Программа "Фантазёры"
рабочая программа

 Чупракова Елизавета Эдуардовна

Програма кружка художественного направления "Фантазёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fantazyory.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Гвардейский муниципальный округ Калининградской области»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Гвардейского муниципального округа

 Калининградской области»

Принята на заседании                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                              Директор ДЮЦ                                                                                          

от «12» сентября 2023г.                                                              Тимакова В.А.

Приказ № 342                                                                             «12» сентября 2023г.

 

 

 

 

 

 

 Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Фантазёры»

Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

 

 

 

                                                                                                Автор программы:                                                                                                       

Чупракова Елизавета Эдуардовна

педагог дополнительного образования г. Гвардейска

 

 

 

Г. Гвардейск, 2023

Пояснительная записка

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

На сегодняшний день в теории и практике младше школьного возраста особое внимание уделяется развитию детской одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных областей. При этом акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник.

Проанализировав авторские разработки, накопленные отечественными и зарубежными педагогами-практиками, различные материалы, а также собственный опыт работы художественно-эстетического направления, нами были определены нетрадиционные техники рисования для развития у младше школьников творческих способностей, воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления и любознательности, развития эмоционально-чувственного состояния.

Обследование у детей технических, творческих, эстетических способностей, показало значительный процент детей, имеющих трудности в овладении техническими навыками и приёмами создания изображений, умений правильного пользования живописными материалами в сочетании различных живописных техник.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому, нетрадиционные методики открывают большие возможности для выражения у младше школьников собственных фантазий и самовыражению в продуктивных видах деятельности. Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия - важнейшая сторона жизни одаренного ребенка. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Представленная программа направлена на расширение, систематизацию и обогащение содержания изобразительной деятельности детей с приоритетом использования нетрадиционных художественных техник.

Программа направлена на совершенствование специфических умений в рисовании; на поддержание стремления детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления, инициацию самостоятельного творческого поиска художественных образов, сюжетов, композиций при реализации замысла на основе экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами, техническими способами. Рисуя, дети приобретут определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, социальный опыт сотрудничества. Художественное творчество доставит детям радость, будет влиять на формирование чувственной сферы детей.

Реализуя принципы здоровье сберегающей педагогики, в программе используется метод арт-терапии, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика, способствующие успешной адаптации детей младше школьного возраста, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание программы насыщенно, эмоционально значимыми приемами, разнообразными видами деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и способностей.

Таким образом, в процессе художественного творчества происходит не только развитие художественно-творческой деятельности, но и развитие адаптивных качеств воспитанников, сохранение психоэмоционального здоровья, что особенно важно к моменту поступления детей в школу.

Цель: Формирование творческих способностей, воображения и эмоциональной сферы у младше школьников, с использованием нетрадиционных способов обучения и здоровье сберегающих методов и приемов. В результате:

  • 100% детей самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы, используя различные нетрадиционные способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
  • 100% детей знают особенности изобразительных материалов;
  • у 100% детей, посещающих дополнительные занятия, улучшилась координация движений пальцев, необходимая им в будущем для овладения письмом.
  • 100% детей могут дать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

Показать младше школьникам приемы нетрадиционной техники рисования и способам экспериментирования изображения с использованием различных материалов.

 Подготавливать у младше школьников руку к письму, посредством рисования и использования специальных нетрадиционных техник и упражнений.

Предоставить детям самостоятельность выбора художественных материалов, эмоциональное восприятие в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Задачи.

Обучающие:

  • учить использовать нетрадиционные техники рисования;
  • учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца;
  • способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности;
  •  способствовать приобретению навыков исследовательской работы.

Развивающие:

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.

Новизной и отличительной особенностью программы «Фантазёры» по нетрадиционным техникам рисования является то, что используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, применяются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программа знакомит детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа 

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, основаны на концепции дополнительного образования - освоение юными художниками основ изобразительных искусств на базе творческой деятельности.

