп-арт художников. Больше всего Гамильтона поразила чистота творчества Лихтенштейна, поразило то, как его картины-комиксы были «верны средствам массовой информации».

Поначалу его картины шокировали и критиковали за копирование и отсутствие оригинальности, но коллекционеры и владельцы галерей быстро приняли их.

Crying Girl
Плачущая девушка

«ТРУДНО БЫЛО ДОСТАТЬ КАРТИНУ, КОТОРАЯ БЫЛА НАСТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ, ЧТОБЫ ЕЕ НИКТО БЫ НЕ ПОВЕСИЛ… ВСЕ ВЕШАЛИ ВСЕ ПОДРЯД. ПОВЕСИТЬ МОКРУЮ ТРЯПКУ С КРАСКОЙ БЫЛО ПОЧТИ ПРИЕМЛЕМО, К ЭТОМУ ВСЕ ПРИВЫКЛИ. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВСЕ НЕНАВИДЕЛИ, — ЭТО КОММЕРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО; ОЧЕВИДНО, И ЕГО ОНИ НЕНАВИДЕЛИ НЕДОСТАТОЧНО», — ГОВОРИЛ ОН.

Жесткий коммерческий стиль полотен из комиксов Лихтенштейна был противоядием от бессвязных всплесков позднего абстрактного экспрессионизма, но он не противопоставлял поп-арт дадаизму: «Я не думаю, что поп-арт существовал бы, если бы до него не существовало дадаизма, но я и не думаю, что поп-арт — это тоже самое, что и дада. Я не рассматриваю свою работу как антиискусство или что-то, что отличается от основного направления живописи со времен Ренессанса».

Хотя в стиле Роя Лихтенштейна есть элемент иронии и юмора, его работа лежит в рамках классической живописи: в использовании линии, формы, тона и цвета в качестве композиционных элементов.

Drowning Girl, 1963 Roy Lichtenstein
Тонущая девушка — Рой Лихтенштейн

Одна из знаковых работ поп-арта. Сюжет работы взят из комикса DC «Run for Love!», где был изображен парень и тонущая девушка. Художник обрезал изображение, увеличив девушку и изменив ее слова на «Мне наплевать. Я лучше утону, чем попрошу Бреда о помощи».

Это, вероятно, о том, что бойфренд девушки разбил ей сердце, что вызвало ее страдание и утрату доверия к нему. Эти болезненные эмоции, которые могут длится долго, откликнулись в сердцах людей. Возможно именно поэтому эта картина так популярна.

Синий цвет подчеркивает печаль и отчаяние.

Рой Лихтенштейн. Блам!

Рой Лихтенштейн. Блам!

Блам!

Рой Лихтенштейн

1962, 172.7×203.2 см

Для этой работы Лихтенштейн позаимствовал часть комикса Расса Хита под названием «All American Man of War» (№ 89). Картина Лихтенштейна не является точной копией рисунка Хита, однако на первый взгляд их легко спутать, поскольку изменения, внесенные художником в изначальное изображение, почти незаметны. Обращаясь за сюжетами к популярным комиксам, Лихтенштейн посвятил свою карьеру исследованию границ между «высоким» и «низким» искусством, раз за разом поднимая вопросы о природе культуры и оригинальности, но при этом не давая никаких окончательных ответов. Как и в случае с большинством представителей поп-арта, невозможно с полной уверенностью утверждать, являлись ли работы Лихтенштейна безусловным одобрением комиксов и массовой культуры в целом, или же критикой этой культуры. Решение в этом случае остается за зрителем. «BLAM», как и другие похожие работы Лихтенштейна, выполнены в точечной технике «Бен-Дэй», позаимствованной, опять-таки, из комиксов.

Клас Олденбург

Олденбург был одним из главных скульпторов поп-арта, а также художником-перформансом. Он хотел показать всю пошлость американской культуры, особенно Нью-Йоркской.

Клас Олденбург — портрет

Его работа была сосредоточена на превращении привычного в нечто странное. Для этого он увеличивал обычные, повседневные объекты и помещал их в общественные места, тем самым побуждая зрителя по-другому рассматривать окружающую их среду.

Работа Олденбурга полна юмористической иронии и противоречия: с одной стороны, он делает твердые предметы, такие как раковина в ванной, из мягкого провисшего винила, а с другой — мягкие, такие как чизбургер, из твердой крашеной штукатурки.

C. Oldenburg, Floor Cake

Его главным вкладом в поп-арт было превращение банальных предметов в искусство.

Витрина с пирожнымиКлас Олденбург

Олденбург — один из немногих скульпторов, работавших в стиле поп-арт, известный своими шутливо-абсурдными работами, посвященными еде и неодушевленным предметам. Коллекция работ под общим названием «Витрина с пирожными» впервые была выставлена в знаменитой инсталляции скульптора «Магазин», устроенной в Нижнем Ист-Сайде. Для этого проекта Олденбург создал несколько гипсовых скульптурных объектов, включая клубничное пирожное и яблоко в карамели. Инсталляция была оформлена как типичная американская лавка, в которой можно купить не только продукты, но и различные товары для повседневных нужд. Скульптор дополнил ее рекламными плакатами и продавал свои работы по низким ценам, таким образом превращая арт-объекты в товары. Несмотря на то, что они были проданы, как любые продукты массового производства, каждый из этих уникальных предметов был проработан с особой тщательностью. Покрывая свои работы краской, Олденбург использовал густые, выразительные мазки, как глумливую отсылку к серьезности абстрактного экспрессионизма. В ироничной манере скульптор объединял энергичность экспрессионизма с продуктами массового потребле


Банки с супом Кэмпбелл — Энди Уорхол

Картина с банками супа любимая у Энди Уорхола.

В поиске идей для сюжетов изображений он любил расспрашивать своих друзей и знакомых. Один из них посоветовал ему нарисовать что-то простое, узнаваемое, что-то, что есть у каждого дома, например, эти банки супа.

Уорхол скупил все вкусы и нарисовал их на 32 картинах. Они были выставлены по всей длине галереи и произвели фурор. Молодые художники считали это чем-то новым интересным, но большинство же проходили мимо с безразличием и даже с откровенным презрением.

Владелец соседней галереи спародировал выставку, выставив реальные банки этого супа на витрине, указав, что в соседнем здании их можно купить дешевле.

Затем мастер продолжает экспериментировать, рисуя эти же банки и складывать их в подобие стопок в магазине.

Все работы за 3000 долларов владелец галереи выкупил у художника, продав их за 15 млн долларов после смерти Уорхола.

После ее внезапной смерти от передозировки снотворного в августе 1962 года жизнь, карьера и трагедия суперзвезды Мэрилин Монро стали всемирной одержимостью. Уорхол, увлеченный славой и поп-культурой, использовал ее черно-белую рекламную фотографию из фильма «Ниагара» для создания нескольких серий изображений.

Общая идея всех работ Мэрилин заключалась в том, что ее образ воспроизводился снова и снова, как это можно было увидеть в газетах и журналах того времени. После просмотра десятков или сотен таких изображений зритель перестает видеть изображенного человека, но остается с иконой популярной, потребительской культуры. Образ (и человек) становится еще одной коробкой из-под хлопьев на полке супермаркета, одной из сотен коробок — и все они абсолютно одинаковы.

