Дополнительная краткосрочная общеобразовательная программа "Мульти пэдэдэшка"
методическая разработка

Гаврилова Юлия Юрьевна

Программа  реализуется на  системно – деятельном подходе к практическим заданиям, что позволяет сформировать  компетентности ребенка, которые являются фундаментом для формирования навыков безопасного поведения ребенка, тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешным.  На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_multi_pededeshka.12_chasov.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ»  ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Программа принята 

на педагогическом совете

Протокол №

от «   »   2023 г.

Утверждена

Приказом  

№    от   «   »    2023 г.

Директор  ГБУ  ДО ДДТ «На 9-ой линии»

________________     И. В. Петерсон

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «МУЛЬТИ ПэДэДэшка»

Срок освоения: 12 дней

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Разработчики:

Гаврилова Юлия Юрьевна,

Ситникова Ирина  Александровна,

педагоги дополнительного образования


Пояснительная записка

        Резкое возрастание в последние годы количества транспортных средств на дорогах породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм занимает особое место. По усредненным данным ежегодно на дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, пренебрежении культурой безопасности. Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения общеразвивающих программ  в образовательных учреждениях по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

 Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся  нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В процессе обучения важны не только знания, но и развитие у  детей необходимых качеств, таких как внимание, мышление, памяти, координации, реакции на опасность и др.

Дополнительная общеразвивающая программа ««Мульти ПэДэДэшка»» разработана в соответствии с  современными нормативно-концептуальными документами в сфере образования. 

        Актуальность  данной  программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся, в  соответствии с  Концепцией дополнительного образования  детей  ориентированных  на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа  реализуется на  системно – деятельном подходе к практическим заданиям, что позволяет сформировать  компетентности ребенка, которые являются фундаментом для формирования навыков безопасного поведения ребенка, тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешным.  На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

 Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения педагогам наряду с традиционными формами работы  используются  различные информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы. Они позволяют расширить возможности педагога, а детям дают возможность в наибольшей степени усвоить  материал.

Современный ребенок живет в век информационных технологий. Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде «игрушки». Из теории педагогики известно, что большое значение имеют такие принципы обучения, как наглядность, доступность. У детей  дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Неоспоримым преимуществом в образовательном процессе является использование учебных познавательных фильмов и программ, в которых  информация, воспринимается зрительно. В процессе обучения дети наблюдают за реальной обстановкой на дороге, ситуацией,  оценивают действия участников дорожного движения, составляют рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации? Кроме обучающих программ и фильмов на занятиях практикуются показы мультипликационных  фильмов советского и отечественного производства, широко применяется метод кейсов  с выделением проблемных ситуаций. Такие занятия позволяют наиболее эффективно воспринимать информацию детям, а также отвлечь их от традиционного проведения занятий.

Программа имеет социально-гуманитарную направленность,  уровень освоения программы - общекультурный.

Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся  5 - 7 лет,  без дополнительной подготовки, проявляющие интерес к данному направлению деятельности.

Срок освоения программы  12 дней.

Объем освоения программы: 12 часов

Цель программы: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах посредством выполнения творческих заданий и освоения современных технологий. 

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с историей возникновения Правил дорожного движения;

- способствовать овладению знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира;

- прививать  навыки безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте;

- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать память, внимание, творческое мышление и воображение;

- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

- развивать интерес к совместной деятельности;

- развивать интерес к советским и отечественным мультипликационным фильмам через  детское эмоциональное восприятие.

Воспитательные:

-  воспитывать коммуникативную культуру;

- воспитывать уважительное отношения к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Организационно-педагогические условия реализации

Язык реализации: государственный язык Российской Федерации (русский язык).

Форма обучения: очная.

Условия набора и формирования групп: списочный состав обучающихся в группах формируется по норме наполняемости: В группы  принимаются  все  желающие. Специальный  отбор  не  проводится.  Оптимальное количество человек в группе  - 15 человек.