Под изучением основ изобразительных искусств понимается освоение композиции, компоновке в листе, цветоведения, перспективы, умении практически изобразить пейзаж, портрет, натюрморт, иллюстрацию или любую другую выбранную тему, теоретически разбираться в материалах для изобразительной деятельности, ориентироваться в их возможностях и умении их применить на практике.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы 

Основные виды, жанры изобразительных искусств:

живопись - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность;

графика - вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами, которые называют графическими, являются свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий, штрихов и пятен;

натюрморт - жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра»;

пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа;

портрет - изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности;

композиция — это структурная основа картины, рисунка, иллюстрации, связь 3 элементов на холсте друг с другом;

компоновка — это распределение элементов будущего изображения в листе или холсте, то есть составление единого целого изображения из отдельных его элементов, заданных в натуре;

перспектива – это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве;

цветоведение — это наука, которая изучает цвета, их особенности, сочетания.

Направленность программы 

Программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся, способствует развитию художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребёнка- не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо-технологий. Все занятия в программе носят творческий характер.

Практическая значимость образовательной программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить. Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Принципы отбора содержания образовательной программы

Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:

  1. Индивидуального подхода к учащимся: этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и учащимся. Подбор индивидуальных практических заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого учащегося, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки.
  2. Системности: полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно применяют на практике, создавая творческую работу. Это позволяет использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует самовыражению ребенка, развитию его творческого потенциала.
  3. Цикличности: учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те же разделы, существует возможность предлагать вновь пришедшим 5 детям задания сначала более простые, соответствующие первому году обучения, а затем более сложные.
  4. Комплексности и последовательности: реализация этого принципа предполагает постепенное введение учащихся в мир разнообразного художественного творчества, то есть, от простого к сложному, с каждым годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки, по таким направлениям, как работа с гуашью, акварелью, карандашом, пастелью
  5. Наглядности: использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

В работе творческого объединения «Фантазия» просматривается логическая связь с общеобразовательными предметами: литературное чтение, музыка, изо, технология, окружающий мир. Музыкальные и литературные произведения помогают создать эмоциональный фон занятия. Знания об окружающем мире дают возможность лучше воспринимать теоретические знания по ИЗО, и приобретать практические навыки и умения.

Отличительные особенности программы 

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Только в деятельности ребенок может познать, усвоить полученные представления, творчески их использовать не только на занятиях, но и в своей дальнейшей жизни. Содержание программы ориентирует педагога на «зону ближайшего развития», то есть на то, что ребенок может усвоить самостоятельно или с помощью взрослых, так и на перспективу, ориентируя на развивающее обучение, с использованием полученных знаний в разных областях на следующих возрастных этапах. Программа дает возможность раскрыть любую тему нетрадиционно, с необычной точки зрения, взглянуть на обычное занятие с учащимися как на важный этап становления личности с развитым художественным вкусом.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Характеристики дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, изобразительному искусству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Особенности организации образовательного процесса

Принцип набора в группы обучения по программе - свободный, однако приветствуется сформированный интерес к художественному творчеству, способность к рисованию и неординарному мышлению и рассуждениям. Для выявления первоначальной практической подготовленности детей рекомендуется предложить им самостоятельные работы на свободную тему по живописи и графике. Работа по программе предполагает объединение детей разного уровня подготовленности (в том числе и детей без выраженных художественных склонностей и интересов), и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка, значительного расширения его кругозора. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 15- 20 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения - очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий 7 исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 72 часа.

Основные методы обучения 

В процессе реализации программы используются различные методы обучения.