В картине «Золотая Мэрилин Монро» Уорхол играет на идее иконографии, помещая лицо Мэрилин на очень большой золотистый фон.

На заднем плане сохранились византийские религиозные иконы, которые и по сей день занимают центральное место в православных верованиях. Только вместо Бога мы смотрим на изображение (которое становится немного кричащим при ближайшем рассмотрении) женщины, которая поднялась до славы и умерла в ужасной трагедии.

Роберт Раушенберг и его коллажи

Роберт Раушенберг тоже использовал в своих работах «Найденные изображения», но в отличие от картин Джаспера Джонса, они объединены общими элементами друг с другом или с реальными объектами. Обоих художников часто причисляют к нео-дадаистам.

Вдохновляясь творчеством Курта Швиттерса, который создавал свои коллажи из мусора, найденного на улицах, Раушенберг стал компоновать собственные живописно-коллажные работы из реальных объектов, которые он собирал на улицах Нью-Йорка. Художник говорил: «У меня было правило: если я обошел квартал и не нашел достаточно материала, с которым я мог бы работать, я расширял поле поиска на еще один квартал и шел в любом направлении». Он называл свои мультимедийные сборки «объединениями» (combines) и считал, что они должны выглядеть «как минимум такими же интересными, как что угодно, происходящее за окном».

Раушенберг выбрал коллажи в качестве собственного творческого языка общения, изобретя новый способ их производства — комбинирование масляной живописи с фотографической шелкографией. Это позволяло ему экспериментировать с любыми изображениями, позаимствованными из газет, журналов, телевидения или кино, которые он мог воспроизвести в любом размере или цвете в качестве элемента на холсте. Раушенберг использовал эти элементы так, чтобы отразить наше восприятие масс-медиа. Каждый день они бомбардируют нас изображениями, большинство из которых мы игнорируем, но некоторые из них (сознательно или подсознательно) задерживаются в памяти, поскольку соотносятся с определенным личным опытом. Картины Раушенберга были призваны зафиксировать этот визуальный информационный «шум» в рамках отдельно взятой картины.

Энди Уорхол и его иконы

Если существовал художник, олицетворявший собой все направление поп-арта, то это, безусловно, был Энди Уорхол. Он, если можно так сказать, стал лицом американской поп-культуры и возвел ее образы в статус музейного искусства. Уорхол использовал второсортные изображения звезд и потребительских продуктов, которые, по его мнению, обладали некой «внутренней банальностью», делавшей их более интересными. Художник был по-настоящему очарован этой банальностью, которую запечатлел в целой серии сюжетов, начиная от портретов знаменитостей и заканчивая банками супа. Был ли это «Томатный суп «Кэмпбелл», «Портрет Лиз Тейлор», «Автокатастрофа» или «Электрический стул», подход Уорхола всегда был одинаков. Он говорил: «Я думаю, что все картины должны быть одинакового размера и цвета, чтобы они были взаимозаменяемыми, и чтобы никто не думал, что его картина лучше или хуже других».

Как 
кубизм вырос из творчества Сезанна, так творчество Энди Уорхола опиралось на «готовые вещи» Марселя Дюшана. Уорхол был настоящим дадаистом по духу — своего рода «агентом-провокатором». Его многочисленные заявления об искусстве были нарочито загадочными, он никогда не делал никаких разъяснений, заставляя своих слушателей теряться в догадках: «Я предпочитаю оставаться таинственным. Я не люблю говорить о своем прошлом и каждый раз придумываю что-нибудь новое, когда меня о нем спрашивают». Уклончивая позиция Уорхола была его стратегией, которая помогала ему рекламировать себя. Он культивировал собственный образ в качестве бизнес-модели, неотделимой от его творчества. Он говорил: «Я начинал, как коммерческий художник, и хочу закончить в качестве художника-бизнесмена. Быть успешным в бизнесе — самый захватывающий вид искусства».

Энди Уорхол. Три бутылки Кока-КолыЭнди Уорхол. Красный ЛенинРой Лихтенштейн и его комиксы

Рой Лихтенштейн изобрел свое собственное направление в рамках поп-арта, основанное на визуальных образах массовой коммуникации — журналах с комиксами. Это был стиль с жестко фиксированным форматом: черные рамки, яркие чистые цвета и оттенки, созданные с помощью точек «Бен-Дэй».

Свои ранние работы Лихтенштейн называл «экспрессионистским кубизмом ковбоев и индейцев». Художник быстро утомился от избытка «экспрессионистских чувств» и бросил вызов этой угасающей традиции картиной «
Смотри, Микки» (1961), скопированной с обертки жевательной резинки. Его работы, основанные на комиксах, поначалу шокировали, но, как и в случае со многими поп-художниками, были довольно быстро благосклонно приняты галереями и коллекционерами. Лихтенштейн говорил: «Было очень сложно написать картину настолько отвратительную, что никто не захотел бы повесить ее к себе на стену. В конце концов, было приемлемо вешать на стену тряпку, забрызганную краской, все к этому привыкли. Единственным, что все ненавидели, было коммерческое искусство, но, очевидно, и его они ненавидели недостаточно сильно».

Бескомпромиссный коммерческий стиль картин Лихтенштейна стал своеобразным антидотом к бессвязным всплескам позднего абстрактного экспрессионизма, но при этом он не был искусством протеста в чистом виде. «Я не думаю, что поп-арт мог бы существовать, если бы раньше не существовал 
дадаизм, но при этом я не думаю, что поп-арт и дадаизм — это одно и то же. Я не смотрю на свои картины, как на анти-искусство, или как на что-то, отличающееся от традиционной живописи со времен Возрождения». Несмотря на то, что в стиле Лихтенштейна присутствуют элементы иронии и юмора, его работы остаются в рамках традиций в использовании линий, форм, оттенков и цветов как композиционных элементов. Дисциплинированность в создании его работ скорее интеллектуального характера, не оставляющая места импульсивности и эмоциональности.Рой Лихтенштейн. Вау!

Характерные черты поп-арта

Как отличить поп-арт от других видов искусства?

Яркие и контрастные цвета, цветовой беспорядок

Поп-арт картинки — это настоящее цветовое безумие. Художники раскрашивают кожу людей в неестественные оттенки, заполняют фон однотонным контрастным цветом, добавляют внезапные яркие фигуры.

Коллажи

Картинки, где объекты очевидно взяты из разных мест. Они «парят в воздухе», оторваны от реальности, накладываются друг на друга. Объекты могут быть как логически связаны, так и не иметь друг к другу никакого отношения. А могут быть не связаны только на первый взгляд. Например, на этой поп-арт картинке объекты кажутся разрозненными, но по факту взяты из работ одного из самых известных поп-арт художников — Энди Уорхола.

Сейчас такие коллажи часто используют в дизайне и рекламе: в соцсетях, на плакатах, в открытках. Люди без опыта в дизайне, могут легко создавать подобные коллажи в приложении Canva. Можно выбрать один из стандартных шаблонов и добавить текст и объекты из коллекции сервиса. Можно использовать этот шаблон открытки:

Надписи, будто на рекламном плакате

Короткие фразы, слоганы, девизы, диалоги, звукоподражание и стикеры с аббревиатурами. Будто это реклама. Впрочем, бывает и реклама в стиле поп-арт.

