Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»
рабочая программа

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании педагогического совета

Протокол от 17.05.2024 г.

№ 3

РАССМОТРЕНО

 

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5

г. Бирюсинска

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ                 детским садом № 5 г.     Бирюсинска

_________Батурина Е.А.

 

Приказ от 22.07.2024 г.

№ 58

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

по художественно-эстетическому развитию

 «Пластилиша»

 

           

 

                            Адресат программы

 Обучающиеся 5-7 лет

            Срок реализации –  2 года

 

 

            Разработчик программы:

                  Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирюсинск, 2024-2025г.

 

 

Содержание

 

  1. Целевой раздел

2

1.1 Пояснительная записка

2

1.2 Цель, задачи

3

1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность

3

1.4 Комплекс основных характеристик

4

II.      Содержательный раздел

6

2.1. Учебный план

6

2.2. Календарный-учебный график

6

2.3 Содержание программы

7

2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы

9

2.5 Методическое обеспечение программы

10

III.     Используемая литература

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой раздел

 

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиша» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

 

Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с солёным тестом и пластилином в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.

Во время работы с пластилином, солёным тестом, ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети старшего дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе. Работа с детьми строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.

 

 

 

 

1.2 Цель, задачи

Целью программы по курсу «Пластилиша» является:

Обучение детей нетрадиционным принципам лепки из пластилина (пластичного материала) и применение их при изготовлении поделок в технике: пластилинографии, тестопластики, скульптуры.

Развитие у детей чувства пластики, объёмно-пластического мышления, воспитание творческого восприятия предметов, стимулирование наблюдательности и зрительной памяти;

Задачи программы:

  • Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
  • Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
  • Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
  • Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
  • Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
  • Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
  • Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.

 

1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность программы

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по работе с пластилином и пластичным материалом весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.         

Главное значение занятий состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Поэтому использование пластилинографии в качестве дополнительной образовательной услуги является актуальной.

Педагогическая целесообразность программа «Пластилиша» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. 

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. 

 

  1. Комплекс основных характеристик

 

Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией, лепкой, тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет

Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (8-15 человек)

Режим занятий:

Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.

Объем и срок освоения программы:

Первый год обучения - 38 часов (2 группы);

Второй год обучения – 38 часов (2 группы).

Направленность программы: художественная.

Форма организации: групповая

Уровень освоения программы: базовый.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.   Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их.

Целевые ориентиры:

Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства.
Знать особенности изобразительных материалов.

Под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

Изготавливать объёмные, полуобъёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

Дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

Поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

Использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.      Содержательный раздел

 

2.1. Учебный план

 

Первый год обучения.

 

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

1

12

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

1

12

Выставка работ

3.

Скульптура

12

1

11

Выставка работ

 

Итого:

38

3

35

 

 

 

Второй год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

1

12

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

1

12

Выставка работ

3.

Скульптура

12

1

11

Выставка работ

 

Итого:

38

3

35

 

 

 

2.2. Календарный-учебный график

 

Первый год обучения.

Раздел/

месяц

Сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Раздел 1

4

5

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

 

4

4

4

1

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

 

 

3

5

4

Всего

4

5

4

4

4

4

4

5

4

 

Второй год обучения.

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

4

5

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

 

4

4

4

1

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

 

 

3

5

4

Всего

4

5

4

4

4

4

4

5

4

 

2.3 Содержание программы

Первый год

  1. Пластилинография

Количество часов - 13. Теория-1, практика-12.

Теория: формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; обучение умению ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики; ознакомление с окружающим миром; развитие эмоций и фантазии. Объяснение последовательности работы, правил выполнения.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Насекомые», «Пейзаж поле», «Луг в цвету», «Пейзаж леса», «Натюрморт фрукты», «Портрет мой»,

«Портрет семьи», «Птицы в полёте», «Дикие животные», «Растения», «Бабочка», «Сказка – 1 занятие», «Сказка – 2 занятие».

 

  1. Тестопластика

Количество часов - 13. Теория-1, практика-12.

Теория: Знакомство с техническими навыками и приемами лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Подкова», «Выпечка», «Жучок на листочке», «Цветы», «Грибная полянка», «Мозаика», «Картина сказка Колобок», «Корзина с цветами», «Птица», «Чудо-дерево», «Матрёшка», «Медаль», «По мотиву сказки».