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– словесные (рассказ; лекция; семинар; беседа; речевая инструкция; устное изложение; объяснение нового материала и способов выполнения задания; объяснение последовательности действий и содержания; обсуждение; педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата);

– наглядные (показ видеоматериалов и иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, показ по образцу, демонстрация, наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, рассматривание фотографий, слайдов);

– практически-действенные (упражнения на развитие моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, физкультминутки; воспитывающие и игровые ситуации; ручной труд, изобразительная и художественная деятельность);

– проблемно-поисковые (создание проблемной ситуации, коллективное обсуждение, выводы); – методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (создание творческих проектов);

– инструкторский метод (парное взаимодействие, более опытные учащиеся обучают менее подготовленных);

– информационные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, инструктаж, консультирование, использование средств массовой информации литературы и искусства, анализ различных носителей информации, в том числе Интернет сети, демонстрация, обзор, отчет, иллюстрация, кинопоказ);

– побудительно-оценочные (педагогическое требование и поощрение порицание и создание ситуации успеха; самостоятельная работа).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

– устный контроль и самоконтроль (беседа, рассказ, объяснение, устный опрос);

– практический контроль и самоконтроль (анализ умения работать с различными художественными материалами);

– наблюдения (изучение учащихся в процессе обучения).

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовленности и опыта учащихся. Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях. Репродуктивный метод обучения используется на практических занятиях по отработке приёмов и навыков определённого вида работ.

В ходе реализации программы используются следующие типы занятий:

 – комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда);

– теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний);

– диагностическое (проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий);

– практическое (является основным типом занятий, используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ, использование всех видов практик.);

– вводное занятие (проводится в начале учебного года с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы);

– итоговое занятие (проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, каждого учебного года и полного курса обучения.

Планируемые результаты

Результатом деятельности детей с задержкой психического развития будут их творческие работы, представленные в виде выставок. Демонстрация творческих работ в ходе выставок, мастер-классов, участие в конкурсах различных уровней сложатся в общую оценку активности и успешности продвижения участников учебного процесса. Переживание ситуации успеха, принятие ближайшим окружением творческого опыта отразится на психологическом состоянии особых детей и повысит уровень их коммуникативного общения и самооценки.

Механизм оценивания образовательных результатов

В начале, середине и конце года проводится диагностика знаний, умений навыков учащихся. Всю познавательную и созидательную деятельность предлагаю оценивать по четырем критериям:

-готовность к сотрудничеству с педагогом;

-отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;

-мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;

-общественно-полезная значимость результатов изобразительной деятельности учащихся, важна значимость результата, как для развития учащегося, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с педагогом имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного задания, поисково-исследовательская деятельность.

 Второй критерий - отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления учащимся выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

- эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

- волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

- возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) - призван определить уровень владения учащимся художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

- передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

- сложность замысла - предварительной продуманности использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение 10 замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

- сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);

- оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.).

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов изобразительной деятельности - включает в себя:

- соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

- сопоставление самооценки учащегося с оценкой педагога (данная составляющая оценивается педагогом).

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений ребенка, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой.

Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности учащегося, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа. Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей

Низкий уровень

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Учащиеся безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка. Средний уровень

У учащихся наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются 11 наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У учащихся наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков. Учащиеся замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Учащиеся используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысел. Формы подведения итогов реализации программы 

Детям с задержкой психического развития, включенным в деятельность инклюзивной группы, требуется больше времени для адаптации в коллективе. Они нуждаются в поощрении и признании их небольших достижений на каждом этапе освоения материала. Возможно, им потребуется помощь педагога в коррекции деятельности в коллективе. Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится промежуточный мониторинг. Итоговый контроль проводится в виде наблюдения (по окончанию освоения программы). Обучающиеся участвуют в различных выставках, акциях, фестивалях и конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. По окончании учебного года проводится итоговая выставка творческих работ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: наблюдение педагога, готовая работа, журнал посещаемости.

Формы подведения итогов реализации программы 

Детям с задержкой психического развития, включенным в деятельность инклюзивной группы, требуется больше времени для адаптации в коллективе. Они нуждаются в поощрении и признании их небольших достижений на каждом этапе освоения материала. Возможно, им потребуется помощь педагога в коррекции деятельности в коллективе. Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится промежуточный мониторинг. Итоговый контроль проводится в виде наблюдения (по окончанию освоения программы). Обучающиеся участвуют в различных выставках, акциях, фестивалях и конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. По окончании учебного года проводится итоговая выставка творческих работ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: наблюдение педагога, готовая работа, журнал посещаемости.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают: - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); - формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде 12 сверстников.

