Методическая разработка «Характерные особенности работы концертмейстера с детским хором»
методическая разработка

Ясинская Наталья Евгеньевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakternye_osobennosti.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ДШИ № 4 ИМ. В.Г. ЯКОВЛЕВА ГОРОДА КУРСКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Характерные особенности работы концертмейстера с детским хором»

Концертмейстер

Ясинская Н.Е.

Курск 2023

Оглавление

Введение          3

Особенности работы концертмейстера с детским хором          5

Творческо-исполнительская работа. Концертмейстер как участник ансамбля         5

Звуковой баланс         9

Педагогические функции концертмейстера         10

Организаторская работа концертмейстера         11

Психологические качества концертмейстера         12

Заключение          15

Список использованной литературы          16

Введение

Концертмейстер — сложная, многогранная профессия, широко востребованная среди пианистов. Специализаций в данной профессии множество: концертмейстер в классе вокала, струнных, народных, духовых инструментов, в классе хореографии, концертмейстер театра и т. д. Одной из наиболее трудоемких, требующих наивысшего мастерства, является специализация «концертмейстер хора». Функции, выполняемые концертмейстером очень разнообразны. Значительная часть его работы - это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не ограничиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает дирижёру в формировании репертуара, разучивании вокальных партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению. Хоровое пение на протяжении веков было самым популярным видом музицирования в России. Коллективное пение являлось средством музыкального образования, культурного просвещения, эстетического воспитания народа.

В конце XX века культура в нашей стране переживала трудные времена, поэтому в наше время крайне необходимо поддерживать русские хоровые традиции, пропагандировать хоровое искусство среди подрастающего поколения. Создать сегодня поющий хоровой коллектив очень сложно. И этот огромный труд ложится на плечи дирижера и концертмейстера. Дирижеру и концертмейстеру необходимо быть творческими единомышленниками, соратниками в достижении единой цели. В этом случае концертмейстер становится для руководителя хора не просто аккомпаниатором на репетициях и концертах, а полноправным коллегой.

Работа в младшем хоре с детьми младшего школьного возраста накладывает свой отпечаток, предъявляет к исполнителю этих функций особые профессиональные и психологические требования.

Особенности работы концертмейстера с детским хором

Творческо-исполнительская работа. Концертмейстер как участник ансамбля.

Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от взаимоотношений в других ансамблях. Можно выделить две особенности.

Первая обусловлена структурой ансамбля. При игре с учеником- солистом (инструменталистом или певцом) или с ансамблем детей концертмейстер старается создать синхронное, сбалансированное, целостное звучание произведения, ориентируясь при этом на солиста, поддерживая с ним непосредственный слуховой и зрительный контакт. Иная ситуация при сопровождении хора. Здесь присутствует дирижёр-хормейстер, который отвечает за целостное воплощение музыкального произведения, а «звучание» участники ансамбля - и хор, и концертмейстер - ориентируются на дирижёрские жесты. При этом задача поддержания контакта для концертмейстера усложняется. Он должен видеть жесты дирижёра, понимать его художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать слухом всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс. Контакт концертмейстера и хорового дирижёра - очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером, концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Смена по какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для хора сложным периодом.

Вторая особенность аккомпанирования хору - это наличие слова, поэтического текста в произведении. Если музыкальное содержание, образ в инструментальных произведениях определяется логикой музыкального развития, отсюда исполнитель, следуя авторской записи, выделяет структуру произведения, фразировку, кульминации и т. д., то вокальных, хоровых, сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и ритмически. Именно исходя из мелодизированной речи, хормейстер устанавливает характер звучания, распределяет фразировку, смысловые кульминации, цезуры. В детском репертуаре очень велико значение словесного текста, здесь много песен-историй, сказок, игровых диалогов. И концертмейстер аккомпанирует слову, подчиняется логике развития стиха, вокальному дыханию.

Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на несколько объектов - жест дирижёра, общая звуковая картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приёмов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижёра-хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения произведения (показ разучивания по партиям, отработка в классе, предконцертная работа, концертные выступления) должна звучать качественно. Любое спотыкание, неряшливое смазанное исполнение отвлекают и сбивают хор, особенно если идёт работа с младшими школьниками, у которых только формируются исполнительские навыки.

Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

  1. Общей музыкальной одаренностью;
  2. Хорошим музыкальным слухом, воображением;
  3. Умением охватить образ и форму произведения;
  4. Навыком воплощения замысла композитора;
  5. Уметь быстро осваивать музыкальный текст, читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;
  6. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа».

Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Помимо высокохудожественного исполнения фортепианной партии, перед пианистом возникают задачи чисто ансамблевого характера. Аккомпаниатор, не зная партнера, должен быть очень чутким к его музыкальным намерениям, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним эмоциональном ключе. Оставаясь художником, пианист не должен быть активнее солиста (в нашем случае хора). Концертмейстер должен находиться «внутри» хора, ни в коем случае не оказывая давления. В процессе творческого взаимодействия с хоровым коллективом концертмейстер участвует как минимум в четырех разных видах общего ансамбля. Наиболее очевидный вид общего ансамбля открывается пианисту с нотным текстом произведения, предназначенного для хора и фортепиано, когда концертмейстер выступает непосредственно в роли ансамблиста-аккомпаниатора и является соратником и помощником дирижера в создании музыкального образа, следуя его жесту во время исполнения и составляя единый ансамбль с хором. Нотный текст произведений для хора a caрpella не содержит фортепианную партию, но предполагает участие пианиста, когда необходимо иллюстрировать хоровую партитуру в процессе разучивания произведения. Пианист должен владеть основными навыками чтения хоровых партитур и при этом добиваться ровного и полного звучания аккордов, чтобы звучание голосов в аккорде было равномерным по силе звука (за исключением тех моментов, когда в процессе работы должна быть слышна особенно явно какая-либо партия). Также в репертуаре хоровых коллективов часто встречается нотный текст произведений для хора и оркестра в клавирном переложении. В этом случае фортепианное переложение призвано имитировать оркестровые тембры и вместе с тем отвечать фортепианной специфике. Соответственно, пианист пропускает через себя оркестровые звучности, настраиваясь на символическое ансамблевое взаимодействие хор - оркестр через тембровые возможности фортепиано. И, наконец, существует ансамбль пианиста - концертмейстера с исполнительским планом дирижера, который требует от пианиста понимания языка дирижера, его смысловых устремлений, вплоть до постижения идейно-художественной концепции исполняемого произведения. Обычно удерживать дирижерские жесты в поле своего внимания концертмейстеру помогает периферийное зрение, но наряду с этим во время исполнения произведений часто встречаются ключевые моменты темповых отклонений, когда пианисту необходимо применять технику быстрых зрительных переключений - смотреть то на нотный текст, то на дирижера, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. Огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом. Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально - творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху - практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Звуковой баланс.

Сфера особого внимания - соотношение громкости хора и сопровождения. «Не слишком ли громко я играю?» (Дж. Мур) - постоянная забота концертмейстера. Концертмейстеру необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным, и фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Но слишком громкое сопровождение может спровоцировать форсированное пение, это особенно нежелательно для неокрепших детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в концертном зале оценить баланс звучания, т. к. он располагается позади или сбоку хора и слышит искаженную звуковую картину. Дирижер устанавливает концертный баланс на репетициях и корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в памяти звуковую картину и воспроизвести ее на концерте. И, конечно, концертмейстер находится в постоянном зрительном контакте с дирижером и ориентируется на его жесты, задающие уровень звучания и темп.

В повседневной учебной работе динамика игры концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Когда небольшая группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушить детские голоса, давая все же достаточно ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо, аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе с детьми на групповых занятиях. Одно из средств достижения нужного в рабочей ситуации звукового баланса - изменение густоты фактуры при сохранении ритмической пульсации и эмоционального наполнения. Для небольшой группы концертмейстер играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает объемные аккорды.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что, хотя в репертуаре младшего хора не слишком часто встречаются произведения с очень виртуозным и объемным сопровождением, чаще это вполне удобные для исполнения на 9

фортепиано песни и сочинения классиков, но объем фактурной работы, транспорт в различные тональности, большое количество изучаемых произведений требует от концертмейстера постоянных упражнений, поддержания        стабильной        исполнительской        формы,        немалого

пианистического мастерства. Когда хор только приступает к работе над произведением, концертмейстер уже должен иметь четкое представление о его жанре, стиле, форме, характере, уяснить трактовку произведения дирижером и быть готовым показать (сыграть) партитуру целиком, при необходимости транспонировать и уверенно ориентироваться в структуре. Справиться с таким объемом работы помогает творческая увлеченность исполнительским процессом, постоянные занятия, упражнения. Концертмейстер - «пианист играющий».

Педагогические функции концертмейстера.

В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и педагогические функции. Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить занятия с группой, распевки, обучающие музыкальные игры, разучивать и проверять партии. Для этого, с одной стороны, необходимо знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки, предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-хормейстер, он показывает, советует. Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом.

С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии младшего школьного возраста, методы установления контакта с группой, методику воспитательной работы. В ДМШ (ДШИ) пианисты часто совмещают концертмейстерскую и преподавательскую работу, но ведут при этом индивидуальные предметы: специальность и чтение с листа, аккомпанемент и т. п. Для успешной работы с группой, тем более с младшими школьниками, необходимы новые знания, умения.

Одной из задач начального периода обучения в хоровом классе является формирование у детей навыка дисциплинированного участия в коллективном музицировании. Эта задача усложняется в группах исполнительских отделений, когда на занятия собираются ученики- инструменталисты разных специальностей и довольно широкого возрастного диапазона (7-10 лет у первоклассников и 8-12 лет в младшем хоре). Найти контакт с группой, увлечь общей творческой работой - эту задачу решает педагогический тандем - дирижер-хормейстер и концертмейстер.