 

  1. Скульптура

Количество часов - 12. Теория-1, практика-11.

Теория: показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора; знакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее; развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение; поощрять речевую активность; привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Домашнее животное», «Лебедь», «Работа по замыслу», «Птицы на ветке», «Птицы в полёте», «Человек стоит», «Человек сидит», «Человек в движении», «Работа по замыслу», «Прикладная скульптура (лицо)», «Барышня (Дымка)», «Герой сказки».

Второй год

 

1. Пластилинография

Количество часов - 13. Теория-1, практика-12.

Теория: закрепить знания детей о пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство, выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с педагогом. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Морской пейзаж», «Завершение предыдущей работы», «Осенний пейзаж», «Завершение предыдущей работы», «Портрет мамы», «Завершение предыдущей работы»,

«Натюрморт», «Завершение предыдущей работы», «Городской пейзаж», «Завершение предыдущей работы», «Портрет папы», «Завершение предыдущей работы», «Работа по замыслу детей».

 

2. Тестопластика

Количество часов - 13. Теория-1, практика-12.

Теория: Закрепить приемы лепки из соленого теста. Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста. Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.

Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки. Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Подкова медальон», «Торт», «Божья коровка», «Цветы – панно», «Грибная полянка – панно», «Мозаика», «Картина сказка», «Корзина с цветами – панно», «Снегирь», «Новогодняя ёлка», «Матрёшка», «Снеговик», «Работа по замыслу детей».

 

3. Скульптура

Количество часов - 12. Теория-1, практика-11.

Теория: закрепление знаний о скульптуре, создание скульптуры из пластилина по собственному замыслу. Задачи: дать детям представление о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании; познакомить со скульптурой Карло Бартоломео Растрелли «Петр I»; показать, как много может рассказать скульптура о человеке; развивать внимание, наблюдательность, творческие способности; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям, создающим предметы искусства.

Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Лисичка», «Заяц», «Работа по замыслу», «Кот», Курочка с цыплятами», «Работа по замыслу»,

«Корзина с яблоками», «Поляна грибов», «Огород», «Бюст», «Автопортрет», «Балерина».

 

2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы

 

Первый учебный год:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа в пластилиновой живописи
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).
  • Дети освоят элементарные действия с тестом.

Второй учебный год:

Дети закрепят знания о всех изученных видах изобразительного искусства;

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

Оценочные материалы

 

 

 

Критерий                                     /                          ФИО ребенка

Ф. И.О.

Ф. И.О.

Ф. И.О.

 

Ф. И.О

1

Создает знакомый образ посредствам пластилина на горизонтальной плоскости.

    

2

Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывание, приглаживания границ соединения отдельных частей.

    

3

Умеет создавать рисунок, передавая особенности их строения характерные детали.

    

4

Сформированы у детей изобразительные навыки.

    

5

Запоминает и узнает знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

    

6

Замечает изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

    

7

Отмечает выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

    

8

Выполняет изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.

    

9

Создает изображения по заданию педагога.

    

10

Создает изображения по представлению и собственному замыслу.

    

11

Создает рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

    

12

Изображает отдельные предметы и сюжеты.

    
 

Итого:

    

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

  • Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
  • Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
  • Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно

 

2.5 Методическое обеспечение программы

 

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия по освоению программы проходят в изостудии;

Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень материалов необходимых для проведения занятия: доска для лепки, стека, пластилин (масса для лепки, солёное тесто), белый и цветной картон.

Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

Методическое сопровождение

  • учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
  • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
  • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки).

Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  • схематический  (рисунки, шаблоны)
  • картинный  (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);
  • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
  • тематические подборки материалов, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.

 Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

  • методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (копирование, выполнение отдельных элементов по образцу); частично-поисковые (разработка сюжета одной или коллективной работы по заданной теме).

Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.

Алгоритм учебного занятия

1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).

2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.

3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.     Используемая литература

1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

2. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

3. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014

5. Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.

6. С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.

7. С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

8. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.

9. А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»

Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от  17.05.2024 г № 3РАССМОТРЕНО...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...