Кадровое обеспечение реализации программы:

Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения. В нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, раздаточный материал, муляжи, видео, аудио фонд.

Методическое обеспечение реализации программы: на учебных занятиях и массовых мероприятиях особое место уделяется формированию мотивации учащихся к занятию дополнительным образованием. Для этого: – удовлетворяются разнообразные потребности учащихся: в создании комфортного психологического климата, в отдыхе, общении и защите, 11 принадлежности к детскому объединению, в самовыражении, творческой самореализации, в признании и успехе;

– дети включаются в разнообразные виды деятельности (игровая, поисковая, исследовательская, творческая, культурно-досуговая и т. д.), в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями и уровнем сохранности здоровья;

– учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через проведение фрагментов занятий, мастер-классов, подготовку презентаций, сообщений, докладов, исследовательских работ;

– на занятиях решаются задачи проблемного характера посредством включения в проектную деятельность; – применяются разнообразные формы проведения занятий и выездных мероприятий: экскурсия, выездные мастер-классы, социальные пробы, социальные акции, форумы, профессиональные пробы и т.д.;

– совместно с педагогом разрабатывается индивидуальная образовательная траектория (индивидуальный образовательный маршрут), – создается ситуация выбора образовательного модуля; – проводятся профессиональные пробы и другие мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся.

Уровневая дифференциация образовательной программы

Вводный уровень

Учебный план

Название разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка

1.

«Введение в программу»

2

2

1

Опрос

2.

«Живопись»

20

2

14

0

Выставка, просмотр

3.

«Рисунок»

17

1

13

0

Выставка, конкурс

4.

«Декоративное рисование»

7

1

7

0

Выставка для родителей

5.

«Тематическое рисование»

12

1

9

0

Выставка

6.

«Миниатюрная живопись на камнях, ракушках»

7

1

6

0

Опрос

7.

«Нетрадиционные техники рисования»

5

1

7

0

Мини-выставка

8.

«Русское народное творчество»

4

3

3

0

Выставка

Итого

72

12

60

0

Содержание программы

Раздел 1. «Введение в программу»

Тема 1. Знакомство с программой. Особенности базового уровня. (2 ч)

Теория. Знакомство с учебным планом. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать (1ч)

Практика. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественны ми материалами и оборудованием.

По завершении темы предусмотрен устный опрос.

Раздел 2. «Живопись»

Тема 3. Свойства красок Витражные окна. Эскиз. (1ч)

Теория. Знакомство с особенностями гуаши и акварели.

Практика. Рисование гуашью витражного окна

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 4. Свойства красок Витражные окна. Прорисовка деталей, завершение (1ч)

Практика. Рисование гуашью витражного окно

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 5. Королева Кисточка и волшебные превращения красок (1ч)

Теория. Знакомство с историей возникновения кисти

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 6. «Цветик-семицветик» (1ч)

Практика. Рисование гуашью. Смешивание цветов.

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей

Тема 7. «Осенний букет». Эскиз (1ч)

Практика. Рисование акварелью.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 8. «Осенний букет».

Практика. Рисование акварелью.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 9. «Осенний букет». Прорисовка деталей.

Практика. Рисование акварелью.

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей

Тема 10. Праздник тёплых и холодных цветов

Теория. Знакомство с богатой красочной палитрой. Деление цветов на тёплые и холодные.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 11. «Золотая осень». эскиз

Практика. Рисование гуашью золотой рыбки теплыми цветами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 12. «Золотая осень». Прорисовка деталей

Практика. Рисование гуашью золотой рыбки теплыми цветами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 13. «На севере». Эскиз

Практика. Рисование акварелью холодными цветами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 14. «На севере». Прорисовка деталей

Практика. Рисование акварелью холодными цветами.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 15. «Свеча на окне». Эскиз

Практика. Рисование гуашью, использование теплых, холодных и ахроматических цветов.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 16. «Свеча на окне» Прорисовка деталей

Практика. Рисование гуашью, использование теплых, холодных и ахроматических цветов

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 17. Красочное настроение «Воздушные замки»

Практика. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Рисование гуашью или акварелью

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 18. «В лесу» Эскиз

Практика. Поэтапное рисование дремучего леса гуашью.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 19. «В лесу» Прорисовка деталей. Завершение работы.