Комбинации с фотографиями, реальными предметами

Картинки, будто составленные из кусков разных фотографий.

Кумиры, герои комиксов

Это могут быть как фотографии звезд, так и графические рисунки.

Логотипы известных брендов 

Чаще всего на поп-арт картинках появляются Coca-Cola, McDonald’s, Shell, Campbell’s. Не обязательно эти бренды будут на своих классических упаковках. В поп-арте приветствуется высмеивать общество потребления:

Легко узнаваемые объекты: еда, предметы быта 

На картинках вы видите телевизоры, мыло, пылесосы, диваны… Это вещи, которые есть в доме у каждого. 

Сюда можно отнести ту самую работу Ричарда Гамильтона — «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». И многочисленные поп-арт картинки в этом стиле:

Цветные точки

Вместо игры с цветом или однотонного фона, художники могут использовать пунктир:

Как использовать поп-арт в дизайне

Поп-арт уместен в вещах, где приветствуются легкий сарказм, буйство красок и отсылка к 50-м и 60-м годам.

Поп-арт — это художественный стиль, обращенный к материальным реалиям повседневной жизни, к массовой культуре (откуда, собственно и пришло слово поп). Поп-арт является производным от большинства визуальных удовольствий людей, таких как телевизор, журналы и комиксы.

Энди Уорхола

Несомненно, имя Энди Уорхола олицетворяет собой движение поп-арт. А его знаменитая картина Мэрилин Монро стала иконой поп-арта. Уорхол был одержим славой и гламуром Голливуда, поэтому на его картинах в основном звезды кино и музыки. При этом он считал их самих продуктами массового производства.

В своих работах он применял технику фотографической шелкографии, при котором создается большое количество отпечатков. Так были сделаны портреты Мика Джаггера, Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди.

Поп-арт в дизайне упаковок

Поп художники зачастую привлекались для разработки лого и упаковки продуктов. Например упаковка консервов Campbell’s Soup от Энди Уорхола или упаковочная коробка Campbell’s Tomato Juice Box, которая сама впоследствии стала культовым объектом поп-арта.

Поп-арт в скульптурах

Скульптор Клас Ольденбург является одним из самых ярких представителей культуры поп-арта. Он создал множество интересных и необычных проектов. Наиболее известен его креативный мостик в Миннеаполисе в виде ложки с вишенкой.

Другой видный деятель поп-арт движения — Роберт Индиана. В своих работах он использовал различные знаки, буквы и символы как арт объекты. Его самая известная работа — скульптура «Любовь», как символ протеста против участия США в войне во Вьетнаме.

Поп-арт сегодня

Если верить словам Джефа Джафи, совладельца Международной Галереи поп-арта в Нью-Йорке, то движение поп-арта сегодня сильно, как никогда. Множество современных художников работают в стиле поп-арт. Таких, как Клеменс Брилс, Джеймс Рицци, Ромеро Бритто, Стив Кауфман — все они достигли успеха именно сегодня в условиях современной конкуренции.

Искусство всегда выражает то, что происходит в обществе. Но если поп-арт 50-х вырос из хаоса потребления рекламы, телевидения, комиксов и моды, то сейчас история сделала виток и поп-арт вернулся уже немного в более упорядоченном виде.

Сегодня поп-арт по-прежнему популярен. Об этом говорит и то, что оригиналы старых работ в стиле поп-арт продаются за баснословные суммы, а копеечные копии тиражируются десятками тысяч экземпляров.

Все традиционные виды искусства обращаются к человеку на эмоциональном уровне, тогда как поп-арт переживается на уровне, происходящим из нашей повседневной жизни.

Многие задаются вопросом, почему поп-арт вернулся так феерически спустя почти 50 лет с момента его появления. Одни говорят, что у поп-арта очень много сторонников еще со времен возникновения, другие говорят, что современный поп-арт дает сегодняшним американцам возможность почувствовать себя комфортно и защищено среди знакомых вещей.

Стиль поп-арт развивается и идет в ногу со временем. Язык искусства — это универсальное средство самовыражения людей, их мыслей, ощущений.

До сих пор возникает масса споров о том можно ли поп-арт вообще относить к искусству. Поп-культура — это мир упаковок и муляжей, штампованных образов и манекенов. В поп-арте уравнивается банальное и прекрасное, низменное и высокое, синтетическое и живое искусство.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким направлением в искусстве, как поп-арт.  Узнали о ведущих художниках этого направления, просмотрели и обсудили много иллюстративного материала.  На следующем уроке мы с вами попытаемся сами создать коллажи на тему «Мир, который меня окружает».

Спасибо за внимание.

Источники: 

https://art-dot.ru/pop-art/

designonstop.com

https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/pop-art/

https://artchive.ru/

 https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/pop-art-kich-ili-iskusstvo-kak-33-banki-supa-voshli-v-istoriyu



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Сафоновская ДШИ»

Отделение №2

План – конспект

Открытого урока по графике в 6 классе

«Все, что вы хотели знать о поп-арте»

Подготовила

преподаватель отделения

ДПОП «Живопись»

Королева Елена Эмильевна

2021 – 2022 учебный год

Конспект занятия

Тема урока: «Все, что вы хотели знать о поп-арте»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения художественного направления поп-арт, его особенностями и ведущими художниками стиля поп-арт.

Развивать у обучающихся познавательный интерес к искусству, усидчивость, внимание, фантазию и воображение;

Тип занятия: занятие изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма занятия: лекция.

Материалы и принадлежности: ноутбук для учителя, ручка и тетрадь для учащихся.

Ход урока:

Родина поп-арта

Считается, что движение «поп-арт» зародилось в Лондоне в 1952 году в сообществе молодых художников, критиков, архитекторов и писателей «Независимая группа» (объединение, чьи члены исследовали влияние технологий, массовой культуры и рекламы на современное искусство), куда входили Ричард Гамильтон, Найджел Хендерсон, Джон МакХейл, Эдуардо Паолоцци и Уильям Тернбулл, которые затем провели выставки с первыми образцами поп-арта. Их работы оказали сильное влияние на последующее развитие движения.

История появления термина

Кто именно изобрел название термина, неизвестно, но обычно его авторство приписывают британскому искусствоведу Лоуренсу Аллоуэю, который в 1958 году опубликовал эссе под заголовком «Искусство и средства массовой информации», где он впервые употребил слова «популярная массовая культура», что было близко к укоренившееся затем названию «поп-арт».

Первое изображение

Хотя еще в 1952 году на лекции был показан коллаж Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача», официально первым образцом современного поп-арта считается коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Он был показан на новаторской выставке «Независимой группы» под название «Это завтра» в 1956 году в Галерее Уайтчепел в Лондоне.

Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача»Эдуардо Паолоцци «Я была игрушкой богача»

I was a Rich Man’s Plaything — Eduardo Paolozzi, 1952

Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
Just What Is It That Makes Today’s Homes So Different, So Appealing? Richard Hamilton, 1956

Коллаж размером 26×24.8 см был склеен из изображений, вырезанных из журналов массового тиража. На нем в соблазнительных позах изображены полуобнаженные герои: культурист и девушка на диване с абажуром на голове.

Действие происходит в гостиной, заполненной образцами и эмблемами послевоенной хорошей жизни в американском стиле.

На столе стоит консервированная ветчина. На стене в рамке висит обложка американского комикса «Young Romance». Мужчина держит в руках гигантский леденец на палочке. Центр коллажа на уровне глаз занимает надпись «поп».

Успех изображения был ошеломительным. Многие до сих пор придерживаются мнения, что именно Ричард Гамильтон в одиночку стал пионером поп-арта и что именно он определил условия, которых должно было придерживаться течение.

Цели и причины течения

Некоторые молодые британские художники 50-х годов, выросшие в военных условиях жесткого ограничения в рационе питания и утилитарного дизайна, смотрели на Америку с ее соблазнительной поп-культурой и потребительским образом жизни с долей романтической иронии и зависти.

Они рассматривали США как страну свободных — свободную от уродливых условностей классовой власти, которая могла задушить ту культуру, которую они представляли: более инклюзивную, молодую, охватывающую социальное влияние средств массовой информации и массового производства.

Поп-арт стал их способом выражения в этом поиске перемен, и его язык был адаптирован из коллажей дада. Дадаисты создали иррациональные комбинации случайных образов, чтобы спровоцировать реакцию со стороны властей своего времени. Британские же деятели искусств переняли подобную визуальную технику, но сосредоточили свое внимание на массовых образах популярной культуры, которыми они размахивали перед лицом власти.

Поп-арт был способом выражения желания перемен, реакцией против существующего положения вещей.

Он также был реакцией молодых деятелей искусств на послевоенный потребительский бум, когда все больше и больше товаров рекламировалось и продавалось.

Поп-арт в США

В США поп-арт появился в конце 1950-х годов и развивался он иначе, чем в Великобритании. Тогда как в Англии на потребительскую культуру и идеализированную картину жизни смотрели со стороны, американцы находились в ее самой гуще, что не могло не повлиять на развитие стиля.

После Второй мировой войны экономический бум привел к повышению заработной платы и увеличению количества свободного времени, а массовое производство привело к созданию телевизоров, посудомоечных машин и автомобилей в беспрецедентных масштабах. Наряду с новыми технологиями в печатном производстве, распространилась и развилась рекламная индустрия брендов, каждый из которых продавал товар с обещанием доставить удовольствие.

Поп-арт в США был обезличенным и отстраненным от личности художника, тогда как в Великобритании он был более субъективным и метафоричным.

Благодаря вновь обретенному богатству, мобильности и свободному времени многие американцы переехали в пригороды (так как дома стали легкодоступными), а телевидение стало доминирующим средством массовой информации в 1950-х годах.

Но в 60-е годы многие увидели, что этот доминирующий социальный порядок и его бесконечное шаблонное повторение подавляют и восстали против этого заранее предусмотренного образа жизни, бросив вызов политическому истеблишменту, протестуя, например, против войны во Вьетнаме.

Процветали общественные движения, стремящиеся обеспечить равенство и гражданские права афроамериканцев и женщин. Этот бунтарский дух укоренился и в мире искусства, поскольку многие молодые художники в то время чувствовали, что то, чему их учили в художественной школе и что они видели в музеях, не имело никакого отношения к жизни и культуре, которая их окружала. В знак протеста они обратились к таким источникам, как поп-музыка, упаковка продуктов, комиксы и голливудские фильмы, используя образы массового производства для создания искусства, которое критиковало и подрывало его. Так и родилось это направление живописи, скульптуры и моды.

Пока британцы создавали юмористические или романтизированные произведения, американцы  рисовали агрессивные, более смелые, драматичные и менее беззаботные картины.

Окруженные продуктами потребительской культуры, американские поп-авторы вдохновлялись тем, что они видели и испытывали, живя в рамках этой культуры. В США это новое движение рассматривалось как возвращение к репрезентативному искусству, то есть тому, что изображало визуальный мир узнаваемым образом.

Почти все поп-арт художниками были дизайнерами, занимавшимися печатью.

В предыдущие десятилетия в Америке доминировали абстрактные экспрессионисты, которые (как следует из их названия) использовали выразительные жесты и абстрактные, не изображающие реальных предметов образы. Столкнувшись с миром потребительских вещей, поп-арт авторы отвернулись от этой абстракции, вместо этого используя жесткие грани и узнаваемые формы для создания типа искусства о видимом мире вокруг них. Используя безличные, приземленные образы, поп-арт авторы также хотели отойти от акцента на личные чувства и символику, которые характеризовали абстрактный экспрессионизм.

Американский поп-арт был ответом на культуру того времени, которая погрязла в рекламе и коммерциализме. Хотя этот стиль не склонен открыто критиковать такое положение вещей, он находился под сильным влиянием СМИ, точно так же, как художники прошлого находились под влиянием природы и религии.

В результате он очень глубоко противоречил массе, поскольку, в отличие от многих авангардных движений до этого, он включал в себя тематику и методы, с которыми широкая аудитория была уже очень хорошо знакома.

Идеи

Поп-арт отличался тем, что не идеализировал культурные объекты, а изображал их такими, какие они есть. Основная идея этого движения состояла в том, что искусство не является элитарным, оно может быть связано с простыми людьми или повседневными вещами. Оно должно быть понятным каждому, а не быть привилегией ограниченного круга лиц.

Ключевые идеи:

  • Размытие понятия между «высоким» и «низким» искусством. Фундаментом жанра служила идея об отсутствии иерархии в культуре. Вдохновение могло черпаться из любых источников.
  • Эмоциональная отстраненность. Хотя подходы и работы были очень разными, всех их объединяло холодное дистанцирование в эмоциях. Одни считают это принятием популярного мира, другие шокированным отступлением.
  • Отсутствие глубокого смысла. Простота — это одновременно и сильная сторона, и то, за что направление подвергалось жесткой критике. Смысл поп-арта лежит на поверхности.

Характерные черты

Поп-арт легко узнаваем благодаря своей живости и уникальным характеристикам, которые присутствуют во многих знаковых произведениях этого движения.

