Программа "Фантазёры"
рабочая программа

 Чупракова Елизавета Эдуардовна

Програма кружка художественного направления "Фантазёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fantazyory.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Гвардейский муниципальный округ Калининградской области»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Гвардейского муниципального округа

 Калининградской области»

Принята на заседании                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                              Директор ДЮЦ                                                                                          

от «12» сентября 2023г.                                                            

Приказ № 342                                                                             «12» сентября 2023г.

 

 

 

 

 

 

 Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Фантазёры»

Возраст учащихся: 9 – 10 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

 

 

 

                                                                                                Автор программы:                                                                                                       

Чупракова Елизавета Эдуардовна

педагог дополнительного образования г. Гвардейска

 

 

 

Г. Гвардейск, 2025

Пояснительная записка

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

В современной теории и практике начального образования особое внимание уделяется всестороннему развитию детей, в том числе через интеграцию различных образовательных областей. Важным аспектом является стимулирование самостоятельного творческого поиска у детей (экспериментирование) и применение разнообразных техник в декоративно-прикладном искусстве.

На основе анализа методических разработок отечественных и зарубежных педагогов-практиков, различных материалов, а также личного опыта работы в сфере декоративно-прикладного искусства, были определены нетрадиционные техники для развития у младших школьников творческих способностей, воображения, наблюдательности, ассоциативного мышления, любознательности и эмоциональной сферы.

Обследование технических, творческих и эстетических способностей детей выявило, что у определенной части детей наблюдаются трудности в освоении технических навыков и приемов создания изображений, а также в использовании материалов и техник декоративно-прикладного искусства.

Применение нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве открывает широкие возможности для выражения младшими школьниками собственных идей и самовыражения в различных видах деятельности. Разнообразие современных художественных техник и материалов способствует развитию нестандартного мышления. Воображение и фантазия играют важную роль в развитии каждого ребенка. Для эффективного развития этих качеств необходима особая организация деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Представленная программа направлена на расширение, систематизацию и обогащение содержания деятельности детей в сфере декоративно-прикладного искусства, с приоритетом использования нетрадиционных художественных техник.

Программа направлена на совершенствование практических умений в декоративно-прикладном искусстве; на поддержание интереса к красоте окружающего мира и стимулирование самостоятельного творческого поиска образов, сюжетов и композиций, основанного на экспериментировании с материалами, инструментами, техниками и способами выражения. В процессе работы дети приобретут навыки зрительной оценки формы, ориентирования в пространстве, чувство цвета и опыт сотрудничества. Занятия декоративно-прикладным искусством принесут детям радость и положительно повлияют на формирование их эмоциональной сферы.

В программе используются элементы здоровьесберегающей педагогики, такие как арт-терапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика, которые способствуют адаптации детей младшего школьного возраста, стабилизации их эмоционального состояния, снижению тревожности и неуверенности в себе. Содержание программы насыщено приемами, которые эмоционально значимы для детей, разнообразными видами деятельности и отвечает потребностям каждого ребенка в реализации своих творческих желаний и способностей в области декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, занятия декоративно-прикладным искусством не только развивают творческие способности детей, но и способствуют развитию их адаптивных качеств и поддержанию психоэмоционального здоровья, что особенно важно в период подготовки к школьному обучению.

Цель: Развитие творческих способностей, воображения и эмоциональной сферы у младших школьников посредством освоения нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве и применения здоровьесберегающих методов и приемов.

В результате:

  • 100% детей самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы, используя различные нетрадиционные техники в декоративно-прикладном искусстве и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).
  • 100% детей знакомы с особенностями различных материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве.
  • У 100% детей, посещающих дополнительные занятия, отмечается улучшение координации движений пальцев, что способствует подготовке руки к письму.
  • 100% детей способны давать обоснованную оценку результатам своей работы.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

Показать младше школьникам приемы нетрадиционной техники декоративно-прикладного искусства способом экспериментирования с использованием различных материалов.

 Подготавливать у младше школьников руку к письму, посредством декоративно-прикладного искусства и использования специальных нетрадиционных техник и упражнений.

Предоставить детям самостоятельность выбора художественных материалов, эмоциональное восприятие в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Задачи.

