Методическое сообщение 2020
методическая разработка

Парицкая Анастасия Викторовна

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie_2020.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

 «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

Преподаватель первой квалификационной категории

 Парицкая Анастасия Викторовна

пгт. Верхнеднепровский

2020г.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен. Вопросам исследования и применения инноваций в музыкальном образовании посвящено множество работ (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.). Авторы сходятся во мнении о необходимости внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

Однако в практической деятельности учителей наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений и навыков, получить базовые компетенции, позволяющие приобретать знания самостоятельно. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы этого методического сообщения, целью которого явилась разработка теоретических и методических основ использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

 Использование инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.

Комплексное применение инновационных технологий предполагает:

1. Изучение теоретической и методической литературы по проблеме использования инновационных методов обучения музыке.

2. Рассмотрение особенностей использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования инновационных методов обучения музыке.

Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х г. и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Под инновацией мы понимаем создание, разработку и внедрение различного рода новшеств, а также их преобразование в виде усовершенствованного продукта, использованного в практической деятельности. В отечественном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиций и инноваций (на пример классическая народная музыка переложенная для электрогитар. Когда всем знакомым песням придается современное, более интересное звучание. На пример я сделала переложение песни "Полюшко поле", адаптирую для электрогитар акустические ансамбли).

Мы разделяем точку зрения В. А. Сластенина, который понимает под интеграцией переход количества в качество. Новые варианты решения проблем музыкального образования, были связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства с одной стороны, а с другой ориентировались на учет природы человека, развитие его музыкальных способностей.

Рассмотрим методы обучения музыке в детской музыкальной школе. Метод обучения это способ организации учебно-познавательной деятельности. Также в методе обучения находят воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога и условиями протекания учебного процесса. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. И имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде: 1) выявления сходства и различия музыкального материала; 2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами; 3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.). Исследователями выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму). Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Н. Д. Боровкова основными методами обучения в классе основного музыкального инструмента называет: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений). Данные методы можно считать классическими, традиционными.

К числу же инновационных методов, применяемых при обучении музыке, относится следующие:

1. Метод образной визуализации это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является    пецептивный образ      ( образ, создающийся в результате восприятия, один из разновидностей чувственного образа) ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ.

2. Метод рецензий это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель.

3.  Метод рефрейминга. Это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания; по характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:

4.  Метод адидактических ситуаций. Французский дидакт Ги Бруссо, будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем вызывал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач.

5. Метод «учение через обучение» , который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам.

6. Проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей.

Таким образом, инновационные методы обучения музыке - это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

Применение таких инновационных методов как проблемно-креативный метода и метод компьютерного моделирования требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей.

 Инновационные методы сочетают два подхода рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая деятельность), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.

 Вышеперечисленные методы возможно применять при условии учета конкретных условий: создание  необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение

Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов

В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....

Методическое сообщение. Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи.

В сообщении говорится о применении на занятиях по логопедии в коррекционной школе VIII вида системы методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, дающих рост положительной динамики и помогающих до...

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическое сообщение "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Методические рекомендации А. Е. Майкапара"

В данном сообщении представлена история появления тетради, краткие сведения об авторах пьес и практические рекомендации А. Е. Майкапара....