К его особенностям относятся:

  • Узнаваемые образы. Поп-арт использовал изображения и символы популярных медиа и продуктов. В них входили коммерческие товары, такие как банки из-под супа, дорожные знаки, фотографии знаменитостей, газеты, фирменные названия, логотипы и прочее.
  • Отсутствие выдуманных сюжетов и предметов. Поп-арт всегда основывается на то, что есть. Авторы не выдумывают новых героев и объектов.
  • Яркие цвета. Стиль характеризуется сочными, яркими цветами, к основным относится красный, желтый и синий.
  • Ирония и сатира. Юмор — один из основных компонентов поп-арта. Мастера используют их, чтобы сделать заявление о текущих событиях, посмеяться над причудами и бросить вызов существующему положению вещей.
  • Инновационные методы. Многие поп-арт художники были дизайнерами или занимались печатью, что позволяло им создавать изображения быстро и в больших количествах. Энди Уорхол использовал шелкографию — процесс, с помощью которого через сетчатый экран с трафаретом чернила переносятся на бумагу или холст. Рой Лихтенштейн, чтобы добиться своего фирменного визуального стиля, использовал литографию. Авторы картин часто брали образы из других областей массовой культуры и включали их в свои произведения, либо измененными, либо в своей первоначальной форме. Этот тип присвоения часто работал рука об руку с повторением, чтобы разрушить разделение между высокой и низкой культурой, которое делало различие между рекламой, средствами массовой информации и изобразительным искусством.
  • Смешение медиа и коллажа. Художники часто смешивали материалы и использовали множество различных типов журналов и газет. Подобно Роберту Раушенбергу, чьи работы предвосхитили развитие жанра, Том Вессельман и Ричард Гамильтон объединили кажущиеся несопоставимыми образы в единое полотно, чтобы создать совершенно современную форму. Точно так же Марисоль известна своими скульптурами, которые для изображения фигур используют множество различных материалов.
  • Плоские образы под влиянием комиксов и газетных фотографий.

Самые известные британские поп-арт художники

Питер Блейк

Портрет Питера Блейка, дата рождения — 1932

Питер Блейк — известный английский представитель направления, наибольшую славу которому принесла его обложка для альбома группы Биттлз «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». На ней изображена сама группа в окружении картонных знаменитостей. Это культовая обложка, которая, по опросам, считается одной из лучших в мире.

Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера — Питер Блейк, 1967
Peter Blake — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Блейк известен своими красочными графическими работами, использовавшими образы массовой культуры.

«Я хотел создать искусство, которое было бы визуальным эквивалентом поп-музыки», — говорил он.

On the Balcony, 1955 – 1957, Peter Blake
На балконе — Питер Блейк

Несмотря на то, что изображение выглядит коллажем, это полотно, написанное маслом. На ней изображена группа подростков, как олицетворение современного мира, восприимчивого к поп-арту, разрушающего традиционные представления об арт-объектах. Вокруг них множество картин и фото на тему «Балконы». Например, слева репродукция Мане, а справа журнал «Лайф». Всего на работе насчитывается 32 варианта балконов.

Как и на многих полотнах Блейка, подростки изображены с короткими стрижками и прямыми, более естественными взглядами, чем их черты лица, которые считаются более утонченными.

Дэвид Хокни

David Hockney 2018

Дэвид Хокни — один из самых выдающихся художников Англии 20 века и яркий представитель поп-арта Великобритании. В 1961 году его работы были выставлены в Лондоне на Young Contemporaries.

В 1963 году он познакомился с Энди Уорхолом, а затем посетил Лос-Анджелес, который вдохновил его на написание потрясающе реалистичных картин с плавательными бассейнами. Эти работы были выполнены в плоском стиле яркими красками акрила.

Christopher Isherwood and Don Bachardy, 1968

В 2011 году Хокни был признан самым влиятельным британским художником всех времен.

Роберт Индиана

Роберт Индиана (настоящее имя Роберт Кларк), прежде чем присоединиться к движению в Нью-Йорке в 1954 году, начинал как абстрактный художник и резчик по дереву. Отброшенные трафареты побудили его исследовать искусство надписей, он стал помещать буквы и слова (например, Love, Eat, Die) на свои картины, основанные на форме пинбольных автоматов

David Hockney, A Bigger Splash , 1967
Большой всплеск — Дэвид Хокни

Хокни написал эту работу еще в Калифорнийском университете в Беркли. Большой всплеск был создан как конечный результат двух меньших картин, в которых он развивал свои идеи, — «Маленький всплеск» (1966) и «Всплеск» (1966). A Bigger Splash — значительно более крупная работа.

Хокни был одним из первых художников, широко использовавших акриловую краску, которая была тогда довольно новым художественным средством. Он чувствовал, что как быстросохнущая субстанция она больше подходит для изображения жарких, сухих пейзажей Калифорнии, чем традиционные масляные краски.

В картине Хокни исследует, как изобразить постоянно движущуюся поверхность воды. Всплеск был основан на фотографии плавательного бассейна, которую Хокни видел ранее. Он был заинтригован идеей того, что фотография может запечатлеть это событие на долю секунды, и стремился воссоздать его в живописи.

Динамизм всплеска сильно контрастирует со статичной и жесткой геометрией дома, краем бассейна, пальмами и желтой доской для прыжков в воду. Это придает изображению несвязный эффект, абсолютно преднамеренный, что фактически является одним из отличительных признаков стиля Хокни.

Американский поп-арт

Роберт Индиана — портрет

Роберт Индиана называл себя «американским художником вывесок». Самую большую славу ему принесло графическое изображение «Love», которое в 60-х годах впервые появилось на рождественских открытках и марках. Марка с его графикой считается самым широко распространенным поп-арт изображением (было продано более 300 миллионов).

Позже он создал скульптурную версию, которую воспроизвел в разных стилях и на разных языках, включая стальную еврейскую со словом «Ahava».

В 2008 году он создал новое произведение со словом «Hope», все доходы от которого (удалось собрать 1 млн. долларов) были пожертвованы в фонд предвыборной кампании Барака Обамы.

Влиятельные американские художники поп-арт.

Джаспер Джонс

Вместе с Раушенбергом Джонс был одним из пионеров поп-арта в 1950-х гг. Впервые его узнали благодаря полотнам с изображением американского флага, а также графике с мишенями и цифрами.

Портрет Джаспера Джонса

Он также был известен тем, что использовал в своих масляных картинах краски с воском и гипс.

После успеха изображений с флагом Джонс начал использовать в сюжетах своих произведений реальные предметы, а также занялся скульптурой (например, скульптура «Банки супа», 1964).

Его использование образов и материалов поп-культуры, естественно, привело к тому, что его назвали поп-арт художником, но его работы (включая большое количество пародий на Дюшана, парадоксы и противоречия) также привели к тому, что его стали относить к нео-дадаистам.

Alphabet - 1969

Ранние работы Джаспера Джонса ставят под сомнение то, как мы рассматриваем, воспринимаем и создаем искусство. Он не делает различия между субъектом и объектом в своей работе, или искусством и жизнью. В его глазах это одно и то же. Джонс считает, что мы должны смотреть на картину не как на иллюзию, а как на объект со своей собственной реальностью.

Роберт Раушенберг

Роберт Раушенберг также использовал «найденные образы» в своем творчестве, но, в отличие от образов Джонса, они были объединены в отношении друг с друга или с реальными объектами. Работы обоих этих художников часто называют нео-дада, поскольку они опираются на «найденные образы», впервые изученные такими дадаистами, как Марсель Дюшан и Курт Швиттерс.

Flag, 1954 – 1955 Jasper Johns
Флаг — Джаспер Джонс

Эта картина имеет большое значение для поп-арта. Джонс написал ее поверх коллажа из газет — которые определяли этот символ страны в тот момент.

Художник не стал выдумывать какой-либо сюжет, он нарисовал узнаваемый всеми флаг. Он также не стал вкладывать в изображение свой смысл, он отдал эту привилегию зрителям. Кто-то видит в картине флага национальную гордость и свободу, а кто-то только империализм или угнетение.