Обучающие:

  • Ознакомить младших школьников с нетрадиционными техниками и приемами в декоративно-прикладном искусстве, а также предоставить возможности для экспериментирования с различными материалами.
  • Содействовать подготовке руки к письму через занятия декоративно-прикладным искусством, используя специальные техники и упражнения.
  • Создать условия для самостоятельного выбора материалов, выражения эмоционального восприятия в соответствии с замыслом, а также для развития навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Новизной программы «Фантазёры» по декоративно-прикладному искусству является использование нетрадиционных подходов к развитию детского художественного творчества. В программе применяются самодельные инструменты, а также природные и бытовые материалы для создания оригинальных работ. Такой подход к творчеству вызывает у детей положительные эмоции, демонстрирует возможность использования привычных предметов в качестве художественных материалов и удивляет своей непредсказуемостью. Программа знакомит детей с широким спектром нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа 

В основе программы лежат ведущие теоретические идеи дополнительного образования, предполагающие освоение детьми основ декоративно-прикладного искусства через активную творческую деятельность.

Под освоением основ декоративно-прикладного искусства подразумевается изучение композиции, компоновки элементов, цветоведения, перспективных построений, а также приобретение практических навыков создания декоративных композиций, предметов интерьера или других работ в выбранной технике. Кроме того, программа включает знакомство с различными материалами, используемыми в декоративно-прикладном искусстве, понимание их свойств и умение применять их на практике.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

  • Декоративная живопись: Создание произведений с использованием красок на различных поверхностях, акцент на декоративности и стилизации.
  • Графика в декоративном искусстве: Использование линий, штрихов и пятен для создания выразительных и стилизованных изображений.
  • Декоративный натюрморт: Изображение композиций из предметов, объединенных по определенному принципу и несущих декоративную функцию.
  • Декоративный пейзаж: Изображение природы, преобразованной и стилизованной с использованием декоративных элементов.
  • Декоративный портрет: Изображение человека или группы людей в декоративном стиле, с акцентом на выразительности и стилизации образа.
  • Композиция: Организация элементов в работе для создания гармоничного и целостного произведения.
  • Компоновка: Размещение элементов в пространстве работы для достижения баланса и выразительности.
  • Перспектива (в декоративном искусстве): Использование упрощенных принципов перспективы для передачи глубины и пространства в декоративных работах.
  • Цветоведение: Изучение свойств цвета, его влияния на восприятие и принципов гармоничного сочетания цветов.

Направленность программы 

Программа имеет художественную направленность и играет важную роль в развитии и воспитании учащихся, способствуя развитию творческих способностей, интереса к декоративно-прикладному искусству, эмоционального восприятия и образного мышления. Она помогает формировать у детей способность воспринимать мир во всей его чувственной красоте и выражать свои впечатления в творческой форме.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Занятия декоративно-прикладным искусством с использованием нетрадиционных техник особенно благоприятны для развития творческих способностей у детей. Вопросы развития детского творчества сегодня очень важны как в теории, так и на практике, поскольку это важный фактор формирования индивидуальности ребенка на ранних этапах его развития. Развитие творческой личности — одна из приоритетных задач в педагогике, и использование нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве наилучшим образом способствует развитию различных аспектов личности ребенка.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Использование нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве стимулирует развитие мышления, активизирует творческую деятельность и учит детей мыслить нестандартно. Важным фактором развития является не только интересное задание, но и использование необычных материалов, таких как природные и бытовые предметы, а также применение нетрадиционных техник. Все занятия в программе направлены на развитие творческого потенциала детей.

Практическая значимость образовательной программы

Нетрадиционные подходы в декоративно-прикладном искусстве стимулируют развитие интеллекта, активизируют творческую активность и учат детей мыслить нестандартно. Появляются новые идеи, связанные с сочетанием различных материалов, что побуждает к экспериментированию и творчеству. Использование нетрадиционных техник способствует развитию воображения, самостоятельности, инициативы и самовыражения.

Принципы отбора содержания образовательной программы

Образовательный процесс в программе строится на основе следующих принципов:

  1. Индивидуальный подход: Учитываются личные особенности каждого ребенка, его интересы и уровень подготовки при подборе практических заданий и организации взаимодействия с педагогом.
  2. Системность: Приобретенные знания и навыки систематически применяются на практике при создании творческих работ, что позволяет использовать их в комплексе и способствует самовыражению и развитию творческого потенциала.
  3. Цикличность: Программа построена таким образом, что основные разделы изучаются последовательно на протяжении нескольких лет, что позволяет адаптировать задания для детей с разным уровнем подготовки.
  4. Комплексность и последовательность: Постепенное введение в мир декоративно-прикладного искусства, от простого к сложному, с углублением знаний и навыков по различным направлениям, таким как работа с различными техниками и материалами (например, гуашь, акварель, бумага, природные материалы).
  5. Наглядность: Использование наглядных материалов повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности и мышления.