Программой предусмотрена совместная деятельность обучающихся и родителей, в рамках реализации ДОП «Мульти ПэДэДэшка» организуются совместные мастер-классы, практические занятия.

Формы организации и проведения занятий: 

Основной формой учебной и воспитательной работы в коллективе являются групповые занятия.

На занятиях по программе  используются следующие формы проведения занятий: практические занятия, занимательные беседы;  викторины, презентации; дидактические и  сюжетно-ролевые игры, занятие-путешествие, интеллектуально-творческие задания с родителями,  используется интернет – пространство.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

Фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися (беседа, показ, объяснение);

Групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач, решения проблемы.

Материально-техническое оснащение программы

Учебные кабинеты, удовлетворяющие  санитарно-техническим нормам, для проведения занятий по данной программе должны быть оборудованы необходимым  методическим и дидактическим материалом, компьютерной техникой, выходом в Интернет и индивидуальными рабочими местами, отвечающими требованиям для данного возраста обучающихся.

Оснащение учебного помещения: маркерная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ученические столы, стулья, шкафы, магнитная  доска «Азбука дорожного движения», наборы плакатов «Дорожные знаки»,  игровой модуль «Альма».

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования без привлечения других специалистов.

Планируемые результаты

Личностные:

У ребенка будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению Правил дорожного движения;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • ориентация на успех;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные:        

Регулятивные:

  • ребенок научится принимать и сохранять учебную задачу,
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • научится самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: 

  • обучающийся научится обращаться за помощью;
  • научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Познавательные: обучающийся научится

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием отечественной мультипликации,  
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме.
  • искать замысел мультфильма,
  • создавать собственный устный текст на основе художественного произведения, по серии иллюстраций  мультипликационных произведений.

Предметные

По окончанию учебного курса обучающиеся будут:

 знать:

  • Правила дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности ребенка  в качестве пешехода и пассажира: как переходить  дорогу по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • как правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, при езде на велосипеде; 
  • что такое регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • как переходить  дорогу при высадке из общественного транспорта и др.
  • мультипликационные фильмы  отечественного производства.

уметь:

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • уметь  предвидеть опасность на дороге и ее избежать;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог;
  • дисциплинированно вести себя на дороге и у дороги, на остановках общественного транспорта, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта;
  • следовать  принципам безопасного и здорового образа жизни;
  • научится взаимоуважению  в игре.

Учебный план

Наименование    

 разделов и тем

Кол-во часов

Формы

 контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

 1

Вводное занятие. Давайте знакомиться: «День студийца». История возникновения правил дорожного движения.

Дорожное движение в городе.

Тестирование. Техника безопасности.  

1

0.5

0.5

Тестирование

Работа  по группам

2

Такие разные машины: транспорт, виды транспорта.

1

-

1

Работа  по группам,

работа с рабочей тетрадью.

3

Поездка в разных видах  транспорта.

1

0.5

0.5

Опрос.

Проверка практического задания

Наблюдение

4

Познакомьтесь – светофор!

Виды и сигналы светофоров.

1

0.5

0.5

Опрос.

Работа в  группах.

Наблюдение

5

«Дядя Степа» на наших дорогах. Регулировщик. Его сигналы.

1

0.5

0.5

Опрос.

Работа в  группах.

Наблюдение

6

«Переходим дорогу». Подземная дорога для пешеходов. Дорожные ловушки.

1

-

1

Опрос.

Работа в  группах,

работа с рабочей тетрадью.

Наблюдение.

7

Виды перекрестков.

1

0.5

0.5

Опрос.

Коллективная работа.

Наблюдение.

8

Разлиновали дорогу, как тетрадку

1

-

1

Работа с рабочей тетрадью,

Наблюдение.

9

Дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов.

1

0.5

0.5

Проверка практического задания

Наблюдение.

10

Поездка в автобусе и троллейбусе, трамвае.

1

0.5

0.5

Опрос.

11

Пешеходы-светлячки.

1

-

1

Проверка практического задания.