Практика. Поэтапное рисование дремучего леса гуашью.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 20. Знакомство с пейзажем и творчеством И.И. Левитана, И.Э. Грабаря

Теория. Понятие о пейзаже. Знакомство с отечественным и художниками пейзажистами.

Практика. Работа с акварельными красками в технике набрызг.

По завершении темы предусмотрена мини-выставка.

Тема 21.  «Осень» Эскиз

Практика. Рисование пейзажа. Выполнение наброска

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 22. «Осень» прорисовка деталей, завершение

Практика. Рисование пейзажа. Выполнение наброска

По завершении темы предусмотрена выставка, просмотр.

Раздел 3. «Рисование»

Тема 23.  Волшебная линия

Теория. Знакомство с рисованием линиями. Выполнение наброска.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 24. «Линейная фантазия»

Практика. Выполнение работы линиями

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 25. Техника «Пуантилизм» «Воздушные шары». Эскиз

Теория. Знакомство с новым видом рисования.

Практика. Рисование гуашью ватными палочками в технике пуантилизм

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 26. «Воздушные шары», завершение

Практика. Рисование гуашью ватными палочками в технике пуантилизм.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 27.  Рисование по рельефной поверхности осенних листьев - фроттаж

Практика. Штриховка по поверхности листьев цветными карандашами.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 28. «Волшебны й город», эскиз

Практика. Выполнение эскиза, постой карандаш.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 29.  «Волшебны й город», прорисовка деталей

Практика. Рисование сказочного города цветными карандашами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 30. Техника «граттаж» Подготовка листов

Теория. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 31. Рисование в технике «граттаж»

Практика. Рисование по замыслу, черно-белый граттаж

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 32. Рисование в технике «граттаж»

Практика. Рисование по замыслу, цветной граттаж

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей

Тема 33. Рисование кошки по схеме. Знакомство с художниками анималистам и: Е.И. Чарушин, В.А. Ватагин

Практика. Выполнение эскиза

Теория. Правильное использование схем для рисования животного на выбор. Знакомство с художниками анималистами.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 34. Рисование кошки по схеме.

Практика. Работа цветными карандашами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 35. Рисование кошки по схеме. Прорисовка деталей

Практика. Работа цветными карандашами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 36. Рисование собаки по схеме.

Теория. Знакомство с художниками анималистами.

Практика. Выполнение эскиза.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 37. Рисование собаки по схеме.

Практика. Работа цветными карандашами

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 38. Рисование собаки по схеме. Прорисовка деталей.

Практика. Работа цветными карандашами

По завершении темы предусмотрена выставка

Тема 39. Экскурсия в музей.

Теория. Просмотр картин известных художников.

По завершении темы предусмотрена выставка, конкурс.

Раздел 4. «Декоративное рисование»

Тема 40.  «Чудо-бабочка»

Практика. Игровые способы рисования бабочки

- двумя руками сразу;

- «Монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Теория. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 41. «Маки»

Практика. Рисование в технике «монотипия»

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 42. «Жар-птица»

Практика. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.

По завершении темы предусмотрена участие в выставке.

Тема 43. «Древо жизни»

Практика. Стимуляция рисунка

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 44. «Сказочные кони». Эскиз

Практика. Стимуляция рисунка

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 45. «Сказочные кони». Прорисовка деталей.

Практика. Стимуляция рисунка

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 46. «Пёстрая улитка»

Практика. Выполнение рисунка с использование м необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек.

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей.