В программе «Фантёры» прослеживается связь с другими школьными предметами: чтением, музыкой, рисованием, технологией и окружающим миром. Музыкальные и литературные произведения помогают создать эмоциональную атмосферу на занятиях, а знания об окружающем мире способствуют лучшему пониманию и применению теоретических знаний и практических навыков в декоративно-прикладном искусстве.

Отличительные особенности программы 

В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с основами построения формы, линейной и воздушной перспективой, цветоведением, композицией, приемами декоративной стилизации, техниками рисования, а также узнают о выдающихся мастерах декоративно-прикладного искусства, красоте природы и богатстве человеческих чувств. Практическая деятельность помогает детям лучше усваивать полученные знания и применять их в творчестве, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Содержание программы ориентировано на развитие потенциала каждого ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей, и направлено на формирование разносторонне развитой личности с хорошим художественным вкусом. Программа позволяет творчески подходить к изучению любой темы и рассматривать занятия как важный этап в развитии личности ребенка.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Данная программа дополнительного образования направлена на создание особой развивающей среды, способствующей раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся, их приобщению к декоративно-прикладному искусству и развитию положительных личностных качеств.

Особенности организации образовательного процесса

Набор в группы обучения по данной программе свободный, приветствуется интерес к декоративно-прикладному искусству. Для оценки начальных навыков может быть предложено выполнение простых заданий на свободную тему. Программа предусматривает работу с детьми разного уровня подготовки, в том числе с теми, у кого нет выраженных художественных склонностей. Главная цель – удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка, расширение его кругозора. Программа является гибкой, что позволяет корректировать содержание и формы занятий при необходимости. Занятия проводятся в индивидуальной, групповой и фронтальной форме. Состав группы: 15-20 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения - очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий 7 исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 72 часа.

Основные методы обучения 

На наших занятиях по декоративно-прикладному искусству мы будем использовать разнообразные методы обучения, чтобы каждому было интересно и понятно.  Мы будем учиться создавать красивые и оригинальные поделки, развивая при этом свои творческие способности и мелкую моторику.

Как мы будем учиться:

  • Словесные методы:  Мы будем много рассказывать и объяснять.  Преподаватель будет рассказывать о новых техниках, показывать, как правильно работать с материалами, и объяснять последовательность действий при создании поделок.  Мы будем обсуждать наши работы, делиться идеями и задавать вопросы.  Преподаватель будет давать обратную связь и оценивать наши успехи.
  • Наглядные методы:  Мы будем использовать различные наглядные пособия, чтобы лучше понимать информацию.  Это будут фотографии, иллюстрации, видеоролики, показы преподавателя и готовых работ.  Мы будем рассматривать образцы поделок и учиться на примерах.
  • Практические методы:  Это самая важная часть наших занятий!  Мы будем много работать руками: лепить, рисовать, вырезать, клеить, плести и т.д.  Мы будем делать упражнения для развития мелкой моторики,  играть в развивающие игры,  и, конечно же, создавать свои собственные поделки.
  • Проблемно-поисковые методы:  Иногда мы будем сталкиваться с небольшими задачками или творческими вызовами. Это поможет нам развивать самостоятельность, искать решения и творчески мыслить.
  • Самостоятельная работа:  Мы будем выполнять задания самостоятельно и под руководством преподавателя.  Это поможет нам развивать навыки планирования и организации своей работы, а также ответственности за результаты.  Более опытные ребята смогут помогать другим, делясь своими знаниями и навыками.
  • Информационные методы:  Мы будем использовать разные источники информации: книги, журналы, интернет, видеоуроки.  Это поможет нам расширить кругозор и узнать больше о декоративно-прикладном искусстве.
  • Побудительно-оценочные методы: Преподаватель будет поддерживать и поощрять ваши успехи, помогая вам верить в свои силы.  Также будет даваться конструктивная критика, направленная на совершенствование навыков.  Мы будем стремиться к созданию ситуации успеха для каждого.