Наблюдение.

12

Итоговое занятие.

Профессии разные нужны, профессии разные важны!

Встреча с инспектором ГИБДД.

1

0.5

0.5

Опрос

Наблюдение

Итого

12

4

8

УТВЕРЖДЕН

Приказ №    от   _.    .2023

Директор ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии»

_____________________ Петерсон И.В.

«___»_________20_______г.

Календарный учебный график к реализации

ДОП «МУЛЬТИ ПэДэДэшка» на 2023-2024 учебный год

Год

обучения

Дата

начала обучения

Дата окончания обучения

Всего

учебных недель

Количество учебных дней

Количество

учебных часов

Режим занятий

1 год

1 группа

6

12

12

2 раза по 1

часу неделю

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  

«МУЛЬТИ ПэДэДэшка»

Разработчики:

Гаврилова Юлия Юрьевна,

Ситникова Ирина  Александровна,

педагоги дополнительного образования

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с историей возникновения Правил дорожного движения;

- способствовать овладению знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.

- прививать  навыки безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте

- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать память, внимание, творческое мышление и воображение;

- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

- развивать интерес к совместной деятельности;

- развивать интерес к советским и отечественным мультипликационным фильмам через  детское эмоциональное восприятие.

Воспитательные:

-  воспитывать коммуникативную культуру;

- воспитывать уважительное отношения к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты

Личностные.

У ребенка будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению Правил дорожного движения;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • ориентация на успех;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные:        

Регулятивные:

  • ребенок научится принимать и сохранять учебную задачу,
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • научится самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: 

  • обучающийся научится обращаться за помощью;
  • научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Познавательные обучающийся научится

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием отечественной мультипликации,  
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме.
  • искать замысел мультфильма,
  • создавать собственный устный текст на основе художественного произведения, по серии иллюстраций  мультипликационных произведений.

Предметные

По окончанию учебного курса обучающиеся будут:

 знать:

  • Правила дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности ребенка  в качестве пешехода и пассажира: как переходить  дорогу по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • как правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, при езде на велосипеде; 
  • что такое регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • как переходить  дорогу при высадке из общественного транспорта и др.
  • мультипликационные фильмы  отечественного производства.

уметь:

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • уметь  предвидеть опасность на дороге и ее избежать;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог;
  • дисциплинированно вести себя на дороге и у дороги, на остановках общественного транспорта, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта;
  • следовать  принципам безопасного и здорового образа жизни;
  • научится взаимоуважению  в игре.

Содержание программы

1.Вводное занятие. Давайте знакомиться: «День студийца».  История правил дорожного движения. Дорожное движение в городе.

Теория. Знакомство с учащимися. Введение в программу курса: первичные  представления о дорогах города. История правил дорожного движения. Дорога - глазами детей и правила поведения на ней. Знакомство с понятиями пешеход, пассажир и водитель. Начальное тестирование. Для   чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Проведение инструктажа по технике безопасности. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Просмотр мультфильма «Дозорные дорог». Разбор ситуаций. Тестирование.

2. Такие разные машины: транспорт, виды транспорта.

Практика. Работа с рабочей тетрадью - автомобили: легковые, грузовые, специальные. Физкультминутки по ПДД.  Игра « Дорожное лото».

Самостоятельная работа с использованием дистанционных образовательных технологий: Просмотр учебного  мультфильма  «Уроки безопасности с Полли». Разбор ситуаций.  Работа с образовательными интернет –сайтами: http://pdd-deti.ru/, http://sakla.ru/video/list/2 ,  http://detibdd.ru/ , http://www.dddgazeta.ru/about/  и др.

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

3. Поездка в разных видах  транспорта.

Теория. Кто такой пассажир? Виды общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, трамвая. Опасные ситуации, дорожные ловушки. Правила пользования метро. Правила поведения в транспорте.