Раздел 5. «Тематическое рисование»

Тема 47. «Рисование на тему "Природа на закате солнца». Эскиз

Практика. Поэтапное рисование пейзажа, гуашь

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 48. «Рисование на тему "Природа на закате солнца»

Практика. Поэтапное рисование пейзажа, гуашь

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 49. «Рисование на тему "Природа на закате солнца», завершение, прорисовка деталей

Практика. Поэтапное рисование пейзажа, гуашь

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей.

Тема 50. «Птица», эскиз

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 51. «Птица», прорисовка деталей

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 52. «Птица», завершение

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 53. «Слон», эскиз

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 54. «Слон», прорисовка деталей

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей.

Тема 55. «В аквариуме», эскиз

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена участие в выставке.

Тема 56. «В аквариуме», прорисовка деталей, завершение

Практика. Поэтапное рисование птицы (простой карандаш + гуашь)

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 57. «Герои мультфильмов», эскиз

Практика. Изображение мультипликационного героя

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 58. «Герои мультфильмов», прорисовка деталей, завершение

Практика. Изображение мультипликационного героя

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Раздел 6. «Миниатюрная живопись на камнях, ракушках»

Тема 59. «Цветы» (2 ч)

Практика. Роспись камней гуашью или акриловыми красками

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 60. «Пейзаж» (1 ч)

Практика. Рисование морского пейзажа

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 61. «Кошка» (1 ч)

Практика. Рисования кошки.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 62. «Фантазия» (2 ч)

Практика. Работать по замыслу.

По завершении темы предусмотрена участие в выставке.

Тема 63. Экскурсия в музей (1 ч)

Теория. Просмотр картин известных художников

По завершении темы предусмотрена опрос.

Раздел 7. «Нетрадиционные техники рисования»

Тема 64. «Оттиск поролоном» (1 ч)

Теория. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема.65. «Тиснение» (2 ч)

Практика. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 66. «Оттиск мятой бумагой» Сирень (2 ч)

Практика. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 67. «Восковые мелки и акварель» Цветы (1 ч)

Практика. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 68. «Восковые мелки и акварель» На волнах (1 ч)

Практика. Знакомство с новой техникой.

По завершении темы предусмотрена мини-выставка.

Раздел 8. «Русское народное творчество»

Тема 69. «Барыня-дымковская игрушка» (1 ч)

Теория. Знакомство с русским народным творчеством.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 70. «Гжель» (1 ч)

Теория. Знакомство с росписями.

По завершении темы предусмотрена рефлексия.

Тема 71. «Матрешка» (2 ч)

Практика. Рисование матрешки

По завершении темы предусмотрена выставка для родителей.

Тема 72. Итоговое занятие (2 ч)

Теория. Знакомство с городецкой росписью

Практика. Роспись в городецком стиле

По завершении темы предусмотрена выставка.

Календарно учебный график

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

05.09.23 г

14:00-15:00

1 час

Знакомство с программой. Особенности базового уровня

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

2

07.09.23 г

15:00-16:00

1 час

Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать

Групповая работа

Учебный кабинет

Опрос

3

12.09.23 г

14:00-15:00

1 час

Свойства красок Витражные окна. Эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

4

14.09.23 г

15:00-16:00

1 час

Свойства красок Витражные окна. Прорисовка деталей, завершение

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

5

19.09.23 г

14:00-15:00

1 час

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

6

21.09.23 г

15:00-16:00

1 час

«Цветик-семицветик»

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

7

26.09.23 г

14:00-15:00

1 час

«Осенний букет». Эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

8

28.09.23 г

15:00-16:00

1 час

«Осенний букет».

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

9

03.10.23 г

14:00-15:00

1 час

«Осенний букет». Прорисовка деталей.

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

10

05.10.23 г

15:00-16:00

1 час

Праздник тёплых и холодных цветов

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

11

10.10.23 г

14:00-15:00

1 час

«Золотая осень». Эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

12

12.10.23 г

15:00-16:00

1 час

«Золотая осень». Прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

13

17.10.23 г

14:00-15:00

1 час

«На севере». Эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

14

19.10.23 г

15:00-16:00

1 час

«На севере». Прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

15

24.10.23 г

14:00-15:00

1 час

«Свеча на окне». Эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

16

26.10.23 г

15:00-16:00

1 час

«Свеча на окне» Прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

17

31.10.23 г

14:00-15:00

1 час

Красочное настроение «Воздушные замки»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

18

02.11.23 г

15:00-16:00

1 час

«В лесу» Эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

19

07.11.23 г

14:00-15:00

1 час

«В лесу» Прорисовка деталей. Завершение работы.