Типы занятий:

  • Комбинированные занятия:  Чаще всего наши занятия будут комбинированными, сочетая теоретическую часть (рассказы, объяснения) и практическую (изготовление поделок).
  • Теоретические занятия:  Иногда мы будем уделять время изучению теории,  новой информации и основным понятиям.
  • Диагностические занятия:  Время от времени мы будем проводить небольшие задания, чтобы оценить ваши знания, умения и навыки. Это поможет нам скорректировать план работы и уделить внимание тем темам, которые требуют большего внимания.
  • Практические занятия:  Основная часть занятий будет посвящена практической работе – созданию поделок.  Мы будем повторять пройденное, развивать навыки и совершенствовать умения.
  • Вводные занятия:  В начале учебного года, а также перед изучением новой темы, мы будем проводить вводные занятия, чтобы познакомиться с планом работы и поставить перед собой цели.
  • Итоговые занятия:  После изучения большой темы или раздела,  а также в конце полугодия и учебного года мы будем проводить итоговые занятия, чтобы подвести итоги, оценить результаты и порадоваться своим успехам.

Планируемые результаты

Результатом обучения детей декоративно-прикладному искусству станут созданные ими работы, которые будут представлены на выставках. Участие в выставках, мастер-классах и конкурсах поможет оценить их активность и прогресс в освоении навыков. Переживание успеха от представления своих работ, а также положительная реакция друзей, семьи и преподавателей, окажет положительное влияние на психологическое состояние детей, повысит их уверенность в себе и поможет лучше общаться с окружающими.

Механизм оценивания образовательных результатов

В начале, в середине и в конце учебного года будет проводиться диагностика знаний и навыков учеников в области декоративно-прикладного искусства. Все творческие достижения будут оцениваться по четырем критериям:

  1. Готовность к сотрудничеству с педагогом: Это подразумевает наличие необходимых художественных материалов и разный уровень выполненных заданий. Также важна активная исследовательская деятельность, когда дети ищут новые идеи для своих работ.
  2. Отношение и интересы: Этот критерий показывает, насколько дети увлечены и вдохновлены своим творчеством. Мы будем оценивать:
  • Эмоциональное отношение к теме и работе, отмечая, как меняются их чувства и насколько им приятно работать.
  • Волевые качества, такие как настойчивость в поисках новых идей.
  • Появление интереса к разным видам художественной деятельности и желание развиваться в этом направлении.
  1. Мастерство: Этот критерий поможет определить уровень художественных навыков детей. Мы будем обращать внимание на:
  • Умение передавать форму и фактуру в своих работах, включая использование света и тени, гармонии цвета и композиции.
  • Сложность задумки: продуманность в использовании художественных средств и соответствие задания требованиям композиции.
  • Оригинальность и индивидуальность в подходе к теме, отражение своего отношения к ней.
  1. Общественно полезная значимость результатов: Этот критерий включает в себя:
  • Насколько работа соответствует заданной теме и идее (если они были заданы) и анализ художественных достижений ребенка.
  • Сравнение самооценки ученика с оценкой педагога, что помогает увидеть различные взгляды на результат.

Формы подведения итогов реализации программы 

Детям, начинающим заниматься декоративно-прикладным искусством в группе, может потребоваться время, чтобы адаптироваться к работе в коллективе. Важно поддерживать и поощрять их даже за небольшие успехи на каждом этапе обучения. Иногда им может понадобиться помощь педагога в организации работы в группе. Для оценки усвоения программы и своевременной корректировки образовательного процесса проводится промежуточный контроль. Итоговая оценка осуществляется в форме наблюдения за процессом работы (по окончании изучения темы). Учащиеся могут участвовать в различных выставках, акциях, фестивалях и конкурсах разного уровня. В конце учебного года проводится итоговая выставка творческих работ. Способы отслеживания и фиксирования результатов обучения: наблюдение педагога, оценка готовой работы, журнал посещаемости.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 

Реализация нашей программы по декоративно-прикладному искусству обеспечена всеми необходимыми материалами и информацией, доступными для всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов и родителей. Мы стремимся обеспечить открытый доступ к информации о программе, ее целях, организации занятий и условиях обучения.

Особое внимание уделяется созданию благоприятной социально-психологической атмосферы:

  • Мы учитываем возрастные особенности детей и их индивидуальные потребности.
  • Предлагаем различные направления поддержки и развития, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Формируем понимание ценности здоровья и безопасного образа жизни.
  • Применяем индивидуальный подход к обучению, учитывая способности и темп каждого ребенка.
  • Развиваем коммуникативные навыки, учим взаимодействовать друг с другом в группе.