Практика. Логическая игра «Кто на чем едет». Художественное исполнение  различного вида транспорта. Просмотр мультипликационных  фильмов: «Приключения Незнайки и его друзей. Воздушное путешествие», «Сказки о машинах», «Паровозик из Ромашкова». Советские мультфильмы. Физкультминутки по ПДД. Разбор ситуаций.

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

4. Познакомьтесь – светофор! Виды и сигналы светофоров.

Теория. История появления светофора.  Виды и сигналы светофоров: пешеходный и транспортный светофоры. Их отличия. Сигналы светофора. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Художественное исполнение сигналов светофора. Просмотр мультфильмов

«Робокар Поли», «Смешарики. Азбука безопасности». Просмотр мультфильмов «Зай и Чик». Советские мультфильмы для малышей. Разбор ситуаций.  

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

5. «Дядя Степа» на наших дорогах. Регулировщик. Его сигналы.

Теория. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.  Физкультминутки по ПДД.

Практика. Игра «Регулировщик» (с использованием игрового модуля Азбука дорожного движения). Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер». Разбор ситуаций.

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

6.«Переходим дорогу». Подземная дорога для пешеходов. «Дорожные ловушки»: скрытая опасность.

Практика. Работа с рабочей тетрадью. Переход дороги в неположенном месте. Подземный пешеходный переход. Виды переходов. Скрытые опасности. Физкультминутки по ПДД.

 Просмотр учебного мультфильма «Дозорные дорог», «Дорожные ловушки».

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

7.Виды перекрестков.

Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке.  Что такое нерегулируемый  перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Обучающая игра «На перекрестке»   с игровым модулем «Альма». Просмотр мультфильма «Дозорные  дорог».

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания. Опрос.

8. Разлиновали дорогу, как тетрадку. Зебра на дороге.

Практика: работа с рабочей тетрадью. Дорожная разметка, обозначения на поверхности проезжей части. Цвета дорожной разметки. Где ее  можно увидеть? Физкультминутки по ПДД. Просмотр мультфильма - Зебры в городе! ( Азбука безопасности) 

Занятие – соревнование  с игровым модулем – «Альма».

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

9. Дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов.

Теория. Зачем нужны знаки на дороге? Чем они отличаются друг от друга?  Знакомство со знаками: «Дети», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный и надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»,  «Остановка автобуса, троллейбуса», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» и др. Физкультминутки по ПДД. Стихи и загадки про дорожные знаки.

Просмотр презентации – мультфильма «Загадки для детей про дорожные знаки»

Практика. Игра-лото «Дорожные знаки». Художественное исполнение дорожного знака.

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

10. Поездка в автобусе и троллейбусе, трамвае.

Теория. Кто такой пассажир? Виды общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, трамвая. Опасные ситуации, возникающие при этом. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Игра «Общественный транспорт». Поучительные мультфильмы про машинки - Весёлый транспорт».

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

Домашнее задание:  привлечение  родителей к созданию, совместно с детьми, художественного изображения  семейной картины по теме: «Папа, мама, я – соблюдающая правила семья!».

11.Пешеходы-светлячки.

Практика. Для чего нужен световозвращатель?  Мастер-класс по изготовлению световозвращающих элементов с участниками отряда юных инспекторов дорожного движения Василеостровского района.

Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

12. Итоговое занятие. Профессии разные нужны, профессии разные важны!

Теория. Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа с детьми.

Практика. Просмотр мультфильма «Кем быть?». Советские мультфильмы для малышей. Игра «Наш город».

 Наблюдение педагога за выполнением обучающимися задания.

Календарно-тематический  план к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«МУЛЬТИ ПэДэДэшка»

№ п/п

Наименование раздела (темы) ОП, кол-во часов в соответствии с учебным планом

Тема занятия, содержание (теоретическая и практическая часть)

Дата

проведения занятия по плану/

фактическая

Количество часов

Формы контроля/аттестации

Теория

Практика

Всего

по плану

факт

1

История возникновения правил дорожного движения. Дорожное движение в городе.