Сам автор нарисовал изображение в контексте «охоты на ведьм» 1950-х годов, когда началось устранение коммунистов в Правительстве США.

Роберт Раушенберг — портрет

Вдохновленный Швиттерсом, который создавал коллажи из отбросов, подобранных им на улице, Раушенберг объединял реальные предметы, найденные им в своем нью-йоркском районе, с коллажными и живописными техниками.

«Вообще-то у меня было правило. Если я обошел весь квартал и мне не хватило материала для работы, я мог пройти еще один квартал в любом направлении».

Он считал, что его работы «должны были выглядеть по меньшей мере так же интересно, как и все то, что происходило за окном». Раушенберг считал, что «живопись больше похожа на реальный мир, если она сделана из реального мира».

Работы автора стирали границы между живописью и скульптурой, смешиваю между собой методы и того, и другого.

Рой Лихтенштейн

Рой Лихтенштейн — один из ведущих и узнаваемых авторов в этом жанре.

Он сделал комиксы центром своего творчества, что до него еще не делал никто. Лихтенштейн брал комиксы, увеличивал их, обрезал, заменял пузыри с репликами на другие, иногда смешивал героев одних серий комиксов с другими и создавал картины.

Рой Лихтенштейн — портрет

Несмотря на то, что полотна кажутся просто распечатанными страницами, Лихтенштейн рисовал их маслом и синтетической полимерной краской, имитируя газетную печать. Для своей культовой точечной техники он использовал трафареты с кругами, так как рисовать их вручную, учитывая большой размер работ, было сложно.

Рой Лихтенштейн восхищался яркими красками и смелыми линиями комиксов, ему нравились реплики героев. Разница работ Лихтенштейна в сравнении с другими художниками, которые использовали подобный китчевый материал, заключалась в том, что он сделал сам комикс произведением искусства.

Ричард Гамильтон однажды назвал Роя Лихтенштейна самым «изумительно экстремальным» из американских поп-арт художников. Больше всего Гамильтона поразила чистота творчества Лихтенштейна, поразило то, как его картины-комиксы были «верны средствам массовой информации».

Поначалу его картины шокировали и критиковали за копирование и отсутствие оригинальности, но коллекционеры и владельцы галерей быстро приняли их.

Crying Girl
Плачущая девушка

«ТРУДНО БЫЛО ДОСТАТЬ КАРТИНУ, КОТОРАЯ БЫЛА НАСТОЛЬКО ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ, ЧТОБЫ ЕЕ НИКТО БЫ НЕ ПОВЕСИЛ… ВСЕ ВЕШАЛИ ВСЕ ПОДРЯД. ПОВЕСИТЬ МОКРУЮ ТРЯПКУ С КРАСКОЙ БЫЛО ПОЧТИ ПРИЕМЛЕМО, К ЭТОМУ ВСЕ ПРИВЫКЛИ. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВСЕ НЕНАВИДЕЛИ, — ЭТО КОММЕРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО; ОЧЕВИДНО, И ЕГО ОНИ НЕНАВИДЕЛИ НЕДОСТАТОЧНО», — ГОВОРИЛ ОН.

Жесткий коммерческий стиль полотен из комиксов Лихтенштейна был противоядием от бессвязных всплесков позднего абстрактного экспрессионизма, но он не противопоставлял поп-арт дадаизму: «Я не думаю, что поп-арт существовал бы, если бы до него не существовало дадаизма, но я и не думаю, что поп-арт — это тоже самое, что и дада. Я не рассматриваю свою работу как антиискусство или что-то, что отличается от основного направления живописи со времен Ренессанса».

Хотя в стиле Роя Лихтенштейна есть элемент иронии и юмора, его работа лежит в рамках классической живописи: в использовании линии, формы, тона и цвета в качестве композиционных элементов.

Drowning Girl, 1963 Roy Lichtenstein
Тонущая девушка — Рой Лихтенштейн

Одна из знаковых работ поп-арта. Сюжет работы взят из комикса DC «Run for Love!», где был изображен парень и тонущая девушка. Художник обрезал изображение, увеличив девушку и изменив ее слова на «Мне наплевать. Я лучше утону, чем попрошу Бреда о помощи».

Это, вероятно, о том, что бойфренд девушки разбил ей сердце, что вызвало ее страдание и утрату доверия к нему. Эти болезненные эмоции, которые могут длится долго, откликнулись в сердцах людей. Возможно именно поэтому эта картина так популярна.

Синий цвет подчеркивает печаль и отчаяние.

Рой Лихтенштейн. Блам!

Рой Лихтенштейн. Блам!

Блам!

Рой Лихтенштейн

1962, 172.7×203.2 см

Для этой работы Лихтенштейн позаимствовал часть комикса Расса Хита под названием «All American Man of War» (№ 89). Картина Лихтенштейна не является точной копией рисунка Хита, однако на первый взгляд их легко спутать, поскольку изменения, внесенные художником в изначальное изображение, почти незаметны. Обращаясь за сюжетами к популярным комиксам, Лихтенштейн посвятил свою карьеру исследованию границ между «высоким» и «низким» искусством, раз за разом поднимая вопросы о природе культуры и оригинальности, но при этом не давая никаких окончательных ответов. Как и в случае с большинством представителей поп-арта, невозможно с полной уверенностью утверждать, являлись ли работы Лихтенштейна безусловным одобрением комиксов и массовой культуры в целом, или же критикой этой культуры. Решение в этом случае остается за зрителем. «BLAM», как и другие похожие работы Лихтенштейна, выполнены в точечной технике «Бен-Дэй», позаимствованной, опять-таки, из комиксов.

Клас Олденбург

Олденбург был одним из главных скульпторов поп-арта, а также художником-перформансом. Он хотел показать всю пошлость американской культуры, особенно Нью-Йоркской.

Клас Олденбург — портрет

Его работа была сосредоточена на превращении привычного в нечто странное. Для этого он увеличивал обычные, повседневные объекты и помещал их в общественные места, тем самым побуждая зрителя по-другому рассматривать окружающую их среду.

Работа Олденбурга полна юмористической иронии и противоречия: с одной стороны, он делает твердые предметы, такие как раковина в ванной, из мягкого провисшего винила, а с другой — мягкие, такие как чизбургер, из твердой крашеной штукатурки.

C. Oldenburg, Floor Cake

Его главным вкладом в поп-арт было превращение банальных предметов в искусство.

Витрина с пирожнымиКлас Олденбург

Олденбург — один из немногих скульпторов, работавших в стиле поп-арт, известный своими шутливо-абсурдными работами, посвященными еде и неодушевленным предметам. Коллекция работ под общим названием «Витрина с пирожными» впервые была выставлена в знаменитой инсталляции скульптора «Магазин», устроенной в Нижнем Ист-Сайде. Для этого проекта Олденбург создал несколько гипсовых скульптурных объектов, включая клубничное пирожное и яблоко в карамели. Инсталляция была оформлена как типичная американская лавка, в которой можно купить не только продукты, но и различные товары для повседневных нужд. Скульптор дополнил ее рекламными плакатами и продавал свои работы по низким ценам, таким образом превращая арт-объекты в товары. Несмотря на то, что они были проданы, как любые продукты массового производства, каждый из этих уникальных предметов был проработан с особой тщательностью. Покрывая свои работы краской, Олденбург использовал густые, выразительные мазки, как глумливую отсылку к серьезности абстрактного экспрессионизма. В ироничной манере скульптор объединял энергичность экспрессионизма с продуктами массового потребле


Банки с супом Кэмпбелл — Энди Уорхол

Картина с банками супа любимая у Энди Уорхола.

