ДООП Художественной направленности «Школа театра»
рабочая программа

Курманбакиева Любовь Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДООП Школа театра32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ямальского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественной направленности 

«Школа театра»

/базовый уровень/

возраст детей 11-17лет

срок реализации 1 год

                                                             

                                                             

                                                             

Автор – составитель: Курманбакиева Любовь Алексеевна,

учитель иностранного языка (английского)

                                                             

с. Панаевск

2024

Пояснительная записка

Программа составлена для реализации на базе учреждения «Панаевская школа- интернат». Реализуется с 2024 года с учетом социального запроса родителей и обучающихся.

Нормативно-правовые документы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых.

• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• Концепция развития дополнительного образования детей от              04.09.2014 № 1726.

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).

• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".

Главная задача школы – дать обучающимся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла. В тоже время, дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

Преподавание театрального искусства способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем общеобразовательной школы и дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Что такое театр? По утверждению К.С. Станиславского, это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в человеке творческие задатки, стимулировать развитие психологических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную направленность. Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и творческого мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства.

Новизна предлагаемой программы опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой школьник получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.

Актуальность

В связи с запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития, актуальность проблемы не вызывает сомнения. Театральная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Также, для воспитанников значимым является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа позволяет каждому ребенку, овладев знаниями, умениями, навыками, применять их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта. Данная программа четко проявится в динамике развития личности, в способности к коллективному творчеству, в становлении таких качеств, как адаптивность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир.

Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Образовательные:

-Обучить детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

-Обучить детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.

-Обучить детей играть полноценный спектакль в коллективе.

Воспитательные:

-Воспитать культуру поведения на сцене и за кулисами.

-Воспитать чувство коллективизма.

-Воспитать коммуникативные способности, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

Развивающие:

- Развить умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

-Развить творческое мышление, воображение, память.

-Развить речевой аппарат, пластическую выразительность.

Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью программы театральной студии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Программа театральной студии рассчитана на 1 год занятий с детьми 11-17 лет. В театральную студию принимаются дети по желанию, без предварительного отбора.

Занятия проходят 3 раза в неделю – 1 занятие длится 1 час. В год это составляет 102 часа.

В группе первого года обучения – 25 воспитанников.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09. по 24.05).

Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в районных, городских, областных конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результаты определяются по 3 уровням: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению группы;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться:

- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; проявлять индивидуальные творческие способности.

- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению:

- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральной культуре; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом; основам актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) вербальное и невербальное.

Формы контроля:

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

•        текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

•        промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

•        итоговый – спектакли.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных постановок, пьес, этюдов;

- просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;

- анализ своей деятельности по результатам выступлений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

Содержание раздела

 часы

1.

Роль театра в культуре народов.

Приобретение навыков, необходимых для сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»). Знакомство с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Обмен своим жизненным опытом. Знакомство с авторами спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральные жанры.

1

2.

Театральная исполнительская деятельность.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Образно-игровые упражнения (электричка, стрекоза, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (ветер, туман). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов.  Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

5

3.

Работа и показ театрализованного представления ко Дню учителя.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

9

4.

Работа и показ театрализованного представления к Осеннему балу.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

9

5.

Сценическое искусство. Занятия.

Упражнения и игры. Превращение предмета в предмет («Метаморфозы»); живой алфавит, речка, волна. Игры-одиночки. Выполнение этюда по картинкам.  Приёмы релаксации. Концентрация внимания, дыхания. Устранение психологического зажима.

6

6.

Освоение театральных терминов.

  Знакомство с терминами: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнёр, премьера, актер и т.д.

3

7.

Работа и показ театрализованного представления к Новогоднему утреннику.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

12

8.

Просмотр профессионального театрального спектакля.

Просмотр спектакля.  Беседа после просмотра. Иллюстрирование.

6

9.

Работа и показ театрализованного представления ко Дню защитника Отечества.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

9

10.

Работа и показ театрализованного представления к Международному женскому дню.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

9

11.

Основы пантомимы.

Знакомство с позициями актера в пантомиме. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомиме.

6

12.

Работа и показ театрализованного представления к Масленице.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

9

13.

Работа и показ театрализованного представления ко Дню Победы.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

12

14.

Подготовка и защита индивидуальных творческих проектов.

Создание театральных этюдов (групповые или индивидуальные театральные сценки).

6

Комплекс организационно-педагогических условий

календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года

34 недели

Продолжительность занятия

40 мин

Промежуточная аттестация

декабрь

Итоговая аттестация

май

Окончание учебного года

24 мая

Каникулы зимние, осенние, весенние

Занятия в учебных группах проводятся по индивидуальному расписанию (по приказу директора школы-интерната)

Каникулы летние

-

Условия реализации программы

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

Программа может реализовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения, а также в смешанной форме. При реализации программы в дистанционной, смешанной форме методы, формы проведения занятий, формы контроля освоения учебного материала определяются педагогом, реализующим данную программу, исходя из имеющихся технических возможностей педагога и обучающихся.

Могут использоваться: группа детского объединения ВК мессенджер для оперативной обратной связи, отправки заданий и получения ответов, электронная почта (для рассылки заданий и получения ответов) и др.

Формы аттестации

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются журнал посещаемости, собеседование при приеме ребенка – для выявления исходного уровня подготовки, собеседование с родителями, текущий педагогический контроль на занятиях грамоты, дипломы за участие в конкурсах, информация на сайт учреждения.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: определение показателя уровня овладения ребенком практических и теоретических навыков (низкий, средний, высоки) через открытое занятие, выступления, конкурсы проектов, мониторинги, итоговое тестирование.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Кукольный театр"

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.     Задачи:Обучающие:Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомит...

Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр"

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Перс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»

Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительнойобщеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»...

Протоколы промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»

Протоколы промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся  по дополнительной общеобразовательной программе   художественной направленности  «Уличный театр»...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”

Данная программа направлена на  развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...