Теория: Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Тестирование для первичного выявления уровня знаний детей. Введение в программу курса: первичные  представления о дорогах города. Практика. Просмотр мультфильма «Дозорные дорог».

Техника безопасности. ПДД. Физкультминутки по ПДД.

0.5

0.5

1

Опрос

Разбор ситуаций.

Тестирование

2

Такие разные машины: транспорт, виды транспорта.

Практика: Работа с рабочей тетрадью- автомобили: легковые, грузовые, специальные. Физкультминутки по ПДД.  Игра « Дорожное лото»

-

1

1

Опрос.

Разбор ситуаций.

3

Поездка в разных видах  транспорта

Теория. Кто такой пассажир? Виды общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, трамвая. Опасные ситуации, дорожные ловушки. Правила пользования метро. Правила поведения в транспорте. Физкультминутки по ПДД.

Практика: Логическая игра «Кто на чем едет». Просмотр мультипликационных  фильмов: «Приключения Незнайки и его друзей. Воздушное путешествие», «Сказки о машинах», «Паровозик из Ромашкова». Советские мультфильмы.

0.5

0.5

1

Опрос.

Разбор игровых ситуаций.

4

Познакомьтесь – светофор!

Виды и сигналы светофоров.

Теория: История появления светофора.  Виды и сигналы светофоров: пешеходный и транспортный светофоры. Их отличия. Сигналы светофора. Физкультминутки по ПДД.

Практика: Художественное исполнение сигналов светофора.

 Просмотр мультфильмов

«Робокар Поли», «Смешарики. Азбука безопасности». Просмотр мультфильмов «Зай и Чик». Советские мультфильмы для малышей. Разбор ситуаций.  

0.5

0.5

1

Опрос

Разбор игровых ситуаций.

5

Дядя Степа» на наших дорогах. Регулиров

щик. Его сигналы.

Теория: Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.  Физкультминутки по ПДД.

Практика: Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер». Разбор ситуаций.

Игра Регулировщик»

0.5

0.5

1

Опрос

Разбор  ситуаций.

6

«Переходим дорогу». Подземная дорога для пешеходов. Дорожные ловушки.

Практика. Работа с рабочей тетрадью. Переход дороги в неположенном месте. Подземный пешеходный переход. Виды переходов. Скрытые опасности. Физкультминутки по ПДД.

 Просмотр учебного мультфильма «Дозорные дорог», «Дорожные ловушки».

-

1

1

Опрос

Разбор  ситуаций

7

Виды перекрест

ков

Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке.  Что такое нерегулируемый  перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Обучающая игра «На перекрестке»   с игровым модулем «Альма». Просмотр мультфильма «Дозорные  дорог», «Уроки тетушки Совы»

0.5

0.5

1

Опрос.

Коллективная работа- разбор  ситуаций

8

Разлиновали дорогу, как тетрадку

Практика: работа с рабочей тетрадью. Дорожная разметка, обозначения на поверхности проезжей части. Цвета дорожной разметки. Где ее  можно увидеть? Физкультминутки по ПДД. Просмотр мультфильма - Зебры в городе! ( Азбука безопасности) 

Занятие – соревнование  с игровым модулем – «Альма»

-

0.5

1

Опрос

Разбор  ситуаций

9

Дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов.

Теория: Зачем нужны знаки на дороге? Чем они отличаются друг от друга?  Знакомство со знаками: «Дети», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный и надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»,  «Остановка автобуса, троллейбуса», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» и др. Физкультминутки по ПДД. Стихи и загадки про дорожные знаки.

Просмотр презентации – мультфильма «Загадки для детей про дорожные знаки»

Практика: игра-лото «Дорожные знаки».

0.5

0.5

1

Разбор игровых ситуаций.

Проверка практического задания

10

Поездка в автобусе и троллейбусе, трамвае.

Теория:

Кто такой пассажир? Виды общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, трамвая. Опасные ситуации, возникающие при этом. Физкультминутки по ПДД.

Практика. Игра «Общественный транспорт». Поучительные мультфильмы про машинки - Весёлый транспорт».