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

20

09.11.23 г

15:00-16:00

1 час

Знакомство с пейзажем и творчеством И.И. Левитана, И.Э. Грабаря.

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

21

14.11.23 г

14:00-15:00

1 час

«Осень» Эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

22

16.11.23 г

15:00-16:00

1 час

«Осень» прорисовка деталей, завершение

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

23

21.11.23 г

14:00-15:00

1 час

Волшебная линия

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

24

23.11.23 г

15:00-16:00

1 час

«Линейная фантазия»

Индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

25

28.11.23 г

14:00-15:00

1 час

Техника «Пуантилизм» «Воздушные шары». Эскиз

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

26

30.11.23 г

15:00-16:00

1 час

«Воздушные шары», завершение

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

27

05.12.23 г

14:00-15:00

1 час

Рисование по рельефной поверхности осенних листьев - фроттаж

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

28

07.12.23 г

15:00-16:00

1 час

«Волшебный город», эскиз

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

29

12.12.23 г

14:00-15:00

1 час

«Волшебный город», прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

30

14.12.23 г

15:00-16:00

1 час

Техника «граттаж» Подготовка листов

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

31

19.12.23 г

14:00-15:00

1 час

Рисование в технике «граттаж»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

32

21.12.23 г

15:00-16:00

1 час

Рисование в технике «граттаж»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

33

26.12.23 г

14:00-15:00

1 час

Рисование кошки по схеме. Знакомство с художниками анималистам и: Е.И. Чарушин, В.А. Ватагин.

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

34

28.12.23 г

15:00-16:00

1 час

Рисование кошки по схеме.

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

35

02.01.24 г

14:00-15:00

1 час

Рисование кошки по схеме. Прорисовка деталей.

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

36

04.01.24 г

15:00-16:00

1 час

Рисование собаки по схеме.

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

37

09.01.24 г

14:00-15:00

1 час

Рисование собаки по схеме.

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

38

11.01.24 г

15:00-16:00

1 час

Рисование собаки по схеме. Прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

39

16.01.24 г

14:00-15:00

1 час

Экскурсия в музей

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

40

18.01.24 г

15:00-16:00

1 час

«Чудо-бабочка»

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

41

23.01.24 г

14:00-15:00

1 час

«Маки»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

42

25.01.24 г

15:00-16:00

1 час

«Жар-птица»

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

43

30.01.24 г

14:00-15:00

1 час

«Древо жизни»

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

44

01.02.24 г

15:00-16:00

1 час

«Сказочные кони». Эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

45

06.02.24 г

14:00-15:00

1 час

«Сказочные кони». Прорисовка деталей

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

46

08.02.24 г

15:00-16:00

1 час

«Пёстрая улитка»

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

47

13.02.24 г

14:00-15:00

1 час

«Рисование на тему "Природа на закате солнца». Эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

48

15.02.24 г

15:00-16:00

1 час

«Рисование на тему "Природа на закате солнца»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

