Сигналы регулировщика
методическая разработка (5 класс)

Соболев Иван Иванович

Методическая разработка занятия объединения доплнительного образования ЮИД (отряд юных инспекторов дорожного движения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каратузская средняя общеобразовательная школа  

имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия по внеурочной деятельности «ЮИД»

Тема: «Сигналы регулировщика»

5 класс

        

                                                                       Составитель:      

                                                        Соболев Иван Иванович

                                                        преподаватель дополнительного образования

                                                        первая квалификационная категория

с. Каратузское, 2024

Занятие «Сигналы регулировщика» по внеурочной деятельности

Цель: формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком, познакомить с жестами регулировщика.

Задачи:

  • познакомить с обязанностями регулировщика-сотрудника ГИБДД;
  • дать представление о том, что регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигнала светофора;
  • закрепить сигналы регулировщика через практическую деятельность, их соответствие сигналам светофора;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • «читать» дорожные ситуации в графическом изображении;
  •  раскрывать в соответствии с жестами регулировщика правила перехода через перекресток;
  •  разыгрывать роль участников движения (пешеходов и регулировщика).

Метапредметные:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать чужое и свое поведение.

Личностные:

  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем;
  • высказывать собственное суждение и давать ему обоснование;
  •  заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
  •  умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Необходимые материалы и оборудование:

  • цветные карандаши, жезл, фуражка сотрудника ГИБДД, свисток, раздаточный материал (карточки с дорожными ситуациями), макеты светофоров на каждого ученика (см Приложение 2).
  • компьютер, презентации «Сигналы регулировщика», мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем занятии и помогут разобраться во всем и справиться с любой задачей.

II. Актуализация опорных знаний

- Мы сегодня встречаемся на занятии «ЮИД», чтобы поговорить о ПДД. Тему нашего занятия вы узнаете, когда отгадаете дорожные загадки.

Загадки.        (Слайд 1) 

1) Пьет бензин, как молоко,
    Может бегать далеко.
    Возит грузы и людей.
   Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина)

 2. Я по городу иду,
    Я в беду не попаду.
    Потому что твёрдо знаю - 
    Правила я выполняю
. (Пешеход)  

3. Дороги здесь встречаются 
    И снова разбегаются. (Перекресток)

4. Полосатая указка,
   Словно палочка из сказки.
(Жезл) 

5. Командуя жезлом, он всех направляет,

    И всем перекрёстком один управляет.
    Он  
пешеходовмашин дрессировщик,
    А имя ему – регулировщик.

- Как регулировщик связан со всеми отгадками?

- Кто такой регулировщик? (Сотрудник ДПС (дорожно- патрульная служба), который управляет движением машин и пешеходов на перекрёстке с помощью жезла и жестов- сигналов) 

III. Выведение темы и цели занятия

- Что бы вы хотели узнать у регулировщика?

- Каким образом регулировщик «разговаривает» с  пешеходами и водителями?  

 (Жестами.  Поворачивается влево и вправо, взмахивает палочкой – то поднимет ее, то опустит, то есть подает сигналы).  

- Хотите узнать, что обозначает каждый сигнал регулировщика?

- А зачем вам это знать? (Чтобы быть грамотными пешеходами и правильно выполнять необходимые действия для каждого сигнала).

- Сформулируйте тему занятия. Чему должны научиться?

(Слайд 2 ) (презентация «Сигналы регулировщика»

   - На дорогах очень часто возникают сложные ситуации – особенно в час пик, когда движение становится наиболее интенсивным. Из-за большого количества машин часто бывает затруднено движение на перекрёстках: транспорта и пешеходов так много, что светофоры не справляются со своей работой. Ведь светофоры – это всего лишь электрические фонари. Помочь водителям и пешеходам способен регулировщик. Он регулирует дорожное движение – положением корпуса и жестами рук подаёт сигналы водителям и пешеходам.

    Когда регулировщик появляется на дороге, все водители и пешеходы должны выполнять только его требования. Регулировщик – строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом вверх: остановись, пожалуйста, вернись на тротуар. Регулировщик вышел на перекресток, чтобы помогать водителям и пешеходам.

IV. Повторение

- Давайте вспомним сигналы светофора.

(Дети на своих «светофорчиках» показывают нужный цвет.)

1. Бурлит в движенье мостовая –

    Бегут авто, спешат трамваи.