Физкультминутки по ПДД.

Практика:

.

0.5

0.5

1

Опрос.

11

Пешеходы-светлячки.

Практика:

Мастер-класс по изготовлению световозвращающих элементов.

-

1

1

Проверка практического задания

12

Итоговое занятие.

Профессии разные нужны, профессии разные важны!

Теория: Встреча и беседа  с инспектором ГИБДД.

Практика: Просмотр мультфильма «Кем быть?». Советские мультфильмы для малышей.

Игра «Наш город»

0.5

0.5

1

Опрос.

Тестирование.

Итого

4

8

12

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по изучению правил дорожного движения и формированию навыков безопасного участия в дорожном движении является совершенствование проверки знаний и оценки результатов обучения детей.

Проверочная деятельность – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Главным критерием оценки усвоения программы является способность обучающихся показать, как приобретенные  знания могут быть применены на практике. Планируемый результат включает в себя не только знания и умения, но и личностные качества, ценностные ориентиры, этические аспекты. На основе планируемых результатов устанавливаются критерии оценивания, цель которых – установить четкие стандарты достижений каждого из запланированных результатов обучения.

В начале обучения по программе проводится первоначальная диагностика детей (входной контроль) в форме тестирования, для выявления уровня знаний.

В ходе обучения – проверка (текущий контроль) и закрепление знаний осуществляется в основном в игровой форме. Игра – это одна из наиболее ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правильного поведения. Используются различные типы игр: интеллектуальные, компьютерные,  сюжетно-ролевые, подвижные. На каждом занятии проводятся  физкультминутки по ПДД, чтобы  активно изменить деятельность детей  и этим ослабить наступающее в ходе теоретических занятий утомление, а затем снова переключить ребенка  на продолжение занятий. Усвоение теоретических знаний выясняется  с помощью рисования детских рисунков - пиктограмм (рисованное письмо в схематичном виде), так как не все дети   умеют грамотно писать.  С помощью таких рисунков педагог выявляет, какой объем информации  усвоил ребенок на занятии. Закрепление полученных знаний  осуществляется во всех видах деятельности: мультипликационных просмотрах, творческих играх, изобразительной деятельности, на интегрированных занятиях,  в форме викторин, а также в устных опросах детей.  

Итоговые контрольные мероприятия (итоговый контроль) проводятся в форме творческих дел: игровые программы, групповые задания, конкурсы.

Результаты усвоения обучающимися данной программы фиксируются в журнале,  в составлении отчетов- видеофильмов по проведению занятий, фотоотчетах, карте учета творческих достижений ребенка , информационной карте усвоения учащимися программы, карте балльно - рейтингого учета достижений обучающегося в объединении.

Ожидаемые результаты и способы их проверки по основным разделам программы.

Ожидаемые результаты

Используемые способы диагностики.

1. Усвоение теоретических знаний

 Игровые задания, опросы.

2. Усвоение практических знаний

Демонстрация  практических навыков,  при выполнении  индивидуальных  и групповых заданий.

3. Взаимодействие в коллективе

Игровые задания

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей  развития обучающихся, согласно поставленным целям и задачам.

Карта балльно – рейтингого учета достижений обучающегося в объединении

№ п\п

Название мероприятия

Участие ребенка в  %

Количество

итоговых

баллов за год

1

полугодие

2

полугодие

1.

Посещаемость занятий (отсутствие по уважительной причине).

Фиксация в журнале.

Фиксация в журнале.

50-60% (пропустил  более 10 занятий)-

1    балл

61-85% (пропустил 10 занятий) -  5   баллов

86-100% (пропустил 5 занятий)

-10  баллов.

2.

Активность на теоретических

занятиях.

Фиксация:  в детских рисунках пиктограммах (рисованное письмо в схематичном виде)

Усвоение материала

на 50-60%-  1    балл

на 61-85%-  5   баллов

на 86-100%-10  баллов.

3.

