Активизация личностного потенциала  с помощью кино- и видео-творчества в рамках дополнительного образования (обучающиеся с ТНР)
статья

Мария Анатольевна Майнагашева

Для активизации личностного потенциала обучающихся с ТНР в рамках дополнительного образования кино- и видео-творчество играет важную роль. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающиеся с нозологией тяжелые нарушения речи обладают рядом особенностей. Помимо специфических отклонений в речевом развитии, таким детям свойственна низкая мотивация, неуверенность в собственных возможностях, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими.

Поэтому задачами педагогов коррекционной школы является не только помощь в преодолении речевых проблем, но и помощь в социализации ребёнка, активизации личностного потенциала обучающихся. Личностный потенциал состоит из множества компонентов, тесно связанных друг с другом, и нуждается в развитии, поэтому большую роль в данном процессе также отводится дополнительному образованию.

Так, на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерный дизайн» обучающиеся снимают фильмы, используя метод проектов, и проходят весь цикл создания проекта: от обсуждения темы и идеи будущего фильма, создания сценария и подбора реквизитов до конечного результата, просмотра и анализа готового видео.

Развивать познавательную деятельность ученика и его интеллектуальный потенциал в рамках работы кружка получается во время подготовительного этапа в проекте: так, например, созданию информационного ролика для конкурса «Патриоты своей страны» предшествовала кропотливая работа с информацией: ученики 8 класса искали, обрабатывали, анализировали, систематизировали информацию, прежде чем написали сценарий для фильма, а подготовка к городскому конкурсов проектов "Носики и хвостики или как в городе живётся?" позволила обучающимся 6 класса узнать о понятии комфортная городская среда для животных, рассмотреть проблему бездомных животных на улицах города и способы её решения, поднять вопрос отношения к домашним животным.

В рамках занятий по дополнительной программе развивать ценностный потенциал обучающегося можно также с помощью участия в конкурсах, влияющих на формирование нравственной активности обучающихся, систему целей, ценностей и нравственных ориентаций личности.
Например, в городском конкурсе видеороликов
«Я – волонтёр! ученица 9 класса рассказала о волонтерском движении, о мотивации волонтеров, о развитии волонтёрства в СПБ. В данный момент она успешно осуществляет волонтерскую деятельность, посещает мероприятия соответствующей тематики.

Создание видеофильмов предоставляет ребенку возможность созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально, то есть развивать свой творческий потенциал. Так, в рамках дополнительного образования для создания видеоработ мы с обучающимся активно используем технологию хромакей, особенно при создании ролика для конкурса «Стиль жизни – здоровье». Технология перекладной анимации была нами использована в мультфильме для экологического конкурса «Праздник эколят – молодых защитников природы». Новые виды деятельности не только помогают ребятам в реализации творческих замыслов, но расширяют их кругозор, позволяет идти в ногу с современными трендами.

Обучающиеся с ТНР имеют явные проблемы с коммуникацией: им свойственна пониженная социальная активность, они имеют трудности с формулированием и аргументацией своего мнения, плохо ориентируются в ситуации общения. Поэтому развитие коммуникативного потенциала является для детей с ТНР наиболее важным. В рамках метода проекта и создания фильма ученики отрабатывают умения и навыки общения: они должны научиться отстаивать своё мнение и выслушивать мнение других учеников, договариваться во время конфликтных ситуаций или приходить к компромиссу. Получается, на занятиях ученики учатся взаимопониманию с другими людьми, тренируют коммуникативные качества.

В заключение хотелось бы отметить, что участие в конкурсах в рамках занятий по программам дополнительного образования положительно влияет на эмоциональную сферу обучающегося с ТНР, дает ему возможность получить новый опыт, оказаться в ситуации успеха. Участие и победы в конкурсах показывают обучающимся с ТНР, что они конкурентоспособны, что они могут быть на одном уровне со своими сверстниками, такими же успешными и творчески реализованными, а значит активизация личностного потенциала обучающихся проходит наиболее продуктивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание в рамках дополнительного образования

Правовое воспитание детей должно начинаться не в старших классах на уроках правовой грамотности, а намного раньше. Мы живём в век, когда можно говорить и делать то, что считаешь нужным, свободно. Но г...

Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре

Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...

Рабочая программа по футболу для обучающихся 8-11 классов (в рамках дополнительного образования)

Модифицированная программа по футболу, расчитана на обучающихся среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе гимназии № 26 г. Томска в рамках дополнительного образования....

Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется.  Методологической основой нового стандарта образования ...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Организация экологического образования в рамках дополнительного образования

Организация экологического образования в рамках дополнительного образования...