Кадровое обеспечение реализации программы:

Чтобы занятия декоративно-прикладным искусством приносили радость и пользу, педагогу важна не только профессиональная подготовка, но и умение создавать атмосферу доверия и заинтересованности. Внешний вид, жесты, мимика, манера общения – все имеет значение! Именно педагог задает тон занятиям, вдохновляет учеников и пробуждает в них желание творить. Умение увлечь, создать нужное настроение, использовать игровые приемы превращает уроки в настоящую творческую мастерскую, где каждый ребенок чувствует себя юным мастером, независимо от своих талантов.

Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, раздаточные материалы, образцы изделий, видео- и аудиозаписи.

Методическое обеспечение реализации программы: 

На занятиях декоративно-прикладным искусством и различных мероприятиях мы стремимся пробудить у ребят интерес к творчеству и желание развиваться в этой области. Для этого мы:

  • Учитываем интересы и потребности каждого ребенка: создаем теплую и дружелюбную атмосферу, где все чувствуют себя комфортно и уверенно, поощряем общение и совместное творчество, помогаем каждому найти свой способ самовыражения и добиться успеха.
  • Предлагаем разнообразные занятия и мероприятия: играем, экспериментируем, ищем новые идеи, исследуем разные техники, создаем собственные проекты. Каждый может найти занятие по душе, учитывая свои интересы и возможности.
  • Помогаем детям самостоятельно находить новые знания: вместе проводим мастер-классы, готовим презентации и доклады, изучаем интересные материалы.
  • Решаем интересные задачи и создаем проекты: работаем над проектами, которые требуют творческого подхода и помогают развить воображение.
  • Используем разные формы обучения: проводим экскурсии, выездные мастер-классы, участвуем в социальных акциях и форумах.
  • Предлагаем выбор: каждый может выбрать образовательный модуль, который ему больше интересен.
  • Знакомим с разными профессиями: проводим профессиональные пробы, чтобы ребята могли узнать больше о профессиях, связанных с декоративно-прикладным искусством.

Уровневая дифференциация образовательной программы

Вводный уровень

Учебный план

Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1.

Вводное занятие

2

1

1

 

Роспись по стеклу

Творческая работа:  роспись бутылки.

4

1

3

 

Работа с нитью

I. Ткачество

Творческая работа: Конфетница

 II. Валяние.

Творческая работа: Зайка

6

8

2

2

4

6

2.

Работа с бумагой 

I. Модульное или объемное конструирование.

Шкатулка

II. Объемные композиции из бумаги .  Шкатулка.

III. Объемное конструирование или квиллинг.

Творческая работа: Панно «Букет» (из полосок бумаги). 

6

6

4

1

1

1

5

5

3

3.

Работа с бросовым материалом.

1.     Дерево счастья

2.     Веер

3.     Органайзер

6

4

4

1

1

1

5

3

3

4.

Объемное конструирование, работа с тканью.

a)Аппликация из ткани;

б) Вышивка лентами

12

6

3

1

9

5

7.

Выставки, экскурсии, праздники.

 

4

 

 -

 

4

 

ИТОГО:

72

        16

56

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу (3 часа)

Тема 1. Знакомство с программой и кружком (2 часа)

Теория: Содержание и задачи кружка. Учебный план. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе.

Практика: Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Знакомство друг с другом.

Форма контроля: Рефлексия (устно)

Тема 2. Декоративно-прикладное искусство в нашей жизни (1 час)

Теория: Беседа о роли декоративно-прикладного искусства в культуре и быту. Знакомство с различными видами ДПИ.

Практика: Выполнение простого рисунка «Сказочный цветок» (знакомство с основными элементами композиции).

Форма контроля: Устный опрос

Раздел 2. Роспись по стеклу (4 часа)

Тема 3. Техника росписи по стеклу (4 часа)

Теория: История росписи по стеклу (краткий обзор). Инструменты и материалы. Техника нанесения контура и заливки цветом.

Практика: Творческая работа: роспись стеклянной бутылки (выбор мотива, перенос рисунка на стекло, выполнение росписи).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Раздел 3. Работа с нитью (14 часов)

Тема 4. Ткачество: Конфетница (6 часов)

Теория: История ткачества (краткий обзор). Основные виды ткачества. Инструменты и материалы для ткачества. Схематичное изображение рисунка на бумаге. Условные обозначения.

Практика: Изготовление конфетницы, сотканной на картонной основе (работа с шилом, ткачество).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Тема 5. Валяние из шерсти: Игрушка «Зайка» (8 часов)

Теория: История валяния. Материалы и инструменты для валяния. Техника сухого и мокрого валяния.