Совместные домашние работы с родителями (дома)

Фиксация: анкета для родителей.

Фотоотчеты.

Удовлетворенность учебным процессом на

50-60%-  1    балл

на 61-85%-  5   баллов

на 86-100%-10  баллов.

4.

Участие в играх, конкурсах, викторинах др.

Фиксация в протоколах конкурсов. В журнале.

Фотоотчетах.

50-60% (менее ½ из всех проведенных играх, конкурсах и т.п.)-

 1    балл;

61-85% (в ½ из всех проведенных играх, конкурсах и т.п.)-  5   баллов;

86-100% (во всех проведенных играх, конкурсах и т.п.)

-10  баллов.

5.

Участие в выполнении творческих работ

Фиксация в карте учета творческих достижений учащихся.

50-60%-  1    балл

61-85%-  5   баллов

86-100%-10  баллов.

6.

Итоговая   работа.

Игра «Наш город»

Метод наблюдения за активностью

ребенка и качеством выполнения работы при выполнении совместной

коллективной работы.

Активность

ребенка на

50-60%-  1    балл

на 61-85%-  5   баллов

на 86-100%-10  баллов.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МУЛЬТИ ПЭДЭДЭШКА»

( ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ)

ПЕДАГОГ:                                                                                                          № ГРУППЫ______

                                  ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ___________________

п\п

Ф.И.

обучающегося

Критерии овладения знаниями

(теоретическая часть)

Критерии применения знаний (практическая часть)

знает

не

знает

пони

мает

не понимает

Применяет и делает

сам

Повторяет

за другими учащимися, делает с подсказкой

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Критерии оценки:

0-не усвоил, нет роста

1-3-низкий уровень, незначительный рост

4-6-средний уровень, заметный рост

7-9-высокий уровень, переход на новый качественный уровень

Уровень результативности в группе (в %)

Месяц

Уровень успеваемости

Группа № 1

Высокий

Средний

Низкий

Выводы педагога по данной группе (программа усвоена или  нет):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта учета творческих достижений обучающихся.

п/п

ФИО

ребенка

Название творческой работы

Итого  количество,

сделанных

ребенком

творческих работ

Художест-

венное исполнение  различных видов транспорта.

Художест-

венное исполнение   опасных ситуаций при переходе дороги.

.

Художест-

венное исполнение сигналов светофора.

Художест-

венное исполнение   дорожного знака.

Работа с

раскрасками:

дорожные знаки.

Творческое

задание:

 Игра

«Регулировщик»

 (с использованием игрового модуля

 Азбука

дорожного

движения).

Мастер –класс

на  тему: свето-возвращатели.

 Игра

 «Наш

город»

Зачет

1

2

За учебный год:

50-60%(менее 5 заданий)-  1 балл

61-85% (5 заданий)-  5   баллов

86-100%(8 заданий)-10  баллов.

Методические материалы

На занятиях с детьми по данной программе используются методы (словесный, практический, наглядный) и технологии:

 Игровая технология (для развития навыков  и умений коллективной деятельности, умений сотрудничать): дидактические, ролевые, подвижные игры.

Обучение в  игре  позволяет научить, распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять в жизни.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • самопроизвольно запоминаются сведения;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • усиливается мотивация к изучению предмета.

Информационно – коммуникационные технологии  для формирования умений работать с информацией, развития  коммуникативных способностей, умений принимать оптимальное решения,

Здоровьесберегающая технология  (для сохранения, укрепления, и развития эмоционального, физического, интеллектуального здоровья учащихся

Организация учебной деятельности проводится с учетом основных  требований:

  • соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности);
  • смена видов деятельности;  построение занятия с учетом работоспособности учащихся; индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использование физкультминуток;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ и др.

