Жидкая? Твердая? Газообразная?
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Занятие  с дошкольниками . Представление воды и её свойств в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Расширение знаний детей об окружающем мире, его экологической системе, о роли воды в ней.

Задачи: 

1. Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

3. Развивающие: 

- развивать речь, мышление, любознательность;

- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Оборудование: Стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой, трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик, чайник, крышка металлическая, несколько больших и маленьких капель из бумаги для рефлексии.

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые, кисточки.

Ход занятия

  1. Приветствие. Огр.момент.

- Ребята,   сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает,

но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

на землю падает опять. (вода).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде .

Стихотворение  «Вы слыхали о воде? ».

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И  в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В  лес туманом заползает.

 На плите у вас кипит,

 Паром  чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

 не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить:

 Без воды нам не прожить!

  1. Основная часть.

Речевая игра «Вода – это… » 

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры:  Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).

-Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

 - А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)

- Как человек использует воду? (показ иллюстраций)

Чтобы больше узнать о воде,  отправляемся в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами. В каком виде чаще всего мы встречаем воду? В жидком.  А какие же свойства у воды в жидком состоянии?

 1опыт. У воды нет запаха. 

 Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

Правильно, вода не имеет запаха.

2 опыт. Своего вкуса у воды нет

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (попробовали на вкус).

- В море вода соленая, давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». 

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).

 А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.

3 опыт. Вода – растворитель

Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

 А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Дети выполняют это задание).

Если в воду налить несколько капель масла, она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

 Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

4 опыт. Вода прозрачная. 

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: вода - прозрачная жидкость.

5 опыт. Какой формы вода? 

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Фокусы с водой:

1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

3. «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду).

А бывает ли вода твердой? Бывает. Когда? Когда замерзает и превращается в лед. Для чего нужен лед людям? (ответы детей).

Что будет со льдом, если занести его в теплое помещение? (растает). Давайте попробуем воздействовать на лед теплом: возьмите льдинки в руки. Лед растаял.

Почему человек может по льду катиться на коньках, а по полу, например, нет? Когда лезвие конька трется об лед, повышается температура, выступает вода и помогает скользить конькам.

Итак, мы выяснили, что вода бывает жидкая, твердая. А в каком виде мы еще можем встретить это полезное вещество? (ответы детей). А еще мы можем видеть воду в газообразном состоянии. В виде пара. (ставим чайник, он кипит, вода выходит в виде пара). Подставляем крышку металлическую, наблюдаем капельки пара. (тут можно рассказать о круговороте воды в природе).

  1. Итог. Рефлексия.

Вот наша работа в лаборатории завершена. Подводим итог.

О чем мы говорили на занятии?

Что нового вы узнали о воде?

В каких состояниях мы встречаем воду?

Для чего нужна вода?

Молодцы, ребята! А теперь, если вам понравилось занятие, возьмите большую капельку; если нет – маленькую. Скажите, почему взяли такую капельку.

Спасибо всем за работу!