В поиске идей для сюжетов изображений он любил расспрашивать своих друзей и знакомых. Один из них посоветовал ему нарисовать что-то простое, узнаваемое, что-то, что есть у каждого дома, например, эти банки супа.

Уорхол скупил все вкусы и нарисовал их на 32 картинах. Они были выставлены по всей длине галереи и произвели фурор. Молодые художники считали это чем-то новым интересным, но большинство же проходили мимо с безразличием и даже с откровенным презрением.

Владелец соседней галереи спародировал выставку, выставив реальные банки этого супа на витрине, указав, что в соседнем здании их можно купить дешевле.

Затем мастер продолжает экспериментировать, рисуя эти же банки и складывать их в подобие стопок в магазине.

Все работы за 3000 долларов владелец галереи выкупил у художника, продав их за 15 млн долларов после смерти Уорхола.

После ее внезапной смерти от передозировки снотворного в августе 1962 года жизнь, карьера и трагедия суперзвезды Мэрилин Монро стали всемирной одержимостью. Уорхол, увлеченный славой и поп-культурой, использовал ее черно-белую рекламную фотографию из фильма «Ниагара» для создания нескольких серий изображений.

Общая идея всех работ Мэрилин заключалась в том, что ее образ воспроизводился снова и снова, как это можно было увидеть в газетах и журналах того времени. После просмотра десятков или сотен таких изображений зритель перестает видеть изображенного человека, но остается с иконой популярной, потребительской культуры. Образ (и человек) становится еще одной коробкой из-под хлопьев на полке супермаркета, одной из сотен коробок — и все они абсолютно одинаковы.

В картине «Золотая Мэрилин Монро» Уорхол играет на идее иконографии, помещая лицо Мэрилин на очень большой золотистый фон.

На заднем плане сохранились византийские религиозные иконы, которые и по сей день занимают центральное место в православных верованиях. Только вместо Бога мы смотрим на изображение (которое становится немного кричащим при ближайшем рассмотрении) женщины, которая поднялась до славы и умерла в ужасной трагедии.

Роберт Раушенберг и его коллажи

Роберт Раушенберг тоже использовал в своих работах «Найденные изображения», но в отличие от картин Джаспера Джонса, они объединены общими элементами друг с другом или с реальными объектами. Обоих художников часто причисляют к нео-дадаистам.

Вдохновляясь творчеством Курта Швиттерса, который создавал свои коллажи из мусора, найденного на улицах, Раушенберг стал компоновать собственные живописно-коллажные работы из реальных объектов, которые он собирал на улицах Нью-Йорка. Художник говорил: «У меня было правило: если я обошел квартал и не нашел достаточно материала, с которым я мог бы работать, я расширял поле поиска на еще один квартал и шел в любом направлении». Он называл свои мультимедийные сборки «объединениями» (combines) и считал, что они должны выглядеть «как минимум такими же интересными, как что угодно, происходящее за окном».

Раушенберг выбрал коллажи в качестве собственного творческого языка общения, изобретя новый способ их производства — комбинирование масляной живописи с фотографической шелкографией. Это позволяло ему экспериментировать с любыми изображениями, позаимствованными из газет, журналов, телевидения или кино, которые он мог воспроизвести в любом размере или цвете в качестве элемента на холсте. Раушенберг использовал эти элементы так, чтобы отразить наше восприятие масс-медиа. Каждый день они бомбардируют нас изображениями, большинство из которых мы игнорируем, но некоторые из них (сознательно или подсознательно) задерживаются в памяти, поскольку соотносятся с определенным личным опытом. Картины Раушенберга были призваны зафиксировать этот визуальный информационный «шум» в рамках отдельно взятой картины.

Энди Уорхол и его иконы

Если существовал художник, олицетворявший собой все направление поп-арта, то это, безусловно, был Энди Уорхол. Он, если можно так сказать, стал лицом американской поп-культуры и возвел ее образы в статус музейного искусства. Уорхол использовал второсортные изображения звезд и потребительских продуктов, которые, по его мнению, обладали некой «внутренней банальностью», делавшей их более интересными. Художник был по-настоящему очарован этой банальностью, которую запечатлел в целой серии сюжетов, начиная от портретов знаменитостей и заканчивая банками супа. Был ли это «Томатный суп «Кэмпбелл», «Портрет Лиз Тейлор», «Автокатастрофа» или «Электрический стул», подход Уорхола всегда был одинаков. Он говорил: «Я думаю, что все картины должны быть одинакового размера и цвета, чтобы они были взаимозаменяемыми, и чтобы никто не думал, что его картина лучше или хуже других».

Как 
кубизм вырос из творчества Сезанна, так творчество Энди Уорхола опиралось на «готовые вещи» Марселя Дюшана. Уорхол был настоящим дадаистом по духу — своего рода «агентом-провокатором». Его многочисленные заявления об искусстве были нарочито загадочными, он никогда не делал никаких разъяснений, заставляя своих слушателей теряться в догадках: «Я предпочитаю оставаться таинственным. Я не люблю говорить о своем прошлом и каждый раз придумываю что-нибудь новое, когда меня о нем спрашивают». Уклончивая позиция Уорхола была его стратегией, которая помогала ему рекламировать себя. Он культивировал собственный образ в качестве бизнес-модели, неотделимой от его творчества. Он говорил: «Я начинал, как коммерческий художник, и хочу закончить в качестве художника-бизнесмена. Быть успешным в бизнесе — самый захватывающий вид искусства».

Энди Уорхол. Три бутылки Кока-КолыЭнди Уорхол. Красный ЛенинРой Лихтенштейн и его комиксы

Рой Лихтенштейн изобрел свое собственное направление в рамках поп-арта, основанное на визуальных образах массовой коммуникации — журналах с комиксами. Это был стиль с жестко фиксированным форматом: черные рамки, яркие чистые цвета и оттенки, созданные с помощью точек «Бен-Дэй».

Свои ранние работы Лихтенштейн называл «экспрессионистским кубизмом ковбоев и индейцев». Художник быстро утомился от избытка «экспрессионистских чувств» и бросил вызов этой угасающей традиции картиной «
Смотри, Микки» (1961), скопированной с обертки жевательной резинки. Его работы, основанные на комиксах, поначалу шокировали, но, как и в случае со многими поп-художниками, были довольно быстро благосклонно приняты галереями и коллекционерами. Лихтенштейн говорил: «Было очень сложно написать картину настолько отвратительную, что никто не захотел бы повесить ее к себе на стену. В конце концов, было приемлемо вешать на стену тряпку, забрызганную краской, все к этому привыкли. Единственным, что все ненавидели, было коммерческое искусство, но, очевидно, и его они ненавидели недостаточно сильно».