Организаторская работа концертмейстера.

Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, фонограмм, готовность рабочего места, инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.

Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества.

Психологические качества концертмейстера.

Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую компетентность.

Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к исполнительству:

  • Внимание - у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов (несколько кругов внимания по теории Станиславского) - клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая картина.
  • Мобильность, быстрота реакции - необходима и в процессе

аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.

  • Память - как в отношении запоминания музыкального текста, так

и способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс, подробности трактовки.

  • Самообладание, стрессоустойчивость - умение удержать

стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.

  • Воображение, увлеченность творческим процессом.

Другой психологический комплекс необходим для успешного сотрудничества с детским коллективом и соратником-дирижером:

  • Лидерство - концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях.
  • Ответственность.
  • Готовность сотрудничать, способность работать в команде        с

лидером дирижером.

  • Заинтересованность в конечном художественном результате.

Особо хочется еще раз отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными - и очень теплыми, и по- деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

Знание специфических певческих проблем и задач должно органично войти в сознание каждого концертмейстера, работающего с детским хором. Стать хорошим хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии и по-настоящему любит хоровое искусство. Аккомпаниатор любого хорового коллектива в процессе работы обязан учитывать основные музыкально - педагогические принципы: воспитание музыкантов в процессе изучения произведения, требование творческой дисциплины, систематичность в работе, развитие музыкально - слуховых данных, музыкального мышления, чувства ритма и художественного воображения у исполнителей.

Совместное творчество хормейстера, концертмейстера и хорового коллектива объясняется психологическим фактором, где исполнительский процесс, вдруг перестает инициироваться только дирижером, а представляет собой коллективную функцию, обретая творческую свободу, раскрывая наполненность музыкальной партитуры и проникновение в тайну рождения музыки. Важным в процессе взаимодействия является знание уровней, критериев, принципов, этапов и проблем взаимодействия концертмейстера и хормейстера в организации вокально-хоровой работы. Педагоги в совместной деятельности должны прибегать к приемам психолого-педагогического воздействия на хористов, для развития основных качеств певческого голоса, путем стимулирования, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности, повышая интерес к совместному музыкальному творчеству.

Заключение

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что аккомпаниатор и хор представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная деятельность которого возможна лишь при полном согласии и взаимопонимании. Естественное и яркое сопереживание возникает как результат непрерывного и всестороннего контакта партнеров, их гибкого взаимодействия и общения в процессе исполнения. В музыкальном творчестве общение возможно лишь при условии ясного и согласованного понимания всеми исполнителями своей роли и умения подчинить частности своего исполнения достижению общей цели. Таким образом, чем прочнее контакт пианиста и хора, чем дольше они общаются и работают вместе, тем лучше и продуктивнее результаты их совместного творчества, тем выше их художественное мастерство. От концертмейстера требуется бескорыстная любовь к своей профессии, умение быть универсальным специалистом, сочетающим исполнительскую и педагогическую деятельность. Он должен быть многогранным музыкантом, превосходно владеть роялем, быть чутким ансамблистом. Концертмейстер должен обладать обширным музыкальным материалом, проявлять интерес к миру искусства, заниматься постоянным самообразованием, повышать свою культуру. Его творчество — это постоянный поиск, открытие новых граней искусства, источник духовных ценностей.

Список использованной литературы

  1. Абелин. Л. М. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. М., «Музыка» 1981.
  2. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. № 6 - М., 2002.
  3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
  4. Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент». Авторская программа для ДМШ. Санкт-Петербург, 2009.
  5. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». Москва, 2003 г.
  6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. - 2001. - №2. - С. 38-40.
  7. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. - 2001. - №5. - С. 72-75.
  8. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс.Учебное пособие для вузов.М.:Академия,2002.- 183с.
  9. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. - Л.: Музыка, 1972. - 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).
  10. . Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. - Изд. 2-е. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. - С.270.
  11. Мур Джеральд. Певец и аккомпаниатор. М.,1987.
  12. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. 0 М.: Музыка, 1974. - С. 88110.
  13. Самарцева Т. «Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г.
  14. Соколов В.Л. Работа с хором / В.Л. Соколов. - М., Музыка. - 1967. 227 с.
  15. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.- 206с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.

Данная статья  написана  двумя концертмейстерами  хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича  Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург  -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...

Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.

Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...

Работа концертмейстера с детским хором

Методические рекомендации для работы концертмейстера с детскам хором в ДШИ....

Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...

Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств

Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...

Методическая работа «Особенности работы концертмейстера хора»

Данная работа представляет собой описание особенностей профессиональной деятельности концертмейстера хора: ведущие функции концертмейстера хора, структурные уровни ансамблевого взаимодействия, работа ...