    Скажите правильный ответ –

    Какой горит для пешеходов свет? (Красный)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

 

2. Особый свет – предупреждение!

    Сигнала ждите для движения.

    Скажите правильный ответ –

    Какой на светофоре свет? (Жёлтый)

Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

3. Иди вперед! Порядок знаешь,

    На мостовой не пострадаешь.

    Скажите правильный ответ –

    Какой горит при этом свет? (Зелёный)

Зелёный свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

V. Знакомство с новым материалом

- Каждый сигнал регулировщика соответствует определенному сигналу светофора. Сейчас мы попробуем в этом разобраться. (Слайд 3) 

(Слайд 4)

Если регулировщик стоит к нам грудью или спиной.

Попробуйте по изображению определить, какому сигналу светофора соответствует данное положение регулировщика.

Вывод: это то же самое, что красный сигнал светофора. Все должны остановиться.

(Слайд 5)

Регулировщик повернулся к нам боком, руки опустил вниз или развёл в стороны.

Вот теперь можно переходить дорогу. Это как зелёный сигнал светофора.

(Слайд 6)

Поднял регулировщик жезл вверх – внимание!

   Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый свет.  Этот жест используется при смене сигналов или когда надо освободить перекресток для машин специального назначения. Пешеходы должны остановиться.

(Слайд 7)

Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди, слева и справа путь закрыт.

VI. Физкультминутка (Первичное закрепление сигналов регулировщика)

(Дети показывают движения соответственно тексту).

Если регулировщик боком стоит,

Для вас, ребята, путь открыт.

А если грудью или спиной –

Путь закрыт! Опасно! Стой!

VII. Составление памятки 

Лист № 1 (У каждого ребёнка лист-памятка)

- Какому цвету светофора соответствует каждое положение регулировщика?

- Раскрасить круги нужным цветом.

VIII. Применение знаний в практической деятельности

1. Игра «Регулировщик» (перед началом вспомнить соответствие движений регулировщика и сигналов светофора)

а) Учитель поднимает руку с жезлом вверх.

- Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жезлом вверх? Можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают жёлтые кружки –стоят у своих мест). Переход дороги запрещён.

Если руку подниму,
Нет движенья никому.

б) Учитель встаёт к игрокам лицом с опущенными вниз руками.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают красные круги – садятся за парты)

Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.

в) Учитель опускает руку с жезлом вниз (или разводит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу соответствует это положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают зелёные кружки- маршируют на месте): дорогу переходить можно.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

2) «Регулировщик» с жезлом (ребенок у доски) «дает команды» - остальные учащиеся сигнальными карточками дают ответ. (Карточки имеют 3 цвета, сделаны учащимися.)

2. Игра «Регулировщик на перекрестке».

-  А сейчас давайте поиграем в игру «Регулировщик на перекрёстке».

- Кто хочет исполнить роль регулировщика? (ребенку вручается жезл). Остальные дети - пешеходы. (Пешеходы выполняют команды регулировщика).

IX.Работа в парах

  Учащиеся объединяются в пары, обсуждают предложенную ситуацию, приходят к единому мнению, показывают на своих листах соответствующий сигнал. (Задания на листах)

Проверка работы по слайдам 8, 9, 10, 11

X.Подведение итога работы и рефлексия

- Кому можете рассказать и показать то, что узнали сегодня на уроке?

- Зачем нам надо знать сигналы регулировщика?

- Подведем итоги нашей встречи.

- Кто хорошо запомнил сигналы регулировщика – покажите желтый глазок на своем светофорчике.

- Кто запомнил сигналы регулировщика, но ещё немого путается - покажите зеленый глазок.

- Кто испытывает трудности в запоминании  – покажите красный глазок.

- У кого не все получилось, не переживайте. На следующих занятиях мы обязательно будем говорить о сигналах регулировщика.

- Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

Спасибо, за занятие!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика

Открытый классный часТема: Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика....

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ЗАНЯТИЕ «СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА».

Представлен конспект занятия по теме "Сигналы регулировщика" и карточки-задания....

Конспект занятия "Сигналы регулировщика"к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль»

Занятие с использованием учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов, учебного  оборудования кабинета.Образовательная программа «Школьник ...

План - конспект учебного занятия «Сигналы светофора и регулировщика. Типы и виды светофоров»

Учебный материал способствует выработки безопасного поведения учащихся на улице посредством изучения средств регулирования дорожного движения...