Практика: Валяние объемной игрушки «Зайка» (сухое валяние).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Раздел 4. Работа с бумагой и картоном (16 часов)

Тема 6. Бумагопластика: Шкатулка под народную роспись (6 часов)

Теория: История бумагопластики. Свойства бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Практика: Изготовление шкатулки из бумаги (складывание, склеивание, декорирование элементами народной росписи).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Тема 7. Киригами: Открытка и Замок (6 часов)

Теория: Знакомство с техникой киригами. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом.

Практика: Изготовление открытки и объемной модели замка в технике киригами.

Форма контроля: Оценка готовой работы

Тема 8. Квилинг: Панно «Букеты» (4 часа)

Теория: Знакомство с техникой квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга.

Практика: Изготовление элементов квиллинга (завитки, спирали). Создание панно "Букеты" из элементов квиллинга.

Форма контроля: Оценка готовой работы

Раздел 5. Работа с бросовым материалом (14 часов)

Тема 9. Поделки из бросового материала (14 часов)

Теория: Виды бросового материала и возможности его использования в ДПИ. Экономия материалов.

Практика: Изготовление поделок из бросового материала: «Дерево счастья», «Веер», «Органайзер» (использование различных техник).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Раздел 6. Объемное конструирование и работа с тканью (18 часов)

Тема 10. Кукла-шкатулка (10 часов)

Теория: Свойства тканей. Основные сведения о моделировании одежды.

Практика: Разработка эскиза куклы-шкатулки. Изготовление куклы-шкатулки (шитье, декорирование).

Форма контроля: Оценка готовой работы

Тема 11. Вышивка лентами: Панно «Букет» (8 часов)

Теория: История вышивки лентами. Инструменты и материалы для вышивки лентами. Основные швы в вышивке лентами.

Практика: Выполнение панно «Букет» в технике вышивки лентами.

Форма контроля: Оценка готовой работы

Раздел 7. Выставки, экскурсии, праздники (3 часа)

Тема 12. Изучение художественного наследия (1 час)

Теория: знакомство с разными видами декоративного прикладного искусства и техниками.

Практика: изучение художественного наследия в местном краеведческом музее.

Форма контроля: устный опрос

Тема 13. «Веселая ярмарка»и итоговая выставка (2 часа)

Теория: Подготовка к ярмарке и выставке.

Практика: Организация ярмарки-праздника и выставки детских работ.

Форма контроля: Наблюдение, оценка участия

Календарный план воспитательной работы

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Формы проведения

Сроки произведения

1

«Береги свое здоровье»

Здоровьесберегающее воспитание.

Квест

Сентябрь

2

«Моя малая Родина»

Гражданско-патриотическое

Устный журнал

Октябрь

3

«Мир профессий»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Виртуальная экскурсия на хлебозавод

Ноябрь

4

«Учись учиться»

Интеллектуальное воспитание

Беседа

Октябрь- ноябрь

5

«Жизненная стратегия творческого человека»

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Круглый стол

Январь

6

«Правы ребёнка»

Правовое воспитание и культура безопасности

Беседа

Февраль

7

«Семья и её функции»

Воспитание семейных ценностей

Диспут

Март

8

«Чем я отличаюсь от других»

Формирование коммуникативной культуры

Беседа

Апрель

9

«Охрана природы- охрана здоровья»

Экологическое воспитание

Беседа

Май

10

 «8 марта»

Нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

Беседа

11-12 марта

11

«Что такое красота в моде, в жизне, в искусстве?»

Художественно-эстетическое воспитание

Диспут

Май

Список литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2.  Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области

Для педагога дополнительного образования:

  1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981.
  3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.
  4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. 26 Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.
  5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).
  6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.
  7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.
  8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.
  9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.
  10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.
  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318 с.
  12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).
  13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).
  14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005. -161с.
  15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007, -35 с.
  16. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр. — М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.
  17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ. П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.
  19. Родионова О. Биокерамика: картины для дома своими руками / Ольга Родионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. —79 с.: ил. — (Город мастеров).
  20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.
  21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.
  22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с.

Для учащихся и родителей:

1. Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире краску. — Изд-во «Попурри», 2015. 2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»). 3. Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005. 27 4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с. 5. Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.: Планета музыки, 2014. 6. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981. 7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой)

Интернет-ресурсы:

  1. http://дюц.черняховск39.рф «Хобби»
  2. дюц-гвардейск.рф «Фантазия», «Мир хобби»

Презентация к тех.карте "Три кота"