Перечень учебно-методического комплекса

к дополнительной общеразвивающей программе

«Мульти ПэДэДэшка»

Учебно-методический компонент для учащихся и педагога:

1.Раздаточный материал для детей и родителей;

2.Дидактический материал ( настольные игры по правилам дорожного движения);

3.Информационные и справочные материалы;

4.Учебные и методические пособия:

5. Мультимедийные и компьютерные материалы:

Демонстрационные мультимедийные средства (обучающие):

  • «Правила дорожного движения »;
  • «Добрые дороги» учебно-методический фильм;
  • Сборник мультипликационных фильмов студии «Союзмультфильм»;
  • Сборник советских мультипликационных фильмов для самых маленьких;
  • Сборник учебных мультфильмов – « Азбука безопасности»;
  • Сборник учебных мультфильмов – « Уроки безопасности с Полли»;
  • Сборник детских учебных мультфильмов для детей «Про Машинки»;
  • Презентации по ПДД: правила движения для детей, дорожные знаки, световозвращатели и др.;
  • Конспекты занятий к  общеразвивающей  программе «Мульти ПэДэДэшка» (УМК).

 Компьютерные программные средства:

  • «Правила дорожного движения для школьников», Шмундяк В.Л., текст и иллюстрации, ЗАО «Новый Диск». Москва.
  • Аппаратно-программный обучающий комплекс «Веселый светофор».

Воспитательный компонент.

  • Сценарии;
  • Фотоматериалы;
  • Видеофильмы праздников, мероприятий, занятий;
  • Анкеты для родителей;
  • Планы проведения родительских собраний.

Компонент результативности.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

• учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные знания, умения, навыки);

• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении).

Фиксация результатов усвоения детьми общеразвивающей программы:

  • Тесты для первичного выявления уровня знаний детей.
  • Анкеты для родителей.
  • Информационная карта усвоения учащимися  данной программы.
  • Карты балльно – рейтингого учёта достижений системы обучающихся в объединении.

Информационные источники

Литература для педагога:

  1. «Добрая дорога  детства »,  газета.  
  2. Сборник методических материалов по ПДДТТ среди обучающихся ОУ
  3. Санкт-Петербурга. Санкт - Петербург. ООО «Принт», 2018
  4. «Правила дорожного движения», ГУ ГИБДД СОБ МВД России, 2023
  5. «Безопасность на  дорогах», методическое пособие, Москва «Интелин», 2020

Литература для обучающихся и родителей:

  1. .Моя первая дорожная азбука в картинках. Санкт-Петербург. Изд.дом «Литера», 2018.
  2. ПДД для самых маленьких детей. Москва, ООО «Эксмо»,2014
  3. Пособия по Правилам дорожного движения для младшего школьного возраста «Школа юного пешехода», «ООО Кедр», 2020
  4. Рабочая тетрадь. Министерство просвещения РФ. МВД России, ВЦРХТиГТ, 2022
  5. Познавательно-развлекательная раскраска «Правила дорожного движения». Министерство просвещения РФ, ВЦРХТиГТ, 2022
  6. «Секретные Агенты на страже Дорожной безопасности». Познавательно-развлекательная раскраска. Изд. Проект  «Держи дистанцию», МВД России, 2021

7. «Безопасный переход». Познавательно-развлекательная раскраска. Изд. Проект  «Держи дистанцию». МВД России.2021 год.

Интернет-ресурсы:

Добрая дорога детства, портал  «Город  дорог» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Вязание»

Дополнительная общеразвивающая программа «Вязание» художественной направленности. Разработана в соответствии с Положением о дополнительном образовании МОУ «ООШ п. Взлётный»....

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей «Дорогою добра »

Пояснительная записка.Краткосрочная программа  составлена на основе дополнительной общеобразовательной  программы «Дорогою добра» по  социально-гуманитарному направлению раб...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Летняя школа вокала"

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Летняя школа вокала» направлена на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным п...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Карандашик»ДИСТАНТ Направленность программы:ХудожественнаяЦелевая аудитория: 6-9 летСрок реализации: 8 ча...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...

дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Югорский сувенир"

Данная программа позволяет за короткое время познакомить детей и подростков с народной культурой и  декоративно-прикладным творчеством коренных народов ханты и манси....