Бескомпромиссный коммерческий стиль картин Лихтенштейна стал своеобразным антидотом к бессвязным всплескам позднего абстрактного экспрессионизма, но при этом он не был искусством протеста в чистом виде. «Я не думаю, что поп-арт мог бы существовать, если бы раньше не существовал 
дадаизм, но при этом я не думаю, что поп-арт и дадаизм — это одно и то же. Я не смотрю на свои картины, как на анти-искусство, или как на что-то, отличающееся от традиционной живописи со времен Возрождения». Несмотря на то, что в стиле Лихтенштейна присутствуют элементы иронии и юмора, его работы остаются в рамках традиций в использовании линий, форм, оттенков и цветов как композиционных элементов. Дисциплинированность в создании его работ скорее интеллектуального характера, не оставляющая места импульсивности и эмоциональности.Рой Лихтенштейн. Вау!

Характерные черты поп-арта

Как отличить поп-арт от других видов искусства?

Яркие и контрастные цвета, цветовой беспорядок

Поп-арт картинки — это настоящее цветовое безумие. Художники раскрашивают кожу людей в неестественные оттенки, заполняют фон однотонным контрастным цветом, добавляют внезапные яркие фигуры.

Коллажи

Картинки, где объекты очевидно взяты из разных мест. Они «парят в воздухе», оторваны от реальности, накладываются друг на друга. Объекты могут быть как логически связаны, так и не иметь друг к другу никакого отношения. А могут быть не связаны только на первый взгляд. Например, на этой поп-арт картинке объекты кажутся разрозненными, но по факту взяты из работ одного из самых известных поп-арт художников — Энди Уорхола.

Сейчас такие коллажи часто используют в дизайне и рекламе: в соцсетях, на плакатах, в открытках. Люди без опыта в дизайне, могут легко создавать подобные коллажи в приложении Canva. Можно выбрать один из стандартных шаблонов и добавить текст и объекты из коллекции сервиса. Можно использовать этот шаблон открытки:

Надписи, будто на рекламном плакате

Короткие фразы, слоганы, девизы, диалоги, звукоподражание и стикеры с аббревиатурами. Будто это реклама. Впрочем, бывает и реклама в стиле поп-арт.

Комбинации с фотографиями, реальными предметами

Картинки, будто составленные из кусков разных фотографий.

Кумиры, герои комиксов

Это могут быть как фотографии звезд, так и графические рисунки.

Логотипы известных брендов 

Чаще всего на поп-арт картинках появляются Coca-Cola, McDonald’s, Shell, Campbell’s. Не обязательно эти бренды будут на своих классических упаковках. В поп-арте приветствуется высмеивать общество потребления:

Легко узнаваемые объекты: еда, предметы быта 

На картинках вы видите телевизоры, мыло, пылесосы, диваны… Это вещи, которые есть в доме у каждого. 

Сюда можно отнести ту самую работу Ричарда Гамильтона — «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». И многочисленные поп-арт картинки в этом стиле:

Цветные точки

Вместо игры с цветом или однотонного фона, художники могут использовать пунктир:

Как использовать поп-арт в дизайне

Поп-арт уместен в вещах, где приветствуются легкий сарказм, буйство красок и отсылка к 50-м и 60-м годам.

Поп-арт — это художественный стиль, обращенный к материальным реалиям повседневной жизни, к массовой культуре (откуда, собственно и пришло слово поп). Поп-арт является производным от большинства визуальных удовольствий людей, таких как телевизор, журналы и комиксы.

Энди Уорхола

Несомненно, имя Энди Уорхола олицетворяет собой движение поп-арт. А его знаменитая картина Мэрилин Монро стала иконой поп-арта. Уорхол был одержим славой и гламуром Голливуда, поэтому на его картинах в основном звезды кино и музыки. При этом он считал их самих продуктами массового производства.

В своих работах он применял технику фотографической шелкографии, при котором создается большое количество отпечатков. Так были сделаны портреты Мика Джаггера, Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди.

Поп-арт в дизайне упаковок

Поп художники зачастую привлекались для разработки лого и упаковки продуктов. Например упаковка консервов Campbell’s Soup от Энди Уорхола или упаковочная коробка Campbell’s Tomato Juice Box, которая сама впоследствии стала культовым объектом поп-арта.

Поп-арт в скульптурах

Скульптор Клас Ольденбург является одним из самых ярких представителей культуры поп-арта. Он создал множество интересных и необычных проектов. Наиболее известен его креативный мостик в Миннеаполисе в виде ложки с вишенкой.

Другой видный деятель поп-арт движения — Роберт Индиана. В своих работах он использовал различные знаки, буквы и символы как арт объекты. Его самая известная работа — скульптура «Любовь», как символ протеста против участия США в войне во Вьетнаме.

Поп-арт сегодня

Если верить словам Джефа Джафи, совладельца Международной Галереи поп-арта в Нью-Йорке, то движение поп-арта сегодня сильно, как никогда. Множество современных художников работают в стиле поп-арт. Таких, как Клеменс Брилс, Джеймс Рицци, Ромеро Бритто, Стив Кауфман — все они достигли успеха именно сегодня в условиях современной конкуренции.

Искусство всегда выражает то, что происходит в обществе. Но если поп-арт 50-х вырос из хаоса потребления рекламы, телевидения, комиксов и моды, то сейчас история сделала виток и поп-арт вернулся уже немного в более упорядоченном виде.

Сегодня поп-арт по-прежнему популярен. Об этом говорит и то, что оригиналы старых работ в стиле поп-арт продаются за баснословные суммы, а копеечные копии тиражируются десятками тысяч экземпляров.

Все традиционные виды искусства обращаются к человеку на эмоциональном уровне, тогда как поп-арт переживается на уровне, происходящим из нашей повседневной жизни.

Многие задаются вопросом, почему поп-арт вернулся так феерически спустя почти 50 лет с момента его появления. Одни говорят, что у поп-арта очень много сторонников еще со времен возникновения, другие говорят, что современный поп-арт дает сегодняшним американцам возможность почувствовать себя комфортно и защищено среди знакомых вещей.

Стиль поп-арт развивается и идет в ногу со временем. Язык искусства — это универсальное средство самовыражения людей, их мыслей, ощущений.

До сих пор возникает масса споров о том можно ли поп-арт вообще относить к искусству. Поп-культура — это мир упаковок и муляжей, штампованных образов и манекенов. В поп-арте уравнивается банальное и прекрасное, низменное и высокое, синтетическое и живое искусство.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким направлением в искусстве, как поп-арт.  Узнали о ведущих художниках этого направления, просмотрели и обсудили много иллюстративного материала.  На следующем уроке мы с вами попытаемся сами создать коллажи на тему «Мир, который меня окружает».

Спасибо за внимание.

Источники: 

https://art-dot.ru/pop-art/

designonstop.com

https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/pop-art/

https://artchive.ru/

 https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/pop-art-kich-ili-iskusstvo-kak-33-banki-supa-voshli-v-istoriyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...

План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».

План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....