49

20.02.24 г

14:00-15:00

1 час

«Рисование на тему "Природа на закате солнца», завершение, прорисовка деталей

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

50

22.02.24 г

15:00-16:00

1 час

«Птица», эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

51

27.02.24 г

14:00-15:00

1 час

«Птица», прорисовка деталей

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

52

29.02.24 г

15:00-16:00

1 час

«Птица», завершение

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

53

05.03.24 г

14:00-15:00

1 час

«Слон», эскиз

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

54

07.03.24 г

15:00-16:00

1 час

«Слон», прорисовка деталей

Групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

55

12.03.24 г

14:00-15:00

1 час

«В аквариуме», эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

56

14.03.24 г

15:00-16:00

1 час

«В аквариуме», прорисовка деталей, завершение

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

57

19.03.24 г

14:00-15:00

1 час

«Герои мультфильмов», эскиз

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

58

21.03.24 г

15:00-16:00

1 час

«Герои мультфильмов», прорисовка деталей, завершение

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

59

26.03.24 г

14:00-15:00

1 час

«Цветы»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

60

28.03.24 г

15:00-16:00

1 час

«Пейзаж»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

61

02.04.24 г

14:00-15:00

1 час

«Кошка»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

62

04.04.24 г

15:00-16:00

1 час

«Фантазия»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Выставка

63

09.04.24 г

14:00-15:00

1 час

Экскурсия в музей

Групповая работа

Учебный кабинет

Опрос

64

11.04.24 г

15:00-16:00

1 час

«Оттиск поролоном»

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

65

16.04.24 г

14:00-15:00

1 час

«Тиснение»

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

66

18.04.24 г

15:00-16:00

1 час

«Оттиск мятой бумагой» Сирень

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

67

23.04.24 г

14:00-15:00

1 час

«Восковые мелки и акварель» Цветы

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

68

25.04.24 г

15:00-16:00

1 час

«Восковые мелки и акварель» На волнах

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

69

30.04.24 г

14:00-15:00

1 час

«Барынядымковская игрушка»

Групповая работа

Учебный кабинет

Наблюдение

70

02.05.24 г

15:00-16:00

1 час

«Гжель»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

71

07.05.24 г

14:00-15:00

1 час

«Матрешка»

индивидуальная работа

Учебный кабинет

Наблюдение

72

09.05.24 г

15:00-16:00

1 час

Итоговое занятие

Индивидуальная, групповая работа

Учебный кабинет

Выставка

Рабочая программа воспитания содержит:

Цель: разностороннее развитие и воспитание творческой, активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам нетрадиционного изображения.

Задача:

- формировать способности к самоорганизации;

- формировать общественно активную личность с четкой гражданской позицией

- формировать культуру общения и поведение в социуме

- воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Календарный план воспитательной работы

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Формы проведения

Сроки произведения

1

«Береги свое здоровье»

Здоровьесберегающее воспитание.

Квест

Сентябрь

2

«Моя малая Родина»

Гражданско-патриотическое

Устный журнал

Октябрь

3

«Мир профессий»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Виртуальная экскурсия на хлебозавод

Ноябрь

4

«Учись учиться»

Интеллектуальное воспитание

Беседа

Октябрь- ноябрь

5

«Жизненная стратегия творческого человека»

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Круглый стол

Январь

6

«Правы ребёнка»

Правовое воспитание и культура безопасности

Беседа

Февраль

7

«Семья и её функции»

Воспитание семейных ценностей

Диспут

Март

8

«Чем я отличаюсь от других»

Формирование коммуникативной культуры

Беседа

Апрель

9

«Охрана природы- охрана здоровья»

Экологическое воспитание

Беседа

Май

10

 «8 марта»

Нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

Беседа

11-12 марта

11

«Что такое красота в моде, в жизне, в искусстве?»

Художественно-эстетическое воспитание

Диспут

Май

Список литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2.  Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области

Для педагога дополнительного образования:

  1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981.
  3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.
  4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. 26 Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.
  5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).
  6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.
  7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.
  8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.
  9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.
  10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.
  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318 с.
  12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).
  13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).
  14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005. -161с.
  15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007, -35 с.
  16. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр. — М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.
  17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ. П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.
  19. Родионова О. Биокерамика: картины для дома своими руками / Ольга Родионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. —79 с.: ил. — (Город мастеров).
  20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.
  21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.
  22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с.

Для учащихся и родителей:

1. Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире краску. — Изд-во «Попурри», 2015. 2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»). 3. Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005. 27 4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с. 5. Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.: Планета музыки, 2014. 6. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981. 7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой)

Интернет-ресурсы:

  1. http://дюц.черняховск39.рф «Хобби»
  2. дюц-гвардейск.рф «Фантазия», «Мир хобби»